Авианосцы Проекта 34. СССР. Часть 2
Часть 1
18 августа 1970 года наблюдателями находящегося в Южно-Китайском море авианосца «Петропавловск» были замечены два американских штурмовика А-7 «Корсар», один из которых был явно поврежден. Поврежденная машина начала заходить на посадку на советский авианосец, что американскому пилоту, несмотря на его ранение, блестяще удалась. Пилот второго штурмовика, вовремя обнаружив свою ошибку, некоторое время летал кругами вокруг советской эскадры, словно пытаясь рассмотреть, что происходит с его товарищем.
«Петропавловск» и сопровождавшие его корабли немедленно повернули на север, стремясь достигнуть своих территориальных вод, однако в тот же день американский посол в Москве заявил протест против захвата военнослужащего США и его самолета. На следующий день к «Петропавловску» подошел американский транспорт, на который и был передан с помощью крана поврежденный штурмовик, а затем и его пилот. Отойдя на несколько миль, американцы сбросили самолет за борт, и в результате так и не обнаружили нехватки на нем некоторых приборов.
«Петропавловск» же вернулся к своей основной работе, которая состояла в отвлечении на себя части авиагрупп американских авианосцев наносивших удары по территории Демократической Республики Вьетнам.
К модернизации «Петропавловска» Владивостокский судоремонтный завод приступил в 1965 году. Архаичность конструкции корабля уже затрудняла использование на нем современных самолетов, требовались установка паровых катапульт, сооружение уголковой палубы и новых расположенных вне ангара самолетоподъемников. Одновременно заменялось на современное и зенитное вооружение авианосца. Проходящая ударными темпами модернизация закончилась в 1969 году, потребовав реконструкции самого завода и строительства нового сухого дока. Однотипный авианосец «Слава» прошел аналогичную модернизацию в 1968-1970 годах, в Северодвинске.
Авианосцы получили по две паровые катапульты, заменившие старые гидравлические, и два открытых лифта на правом борту, что позволило увеличить вместимость ангара. Были также установлены дополнительные цистерны для хранения авиационного топлива.
Зенитное вооружение было представлено двумя зенитно-ракетными комплексами М-11 «Шторм», расположенными на носовом спонсоне правого борта и кормовом левого. Ближний рубеж обороны обеспечивали восемь зенитных автоматов АК-630.
В 1973 году авианосец «Слава» вместе с кораблями охранения находился в Средиземном море, оказывая моральное давление на израильскую военщину, ведущую агрессивную войну против Сирии и Египта. Несмотря на присутствие в регионе двух американских авианосных ударных групп, израильтяне все же вынуждены были выделить часть своих самолетов для отражения возможного авиаудара с советского авианосца. Возможно, что именно по этой причине израильтянам не удалось форсировать Суэцкий канал, что резко уменьшило потери египтян.
К началу 80-х годов в состав авиагрупп авианосцев входили по 36 истребителей МиГ-23К, 18 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27К, 4 противолодочных самолета Ту-18ПЛ, 3 самолета ДРЛО Ан-20 и 6 вертолетов Ка-25.
В 1987 году «Петропавловск» вместе с другими кораблями Тихоокеанского флота встречал новый авианосец «Советский Союз». Однако эта торжественная встреча сыграла роковую роль в судьбе старого корабля, вскоре после этого «Петропавловск» был выведен из состава Военно-Морского Флота и сдан на слом.
Авианосец «Слава» оставался в составе Северного флота до начала 90-х гг., после чего был выведен из состава Военно-Морского Флота.