Авианосцы проекта 34. CCCР. Часть 1
Утром 20 декабря 1952 года уровень воды в выводном бассейне Молотовского завода достиг максимальной отметки. Док-камера номер два 50-го цеха также была заполнена водой. Ровно в полдень был открыт батопорт, и, расталкивая успевшие появиться льдинки, огромный корпус нового авианосца медленно начал выдвигаться из цеха.
Вечером того же дня И. В. Сталин получил телеграмму, рапортующую о спуске на воду самого большого в мире авианосца. Это в какой-то мере было преувеличением. Хотя стандартное водоизмещение строившегося в Молотовске авианосца действительно немного превосходило таковое у американских авианосцев типа «Мидуэй», но по полному водоизмещению американские корабли все же опережали новый советский.
Начатый разработкой еще в конце Великой Отечественной войны проект 34 прошел долгую эволюцию. Первоначально представлявший собой лишь несколько увеличенный вариант проекта 54, он, после появления в составе американского флота авианосцев типа «Мидуэй», стал расти как на дрожжах. С 20 тыс. т, оно быстро достигло 35 тысяч, а потом и 45. Помимо прогнозируемого специалистами быстрого увеличения размеров реактивных самолетов, рост водоизмещения был вызван и стремлением максимально увеличить число зенитных орудий. В конечном итоге оно состояло из 16 130-мм универсальных орудий и 64 45-мм автоматов. В итоге корпус авианосца получил развитые спонсоны, особенно сильно выступавшие из корпуса в районе спаренных 130-мм установок.
Ширина полетной палубы в районе «острова» составляла 38 м, но в оконечностях, ограниченная спонсонами, она была 33 м. Огромный ангар размерами 212×31 м имел высоту 5,4 м. Верхняя (полетная) палуба перекрывалась 50,8-мм броней. В ангаре находились два смещенных к левому борту лифта-самолетоподъемника, что теоретически позволяло совмещать их работу со взлетно-посадочными операциями. В носовой части располагались две гидравлические катапульты.
Авианосец имел мощную противоторпедную защиту, имевшую глубину до 6,5 м.
Головной авианосец, получивший название «Молотов», был заложен в Молотовске в конце 1949 года. За ним последовали однотипные «Лазарь Каганович», «Микоян», а после спуска на воду головного – «Калинин». К сожалению, судьба двух последних сложилась трагически: после прихода к власти Н. С. Хрущева их постройка была прекращена.
«Молотов» вышел на испытания весной 1954 года, еще не имея на борту штатной авиагруппы. Вместо еще не начатых производством Ту-18 и МиГ-19К, в его ангаре стояли торпедоносцы Че-4 и палубные варианты поршневого Ла-11. Только с конца 1955 года новые машины начали прописываться на палубе «Молотова» и проходящего испытания «Лазаря Кагановича». В конечном итоге в состав авиагруппы каждого авианосца входили 30 торпедоносцев-бомбардировщиков Ту-18 и 54 истребителя МиГ-19К.
В 1956 году «Лазарь Каганович», переименованный в «Петропавловск», отправился в дальний поход вокруг Африки на Тихий океан. «Молотов», переименованный в «Славу», остался в составе Северного флота.
Во время Карибского кризиса 1962 года «Слава» находилась в ремонте. Все попытки командования ускорить работы наткнулись на противодействие Минсудпрома, впрочем, вполне обоснованное. Разъяренный Хрущев даже распорядился отправить «бесполезный» авианосец на слом, но вовремя передумал. Возможно, кто-то напомнил ему о судьбе еще двух авианосцев, сданных на слом по его приказу, и которые могли бы находиться в 1962 году на ходу.
Реванш взял «Петропавловск», во время агрессии США во Вьетнаме совершивший несколько походов в район боевых действий, вынуждая американцев выделять для противодействия советскому кораблю авиагруппы своих авианосцев, снижая тем самым эффективность авиаударов по территории ДРВ. Но к тому времени «Петропавловск» выглядел совсем по-другому.
Водоизмещение: 47 100 т (стандартное), 56 500 т (полное).
276,0 (по палубе 296,5)×36,0 (по палубе 38,0)×9,6 м.
Вооружение: 8х2 130-мм/58, 16х4 45-мм.
Бронирование: пояс 140 мм, палуба 51 мм (над цитаделью), 51 мм (верхняя).
220 000 л.с. 32 узла.
1. Молотов 49-52-54 Молотовск
2. Лазарь Каганович 50-53-55 Балт. з-д
3. Микоян 51-53- Х Наваль
4. Калинин 51- Х- Х Молотовск