Авианосная экзотика: от Австралии до Голландии
Классики предлагают разорять малые страны путём дарения крейсеров. Но если хочется разоряться «как большие», то крейсер — это мелко. В XX веке сразу несколько стран, которые сложно подозревать в больших геополитических амбициях, завели себе авианосцы. Зачем они это делали, и что из этого вышло? Посмотрим.
Раньше мы уже знакомились с авианосными амбициями флотов второго эшелона. Но это всё так или иначе флоты крупных держав, c серьёзными планами и возможностями. Сегодня попробуем посмотреть, как и зачем авианосцы заводили страны, не претендовавшие на величие.
Австралия
У обитателей страны коал, кенгуру и шираза хотя бы ясен мотив. За время войны на Тихом океане авианосцы убедительно продемонстрировали свои выдающиеся возможности, и воевавшие бок-о-бок с янки австралийцы цену «плоским палубам» знали.
Конечно, постройку новых они бы ни за что не потянули — бюджет и без того не в лучшем виде, а тут ещё демобилизованных трудоустраивать и лечить — но выручил случай: у «родительского» Королевского флота совпало отсутствие средств и наличие немалого числа свеженьких (или даже строящихся) авианосцев. Вводить их все в строй не было ни денег, ни смысла, и Лондон начал сбывать лишние кораблики по сходной цене.
HMAS Sydney (фото: Whites Aviation)
Сбывали в первую очередь самым братским по Содружеству народам, и австралийцы тут были на первом месте.
Планы создания Великого Флота Страны Кенгуру предполагали покупку трёх авианосцев: чтобы как минимум два всегда были в готовности, а третий мог бы оставаться в ремонте, например.
В цепких лапах бухгалтеров хотелки ожидаемо усохли, но на два недостроенных лёгких авианосца типа «Маджестик» деньги нашлись.
Первый, «Террибл», был почти готов, и его взяли без серьёзных переделок. Под именем «Сидней» он вошёл в строй уже в 1949 году. Второй, «Мельбурн», получили только в 1956, но уже перестроенный по новейшим веяниям моды — с угловой палубой и паровой катапультой, что позволяло использовать реактивные самолёты.
Между ними вклинился взятый в аренду у англичан «Вендженс» типа «Колоссус», который использовался преимущественно как учебный с 1952 по 1955 годы, до прихода «Мельбурна».
К тому времени сердца бухгалтеров ещё более ожесточились, и «Мельбурн» по факту остался один: «Сидней» отправили в резерв и переделали в транспорт.
HMAS Melbourne
Австралийские авианосцы оказались довольно боевиты. «Сидней» использовался по прямому назначению у берегов Кореи во время войны и первый год после подписания перемирия. Потом, во время войны во Вьетнаме, уже как транспорт, он совершил 25 «ходок», перевозя туда-обратно солдат и грузы австралийского «ограниченного контингента».
Мощно отличился и «Мельбурн» — мало какой послевоенный авианосец может похвастаться тем, что утопил за время службы два эсминца. Правда, своих… Правда, тараном… И, в общем, они сами нарывались.
Если быть точным, то в 1964 году «Мельбурн» протаранил австралийский, а ещё через пять лет — американский эсминец.
В 1982 году он был списан, но несмотря на такую специфическую карьеру, отношение к «Мельбурну» у австралийских интернет-флотофилов нежное, и по нему скучают.
HMAS Sydney и HMAS Melbourne на заднем плане
Впрочем, у них состоялся почти что реванш: недавно Королевский австралийский флот получил два построенных по испанскому проекту универсальных десантных корабля типа «Канберра». Они могут даже принимать самолёты укороченного взлёта и вертикальной посадки. Конечно, если австралийское правительство расщедрится в итоге на F-35B. А пока обходятся вертолётами.
Кстати, после списания «Мельбурн» продали на слом в Китай, а ушлые китайцы предпочли его разобрать и изучить, закладывая так основу своих авианосных планов.
Канада
Канадцы во время войны тоже оценили важность авианосцев, но немного «с другого бока». Пока над беспощадно-синими просторами Великого океана бесчисленные армады палубных самолётов сшибались в жарких воздушных битвах и бомбили райские атоллы, в суровой северной Атлантике машины с эскортных авианосцев искали немецкие подводные лодки, прячущиеся под бесконечными волнами цвета стали и камня.
В Канаде набрали экипажи двух британских эскортников, переданных в итоге канадцам же в аренду. В конце войны Оттава и Лондон совместно решили, что Королевскому канадскому флоту пора получить «взрослые» корабли.
HMS Warrior
Первым делом, в 1946 году канадцы получили лёгкий авианосец «Уорриор» типа «Колоссус».
Однако тут случился конфуз: англичане по доброте душевной впарили бывшей колонии корабль, построенный в конце войны в «тропической» комплектации, просто не подготовленный к эксплуатации в приполярных водах.
Попытка эксплуатации его у канадских берегов внезапно оказалась не совсем удачной, и с самыми тёплыми пожеланиями его вернули обратно.
HMCS Magnificent
Подумав, канадцы решили, что обойдутся одним авианосцем — этим одним стал «Маджестик», головной авианосец своего типа, переименованный в «Магнифисент» и получивший кличку «Мэгги». Он вошёл в строй в 1948 году и лавров не снискал.
За время службы до 1957 года самым близким к чему-то боевому стала доставка канадских миротворцев в Египет после Суэцкого кризиса.
На смену «Мэгги» пришёл однотипный «Бонавенчур», без происшествий прослуживший до 1970 года. Разве что во время Карибского кризиса он участвовал (хоть и безрезультатно) в поиске советских субмарин в западной Атлантике.
HMCS Bonaventure
В целом канадский авианосный флот с момента рождения и на протяжении неполной четверти века существования был в первую очередь противолодочным средством, что вкупе с довольно пассивной внешней политикой привело к тому, что сгинул он достаточно незаметно.
Нидерланды
Сейчас словосочетание «голландский авианосец» (мы знаем, что правильно — «нидерландский», но так нам привычнее) заставляет задуматься об употреблении всякого, что в этой Голландии разрешено.
Однако он был, и самый всамделишный. Тут нужно вспомнить о существовании Голландской колониальной империи (как звучит!), которая, конечно, была не чета английской, да и лучшие её годы прошли в XIX веке. Во Вторую мировую войну из серьёзных владений стоит отметить Голландскую Ост-Индию. После окончания войны и изгнания японцев колония внезапно захотела стать независимой Индонезией и начала войну с метрополией.
На фоне этой войны Нидерланды решили, что им нужны сильный флот и полноценный авианосец (маленький эскортный у них уже был и понравился). Пошли они к тем же англичанам и купили очередной «Колоссус», а именно «Венеребл». Корабль получил имя «Карел Дорман», в честь без дураков героического голландского адмирала, погибшего в сражении с превосходящими силами японцев в Яванском море в 1942 году.
HMS Venerable
Кстати, до сих пор его имя несут самые «представительные» корабли ВМС Нидерландов. Сейчас это многоцелевой десантно-транспортный корабль.
На подавление индонезийского стремления к независимости «Карел Дорман» не успел; корабль получили в 1948 году, когда подавлять было уже поздно.
Однако утеряны были не все колонии — осталась западная часть Новой Гвинеи, из которой собирались сделать формально независимое государство (на деле, желательно, зависимое).
Это не входило в интересы соседней Индонезии, которая сначала долгое время добивалась этой территории дипломатическим путём, а потом приступила к подготовке полномасштабного вторжения.
Для его отражения в 1962 году в регионе были развёрнуты имевшиеся силы ВМС Нидерландов во главе, конечно, с «Карелом Дорманом».
И тут мы подходим к самому интересному для отечественного читателя.
Дело в том, что лидер народно-освободительной войны и будущий пожизненный президент Сукарно (впоследствии, как в таких случаях и бывает, умерший под домашним арестом после свержения бывшими товарищами по борьбе) знал, с кем надо дружить, когда ты борешься с мировым империализмом!
HNLMS Karel Doorman
Как раз в преддверии западногвинейского кризиса Москву убедили в социалистической ориентации, в гости позвали Хрущёва, и в страну полилась военная помощь. Мы как-то упоминали, что туда занесло аж поршневые Ла-11. Но кроме «Лавочкиных» прислали игрушки и посерьёзнее.
Летом 1961 года прямо с Чёрного моря туда перегнали ракетоносцы Ту-16КС. Местных, конечно, пытались учить, но получалось не очень. «В случае чего» реально в бой должны были пойти советские лётчики (а были там и подводники, и много других военспецов).
Советские лётчики-черноморцы должны были атаковать противокорабельными ракетами голландскую авианосную группу, развёрнутую для защиты Новой Гвинеи от захвата Индонезией.
Это надо читать вслух, чтобы попробовать «на вкус».
Кстати, если бы дошло до столкновения, «Карелу Дорману» пришлось бы, скорее всего, кисло. Это сегодня крылатые ракеты КС-1 кажутся смешными маленькими МиГами без кабины пилота, а тогда это было грозное оружие, рассчитанное на линкоры и ударные авианосцы ВМС США.
Ту-16КС с ракетами КС-1
А на голландце из ПВО только пушечки, в авиагруппе — дозвуковые «Си Хоки», по скорости уступающие и самим Ту-16, и их ракетам… Во многом из-за столь серьёзной демонстрации силы после ряда мелких столкновений Нидерландам пришлось пойти на попятный и согласиться с поглощением Западной Гвинеи Индонезией.
После утраты колоний стал не нужен и авианосец. А в 1968 году на «Кареле Дормане» случился пожар в котельном отделении, после которого корабль решили не ремонтировать, а продать.
Александр Ермаков
Источник: http://warhead.su/2018/03/22/avianosnaya-ekzotika-ot-avstralii-do-gollandii