Авианосец «Громоносец». Муравия, 1934 год
Авианосец «Громоносец». Муравия, 1934 год.
К концу 20-х годов в составе Муравийского флота имелось три гидроавиатранспорта, предназначенных для ведения авиаразведки в интересах флота. Только один из них, «Мария», имел катапульты для взлета самолетов и мог производить запуск крылатых машин на ходу, два других могли лишь спускать самолеты на воду кранами, находясь при этом в дрейфе. Тем не менее, такое положение вещей считалось в Адмиралтействе вполне нормальным до самого 1929 года…
В этом году, при проведении больших маневров флота, совпавших с сильным штормом, лишь нескольким из самолетов-разведчиков смогли взлететь с корабельных катапульт, но ни один из них не смог совершить посадку на воду. Все гидропланы разбились, большинство летчиков погибли.
Только после этого Адмиралтейство изволило, наконец, распорядится начать проектирование нового авиатранспорта, носителя палубных самолетов, включенного в программу 1931-1935 годов.
Проектировавшее новый корабль КБ М-Металла столкнулось со значительными трудностями, определяя параметры авиатранспорта. В итоге, в силу неопытности конструкторов, были приняты большие запасы по длине корабля, размерам его ангаров и запасам авиатоплива. В качестве прототипа был взят корпус тяжелого крейсера «Катагур», удлиненный за счет цилиндрической вставки на 20 метров. Так как высокая скорость кораблю, предназначенному для сопровождения линейных сил, по тогдашним понятиям, не требовалась, паротурбинная турбинная установка была выполнена двухвальной, с двумя ТЗА мощностью по 32000 л.с. Это, свою очередь, позволило сильно сократить запасы нефти для котлов.
Особые трудности были связаны с выбором расположения дымовых труб, которое в процессе проектирования несколько раз менялось. В конце концов, остановились на японской схеме с бортовыми трубами.
Для эскадренного корабля существовала большая вероятность подвергнуться атаке миноносце, что вызывало необходимость наличия мощной противоминной артиллерии. В техзадании предусматривалась установка 12 152-мм казематных орудий, замененных впоследствии на 10 орудий со щитовыми установками. Зенитная артиллерия состояла из 12 76-мм установок.
Корабль имел два самолетоподъемника расположенных в носовой и кормовой части палубы.
Авиатранспорт, получивший название «Громоносец» был заложен на стапеле М-Металла в 1931 году, и весной 1934 года был спущен на воду. Длительный период нахождения корабля на стапеле был связан с продолжающимися переделками проекта.
В конце 1935 года «Громоносец» вышел на ходовые испытания, причем сразу выявилась крупная ошибка конструкторов, расположивших переднюю кромку полетной палубы, слишком далеко от форштевня, так что первый же взлетающий самолет задел за носовую оконечность корабля и разбился. Переделки носовой оконечности палубы продолжались до весны 1936 года, и только после этого испытания были продолжены.
При вступлении в строй, «Громоносец» имел на борту только 24 самолета-разведчика Гам-10 первой серии не имевших складывающих крыльев. Однако впоследствии авиационное вооружение корабля постоянно увеличивалось и, к началу второй Муравийско-Японской войны, на его борту имелись 12 торпедоносцев-бомбардировщиков ГАМ-10 «Баклан», 15 пикирующих бомбардировщиков АЭРО-2 «Смерч», 12 истребителей ГАМ-11.
В 1937 году «Громоносец» был переклассифицирован в авианосец, так как столь крупный корабль не заслуживал обозначения транспорта. В конце 30-х гг., 76-мм пушки были заменены на 8 новых 102-мм зенитных орудий, со стабилизированными постами наводки. Разрабатывался проект модернизации «Громоносца» с установкой на нем вертикальной трубы и полноразмерной рубкой-островом, но эти планы были перечеркнуты начавшейся войной.
Водоизмещение 14100 т (стандартное), 16200 т (полное).
Скорость: 27 узлов.
Вооружение на 1940 год: 42 самолета, 10х1 152-мм/53, 8х1 102-мм/54, 8х1 37-мм автоматов, 4х4 10,2-мм пулеметов.
Бронирование: борт — 76-102 мм, палуба – 51 мм.
Мощность ТЗА: 64000 л.с. Дальность плавания: 9000 миль.
Размерения (квл): 200х21,2х6,0 м.