1

В августе 1934 года бои шли уже на уже подступах к Венеции. Преодолевавшие Альпы солдаты 4-й русской армии также успешно продвигались вперед, преодолевая отчаянное сопротивление итальянских берсальеров. Легкие силы Российского Средиземноморского флота полностью вымели итальянские корабли из Адриатического моря, главные же силы Супермарины простаивали в бездействии в своих базах.

Авианосец «Адмирал Непенин». Россия

Невзирая на отчаянные призывы Муссолини о помощи, английское правительство медлило со вступлением в войну на стороне Италии. Препятствием было сразу несколько факторов: сведения о сосредоточении русских десантных кораблей в Мраморном море, переброске на аэродромы Галлиполи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-2, а также подразделений парашютистов. Целью этих демонстративных приготовлений мог быть только Крит, захват которого русскими создавал серьезную угрозу английским коммуникациям в восточной части Средиземного моря и, в конечном итоге, Суэцкому каналу. Не лучше обстояли дела и в Западном полушарии – США могли без особых проблем захватить все английские колонии в Вест-Индии и даже вторгнуться в Канаду. Разбросанный по нескольким театрам Королевский флот не мог противостоять сразу всем этим угрозам.

6 августа 1934 года патрулировавший в районе Крита линейный крейсер «Измаил» столкнулся с английским линейным крейсером «Худ», который по данным русской разведки должен был находиться в Скапа-Флоу. Опознав потенциального противника, «Измаил» начал отходить к норд-осту, чтобы соединиться с главными силами флота, однако имевший преимущество в скорости «Худ» постепенно догонял русский корабль. Как выяснилось впоследствии, англичане не замышляли ничего плохого, стремясь лишь оттеснить «Измаил» от следующих в Александрию войсковых транспортов, но русские моряки приняли угрозу всерьез. С находящегося примерно в ста милях авианосца «Адмирал Непенин» были подняты девять пикирующих бомбардировщиков БИП-1, имеющих приказ провести «заградительное» бомбометание по курсу английского линейного крейсера, с целью заставить его отказаться от преследования «Измаила».

В 16.10 первая тройка «Северских» сбросила бомбы перед форштевнем «Худа», причем одна из них разорвалась менее чем в полукабельтове от англичанина. В ответ открыли огонь зенитчики «Худа», почти сразу сбив командирский пикировщик из заходящей на цель второй тройки. Объятый пламенем аэроплан рухнул в море, оба члена экипажа погибли.

Третье звено пикировщиков под командованием штабс-капитана М. Родионова вышло на цель в 16.35. При бомбометании у командирской машины произошло заклинивание трапеции, отчего отделение бомбы произошло уже при выходе из пикирования, а фактически при кабрировании. Описав огромную дугу, 500-фунтовая бомба упала между кормовыми башнями английского линейного крейсера, пробив броневую палубу и угодив прямо в артиллерийские погреба «Худа»; она вызвала чудовищной силы взрыв, разорвавший корпус крупнейшего в мире военного корабля.

На следующий день Англия объявила войну России, еще через сутки США объявили войну Англии, а 10 августа Япония объявила войну России и США. Вторая мировая война стала свершившимся фактом.

* * *

Не слишком удачный проект авиакрейсера «Первенец» не остудил энтузиазма Морского министра адмирала Непенина, предложившего для перестройки в авианосец корпус недостроенного линейного крейсера «Наварин». По мнению министра один такой «авианосец» с несколькими десятками аэропланов мог обеспечить стратегическую разведку в интересах целого флота, а при удачном стечении обстоятельств «произвести воздушную атаку кораблей противника».

Разработанный по заказу министра в 1921 году, проект предусматривал усиление противоминной защиты корабля установкой булей и, в связи с малой степенью готовности машинно-котельной установки, полное ее обновление, предусматривающее установку новых котлов и турбозубчатых турбинных агрегатов, что позволяло, несмотря на увеличение водоизмещения, сохранить проектную скорость.

Была изменена схема бронирования линейного крейсера, ведь мощное бронирование авианесущему кораблю не требовалось. И главный и верхний броневые пояса были выполнены из 102-мм броневых плит, внутренняя противоосколочная переборка была ликвидирована. В трех погребах, оставшихся от башен главного калибра, разместился авиабоекомплект (торпеды и бомбы), а также цистерны авиационного топлива.

Ангарную палубу расположили на высоте полубака, что позволяло увеличить длину ангара, а в сочетании с большой его шириной (23,5 м) обеспечить «просторное размещение аэропланов». После вступления в строй авианосец принимал до 48 машин, впоследствии их количество было доведено до 60, что, правда, потребовало более чем вдвое увеличить вместимость бензоцистерн. Ошибка проектировщиков «Первенца», не предусмотревших помещение для ремонтных мастерских, что потребовало срочно соорудить таковое на полубаке, была учтена в новом проекте: мастерские располагались на месте погребов второй башни ГК, требующие ремонта аэропланы опускались в них с ангарной палубы при помощи крана. Авианосец имел два лифта-подъемника.

В конце 1921 года корпус «Наварина» был отбуксирован в Ревель для достройки на Русско-Балтийском заводе, а в январе 1922 года, через месяц после убийства адмирала Непенина эсером-максималистом Блюмкиным, получил новое название.

Работы на РБЗ велись не слишком спешно, что позволяло учитывать отечественный и зарубежный опыт эксплуатации авианесущих кораблей. Так, предусматривавшиеся первоначальным проектом подпружиненные пластинки, должные гасить скорость самолета, были заменены перед вступлением в строй тросовыми аэрофинишерами, уже прошедшими проверку на «Первенце», сменившем за время плаваний несколько типов «тормозных устройств» – от растянутых над палубой сетей до тросов, растягиваемых свешенными за борт мешками с песком.

Незадолго до вступления в строй была изменена по образцу английского авианосца «Игл» конфигурация носовой части корабля, что увеличило длину полетной палубы. К сожалению, не подлежал устранению главный недостаток проекта: отсутствие галерейной палубы над ангаром, что не обеспечивало ее жесткости и не позволяло установить гидравлические катапульты для взлета аэропланов с не имеющего хода корабля.

В 1925 году закончивший испытания «Адмирал Непенин» вошел в состав Средиземноморского флота, став крупнейшим кораблем Российского императорского флота, вследствие чего был следующем году классифицирован как линейный авианосец.

В 1934 году авиагруппа «Адмирала Непенина» состояла из 24 разведчиков-торпедоносцев Туполева РБТ-2, 18 бомбардировщиков-истребителей Прокофьева-Северского БИП-1 и 12 истребителей Поликарпова И-12.

Авианосец «Адмирал Непенин». Россия

Водоизмещение: 35 600 т (стандартное), 38 300 т (полное).

80 000 л.с. – 27,5 уз.

Вооружение: 60 самолетов, 24×1 130-мм/55, 8×1 102-мм зенитных орудий, 4×1 37-мм автомата.

Бронирование: борт 102 мм, палуба 37 мм + 50 мм.

Размерения (квл): 222,4×35,2×9,0 м.

Подписаться
Уведомить о
guest

150 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account