Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты
Данный материал, представляющий собой статью, посвященную памяти немецкого авиаконструктора Ганса-Гюнтера Мёллера (Hans Günter Möller), был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в марте 2015 года.
Предисловие редакции: 22 апреля 1979 года в расположенном недалеко от Бремена городке Дельменхорсте (Delmenhorst) умер авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер. Его смерть произошла почти день в день спустя сорок лет после разработки и постройки лёгкого фантастического самолёта, установившего мировой рекорд на дистанции более 1000 км. Этот рекорд, продержавшийся 30 лет и побитый лишь в 1969 году американцем Деррилом Гринмайером (Darryl Greenmayer), оказался долговечнее абсолютного рекорда скорости, установленного в том же году машиной Вилли Мессершмитта.
Ганс-Гюнтер Мёллер, получивший после войны прозвище «Plexi-Möller», был одним из наиболее талантливых конструкторов, занимавшихся разработками лёгких самолётов. Хотя он разработал и построил своими силами (без привлечения заемных средств!) не более полудюжины машин, эти самолёты представляли собой ориентир, на которые в дальнейшем равнялись другие авиаконструкторы Германии. Но почти все их разработки оказались хуже созданных Мёллером.
Ганс-Гюнтер Мёллер родился 28 февраля 1912 года в Гамбурге. Самолётами Мёллер интересовался с детства и уже во время обучения в четвертом классе занимался изготовлением их моделей. Позднее им был разработан дельтаплан. После школы Ганс-Гюнтер Мёллер стал студентом ольденбургского политехнического института, где в течение четырех лет он обучался авиастроению. В возрасте двадцати трех лет Мёллер стал пилотом-инструктором и обучал полётам на планерах.
В начале 1932 года приступил к разработке и изготовлению планера, который в дальнейшем показал замечательные характеристики. Планер D-STORMARN, Typ Felix, в 1934 году в Рёне (Rhön) получил много высших оценок за лучшую конструкцию. В 1936 году во время проведения мюнхенской олимпиады один из созданных им самолётов получил высшую оценку.
Затем Ганс-Гюнтер Мёллер стал работать в бременской компании Focke-Wulf в качестве инженера–деталировщика (Detailkonstrukteur), пока в 1938 году не перешел к Андреасу фон Фэльманну (Andreas von Fählmann) в качестве инженера-проектировщика (Projektingenieur).
Во время своей деятельности в компании Focke-Wulf Ганс-Гюнтер Мёллер начал работы над собственным легким самолетом. Весной 1936 года после года интенсивных работ была завершена разработка самолёта STO-MO 3 Temperolus. Изначально на этом самолёте предполагалось устанавливать авиационный двигатель ILO. Однако по ряду причин получить предназначавший для самолёта двигатель не удалось, и Гансу-Гюнтеру Мёллеру пришлось использовать другой авиамотор: Kröber M4 мощностью 18 л.с.. Для установки этого двигателя на самолет в его конструкцию потребовалось внести значительные изменения, связанные с удлинением носовой части машины. Самолет успешно прошел сертификацию летной пригодности и был внесен в гражданский регистр с выдачей номера D-YDOL. Испытывал этот самолёте пилот-планерист «Кюхи» Кюхенмейстер («Küchi» Küchenmeister).
С 13 по 17 октября 1937 года во время соревнований опытных образцов планеров, организованных в Рангсдорфе (Rangsdorf) национал-социалистическим летным корпусом (NSFK – Nationalsozialistisches Fliegerkorps) принимал участие и D-YDOL. Целью соревнований было выявить наиболее подходящий для обучения пилотов лёгкий самолёт с мощностью двигателя не более 20 л.с. и с хорошими лётно-техническими характеристиками. Особое внимание уделялось хорошим характеристикам холодного и горячего запуска двигателя, возможности быстрой разборки и сборки планера самолета, возможности его перевозки по автомобильным дорогам и т.д.. Не один из принимавших участие в соревновании самолетов не отвечал всем этим требованиям, но D-YDOL с двигателем мощностью всего 18 л.с. развивал самую высокую скорость, достигавшую 148 км/ч. К сожалению, из-за неосторожности Кюхенмейстера самолет не «пережил» эти соревнования.
Через два месяца был изготовлен второй самолет данного типа, получивший номер гражданской регистрации D-YDAL. В отличие от своего предшественника (D-YDOL) в конструкции второго планера были предприняты существенные изменения вроде отъемных консолей крыла и шарнирных соединений моторного капота. Вторая машина оказалась еще быстрее, чем первая: под управлением Курта Танка самолет развил скорость 152 км/ч, что для летательного аппарата с двигателем мощностью 18 л.с. было очень высоким показателем.
И все же запас мощности (Leistungsüberschuß) самолета был недостаточен, и Ганс-Гюнтер Мёллер решил в очередной раз доработать свой самолет. Результатом стала машина, получившая обозначение Stürmer 3 V 11. Новый самолет получил четырехцилиндровый инвертированный двигатель компании Zündapp, укороченные носовую часть фюзеляжа и размах крыла; крыло получило закрылки, а шасси было соответствующим образом усилено. Машине был присвоен номер гражданской регистрации D-YNER.
19 апреля 1939 года новый самолет продемонстрировал свои высокие лётные характеристики. На этот раз вместо Кюхенмейстера, разбившего по неосторожности предыдущую модель машины Мёллера, был приглашен другой пилот – двадцатилетний Макс Бранденбург (Max Brandenburg). Сейчас Макс Бранденбург является регирунгсдиректором (Regierungsdirektor – старший государственный чиновник), командиром самолета (Flugkapitän), руководителем группы проводящей расследование несчастных случаев произошедших с летательными аппаратами в федеральном авиационном ведомстве (Luftfahrt-Bundesamt) в Брауншвейге. Бранденбург зарекомендовал себя как наиболее подходящий человек для выполнения рекордного полета. Полёт проходил по стокилометровому маршруту Дельменхорст – Ротенбург (Rotenburg) – Дельменхорст. Несмотря на неблагоприятные условия, Бранденбург пролетел по маршруту со средней скоростью 185 км/ч. Только через 10 лет этот рекорд был побит английским пилотом.
Еще один рекордный полет представлял собой тысячекилометровый перелёт по маршруту Бремен – Швессин (Schwessin), Померания – Бремен. 26 апреля 1939 года Бранденбург выполнил этот полёт со средней скоростью 187,776 км/ч. Данный рекорд был побит только спустя 30 лет. Расход топлива на маршруте протяженностью 1000 км составил всего 55 литров!
На этом Мёллер не почивал на лаврах. В своей компании «Möller Flugzeugbau, Hamburg» он на базе рекордного самолета разработал двухместную машину с 50-сильным двигателем Zündapp и возможностью установки как носового, так и обычного хвостового колеса. 6 июля 1939 года самолёт, получивший название Stromer, был внесен в гражданский регистр с присвоением номера D-EFIB. Испытания машины прошли без каких-либо неприятностей. Самолет был настолько удачным, что привлек к себе внимание самого Эрнста Хейнкеля, компанией которого были изготовлены три самолета данного типа.
1 сентября 1939 года Германия начала Вторую Мировую войну. Luftwaffe исследовало Stromer на предмет его пригодности в качестве учебного самолёта, но в итоге отказалось от него в пользу более простого в изготовлении Bücker Bestmann.
Во время войны Ганс-Гюнтер Мёллер работал на авиастроительном предприятии в Цигенхальсе (Ziegenhals), где занимался изготовлением моторных капотов для авиационных двигателей и прочих деталей. Зимой 1944/1945 годов русские войска заняли завод и им достались полностью исправные второй самолёт типа STOMO с номером гражданской регистрации D-YDAL и двухместный Stromer (D-EFIB). Были ли эти самолеты отправлены в СССР или же сожжены на месте – остается пока неизвестным.
После войны Мёллер в Дельменхорсте основал завод по производству предметов потребления, которые изготавливались в том числе и из плексигласа. Хотя его по-прежнему сильно интересовало всё связанное с развитием авиации – на его предприятии изготавливались фонари кабин для самолётов, – больше Ганс-Гюнтер Мёллер не построил ни одного самолёта.
Не только элегантный, но и обладавший высокими техническими характеристиками D-STORMARN Ганса-Гюнтера Мёллерa был выдающимся планером, получившим различные призы
Storno 3 Ганса-Гюнтера Мёллерa так же отличался элегантным внешним видом. Не известно летал ли Storno 3 с такой внешней окраской
На данном снимке STOMO 3 с нанесенным на борт номером гражданской регистрации D-YDOL. Не напоминает ли этот летательный аппарат своим внешним видом гибрид истребителей Spitfire и Heinkel He 112?
STOMO 3 (D-YDAL) во время испытаний в Бремене
STOMO 3 VII (D-YNER) получил имя «Ruth». На этом самолёте пилот Макс Бранденбург в 1939 году установил рекорд при перелёте по маршруту протяженностью 1000 км. Только в 1969 году этот рекорд был побит американцем Дэррилом Гринмайером
Из рекордного самолета Мёллер создал двухместную машину Stromer, которая летом 1939 года получила номер гражданской регистрации D-EFIB
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| D-STORMARN, Type Felix | Stomo 3 Temperolus | Stomo 3 V 11 | Stromer S |
Тип: | планер | легкий самолет | легкий самолет | учебный |
Год постройки | 1932 | 1936/37 | 1939 | 1939 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Силовая установка: |
|
|
|
|
тип двигателя | – | Kröber M 4 | Zündapp | Zündapp |
мощность, л.с. | – | 1×18 | 1×42 | 1×50 |
общая мощность, л.с. | – | 18 | 42 | 50 |
Размеры: |
|
|
|
|
размах крыла, м | 18,50 | 7,60/8,50 | 7,60 | 9,50 |
длина, м | 7,28 | 6,00 | 5,895 | 6,86 |
высота, м | 1,30 | 1,605 | 1,650 |
|
площадь крыла, м² | 16,00 | 10,00 (9,60) | 9,60 | 11,50 |
диаметр воздушного винта, м |
| 1,20 (1,35) |
|
|
Вес: |
|
|
|
|
пустого, кг | 156,7 | 135,0 | 215,0 | 250,0 |
нагрузки, кг | 80,0 | 105,0 | 115,0 | 215,0 |
взлетный, кг | 236,7 | 240,0 (250,0) | 330,0 | 465,0 |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² | 14,80 | 25,00 | 35,40 | 40,00 |
Летные характеристики: |
|
|
|
|
аэродинамическое качество | 1:32 |
|
|
|
скорость снижения, м/с | 0,48 |
|
|
|
максимальная скорость, км/ч | 220 (в снижении) | 148 (152) | 215 | 177 |
минимальная скорость, км/ч | 40 | 50 | 65 (68) | 75 |
экономическая скорость, км/ч |
| 141 | 210 | 160 |
время набора высоты 1000 метров, мин |
| 13 | 3,5 | 8,5 |
рабочая высота полета, м |
| 3300 | 5200 |
|
источник: Hans Justus Meier «In memoriam Hans Günter Möller» // Luftfahrt International 1979-07