Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

1

 

Данный материал, представляющий собой статью, посвященную памяти немецкого авиаконструктора Ганса-Гюнтера Мёллера (Hans Günter Möller), был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в марте 2015 года.

Предисловие редакции: 22 апреля 1979 года в расположенном недалеко от Бремена городке Дельменхорсте (Delmenhorst) умер авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер. Его смерть произошла почти день в день спустя сорок лет после разработки и постройки лёгкого фантастического самолёта, установившего мировой рекорд на дистанции более 1000 км. Этот рекорд, продержавшийся 30 лет и побитый лишь в 1969 году американцем Деррилом Гринмайером (Darryl Greenmayer), оказался долговечнее абсолютного рекорда скорости, установленного в том же году машиной Вилли Мессершмитта.

Ганс-Гюнтер Мёллер, получивший после войны прозвище «Plexi-Möller», был одним из наиболее талантливых конструкторов, занимавшихся разработками лёгких самолётов. Хотя он разработал и построил своими силами (без привлечения заемных средств!) не более полудюжины машин, эти самолёты представляли собой ориентир, на которые в дальнейшем равнялись другие авиаконструкторы Германии. Но почти все их разработки оказались хуже созданных Мёллером. 

Ганс-Гюнтер Мёллер родился 28 февраля 1912 года в Гамбурге. Самолётами Мёллер интересовался с детства и уже во время обучения в четвертом классе занимался изготовлением их моделей. Позднее им был разработан дельтаплан. После школы Ганс-Гюнтер Мёллер стал студентом ольденбургского политехнического института, где в течение четырех лет он обучался авиастроению. В возрасте двадцати трех лет Мёллер стал пилотом-инструктором и обучал полётам на планерах.

В начале 1932 года приступил к разработке и изготовлению планера, который в дальнейшем показал замечательные характеристики. Планер D-STORMARN, Typ Felix, в 1934 году в Рёне (Rhön) получил много высших оценок за лучшую конструкцию. В 1936 году во время проведения мюнхенской олимпиады один из созданных им самолётов получил высшую оценку.

Затем Ганс-Гюнтер Мёллер стал работать в бременской компании Focke-Wulf в качестве инженера–деталировщика (Detailkonstrukteur), пока в 1938 году не перешел к Андреасу фон Фэльманну (Andreas von Fählmann) в качестве инженера-проектировщика (Projektingenieur). 

Во время своей деятельности в компании Focke-Wulf Ганс-Гюнтер Мёллер начал работы над собственным легким самолетом. Весной 1936 года после года интенсивных работ была завершена разработка самолёта STO-MO 3 Temperolus. Изначально на этом самолёте предполагалось устанавливать авиационный двигатель ILO. Однако по ряду причин получить предназначавший для самолёта двигатель не удалось, и Гансу-Гюнтеру Мёллеру пришлось использовать другой авиамотор: Kröber M4 мощностью 18 л.с.. Для установки этого двигателя на самолет в его конструкцию потребовалось внести значительные изменения, связанные с удлинением носовой части машины. Самолет успешно прошел сертификацию летной пригодности и был внесен в гражданский регистр с выдачей номера D-YDOL. Испытывал этот самолёте пилот-планерист «Кюхи» Кюхенмейстер («Küchi» Küchenmeister).

С 13 по 17 октября 1937 года во время соревнований опытных образцов планеров, организованных в Рангсдорфе (Rangsdorf) национал-социалистическим летным корпусом (NSFK – Nationalsozialistisches Fliegerkorps) принимал участие и D-YDOL. Целью соревнований было выявить наиболее подходящий для обучения пилотов лёгкий самолёт с мощностью двигателя не более 20 л.с. и с хорошими лётно-техническими характеристиками. Особое внимание уделялось хорошим характеристикам холодного и горячего запуска двигателя, возможности быстрой разборки и сборки планера самолета, возможности его перевозки по автомобильным дорогам и т.д.. Не один из принимавших участие в соревновании самолетов не отвечал всем этим требованиям, но D-YDOL с двигателем мощностью всего 18 л.с. развивал самую высокую скорость, достигавшую 148 км/ч. К сожалению, из-за неосторожности Кюхенмейстера самолет не «пережил» эти соревнования.

Через два месяца был изготовлен второй самолет данного типа, получивший номер гражданской регистрации D-YDAL. В отличие от своего предшественника (D-YDOL) в конструкции второго планера были предприняты существенные изменения вроде отъемных консолей крыла и шарнирных соединений моторного капота. Вторая машина оказалась еще быстрее, чем первая: под управлением Курта Танка самолет развил скорость 152 км/ч, что для летательного аппарата с двигателем мощностью 18 л.с. было очень высоким показателем.

И все же запас мощности (Leistungsüberschuß) самолета был недостаточен, и Ганс-Гюнтер Мёллер решил в очередной раз доработать свой самолет. Результатом стала машина, получившая обозначение Stürmer 3 V 11. Новый самолет получил четырехцилиндровый инвертированный двигатель компании Zündapp, укороченные носовую часть фюзеляжа и размах крыла; крыло получило закрылки, а шасси было соответствующим образом усилено. Машине был присвоен номер гражданской регистрации D-YNER.

19 апреля 1939 года новый самолет продемонстрировал свои высокие лётные характеристики. На этот раз вместо Кюхенмейстера, разбившего по неосторожности предыдущую модель машины Мёллера, был приглашен другой пилот – двадцатилетний Макс Бранденбург (Max Brandenburg). Сейчас Макс Бранденбург является регирунгсдиректором (Regierungsdirektor – старший государственный чиновник), командиром самолета (Flugkapitän), руководителем группы проводящей расследование несчастных случаев произошедших с летательными аппаратами в федеральном авиационном ведомстве (Luftfahrt-Bundesamt) в Брауншвейге. Бранденбург зарекомендовал себя как наиболее подходящий человек для выполнения рекордного полета. Полёт проходил по стокилометровому маршруту Дельменхорст – Ротенбург (Rotenburg) – Дельменхорст. Несмотря на неблагоприятные условия, Бранденбург пролетел по маршруту со средней скоростью 185 км/ч. Только через 10 лет этот рекорд был побит английским пилотом.

Еще один рекордный полет представлял собой тысячекилометровый перелёт по маршруту Бремен – Швессин (Schwessin), Померания – Бремен. 26 апреля 1939 года Бранденбург выполнил этот полёт со средней скоростью 187,776 км/ч. Данный рекорд был побит только спустя 30 лет. Расход топлива на маршруте протяженностью 1000 км составил всего 55 литров!

На этом Мёллер не почивал на лаврах. В своей компании «Möller Flugzeugbau, Hamburg» он на базе рекордного самолета разработал двухместную машину с 50-сильным двигателем Zündapp и возможностью установки как носового, так и обычного хвостового колеса. 6 июля 1939 года самолёт, получивший название Stromer, был внесен в гражданский регистр с присвоением номера D-EFIB. Испытания машины прошли без каких-либо неприятностей. Самолет был настолько удачным, что привлек к себе внимание самого Эрнста Хейнкеля, компанией которого были изготовлены три самолета данного типа. 

1 сентября 1939 года Германия начала Вторую Мировую войну. Luftwaffe исследовало Stromer на предмет его пригодности в качестве учебного самолёта, но в итоге отказалось от него в пользу более простого в изготовлении Bücker Bestmann.

Во время войны Ганс-Гюнтер Мёллер работал на авиастроительном предприятии в Цигенхальсе (Ziegenhals), где занимался изготовлением моторных капотов для авиационных двигателей и прочих деталей. Зимой 1944/1945 годов русские войска заняли завод и им достались полностью исправные второй самолёт типа STOMO с номером гражданской регистрации D-YDAL и двухместный Stromer (D-EFIB). Были ли эти самолеты отправлены в СССР или же сожжены на месте – остается пока неизвестным.

После войны Мёллер в Дельменхорсте основал завод по производству предметов потребления, которые изготавливались в том числе и из плексигласа. Хотя его по-прежнему сильно интересовало всё связанное с развитием авиации – на его предприятии изготавливались фонари кабин для самолётов, – больше Ганс-Гюнтер Мёллер не построил ни одного самолёта.

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

Не только элегантный, но и обладавший высокими техническими характеристиками D-STORMARN Ганса-Гюнтера Мёллерa был выдающимся планером, получившим различные призы

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

Storno 3 Ганса-Гюнтера Мёллерa так же отличался элегантным внешним видом. Не известно летал ли Storno 3 с такой внешней окраской

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

На данном снимке STOMO 3 с нанесенным на борт номером гражданской регистрации D-YDOL. Не напоминает ли этот летательный аппарат своим внешним видом гибрид истребителей Spitfire и Heinkel He 112?

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

STOMO 3 (D-YDAL) во время испытаний в Бремене

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

STOMO 3 VII (D-YNER) получил имя «Ruth». На этом самолёте пилот Макс Бранденбург в 1939 году установил рекорд при перелёте по маршруту протяженностью 1000 км. Только в 1969 году этот рекорд был побит американцем Дэррилом Гринмайером

Авиаконструктор Ганс-Гюнтер Мёллер и его самолеты

Из рекордного самолета Мёллер создал двухместную машину Stromer, которая летом 1939 года получила номер гражданской регистрации D-EFIB

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

D-STORMARN, Type Felix

Stomo 3 Temperolus

Stomo 3 V 11

Stromer S

Тип:

планер

легкий самолет

легкий самолет

учебный

Год постройки

1932

1936/37

1939

1939

Экипаж, чел.

1

1

1

2

Силовая установка:

 

 

 

 

тип двигателя

Kröber M 4

Zündapp

Zündapp

мощность, л.с.

1×18

1×42

1×50

общая мощность, л.с.

18

42

50

Размеры:

 

 

 

 

размах крыла, м

18,50

7,60/8,50

7,60

9,50

длина, м

7,28

6,00

5,895

6,86

высота, м

1,30

1,605

1,650

 

площадь крыла, м²

16,00

10,00 (9,60)

9,60

11,50

диаметр воздушного винта, м

 

1,20 (1,35)

 

 

Вес:

 

 

 

 

пустого, кг

156,7

135,0

215,0

250,0

нагрузки, кг

80,0

105,0

115,0

215,0

взлетный, кг

236,7

240,0 (250,0)

330,0

465,0

удельная нагрузка на крыло, кг/м²

14,80

25,00

35,40

40,00

Летные характеристики:

 

 

 

 

аэродинамическое качество

1:32

 

 

 

скорость снижения, м/с

0,48

 

 

 

максимальная скорость, км/ч

220 (в снижении)

148 (152)

215

177

минимальная скорость, км/ч

40

50

65 (68)

75

экономическая скорость, км/ч

 

141

210

160

время набора высоты 1000 метров, мин

 

13

3,5

8,5

рабочая высота полета, м

 

3300

5200

 


источник: Hans Justus Meier «In memoriam Hans Günter Möller» // Luftfahrt International 1979-07

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account