Полёт «Бурана»

16

Полёт «Бурана»

Статья Антона Первушина с сайта WARSPOT от 15 ноября 2019 года.

Содержание:

15 ноября 1988 года на орбиту впервые и в последний раз отправился многоразовый космический корабль «Буран». Над осуществлением данного проекта более десяти лет трудились ведущие специалисты Советского Союза. Возможно, «Буран» имел потенциал изменить современную космонавтику, но его разработка велась исключительно с целью одержать победу в мировой войне.

«Спейс Шаттл» как угроза

5 января 1972 года президент США Ричард Никсон объявил о создании многоразовой космическо-авиационной системы, известной как «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). Поскольку Министерство обороны США было одним из заказчиков, советские аналитики пришли к выводу, что этот американский корабль будет применяться для военных целей на орбите Земли.

С этого момента начался процесс изучения характеристик и возможностей «шаттла», который на тот момент существовал лишь в проектных чертежах. Исследования экспертов Института прикладной математики (ИПМ АН СССР) показали, что эта система не обеспечивала значительных преимуществ перед крупными баллистическими носителями, таким как «Сатурн» (Saturn). Тем не менее, «Спейс Шаттл» мог возвращать из космоса большие грузы и совершать маневры в атмосфере, что расширяло его потенциал для военного применения. Кроме того, анализ возможных путей старта с площадки Ванденберг на юго-западе США указывал на то, что на первом витке аппарат бы пересекал территорию Восточной Европы и СССР. Это породило предположения о его возможном использовании в качестве космического разведчика или даже бомбардировщика.

Особенное внимание привлекло то, что две из четырех стандартных программ полета «Спейс Шаттла», обозначенные как 3А и 3В в документации, были рассчитаны на один виток. Программа 3А предполагала доставку груза массой 14,5 тонны на полярную орбиту и возвращение с грузом 1,1 тонны, осуществив посадку недалеко от стартового комплекса с возможностью маневра до 2000 км. По программе 3В «шаттл» должен был вернуть на Землю груз весом 11,3 тонны с круговой орбиты высотой 185 км и наклонением 104°.

Компоновочная схема американского космического корабля многоразового использования Space Shuttle. Иллюстрация из архива NASA spaceflight.nasa.gov

Компоновочная схема американского космического корабля многоразового использования Space Shuttle. Иллюстрация из архива NASA spaceflight.nasa.gov

В Институте прикладной математики провели моделирование траектории для миссии, совершающей оборот на орбите с наклонением 92,5°, которая пролетает над Москвой. Учтено, что выход корабля с орбиты происходит примерно в антиподной точке от базы Ванденберг. Через 17 минут «шаттл» проходит через условную границу атмосферы на высоте 110 км; при этом широта вхождения составляет 30° северной широты. Сначала подъёмная сила крыльев корабля направлена вниз, чтобы увеличить наклонение траектории. Спустя 4 минуты полёта в атмосфере, на высоте 67 км и скорости 7,75 км/с, груз сбрасывается, а корабль на широте 47° северной широты разворачивается по крену, что обеспечивает выход из пикирования и позволяет совершить боковой манёвр для посадки на базе Ванденберг. Данный манёвр, получивший название «нырок», позволял направить груз непосредственно на цель и одновременно замаскировать его отделение до удалённости от корабля на значительное расстояние.

По мнению экспертов, возможность выбора цели, относительно малая орбита и удобный подход к объектам атаки или съёмки с юга должны были способствовать внезапности операции, что дополнительно увеличивает её эффективность. В то же время опция возврата груза с орбиты теоретически позволяла проводить «патрулирование с целью давления или обострения ситуации, а также срочную доставку разведывательной информации» и так далее. Таким образом, американские военные не нарушали бы условия Договора о космосе 1967 года, поскольку одновитковая траектория не считается орбитальным полётом.

Первый запуск американского космического корабля многоразового использования Columbia, 12 апреля 1981 года. Фото из архива NASA spaceflight.nasa.gov

Первый запуск американского космического корабля многоразового использования Columbia, 12 апреля 1981 года. Фото из архива NASA spaceflight.nasa.gov

Доктор технических наук Юрий Георгиевич Сихарулидзе, участвовавший в работе по оценке возможностей системы «Спейс Шаттл», вспоминал:

«Анализ привёл к следующему выводу: система «Спейс шаттл» может быть использована для поражения административных и военно-промышленных комплексов, внезапное уничтожение которых даёт существенное преимущество нападающей стороне. <…> Аргументы были изложены в отчёте «Анализ возможных целей создания многоразовой космической транспортной системы США (Space Shuttle)», который был подготовлен в начале марта 1976 г. Д.Е. [Дмитрий Евгеньевич] Охоцимский проинформировал [директора ИПМ АН СССР] М.В. [Мстислава Всеволодовича] Келдыша о проделанной работе, и тот пожелал обсудить её вместе, хотя сначала без особого энтузиазма. Он несколько раз переносил встречу.

Наконец, 24 марта 1976 г. у директора на совещании собрались Д.Е. Охоцимский, М.Я. Маров, А.К. Платонов и я. По предварительной договорённости было выделено только 30 мин, но совещание растянулось на два с половиной часа. Директор слушал очень внимательно. Временами он пытался перескочить через логику доклада и «заглянуть в конец», но общими усилиями мы старались сохранить последовательность изложения. <…>

Прослушав доклад, Мстислав Всеволодович отметил: «Может быть, они в самом деле считают, что мы не догадаемся о назначении «Спейс шаттла». Но вот мы догадались и теперь можем действовать, например, по дипломатическим каналам. Можем объявить, что каждое появление «Спейс шаттла» над нами будет расцениваться как акт агрессии и мы будем применять свои средства». Д.Е. Охоцимский возразил: «Любые дипломатические акции могут иметь успех только в том случае, когда они подкреплены силой. Скоро десять лет с момента принятия резолюции ООН о выводе израильских войск с арабских земель, но ведь никто не думает о её выполнении». Я добавил, что невозможно отличить действительные акты агрессии от использования многоразовой системы для обычных целей.

Отвечая на вопрос о состоянии дел с многоразовой системой у нас, я выразил своё мнение о необходимости не простого копирования, а создания средства, способного решать аналогичные задачи, которые сначала надо правильно сформулировать. М.В. Келдыш предложил заняться этим. В заключение Мстислав Всеволодович сказал: «Эта работа заслуживает обсуждения. Давайте рассмотрим, кому послать отчёт». К списку, подготовленному нами, он добавил ещё около десяти адресов, причём на самом высоком уровне.

Появились первые отклики. Заместитель министра общего машиностроения Г.А. [Георгий Александрович] Тюлин сначала позвонил Д.Е. Охоцимскому и поблагодарил за проделанную работу, а потом пересёк Миусскую площадь, которая разделяла МОМ и наш институт, чтобы познакомиться с автором отчёта. В кабинете Д.Е. Охоцимского он признал, что отчёт приятно удивил его своей логикой доказательства и аргументацией, и рассказал следующее. Когда начальник Главного управления космических средств Министерства обороны генерал А.Г. [Андрей Григорьевич] Карась случайно увидел у него на столе отчёт, то сразу положил его в свой портфель с намерением отвезти в ГУКОС. Возражения Г.А. Тюлина о том, что материалы закрытые и он не может просто так отдать их, генерал отмёл, заявив, что заместителю министра всё дозволено. <…>

А.Г. Карась настоял на создании отечественной многоразовой системы, чтобы закрепить ведущее положение СССР в освоении космического пространства и исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов».

В то время самым близким советским техническим аналогом «Спейс Шаттла» была авиационно-космическая система «Спираль», разрабатываемая под руководством Артёма Ивановича Микояна в Опытно-конструкторском бюро завода №155 (ОКБ-155). Однако её возможности значительно уступали перспективам американского корабля.

В рамках исследовательского проекта «Рубин», названного в честь позывного погибшего лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова и разрабатываемого в Центральном научно-исследовательском институте №50 (ЦНИИ-50 МО, в/ч 73790), было предложено создание нового корабля, опирающегося на наработки проекта ОС-120 (орбитальный самолёт массой 120 т) от Научно-производственного объединения (НПО) «Энергия». Этот корабль напоминал «Спейс Шаттл», но в отличие от американской версии, разработчики с самого начала отказались от использования твердотопливных ускорителей, выбрав вместо них связку из четырёх ракетных блоков с двигателями РД-123, использующими проверенное кислородно-керосиновое топливо.

Во время защиты проекта на Совместном научно-техническом совете Министерства общего машиностроения и Министерства обороны, которая прошла в июле 1975 года, выяснилось, что ОС-120, будь он построен, унаследовал бы все недостатки «Спейс Шаттла», обладая при этом ещё меньшими оперативными возможностями. 29 июля было принято решение совета, предписывающее НПО «Энергия» провести оптимизацию ключевых тактико-технических параметров и уточнить дизайн многоразовой космической системы.

В результате последующих разработок появился вариант с орбитальным кораблём ОК-92, который в дальнейшем эволюционировал в систему «Буран».

Макеты и аналоги

9 января 1976 года главный конструктор НПО «Энергия» Валентин Петрович Глушко утвердил документ «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92». Эта версия была продолжением ОС-120, но содержала два значительных изменения: кислородно-водородные маршевые двигатели были исключены (их функции перенесли на центральный блок ракеты-носителя), и были добавлены два воздушно-реактивных двигателя, что позволило кораблю совершать самостоятельные атмосферные полёты. Это нововведение оказалось необходимым из-за того, что все аэродромы для посадки корабля находились в СССР, и посадка могла быть произведена далеко не с каждым витком.

Обложка Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Обложка Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Титульный лист Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Титульный лист Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Окончательное решение принимал генерал-полковник Дмитрий Фёдорович Устинов, который в то время был секретарём ЦК КПСС по оборонным вопросам. Ракетно-космическая система в варианте ОК-92 вполне удовлетворила его, и 17 февраля 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолёта, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 тонн». Основным заказчиком системы стало Министерство обороны, а головным разработчиком — НПО «Энергия».

Начало работ выдалось трудным из-за необходимости согласования множества инициатив, выдвинутых «фирмами», которые и до того находились в состоянии конкурентной борьбы. Конструктор Валерий Павлович Бурдаков рассказывал:

«Возглавляемый мной отдел, в котором создавался проект орбитального корабля, названного потом по предложению [генерал-лейтенанта] К.А. [Керима Аббас-Алиевича] Керимова также «Бураном», предложил объединить усилия как Минобщемаша, так и Минавиапрома. И в этом была основная трудность осуществления задачи. Прежде всего в середине 1976 года было организовано НПО «Молния» во главе с Г.Е. [Глебом Евгеньевичем] Лозино-Лозинским. В это же объединение вошло КБ [конструкторское бюро] и опытный завод В.М. [Владимира Михайловича] Мясищева. Получили соответствующую ориентацию и другие структуры Минавиапрома. Сказать, что между двумя «родственными» отраслями промышленности были разногласия, — это значит ничего не сказать! Были даже моменты, когда противники проекта <…> соглашались с раздражённым Д.Ф. Устиновым, призывавшим в минуты отчаяния вообще отказаться от «услуг» авиации, и принимались проектировать странные летательные аппараты, получившие «в народе» меткие прозвища «глухопад» и «труфолёт». «Авиаторы» упорно именовали орбитальный корабль орбитальным самолётом и пытались сделать Глеба Евгеньевича генеральным конструктором… В НПО «Молния» мы выдали ТЗ [техническое задание] на «планер орбитального корабля» и ещё множество разных других ТЗ, чёткое выполнение которых авиационными специалистами и привело к конечному успеху».

Общий вид орбитального самолёта ОК-92. Обработанная иллюстрация из Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Общий вид орбитального самолёта ОК-92. Обработанная иллюстрация из Технической справки «Многоразовая космическая система с орбитальным кораблём ОК-92» buran.ru

Главным конструктором, отвечающим за разработку орбитального корабля «Буран» (изделие 11Ф35), стал Игорь Николаевич Садовский, а его заместителем назначили Павла Владимировича Цыбина, знаменитого авиаконструктора.

Команда специалистов под руководством Садовского рассмотрела пять различных вариантов проектной схемы, основанных на изначальной концепции. Формирование орбитального корабля постепенно приближалось к финальному облику. Конструкция ракеты-носителя претерпела изменения, изменяясь от центрального блока с двумя баками до четырехбаковой конфигурации и обратно; изменялись характеристики двигателей и их количество, оптимизировалось соотношение ступеней и тяга; также улучшались аэродинамические качества. Параллельно шла разработка конструкторской документации и подготовка производственных процессов.

В окончательной версии системы, одобренной Валентином Глушко 12 декабря 1976 года, предполагалось, что лётные испытания начнутся во втором квартале 1979 года, опережая запуск кораблей «Спейс Шаттл».

Создание «Бурана» потребовало совместных усилий множества проектных бюро, производственных заводов, научных исследований, военных строителей и эксплуатационных подразделений. В итоге в проекте были задействованы 1206 предприятий и организаций, почти сто министерств и ведомств, включая ведущие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик Советского Союза.

В своей финальной версии «Буран» стал уникальным летательным аппаратом для советской космонавтики, который объединил весь накопленный опыт в ракетно-космической и авиационной технике.

По своей аэродинамической схеме «Буран» представляет собой моноплан с треугольным крылом в нижнем расположении, выполненным по схеме «бесхвостка». Корпус корабля выполнен негерметичным, хотя в носовой части расположена герметичная кабина объёмом 73 м³, где размещаются экипаж, пассажиры и основные системы. Специальное теплозащитное покрытие наносится на внешнюю поверхность корпуса. Гибкая теплоизоляция устанавливается на верхнюю поверхность, наиболее защищённую от нагрева, в то время как другие области покрыты теплозащитными плитками из кварцевых волокон, способными выдерживать температуры до 1300 ºС. В зонах максимальных температур, таких как носки фюзеляжа и крыла, где достигается 1600 ºС, используются композиты типа углерод-углерод. Каждая из 38 600 плиток имеет строго определённое место установки на корпусе.

Внутренняя компоновка «Бурана» на плакате НПО «Энергия» buran.ru

Внутренняя компоновка «Бурана» на плакате НПО «Энергия» buran.ru

Размеры космического челнока «Буран» составляют: общая длина — 35,4 метра, высота с выпущенными шасси — 16,5 метра, размах крыльев — примерно 24 метра. Корпус имеет ширину в 5,6 метра и высоту 6,2 метра; диаметр грузового отсека — 4,6 метра при длине 18 метров. Начальная масса достигает 105 тонн, с возможностью доставки груза на орбиту до 30 тонн и возвращения с орбиты до 15 тонн. Запас топлива может доходить до 14 тонн.

Разработанный для сотни полётов, «Буран» мог работать как в пилотируемом, так и беспилотном режимах. Максимальное число членов экипажа — 4 человека, помимо них, могло быть до 6 пассажиров. Рабочие высоты орбит находились в диапазоне от 200 до 1000 километров. Время пребывания на орбите варьировалось от недели до 30 дней в зависимости от конфигурации. В атмосфере «Буран» мог выполнять боковые манёврные перемещения на расстояние до 2000 километров.

Программа тестирования «Бурана» охватывала весь комплекс испытаний, от отдельных механизмов и приборов до испытаний всего корабля в целом. Планировалось создание сотни экспериментальных установок, семи стендов для полномасштабного моделирования, пяти летающих лабораторий и шести полноразмерных макетов орбитальных аппаратов.

Вибропрочностные испытания носовой части фюзеляжа «Бурана» (ОК-ТВА, изделие 0.05) на вибростенде buran.ru

Вибропрочностные испытания носовой части фюзеляжа «Бурана» (ОК-ТВА, изделие 0.05) на вибростенде buran.ru

Лаборатория статических прочностных испытаний, предназначенная для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний планера корабля «Буран» (ОК-М, изделие 0.01) buran.ru

Лаборатория статических прочностных испытаний, предназначенная для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний планера корабля «Буран» (ОК-М, изделие 0.01) buran.ru

Для испытания технологий сборки космического корабля, макетирования его систем и агрегатов, а также для проверки совместимости с наземным технологическим оборудованием были созданы два полноразмерных макета: ОК-МЛ1 (изделие 0.04, 11Ф35МЛ1) и ОК-МТ (изделие 0.15, 11Ф35МТ).

Макет ОК-МЛ1 доставили на Байконур в декабре 1983 года с целью выполнения частотных испытаний как самостоятельно, так и в соединении с ракетой-носителем. Этот макет также использовался для проверок совместимости с оборудованием Монтажно-испытательного комплекса (МИК), Посадочного комплекса (ПК) и Универсального стенд-стартового комплекса (УКСС).

Макет ОК-МТ прибыл на космодром в августе 1984 года для проверки соответствия технологическому оборудованию, отработки процесса подготовки к запуску и послеполётного обслуживания. Его применяли для полного цикла проверок в МИКе, при моделировании взаимодействия с ракетой-носителем, а также при тестировании систем и устройств Монтажно-заправочного корпуса (МЗК) и стартового комплекса.

Полноразмерный макет ОК-МЛ1 (изделие 0.04, 11Ф35МЛ1) на космодроме Байконур в октябре 2002 года buran.ru

Полноразмерный макет ОК-МЛ1 (изделие 0.04, 11Ф35МЛ1) на космодроме Байконур в октябре 2002 года buran.ru

Универсальный комплекс стенд-старт космодрома Байконур с высоты птичьего полёта; на переднем плане — подвижная башня обслуживания buran.ru

Универсальный комплекс стенд-старт космодрома Байконур с высоты птичьего полёта; на переднем плане — подвижная башня обслуживания buran.ru

В иностранных публикациях неоднократно упоминалось, что существовал атмосферный самолёт с названием БТС-01, который предполагалось использовать вместе с самолётом-носителем М-201М (модернизированный вариант самолёта 3М). Предполагалось, что БТС-01 должен находиться на верхней внешней подвеске над фюзеляжем самолёта-носителя и отделяться от него в воздухе для самостоятельной посадки. Однако на практике модель БТС-001 (ОК-М, изделие 0.01) служила для наземных статических испытаний для проверки прочности конструкции, а после завершения тестов на её основе был создан аттракцион в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького.

Транспортный самолёт-носитель «Атлант» (3М-Т, ВМ-Т) в варианте компоновки с планером орбитального корабля «Буран» (0ГТ). Фото сделано С. Грачёвым на Байконуре buran.ru

Транспортный самолёт-носитель «Атлант» (3М-Т, ВМ-Т) в варианте компоновки с планером орбитального корабля «Буран» (0ГТ). Фото сделано С. Грачёвым на Байконуре buran.ru

Схема, описанная выше и с использованием носителя «Атлант» (3М-Т, ВМ-Т, код 3-35), применялась для перевозки крупных частей ракеты-носителя «Энергия» и корабля «Буран» от заводов к Байконурскому космодрому, но, конечно, с самолёта ничего не запускали.

Для испытаний в атмосфере был создан специальный самолёт-аналог БТС-002 ГЛИ (идентификаторы ОК-ГЛИ №002, ОК-МЛ2, изделие 0.02). Он был оснащён стандартными системами и оборудованием, которые работали на заключительном этапе полёта реального «Бурана». Хотя аэродинамическая компоновка БТС-002 ГЛИ отличалась от орбитального корабля, в нём были сохранены все характеристики. Отличия заключались в наличии удлинённой передней стойки шасси и четырёх турбореактивных двигателей АЛ-31, разработанных в Опытно-конструкторском бюро имени А. Люльки.

Построенный в 1984 году и носивший серийный номер СССР-3501002, БТС-002 ГЛИ использовался для проверки посадки на аэродром вручную и в автоматическом режиме, исследования лётно-технических характеристик на дозвуковых режимах, а также для изучения устойчивости и управляемости при выполнении стандартных алгоритмов посадки.

Взлёт атмосферного самолёта-аналога БТС-002 ГЛИ. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

Взлёт атмосферного самолёта-аналога БТС-002 ГЛИ. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

Отработка автоматической посадки на атмосферном самолёте-аналоге БТС-002 ГЛИ. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

Отработка автоматической посадки на атмосферном самолёте-аналоге БТС-002 ГЛИ. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

Испытания проходили в Летно-исследовательском институте Министерства авиастроения (ЛИИ им. М. Громова) в Жуковском. Первый полет состоялся 10 ноября 1985 года. До апреля 1988 года было выполнено двадцать четыре полета, из них семнадцать прошли в автоматическом режиме до полной остановки на полосе. Общая продолжительность полетов аналога составила около восьми часов.

Игорь Петрович Волк, возглавлявший группу кандидатов в космонавты по программе «Буран», был первым испытателем БТС-002. Также управление аналогом осуществляли Римантас Антанас-Антано Станкявичюс, Александр Владимирович Щукин, Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай и Анатолий Семёнович Левченко.

Кроме того, посадочный сегмент «Бурана» отрабатывался на летающих лабораториях, адаптированных на основе самолетов Ту-134 и Ту-154. Перед тем, как было выдано разрешение на первый космический запуск, было выполнено 140 полетов, из которых 69 с автоматической посадкой. Полеты проводились на аэродроме ЛИИ и посадочной площадке Байконура.

Последний полёт лаборатории Ту-154Б (ЛЛ-083) в программе отработки радиотехнических систем посадочного комплекса «Бурана». Фото сделано С. Грачёвым на Байконуре в мае 1988 года buran.ru

Последний полёт лаборатории Ту-154Б (ЛЛ-083) в программе отработки радиотехнических систем посадочного комплекса «Бурана». Фото сделано С. Грачёвым на Байконуре в мае 1988 года buran.ru

«Буран» в космосе

Первый беспилотный полёт орбитального корабля «Буран» (11Ф35, 1К, изделие 1.01) был запланирован непродолжительным — на два витка.

С 14 января по 2 февраля 1988 года над ракетой «Энергия-1Л» проводились работы на старте с целью комплексной проверки всех систем. Фактически она была готова взлететь в марте. Сложнее обстояли дела со сборкой и испытаниями орбитального корабля — он ещё не был готов.

Планер первого лётного орбитального корабля «Буран» (1К, изделие 1.01, 11Ф35) в сборочном цехе. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

Планер первого лётного орбитального корабля «Буран» (1К, изделие 1.01, 11Ф35) в сборочном цехе. Фото из архива НПО «Молния» buran.ru

23 мая собранный ракетный пакет 1Л с установленным на нём кораблём 1К был привезён на старт для совместных испытаний. В ходе тестирования была выявлена рассогласованность систем управления корабля и ракеты. Когда проблему удалось решить, ракету вернули в Монтажно-испытательный корпус.

Только 9 октября работы по подготовке комплекса «Энергия-Буран» были завершены, и утром следующего дня гигантский установщик с помощью четырёх синхронизированных тепловозов направился в сторону старта. 26 октября Государственная комиссия на основе докладов о готовности разрешила техническому руководству приступить к заключительным операциям, заправке и осуществлению пуска комплекса «Энергия-Буран» 29 октября.

28 октября в 21:00 по московскому времени, когда начались подготовительные операции к заправке ракеты, Государственная комиссия и техническое руководство прибыли на командный пункт старта. Боевой расчёт работал слаженно. Ранним утром 29 октября, за десять минут до запуска, начались автоматические операции взведения ракетной системы и набора готовности. Но за 51 секунду до команды к началу движения ракеты подготовка была прекращена, так как не отделилась платформа прицеливания.

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

Секретный плакат, подготовленный сотрудниками НПО «Энергия» в качестве иллюстрации к первому полёту орбитального корабля «Буран» buran.ru

В 7:00 агентство ТАСС сообщило о задержке пуска на четыре часа. В 10:30 прошла информация о том, что автоматически выдана команда на прекращение дальнейших работ, и ведётся устранение возникших замечаний. Начался слив компонентов топлива. Тут же возникла новая проблема: засорился фильтр в бортовой заправочно-сливной магистрали одного из блоков ракеты. Проблему удалось решить благодаря находчивости и акробатической пластичности, которые проявил слесарь Александр Швырков — он пробрался по хвостовому отсеку и переустановил фильтр.

На доработку платформы прицеливания и новую заправку ракеты ушло довольно много времени. Следующая попытка запустить комплекс была назначена на 15 ноября 1988 года. Специальный корреспондент «Правды» Андрей Антонинович Тарасов сообщал с космодрома:

«За сутки байконурцы с тревогой вглядывались в пасмурное небо и вслушивались в метеопрогноз. Где-то блуждал циклон. Вспомнились задержки «Шаттла» из-за непогоды. Вообще-то специалисты рекомендовали систему «Энергия-Буран» в качестве почти всепогодной. Как носитель, так и корабль должны летать в любое время года и суток, в дождь и снег. Ограничения по максимальному скоростному напору на разных высотах — те же, что и для обычных ракет. Но для первых лётных испытаний разработчики очень хотели бы не отказываться и от визуального контроля, особенно в связи с мерами безопасности на заключительном этапе — посадке корабля. Поэтому час пуска гарантировал светлое время для всей программы, включая посадку и первоочередные послеполётные операции.

Снова едем ночью вокруг яркой стартовой площадки. Чувствуется, как напряжена окрестная степь. Посты оцепления, поезда с эвакуированными, колонны пожарных машин в аварийно-спасательных группах… В этот раз руководство космодрома пошло навстречу прессе и приблизило её к месту событий, разместив в ОКДП — объединённом командно-диспетчерском пункте непосредственно у посадочной полосы.

Отсюда значительно лучше, чем с прежнего НП, виден и старт «Энергии». Правда, пугает ураганный ветер, кажется, рвущий крышу со здания. Брякнуло и посыпалось стекло диспетчерского «фонаря» на крыше КДП. Но это не смущает лётчика-космонавта И. Волка, который наводит на старт телевик фотоаппарата. По дорожке разбегается МиГ — воздушное наблюдение за стартом и подъёмом ракеты».

Циклограмма предстартовой подготовки прошла без замечаний, но погодные условия ухудшались. Председатель Государственной комиссии получил очередной доклад метеорологической службы с прогнозом «Штормовое предупреждение». Тем не менее специалисты заявили, что уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не является «предельным». Решение на запуск было принято.

Пуск ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран» 15 ноября 1988 года buran.ru

Пуск ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран» 15 ноября 1988 года buran.ru

В 6:00 минут по московскому времени ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» оторвался от стартового стола и почти сразу ушёл в низкую облачность. Через восемь минут завершилась работа ракеты, после чего орбитальный корабль «Буран» начал самостоятельный полёт. Высота над поверхностью Земли составляла около 150 км, и, как предусматривалось баллистической схемой полёта, было осуществлено «довыведение» корабля.

В течение следующих 40 минут «Буран» вышел на рабочую орбиту наклонением 51,64° и высотой 251-263 км. Параметры манёвров автоматически рассчитывал бортовой вычислительный комплекс в соответствии с заложенными заданием и реальными параметрами движения на момент отделения от «Энергии». Первый манёвр происходил в зоне связи наземных станций слежения, второй — над Тихим океаном. Вне участков манёвров для соблюдения теплового режима «Буран» двигался в ориентации левым крылом к Земле. Правильность его положения в пространстве подтверждалась как принимаемой телеметрической информацией, так и «картинкой» с бортовой телекамеры.

Через полтора часа бортовой вычислительный комплекс рассчитал и сообщил в Центр управления полётами (ЦУП) параметры тормозного манёвра для схода с орбиты. Уточнённые данные о скорости и направлении ветра были переданы на борт. «Буран» стабилизировался кормой вперёд и вверх.

В 8:20 снова включился маршевый двигатель. Корабль начал снижение и через полчаса вошёл в атмосферу. За время снижения до высоты 100 км система управления развернула «Буран» носом вперёд. В 8:53, на высоте 90 км, с ним прекратилась связь — как известно, плазма не пропускает радиосигналы.

Движение «Бурана» в плазме в три раза продолжительнее, чем при спуске космических кораблей «Союз», и может занимать от 16 до 19 минут. В 9:11, когда корабль находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: «Есть приём телеметрии!», «Есть обнаружение корабля средствами посадочных локаторов!», «Системы корабля работают нормально!»

Затем «Буран» вошёл в «прицельную зону» на расстоянии 20 км — с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и её исполнительные органы отключились, и только аэродинамические рули вели орбитальный корабль к следующему ориентиру — «ключевой точке».

Заход на посадку проходил строго по расчётной траектории снижения: на контрольных дисплеях ЦУПа отметка «Бурана» смещалась к взлётно-посадочной полосе практически в середине допустимого коридора возврата. Включились бортовые и наземные средства радиомаячной системы. После отметки 10 км «Буран» скользил по траектории, отработанной на летающей лаборатории Ту-154Б и корабле-аналоге БТС-002 ГЛИ.

Посадка орбитального корабля «Буран» на взлётно-посадочную полосу Байконура, 15 ноября 1988 года buran.ru

Посадка орбитального корабля «Буран» на взлётно-посадочную полосу Байконура, 15 ноября 1988 года buran.ru

Внезапно «Буран» круто изменил курс и полетел почти поперёк полосы. Позднее конструктор Лозино-Лозинский вспоминал:

«После того, как «Буран» вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полётами «группа товарищей» заранее готовила «Сообщение ТАСС» о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, «Буран» вдруг начал неожиданный манёвр…»

Проанализировав ситуацию, служба управления доложила: «Всё в порядке». Система не ошиблась, а оказалась «умнее» расчётной схемы. «Буран» идёт на полосу не левым кругом, как предполагалось, а правым. Выход в «ключевую точку» проходит по оптимальной для данных начальных условий траектории при практически предельном встречно-боковом ветре.

Невзирая на сложности целеуказания, на сближение с «Бураном» отправился самолёт сопровождения МиГ-25, пилотируемый лётчиком-испытателем Магомедом Омаровичем Толбоевым. Благодаря искусству пилота в ЦУПе на экране могли видеть чёткое телевизионное изображение корабля — целого и невредимого. На высоте 4 км «Буран» лёг на посадочную глиссаду. Изображение в ЦУП начали передавать аэродромные телекамеры.

Послеполётное обслуживание орбитального корабля «Буран», 15 ноября 1988 года buran.ru

Послеполётное обслуживание орбитального корабля «Буран», 15 ноября 1988 года buran.ru

В 9:24:42, опережая расчётное время всего на секунду, космический корабль «Буран» на скорости 263 км/ч изящно коснулся полосы и через 42 секунды, пробежав 1620 м, замер в её центре. Программа первого испытательного полёта была выполнена полностью и блестяще!

Боевые комплексы «Бурана»

Ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» создавался прежде всего по заказу Министерства обороны для решения военных задач в ближнем космосе. Понятно, что одновременно с комплексом проектировались и полезные нагрузки для него, хотя о них и по сей день мало что известно.

Задачи для «Бурана» впервые были сформулированы в тактико-техническом задании, выданном Главным управлением космических средств (ГУКОС) Министерства обороны и утверждённом Устиновым 8 ноября 1976 года. Орбитальный корабль предназначался для комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях; решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки; проведения военно-прикладных исследований в обеспечение создания больших космических систем вооружений на известных и новых физических принципах; выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения космических аппаратов, космонавтов и грузов.

Первоначально предполагалась постройка пяти орбитальных кораблей для достижения частоты тридцати полётов в год. До конца 70-х годов сотрудники НПО «Энергия» провели анализ по определению путей создания космических средств, способных решать задачи поражения космических аппаратов военного назначения, баллистических ракет в полёте, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей.

Орбитальный корабль «Буран», совершивший первый и последний полёт, 1999 год buran.ru

Орбитальный корабль «Буран», совершивший первый и последний полёт, 1999 год buran.ru

Для уничтожения вражеских космических объектов были разработаны два боевых орбитальных аппарата на единой конструктивной основе, оснащённые различными типами бортовых комплексов вооружения — лазерным (комплекс «Скиф») и ракетным (комплекс «Каскад»). Основой для обоих послужил унифицированный служебный блок, созданный на базе конструкции, служебных систем и агрегатов орбитальной станции серии 17К ДОС («Салют»). В отличие от станции, боевые аппараты должны были иметь более вместительные топливные баки двигательной установки для активного маневрирования. Их выведение на орбиту предполагалось осуществлять в грузовом отсеке «Бурана».

С целью поражения вражеских баллистических ракет для комплекса «Каскад» была спроектирована ракета-перехватчик космического базирования. При массе в десятки килограммов она обладала запасом скорости, соизмеримой со скоростью носителей, выводящих полезные нагрузки на орбиту. Высокие характеристики достигались за счёт применения передовых технических решений: в частности, была создана уникальная двигательная установка, использующая некриогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы.

Для нанесения удара по наземным целям разрабатывалась космическая станция, в составе которой вместо обитаемых модулей должны были находиться боевые блоки баллистического или планирующего типа. Их конструкция и основные системы были заимствованы из проекта «Буран». Предполагалось, что по специальной команде они отделятся от станции и, маневрируя, займут необходимое положение в космическом пространстве с последующим запуском собственных двигателей для выполнения задания.

Автор статьи А. Первушин у стыковочного модуля «Икар» орбитального корабля «Буран» в Музее космонавтики в Москве. Фото сделал С. Тряпша 27 октября 2019 года

Автор статьи А. Первушин у стыковочного модуля «Икар» орбитального корабля «Буран» в Музее космонавтики в Москве. Фото сделал С. Тряпша 27 октября 2019 года

Разумеется, после триумфального полёта «Бурана» западные эксперты сразу догадались о военном назначении корабля. Однако они могли не переживать по поводу того, что Советский Союз воспользуется преимуществом: новый лидер государства Михаил Сергеевич Горбачёв взял курс на «разрядку» в международных отношениях, и судьба космических систем, имеющих военное назначение, была предопределена. Горбачёв заявил о своём выборе прямо во время визита на Байконур в мае 1987 года. Свидетельствует главный конструктор ракеты «Энергия» Борис Иванович Губанов:

«Михаил Сергеевич остановился, ожидая, когда подойдёт основная группа, и, глядя на «Буран» (композиция ракеты и корабля пока называлась одним именем), сказал: «Ну… видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение… Но ракета, мне кажется, найдёт своё место…» Молчание. Откровение вслух звучало как приговор. Не думаю, что эти фразы родились у него лично и только что. Остальные «молчавшие» не возражали. Значит, они продолжали начатый не сейчас разговор. Для меня это было очередной новостью “из первых уст“».

Разумеется, тема применения комплекса «Энергия-Буран» обсуждалась и позднее — в июле 1987 года на Совете обороны. Оказалось, что целевых грузов для крылатого корабля пока нет, а с учётом сокращения военного бюджета их создание не предвидится.

При новом экономическом укладе, возникшем в последние годы правления Горбачёва и при первом российском президенте Борисе Николаевиче Ельцине, о сохранении и развитии нового ракетно-космического комплекса нельзя было и мечтать. В декабре 1991 года Государственный совет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшего за космонавтику. Система «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач.

Ещё через год Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ по «Бурану» и консервации созданного задела. Всё это стало настоящей жизненной трагедией для сотрудников НПО «Энергия», ведь к тому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и завершалась сборка третьего с улучшенными техническими характеристиками.

Ситуация усугубилась тем, что после распада СССР космодром Байконур и комплекс «Энергия-Буран» перешли в собственность независимого государства Казахстан, ресурсы которого явно не соответствовали статусу сверхдержавы. Вскоре вся программа была закрыта без возможности восстановления.

«Буран», летавший на орбиту, долго хранился в МИКе на Байконуре, но 12 мая 2002 года был практически уничтожен при обрушении крыши здания. При этом погибли восемь рабочих.

Спасатели работают на руинах Монтажно-испытательного корпуса, где хранился единственный летавший корабль «Буран» faz.net

Спасатели работают на руинах Монтажно-испытательного корпуса, где хранился единственный летавший корабль «Буран» faz.net

Источники и литература

    1. Авиационно-космические системы. Сборник статей под ред. Г. Лозино-Лозинского и А. Братухина. — М.: Изд. МАИ, 1997
    2. Александров С. Меч, ставший щитом // Техника — молодёжи. 1998. №4
    3. Борисов А. «Буран» — полёт в никуда? (К 10-летию со дня запуска) // Новости космонавтики. 1998. №23/24
    4. Бурдаков В. «Буран» — вершина, на которую ещё предстоит подняться // Калининградская правда (г. Королёв). 2003. 20 ноября
    5. Волк И. Как учили летать «Буран» // Вестник авиации и космонавтики. 2001. №2
    6. Губанов Б. Триумф и трагедия «Энергии»: размышления главного конструктора, Том 4: Полёт в небытие. — Нижний Новгород: Издательство НИЭР, 1999
    7. Гудилин В., Слабкий Л. Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы. — М., 1996
    8. История развития отечественной пилотируемой космонавтики / Сост. М.Первов. — М.: Изд. дом «Столичная энциклопедия», 2015
    9. Лукашевич В. «Буран»: факты и мифы. К 20-летию полёта МТКК «Буран» // Космические исследования и технологии. 2018. №2
    10. Лукашевич В., Афанасьев И. Космические крылья. — М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009
    11. Максимов Г. «Энергия» — «Буран»: новый шаг советской космонавтики // Крылья Родины. 1989. №1
    12. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. / Под ред. Ю. Батурина. — М.: Изд-во «РТСофт», 2005
    13. Мохов В. Модуль для «Бурана» // Новости космонавтики. 1998. №23/24
    14. Павлов Е. Штормовая посадка «Бурана» // Крылья Родины. 1989. №4
    15. Полтавец Г. Путь к «Бурану» // Земля и Вселенная. 1999. №2
    16. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва. 1946-1996 / Гл. ред. Ю. Семёнов. — М.: Менонсовполиграф, 1996
    17. Семёнов Ю., Тимченко В., Громов С. «Буран» и будущее советской космонавтики // Земля и Вселенная. 1989. №2
    18. Сихарулидзе Ю. Последняя космическая программа М.В. Келдыша // Вестник Российской академии наук. 2011. №4
    19. Тарасов А. Первый старт «Бурана». Репортаж с космодрома Байконур // Правда. 1988. 16 ноября
    20. Ушаков Ю., Сопов Ю. Создание и испытание ВКС «Буран» // Вестник авиации и космонавтики. 2001. №2
    21. Авторский сайт Вадима Лукашевича http://buran.ru/

источник: https://warspot.ru/15886-polyot-burana

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account