Накануне и в годы Второй мировой войны Венгрия ценой немалых усилий создала собственную танковую промышленность. Если лёгкий танк «Толди» и тяжёлый «Туран» представляли собой развитие зарубежных проектов, то тяжёлая машина «Тош» должна была стать оригинальной конструкцией. Должна была — но не успела.
К 1943 году командованию венгерской армии стала вполне очевидна катастрофическая отсталость имевшихся на вооружении танков. Средний танк «Туран» в обоих вариантах (40М «Туран I» с 40-мм пушкой, равно как и 41М «Туран II» с короткоствольным 75-мм орудием) был бессилен против советских Т-34, не говоря о тяжёлых танках. В поисках более современных боевых машин венгры обратились к немецкому союзнику с просьбой передать лицензию на производство танка Pz.IV (в варианте с длинноствольной 75-мм пушкой) или Pz.V Panther. Просьба встретила отказ — немецкие специалисты сочли, что венгерская промышленность попросту не сможет освоить выпуск столь сложных образцов. «Придётся выкручиваться самим», — решили в Министерстве обороны Венгрии.
Содержание:
С опорой на собственные силы
В апреле 1943 года Министерство обороны Венгрии инициировало двухэтапную программу обновления танкового парка. На первом этапе предусматривалось создание танка 43М «Туран III» — модификации «Турана», вооружённой длинноствольным 75-мм орудием. Этот танк должен был стать лишь переходным этапом к совершенно новой боевой машине — танку 44М «Тош» (Tas). Это название связывалось с древней историей — Тош являлся одним из легендарных вождей семи венгерских племён в IX веке. Классификация также имела свои национальные особенности: «Тош» считался тяжёлым танком, хотя по массогабаритным характеристикам он соответствовал, скорее, средним танкам Германии, СССР и западных союзников. Дело в том, что в Венгрии основным критерием классификации танков являлась не их масса, а калибр основного вооружения. Танки с орудиями калибром 75 мм и выше считались тяжёлыми (соответственно, в эту категорию попадали даже «Туран II» и «Туран III»). Создание танка «Тош» в апреле 1943 года поручили фирме «Манфред Вейсс». Проект подготовили в очень сжатые сроки — чертежи для постройки прототипов были готовы уже в августе 1943 года.
Общая компоновка и конструкция «Тоша» формировалась под сильным влиянием немецкой «Пантеры». Это и не удивительно — группа офицеров венгерского Военно-технического института в начале 1943 года имела возможность ознакомиться с этим танком на Куммерсдорфском полигоне. В частности, форма сварного корпуса почти повторяла «пантеровскую», за исключением передней части. Последняя состояла из наклонной центральной плиты и двух скошенных боковых плит-«щёк». Толщина брони в лобовой проекции составляла от 75 до 120 мм, по бортам и в корме — 50 мм.
Если облик корпуса «Тоша» можно реконструировать по имеющимся чертежам, то рисунков башни не сохранилось. Единственным источником информации являются фотографии заводского макета танка в масштабе 1:10, обнаруженные в чешском архиве в 90-е годы. Судя по ним, восьмигранная башня имела широкую орудийную маску (перекрывавшую почти всю площадь лобовой проекции башни) и по своей форме очень напоминала «пантеровскую». Толщина брони стенок башни составляла 100 мм.
Компоновка танка (с задним расположением двигателя и передним — трансмиссии) также была типично «немецкой». А вот ходовая часть была оригинальной, хотя и разработанной «по мотивам» чехословацкого танка PzKpfw 38(t). Применительно к одному борту она состояла из ведущего колеса переднего расположения, направляющего — заднего, шести опорных катков, сблокированных попарно (подвеска — на листовых рессорах, с гасителями колебаний) и пяти поддерживающих роликов. Такая конструкция оказалась существенно легче применённой на «Пантере» ходовой части системы Кникампа.
Линейные размеры «Тоша» были несколько меньшими, чем «Пантеры». Экипаж состоял из пяти человек: механика-водителя и радиста в отделении управления, командира, наводчика и заряжающего — в башне.
Силовая установка и вооружение
В этих областях проектировщикам танка «Тош» приходилось идти на компромисс между своими желаниями и реальными возможностями промышленности. В самом начале разработки предполагалось силами фирмы «Манфред Вейсс» создать для танка 12-цилиндровый V-образный бензиновый мотор мощностью 700 л.с. Но очень скоро стало понятно, что уложиться в требуемые сроки в этом случае никак не удастся. Поэтому пришлось прибегнуть к импровизации, спроектировав спаренную установку моторов V-8H (восьмицилиндровых V-образных, жидкостного охлаждения), выпускавшихся заводом «Манфред Вейсс» для танков «Туран» и САУ «Зриньи». В сроки уложились, но проиграли в мощности: «дуплет» выдавал лишь 520 л.с. Для 37-тонной машины этого было маловато.
В качестве основного вооружения первоначально выбрали 80-мм зенитное орудие 29/44М со стволом длиной 58 калибров. Оно было разработано фирмой DIMÁVAG на базе зенитки 29/38М, являвшейся, в свою очередь, развитием «Бофорса». Прототип 29/44М был готов в октябре 1943 года, однако первые же стрельбы выявили ряд серьёзных недостатков. Доводка орудия затягивалась, и начала его серийного производства можно было ожидать не ранее лета 1944 года. Компромиссом стало применение 75-мм пушки 43М (длина ствола 43 калибра), предназначавшейся для танка 43М «Туран III» и самоходки 44М «Зриньи I». Это орудие ещё не вышло из стадии прототипа и существовало всего в двух образцах, установленных на прототипах «Турана III» и «Зриньи I». Вспомогательное вооружение состояло из двух 8-мм пулемётов «Гебауэр» 34/40АМ, один из которых был спарен с орудием, а второй должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса. Однако на макете танка курсовой пулемёт отсутствовал.
Прототипы
Вскоре после того, как проект танка «Тош» был одобрен военными, фирма «Манфред Вейсс» получила заказ на изготовление двух прототипов — «стального» (с корпусом из мягкой стали) и «окончательного», с корпусом и башней из броневой стали. Сборка «стального» прототипа началась в мае 1944 года. К концу июня завершился монтаж корпуса, шасси и силовой установки. Отдельно велась сборка башни и изготовление узлов для «окончательного» прототипа, но 75-мм пушки всё ещё не было. Но 27 июля 1944 года жирную точку в истории «Тоша» поставила американская авиация, вдребезги разбомбившая завод «Манфред Вейсс» на острове Чепель. Прототип танка был похоронен под развалинами главного сборочного цеха и окончательно уничтожен вспыхнувшим пожаром. В августе 1944 года «Манфред Вейсс» передала всю документацию по танку «Тош» фирме «Ганц», часть производственных мощностей которой уцелела. Однако последовавшие события — вступление Красной армии на территорию Венгрии и переворот в этой стране в октябре 1944 года — не оставили никаких шансов на продолжение реализации проекта.
В различных публикациях встречается информация о якобы создававшейся на базе танка «Тош» самоходке «Тош рохамлёвег» (Tas rohamlöveg — буквально «Тош штурмовое орудие»). Машина, напоминавшая «Ягдпантеру», должна была вооружаться длинноствольным орудием немецкого производства — 75-мм KwK 42 либо 88-мм KwK 43. Долгое время единственным источником информации про «Тош рохамлёвег» оставались исследования Пала Корбали — сына главного конструктора фирмы «Манфред Вейсс». По его мнению, второй прототип «Тоша» на деле являлся (или должен был стать) прототипом самоходки. Однако последующие архивные поиски, произведённые уже в 2000-е годы, позволили чётко установить: велось изготовление двух прототипов именно танка. Самоходка же, если и существовала, то лишь в набросках.
Танк «Тош» представляет собой хороший пример попытки создания конкурентоспособной конструкции в стране, не обладавшей собственной школой танкостроения. Его облик определили две основные тенденции: копирование зарубежного опыта (в данном случае немецкого) и неизбежные компромиссы между требованиями заказчика и возможностями промышленности. Насколько удачным оказался бы результат такого подхода — трудно сказать, ведь даже прототип «Тоша» так и не вышел на испытания. Несомненно одно: в тех условиях он являлся единственно возможным способом получить современную боевую машину.
Расчётные тактико-технические характеристики танка 44М «Тош»:
3D-модель танка Тош:
Источник — https://warspot.ru/21286-opirayas-na-sobstvennye-sily