Андрей Харук. «Носорог» с юга Африки. 155 мм САУ G6. ЮАР
В годы Холодной войны вооружённые силы ЮАР вели интенсивные боевые действия на территориях сопредельных государств. Стране приходилось содержать большую армию, а военные расходы достигали 15% госбюджета. Всё это усугублялось ещё и международным эмбарго на поставку вооружений. Чтобы обеспечить армию современной техникой и оружием, в ЮАР создали полноценный военно-промышленный комплекс, способный, в частности, выпускать современные артиллерийские системы.
Боевые действия на территории Анголы, начавшиеся в 1975 году, показали, что для южноафриканской артиллерии необходимой является дальнобойная артсистема калибра 155 мм, способная противостоять 130-мм пушкам М-46. За помощью обратились к группе канадского учёного Джеральда Булла, имевшей в своём «портфолио» дальнобойную пушку-гаубицу GC45. На её основе была создана и в 1983 году принята на вооружение 155-мм буксируемая пушка-гаубица G5. Ещё в ходе её разработки в ЮАР приняли решение о создании самоходного варианта.
В 1978 году были утверждены тактико-технические требования к САУ:
- дальность стрельбы обычным снарядом — 30 км;
- способность вести огонь боеприпасами раздельного заряжания стандарта НАТО;
- возимый боекомплект — не менее 40 снарядов;
- угол обстрела в горизонтальной плоскости — до 360 градусов;
- время от обнаружения цели до открытия огня — не более 2 минут;
- закрытое эргономичное боевое отделение;
- колёсное шасси;
- возможность дальнейшей модернизации.
Содержание:
Разработка
Проектирование самоходки в рамках программы «Зенула» началось в 1979 году. Первоначально предполагалось, что шасси будет четырёхосным, но очень скоро выбор сделали в пользу трёхосного варианта. По уровню подвижности САУ должна была соответствовать БТР «Ратель».
Первый прототип САУ был готов уже в октябре 1981 года. Первоначально предполагалось построить девять прототипов, но ограничились лишь четырьмя (плюс одной башней). Экипаж прототипов состоял из пяти человек. От будущих серийных САУ они отличались конфигурацией башенок на крыше башни, иным расположением смотровых приборов в стенках башни и другими деталями. Единственным прицельным устройством являлся орудийный угломер, хотя предполагалась возможность сопряжения самоходки с системой управления огнём AS80 (батарейного уровня).
В ходе испытаний каждый из прототипов преодолел около 10 000 км по дорогам и бездорожью, а также сделал около 1000 выстрелов. В 1987 году прототипы прошли испытания в боевой обстановке на территории Анголы. В том же году изготовили четыре предсерийные САУ G6 «Рино» («Носорог»). Серийный выпуск начался в 1988 году, а через год в армии ЮАР сформировали первую батарею G6.
Конструкция
155-мм САУ G6 является трёхосной полноприводной колёсной бронированной машиной. В передней части корпуса расположено отделение управления с рабочим местом водителя, за ним — моторно-трансмиссионное отделение, а дальше в корму — боевое отделение с вращающейся башней. Водитель располагает тремя большими окнами из бронестекла, обеспечивающими обзор на 180 градусов. В случае необходимости переднее окно можно закрыть бронированным щитком (посредством рычага с рабочего места водителя).
Помимо водителя, в экипаж САУ входят пять человек: командир, наводчик, замковый, заряжающий и подносчик. Наводчик располагается в левой передней части башни, за ним — заряжающий. Командир находится в правой передней части башни, а за ним — замковый. Подносчик при ведении огня находится снаружи САУ.
Командирская башенка САУ снабжена шестью перископами и одностворчатым люком. Второй одностворчатый люк расположен в крыше башни слева от орудия. Возле него можно установить 12,7-мм пулемёт М2НВ (боекомплект 1000 патронов), 7,62-мм MAG или М1919 (2000 патронов). В правом борту башни имеется дверца, а в днище боевого отделения — эвакуационный люк.
Корпус и башня G6 сварные, из листов стальной брони. Толщина в передней проекции — 40 мм, а по бортам — 12-20 мм. Это обеспечивает в передней проекции защиту от 20-23-мм снарядов, а по бортам — от огня стрелкового оружия. Как и прочая бронетехника ЮАР, эта САУ отличается высокой стойкостью от подрыва на минах. Под каждым из колёс она может выдержать взрыв мины с зарядом, эквивалентным 6 кг тринитротолуола.
В передней части башни смонтированы два блока по четыре 81-мм дымовых гранатомёта.
САУ вооружена 155-мм орудием со стволом длиной 45 калибров и дульным тормозом эффективностью 35%. Автофретированный ствол весит 1760 кг и имеет 48 нарезов. Сила отдачи при выстреле достигает 580 кН, длина отката — 1010 мм. Максимальное давление в стволе — до 350 МПа (по другим данным — 335 МПа). Затвор поршневой, с обтюратором системы Банжа, открывается вправо и вниз.
На марше ствол орудия фиксируется люнетом с дистанционным управлением. Время перевода САУ из маршевого положения в боевое составляет 60 секунд, обратно — 30 секунд. Самоходка снабжена двумя парами гидравлических опор (в средней части машины и в корме), на которых вывешивается перед стрельбой. Допускается и стрельба без вывешивания.
G6 использует те же виды боеприпасов, что и буксируемая гаубица G5. Среди них:
- осколочно-фугасный снаряд массой 45,3 кг с дальностью стрельбы 30 км;
- осколочно-фугасный снаряд с газогенератором массой 47,7 кг и дальностью стрельбы 39 км;
- кассетный снаряд массой 48 кг и дальностью стрельбы 39 км;
- дымовой и осветительный снаряды массой по 45,3 кг с дальностью стрельбы 39 км.
G6 может стрелять и сверхдальнобойными снарядами V-LAP, разрабатывавшимися с 1996 года. В сентябре 2001 года таким снарядом была достигнута дальность стрельбы 53,6 км. Наконец, в мае 2012 года прошли испытания с применением американских управляемых снарядов «Экскалибур». Во время них четырьмя снарядами была поражена цель на дальности 38 км.
Для стрельбы служат метательные заряды М51, М52, М53 и дополнительные. Их комбинации позволяют укомплектовать восемь разновидностей зарядов. Минимальный (заряд М51) обеспечивает начальную скорость снаряда 350 м/с, максимальный (заряд М35) — 897 м/с. Для стрельбы снарядами с донными газогенераторами и типа V-LAP используются дополнительные заряды.
Магазин на 45 снарядов и 50 метательных зарядов расположен в кормовой части башни. Доступ к нему возможен и снаружи машины — через два больших прямоугольных люка, также служащих в качестве вышибных панелей в случае детонации боеприпасов.
Орудие снабжено механизированным полуавтоматическим устройством заряжания, работающим во всём диапазоне углов возвышения. Снаряд извлекается из магазина вручную и подаётся на расположенный слева от орудия подаватель, подвижный в вертикальной плоскости. После нажатия заряжающим соответствующей кнопки снаряд подаётся на линию досылания и досылается к зарядной каморе гидравлическим досылателем. Метательный заряд досылается вручную замковым. В течение 20 секунд орудие способно произвести три выстрела. При ведении огня в течение 15 минут скорострельность составляет четыре выстрела в минуту. При превышении допустимой температуры зарядной каморы и ствола на пульте командира срабатывает соответствующая световая и звуковая сигнализация.
Угол вертикальной наводки составляет от −10 до +75 градусов, горизонтальной — 360 градусов. Но на практике огонь ведётся в диапазоне, не превышающем 40-45 градусов влево и вправо от продольной оси САУ. Приводы наводки орудия — электрогидравлические.
Серийные G6 являются автономными орудиями. Они снабжены системой управления огня с выходом на уровень батареи дублированной инерциальной навигационной системой. Возможна установка приёмника GPS. Для прицеливания в случае отказа системы управления огнём имеется угломер. Для стрельбы прямой наводкой на дальность до 3 км на месте наводчика установлен оптический прицел. Опционально на G6 можно дополнительно установить лазерный дальномер. САУ оборудована КВ/УКВ радиостанцией с дальностью действия до 50 км.
Силовая установка САУ G6 состоит из 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения «Магирус-Дойц» FL 413 мощностью 525 л.с. и механической коробки передач (шесть скоростей вперёд и одна назад). Для работы на огневой позиции с выключенным мотором в кормовой части башни имеется вспомогательная силовая установка мощностью 50 л.с.
Служба
Боевой дебют G6 состоялся в 1987 году в ходе операции «Модулар». Четыре орудия образовали взвод поддержки боевой группы «Чарли» 20-й пехотной бригады. В ноябре 1987 года боевая группа «Чарли» атаковала позиции 16-й бригады ангольской армии в междуречье Чабанго и Хубе. Во время одного из огневых налётов был поражён аэродром, на котором уничтожены четыре истребителя МиГ-21.
Согласно официальной информации, в начале 90-х годов в армии ЮАР имелись три батареи «Рино» (в каждой восемь орудий — два четырёхорудийных взвода). Все САУ поставлялись без систем управления огнём и навигации, постепенно дооборудуясь ими.
Объём производства G6 для армии ЮАР оказался невелик — поставки САУ пришлись, в основном, на период после окончания пограничных войн. По состоянию на 2019 год армия располагала 43 САУ «Рино». Штатную численность батареи уменьшили до шести орудий.
G6 находятся на вооружении трёх артиллерийский полков: регулярного 4-го (Потшефстроом) и территориальных «Наталь» и «Сандфонтейн» (Дурбан и Сандтон соответственно). По итогам эксплуатации «Рино» считается в армии ЮАР весьма эффективной и удачной конструкцией.
Для экспорта был разработан вариант G6M1A3, отличающийся улучшенным эжектором, усовершенствованным досылателем и некоторыми другими нововведениями. Первым покупателем этих машин стали Объединённые Арабские Эмираты. Поставки первых из 78 заказанных самоходок начались в 1991 году, ими укомплектовали три артполка. G6 армии ОАЭ принимали участие в миротворческой миссии в Косово. В августе 2015 года одна или два батареи G6 морским путём доставили в Аден. В составе контингента армии ОАЭ самоходки участвовали в боевых действиях против отрядов хути у города Таиз.
Вторым и, как оказалось, последним зарубежным покупателем G6 стал Оман. Он приобрёл 24 самоходки, поставки которых начались в 1995 году. Интерес к САУ проявляли Саудовская Аравия, Кувейт и даже Польша. Чили в конце 80-х годов вело переговоры о лицензионном выпуске под обозначением CC SP-45, но все эти планы так и остались на бумаге.
Попытки модернизации
В марте 1998 года впервые была представлена усовершенствованная САУ G6-52. Как явствует из обозначения, самоходка получила новый ствол длиной 52 калибра. Его масса составляет 2070 кг. Ствол снабжён дульным тормозом эффективностью 38%. Объём зарядной каморы составляет 23 л.
По сравнению с базовым вариантом у G6-52 усовершенствован механизм заряжания — метательные заряды теперь также подаются посредством этого механизма, а не вручную. Благодаря этому возросла скорострельность. Первые три выстрела орудие способно произвести в течение 15 секунд, а в течение первой минуты — сделать восемь выстрелов.
В 2001 году появился вариант ER G6-52L, отличающийся зарядной каморой объёмом 25 л и доработанным дульным тормозом. В ходе стрельб снарядом V-LAP в 2006 году из этого орудия была достигнута дальность 75 км.
Ещё одним вариантом, использовавшим шасси G6, стала ЗСУ с британской башней «Марксмэн» (с двумя 35-мм пушками). Соответствующий проект появился в конце 1994 года, однако ни он, ни усовершенствованные варианты САУ серийно не строились.
Вне всякого сомнения, САУ G6 стала новаторской артсистемой для своего времени. Высокие баллистические качества она сочетает с хорошей подвижностью, стойкостью к подрыву на минах, эффективной системой управления огнём. Однако ввиду общих изменений военно-политической обстановки объём закупок для армии ЮАР оказался небольшим, а экспорт удалось осуществить лишь в две страны. В настоящее время производство и развитие G6 прекращено.
Тактико-технические характеристики САУ G6: