13

Андрей Харук. Китайская «двустволка»

Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.

Содержание:

В 60-е годы отношения между КНР и СССР становились всё более напряжёнными. Острая фаза противостояния — конфликт за остров Даманский в 1969 году — сменилась относительным затишьем, однако вероятность советско-китайской войны оставалась весьма высокой. Основными театрами военных действий в таком случае должны были стать «три Севера» — так в китайской терминологии именовались Маньчжурия, Внутренняя Монголия и Синьцзян. Именно здесь Народно-освободительная армия Китая (НОАК) должна была сойтись в сражениях с танковыми клиньями Советской армии. Противостоять им с помощью одних лишь «красных книжечек» председателя Мао было невозможно — армии срочно требовались современные противотанковые средства.

Одним из самых эффективных способов противодействия советским танковым клиньям китайские военные теоретики считали высадку в их тылу воздушных десантов, призванных отсечь резервы и создать благоприятные условия для разгрома передовых частей противника. Китайцы пристально изучали зарубежный опыт в области воздушно-десантных войск. Под влиянием советской концепции, предусматривавшей насыщение ВДВ боевыми машинами десанта, формировалась китайская доктрина десанта как «лёгкой бронированной кавалерии».

Истоки

С 11 по 23 апреля 1975 года в Нанкине проходило большое совещание, посвящённое вопросам развития бронетанкового вооружения НОАК. В ходе него обсуждалась и была поддержана концепция лёгкого авиадесантного танка, по возможности унифицированного с самоходным ПТРК. Дальнейшее развитие эта концепция получила в октябре того же года на совещании Центральной военной комиссии по вооружению в Пекине. Здесь определились четыре ключевых требования для будущей боевой машины:

      • компактные размеры в сочетании с хорошей проходимостью и высокой скоростью. Танк должен быть приспособлен для действий в болотистой и лесной местности, а также в регионах со сложным рельефом, характерным для «трёх Северов»;
      • высокая стратегическая мобильность. Под этим понималась не только аэромобильность, но и возможность перевозки обычными грузовиками без привлечения специальных танковых транспортёров;
      • способность поражать советские танки Т-55 и Т-62. Собственное бронирование, обеспечивающее защиту от пулемётного огня и осколков снарядов;
      • универсальность шасси (возможность создания на его базе ЗСУ, САУ, БРМ, КШМ, санитарной машины и т.д.).

Итогом теоретических исследований и дискуссий стало создание 8 января 1976 года в Научно-исследовательском институте бронетанковых сил конструкторской группы, которой поручили реализацию непростого задания. Было очевидно, что для новой боевой машины не слишком подходит термин «танк», поэтому её окрестили «сверхлёгкой противотанковой боевой машиной», присвоив индекс WZ-141. К декабрю 1977 года разработку удалось завершить и построить первый прототип.

Первый прототип WZ-141 в исходной конфигурации sinorecords.org

Первый прототип WZ-141 в исходной конфигурации sinorecords.org

Конструкция

WZ-141 представляла собой гусеничную бронированную машину с полностью закрытым сварным алюминиевым корпусом, форма которого несколько напоминает корпус немецкой БМП «Мардер». В передней части справа располагалось моторно-трансмиссионное отделение, слева — место механика-водителя. Боевая машина оборудовалась карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения TZ2120A мощностью 176 л.с., разработанным заводом в Тяньцзине. Доступ к нему обеспечивался через большой люк в верхнем лобовом листе корпуса, установленном под большим углом наклона. Рабочее место механика-водителя было закрыто небольшим эркером с люком. Перед люком устанавливались три неподвижных перископа. За водителем находилось рабочее место командира, причём, судя по имеющимся фотографиям прототипа, он не имел никаких приборов наблюдения. В корме машины располагалась одноместная вращающаяся башня.

Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти опорных катков, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и натяжного колеса заднего расположения. Тип подвески не установлен. На фотографиях можно разглядеть четыре больших цилиндра, установленных под небольшим углом к вертикали — неясно, являются ли они гидроцилиндрами, или же кожухами спиральных пружин. Верхняя ветвь гусеницы прикрыта фальшбортом, состоящим из четырёх откидывающихся секций. Сама гусеница сравнительно узкая, но с учётом небольших размеров машины она, очевидно, обеспечивала приемлемое давление на грунт. Металлические траки снабжены резиновыми накладками.

Основное вооружение WZ-141 состоит из пары 105-мм безоткатных пушек «тип 75», установленных по бокам башни. Это орудие является копией американской безоткатки М40А1 и ведёт огонь кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Возимый боекомплект WZ-141 составляет 18 снарядов. В качестве дополнительного вооружения использован 12,7-мм пулемёт «тип 77», установленный сверху на башне. Это оружие представляло собой созданную в КНР облегчённую альтернативу пулемёту «тип 54» (копии ДШКМ). Судя по имеющимся фотографиям, для ведения огня из пулемёта стрелок должен находиться сзади башни.

105-мм безоткатка в качестве противотанкового средства в середине 70-х годов выглядела уже несколько архаично. Для борьбы с современными советскими танками требовалось средство помощнее. Поэтому сверху каждого орудия смонтировали по одной направляющей для ПТУР HJ-73 — китайского клона советской ракеты 9М14 «Малютка». Кумулятивная БЧ ПТУР обеспечивала бронепробиваемость порядка 500 мм, а практическая дальность стрельбы достигала 3 км. Боекомплект WZ-141 состоял из четырёх ракет (включая две, установленные на ПУ).

Первый прототип WZ-141 после довооружения ПТУР HJ-73 sinorecords.org

Первый прототип WZ-141 после довооружения ПТУР HJ-73 sinorecords.org

Результаты испытаний первого прототипа WZ-141 разочаровали заказчика. Броня боевой машины обеспечивала защиту в лобовой проекции от огня 7,62-мм пулемётов — но только с расстояния, превышавшего 100 м. Более тонкая бортовая броня защищала лишь от мелких осколков. Проходимость и управляемость машины оказалась неважной из-за смещённого вправо центра тяжести. Стрельбовые испытания основного вооружения, проведённые в июле 1978 года, также показали неудовлетворительные результаты. Помимо вполне ожидаемых и традиционных для безоткаток недостатков (сильных демаскирующих эффектов при выстреле, малой дальности стрельбы) орудийная установка на WZ-141 оказалась неудобной для наведения и перезарядки.

В период с конца сентября до ноября 1978 года первый прототип WZ-141 подвергли ходовым испытаниям. Машина преодолела более 1000 км с вполне сносным результатом, хотя отмечались некоторые недостатки: перегрев и частые поломки двигателя TZ2120A, высокий расход топлива.

Второй прототип

В декабре 1978 года был готов второй экземпляр WZ-141, в конструкции которого постарались учесть результаты испытаний первой машины. В частности, изменениям подверглась конструкция башни. Оба безоткатных орудия теперь монтировались на одном лафете в правой части башни. Диапазон углов вертикального наведения такой установки составлял от +12 до –5º. Как и в первом варианте, над стволами орудий имелись направляющие для ПТУР HJ-73. Вместо пулемёта «тип 77» применили более лёгкий 7,62-мм пулемёт «тип 56» — «клон» советского РПД.

Второй прототип WZ-141 sinorecords.org

Второй прототип WZ-141 sinorecords.org

Вместо ненадёжного и неэкономичного мотора TZ2120A на втором прототипе WZ-141 установили импортный западногерманский дизель «Дойц» F6L143F. Он был несколько больше и тяжелее китайского бензомотора, но при этом несравненно надёжнее. Важным преимуществом немецкого дизеля также являлось воздушное охлаждение. На испытаниях WZ-141 с «Дойцем» разгонялся до 80 км/ч. Установка нового двигателя потребовала переделки носовой части корпуса — была увеличена её высота, уменьшены размеры люка для доступа к двигателю, установлен грибообразный воздухозаборник.

Переделке подверглась и ходовая часть. На втором экземпляре применена гидропневматическая подвеска, обеспечивающая изменение клиренса в пределах 170-400 мм. Возможность дифференцированного изменения клиренса передней и задней частей машины позволила расширить диапазон углов вертикального наведения пушечной установки. На втором экземпляре WZ-141 установили современную радиостанцию CWT-167.

Испытания второй машины показали, что избавиться от всех недостатков не удалось. По-прежнему низкой оставалась скорострельность — для перезарядки орудия стрелку требовалось 12 секунд. Не удалось улучшить защищённость боевой машины, а при резких манёврах она часто сбрасывала гусеницы.

Второй экземпляр WZ-141. На заднем плане видна первая машина sinorecords.org

Второй экземпляр WZ-141. На заднем плане видна первая машина sinorecords.org

Судьба проекта

WZ-141 создавался в переломный для КНР момент. Смерть Мао Цзэдуна и приход к власти Дэн Сяопина ознаменовали начало широкомасштабных экономических реформ. Военные расходы подверглись сокращению, среди его жертв оказался и сверхлёгкий истребитель танков. 13 августа 1979 года WZ-141 был исключён из Национального реестра научно-технических проектов в области вооружения, запланированных к реализации в годы 6-й пятилетки. Тем не менее, работы по нему продолжались, хотя и в сильно сокращённом виде. В октябре-ноябре 1979 года второй прототип WZ-141 прошёл некое подобие войсковых испытаний в одной из частей воздушно-десантных войск в провинции Хэнань — в частности, отрабатывалась погрузка и выгрузка истребителя танков в военно-транспортный самолёт Ан-12. Правда, из-за нехватки средств полёты с WZ-141 на борту не производились, не говоря уже о десантировании.

Первый экземпляр WZ-141 на свалке sinorecords.org

Первый экземпляр WZ-141 на свалке sinorecords.org

Первый экземпляр WZ-141 на свалке sinorecords.org

Первый экземпляр WZ-141 на свалке sinorecords.org

Официально программа создания WZ-141 была закрыта лишь в 1985 году. Оба прототипа попали на свалку. Но если первая машина попала туда, так сказать, в первозданном виде, то вторая — с совершенно иной восьмиугольной башней, отличающейся от исходного исполнения. Вместо двух безоткаток в ней, очевидно, предусматривалась установка автоматической пушки калибра 25-30 мм. Существуют две версии появления такой башни. Согласно одной из них, она была разработана в промежутке между 1980 и 1985 годами как альтернативный вариант вооружения WZ-141. Согласно второй — шасси этого прототипа использовалось для испытаний башни БМД ZBD-03 (WZ-506), принятой на вооружение в 2003 году.

Второй прототип WZ-141 с новой башней sinorecords.org

Второй прототип WZ-141 с новой башней sinorecords.org

В этой небольшой статье мы часто использовали слово «вероятно». Дело в том, что информация по проекту WZ-141 весьма скудна. По этой же причине в статье отсутствует и таблица тактико-технических характеристик сверхлёгкого истребителя танков — они никогда не публиковались. WZ-141 остался лишь незначительным эпизодом в истории китайского танкостроения. В принципе, иначе и быть не могло — истребитель танков с основным вооружением, соответствующим уровню 50-х годов, не мог быть эффективным в конце 70-х. Напомним, что аналогичная по составу вооружения японская самоходка «тип 60» разрабатывалась с 1954 года и была принята на вооружение в 1960 году. Китайцы же создали похожую машину лишь через два десятилетия. В этой связи весьма интересным решением представляется попытка довооружить WZ-141 противотанковыми ракетами. Возможно, эволюция этого истребителя танков могла пойти по пути отказа от безоткатных орудий и превращения в чисто ракетный вариант — впрочем, это всего лишь предположение.

Литература

      1. rg.ru
      2. sinorecords.org
      3. mod.gov.cn
      4. secretprojects.co.uk

источник: https://warspot.ru/17695-kitayskaya-dvustvolka

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account