Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Содержание:
Одним из многочисленных специальных вариантов полугусеничного бронетранспортёра M3 стала самоходная артиллерийская установка Gun Motor Carriage M3. Вооружённая устаревшей пушкой и не особо отвечавшая требованиям к истребителям танков, эта САУ всё же стала первой массовой боевой машиной американских противотанкистов.
Майский блицкриг 1940 года, в ходе которого немецкие танковые клинья, как нож сквозь масло, прошли через французскую оборону, стал полной неожиданностью и для американских военных. Американцы вдруг осознали, что не располагают эффективными противотанковыми средствами, поскольку производство 37-мм пушки М3 только начиналось (с июля 1940 до начала 1941 года выпустили лишь 340 таких орудий). С другой стороны, в войсках и на складах имелось свыше четырёх тысяч 75-мм полевых пушек М1897 (французских Mle. 1897, в большинстве своём выпущенных по лицензии в США). Баллистические характеристики этих орудий позволяли уверенно бороться с танками той эпохи, но однобрусный лафет и неподрессоренный колёсный ход делали их весьма неудобными. Поэтому уже в июле 1940 года американцы приступили к массовой переделке, устанавливая стволы пушек М1897А4 на новые лафеты М2А2 и М2А3 с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Наряду с техническими мероприятиями спешно осуществлялись и организационные. Одновременно с выделением танковых войск в самостоятельный род войск (Armor Force) на таких же правах были созданы танкоистребительные силы (Tank Destroyer Force).
На самоходном шасси
25 июня 1941 года состоялось совещание руководства Департамента вооружений с представителями штаба армии США, на котором определялись дальнейшие пути развития противотанковой артиллерии. Магистральным направлением признали разработку истребителей танков на танковых шасси, но это требовало времени. В качестве временной меры решили установить пушку М1897А4 на шасси нового полугусеничного бронетранспортёра М3 — благо его большое десантное отделение, лишённое крыши, существенно упрощало такую переделку. Самоходку следовало подготовить к осенним манёврам армии США.
Ввиду простоты переделки БТР в САУ, получившую обозначение 75 mm Gun Motor Carriage T12, работы поручили не одной из фирм, а мастерским Абердинского полигона. Десантное отделение БТР М3 «выпотрошили», демонтировав скамейки для пехотинцев, укладки и пулемётные установки. Два 30-галлоных (114-литровых) топливных бака, устанавливавшихся в передней части десантного отделения по бортам, перенесли в корму. За местом водителя смонтировали стальную сварную коробку, служившую фундаментом для орудия и одновременно боеукладкой первых выстрелов. На него водрузили верхний станок лафета М2А3 с пушкой М1897А4 и штатным орудийным щитом. Вся эта сборка — основание, верхний станок и пушка — получила обозначение 75 mm Gun Mount M3. Раму с двумя лобовыми стеклами демонтировали, оставив лишь откидной броневой щиток со смотровыми щелями.
Орудие имело ограниченные углы горизонтального наведения — 19º влево и 21º вправо. Диапазон углов вертикальной наводки был вполне удовлетворителен для противотанкового орудия: от −10 до +29º. Возимый боекомплект состоял из 59 унитарных выстрелов. 19 из них размещались в цилиндрических пеналах в основании орудия, а ещё 40 — в десяти ящиках под полом боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения САУ Т12 предусматривался 12,7-мм зенитный пулемёт М2НВ на тумбовой установке в кормовой части десантного отделения. Экипаж Т12 состоял из четырёх человек: водителя, его помощника/радиста, командира/наводчика и заряжающего.
Переделка и последующие испытания Т12 заняли лишь несколько недель. По их итогам в конструкцию самоходки внесли некоторые изменения, наиболее заметным из которых стала переделка щитового прикрытия орудия. Теперь оно защищало расчёт не только по фронту (на всю ширину машины), но и частично с боков. Штатный прицел пушки М1897А4 заменили новым — телескопическим М33. Экипаж увеличили до пяти человек, разделив функции командира и наводчика. Поскольку в боевом отделении стало тесновато, от пулемётной установки решили отказаться.
Производство и развитие
После испытаний прототип Т12 в качестве образца отправили на завод компании «Отокар», получившей заказ на партию из 36 самоходок и практически сразу же второй контракт ещё на полсотни машин. Все 86 САУ изготовили в течение августа-сентября 1941 года. В октябре самоходку стандартизировали как 75 mm Gun Motor Carriage М3. Серийное производство М3 началось на заводе «Отокар» в феврале 1942 года, а до апреля 1943-го выпустили 2116 машин (без учёта 86-ти Т12).
В процессе производства довольно быстро исчерпались запасы лафетов М2А3, и для САУ попытались приспособить верхний станок от более старого лафета М2А2. Замысел оказался удачным, более того — несколько увеличился диапазон углов горизонтального наведения (по 21º вправо и влево). Угол снижения несколько уменьшился — до −7º. Испытания, проведённые летом 1942 года на Абердинском полигоне, прошли успешно, и орудийную установку стандартизировали как 75 mm Gun Mount M3, а саму САУ — как 75 mm Gun Motor Carriage М3А1.
Едва успели решить проблему с нехваткой лафетов, как подошли к концу запасы самих пушек. В начале 1943 года в качестве альтернативы М1897А4 американцы попытались использовать 75-мм пушку М3, которой вооружались «Шерманы». Её установили на одну из самоходок М3А1 и подвергли испытаниям. Опытная САУ получила обозначение Т73, её пушка — Т15, а орудийная установка — Т17. Испытания показали, что модифицированная самоходка является вполне работоспособной, но к тому времени уже полным ходом шло производство истребителей танков М10. Эта самоходка на танковом шасси, вооружённая 76,2-мм длинноствольной пушкой, гораздо лучше подходила для противотанковой артиллерии, чем М3/М3А1. В итоге производство последних прекратили. Более того, сразу после выхода из заводских цехов 1360 САУ переоборудовали в бронетранспортёры. Таким образом, в части попало не более 842 самоходок М3/М3А1.
САУ М3/М3А1 использовали три основных типа снарядов:
МАРКА СНАРЯДА | М61 | М72 | М48 |
ТИП | бронебойный трассирующий, с баллистическим колпачком и разрывным зарядом | бронебойный трассирующий | осколочно-фугасный |
МАССА СНАРЯДА, КГ | 6,79 | 6,77 | 6,62 |
МАССА ВЫСТРЕЛА, КГ | 9 | 8,5 | 8,27 |
НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, М/С | 609 | 609 | 594 |
МАКСИМАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М | 12680 | 9620 | 12680 |
БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ НА ДИСТАНЦИИ 914 М ПРИ УГЛЕ ВСТРЕЧИ 30º ПО ГОМОГЕННОЙ БРОНЕ/БРОНЕ С ПОВЕРХНОСТНОЙ ЗАКАЛКОЙ | 58/64 | 61/51 |
Служба
Первая партия из 36 САУ Т12 поступила в 93-й противотанковый батальон — одну из первых частей истребителей танков в армии США. В ноябре 1941 года он участвовал в крупных манёврах 1-й армии в Южной Каролине, войдя в состав Группы истребителей танков (Tank Attacker Group). Помимо 93-го батальона, в состав группы вошли пехотный батальон, артполк, рота лёгких танков М3, сапёрная рота, разведывательный взвод и даже эскадрилья самолётов наблюдения «Кёртисс» О-52. Согласно концепции, отрабатывавшейся в ходе манёвров, Группа истребителей танков должна была действовать не в обороне, а в наступательном ключе, осуществляя активный поиск и уничтожение вражеских танковых группировок. Теоретически её состав вполне позволял реализовать такую задачу. Этот вывод был закреплён в соответствующем полевом уставе (FM8-15), утверждавшем, что «части истребителей танков специально предназначены для наступательных действий против бронесил». Предполагалось, что слабое бронирование истребителей танков будет компенсировано их подвижностью и соответствующим прикрытием огнём собственной артиллерии. Но вот на практике САУ М3 для действий в наступлении против вооружённого танками противника совершенно не годились, что и показали впоследствии бои в Северной Африке.
Остальные полсотни Т12 в ноябре-декабре 1941 года доставили на Филиппины. Здесь ими вооружили Временную бригаду полевой артиллерии, состоявшую из трёх батальонов по четыре четырёхорудийных батареи в каждом. Самоходки приняли самое деятельное участие в обороне полуострова Батаан. Несколько САУ были захвачены японцами и в 1944-1945 годах даже повоевали против своих прежних хозяев.
Первоначально предполагалось, что батальоны истребителей танков будут смешанными: в их состав войдут 37-мм САУ М6 (на базе «Доджа»), а также 75-мм М3 и М5. Однако последняя самоходка (созданная на шасси трактора «Клетрак») оказалась неудачной, хотя и была стандартизована. В итоге батальоны истребителей танков получали по 36 САУ М3 и четыре М6.
В операции «Торч» — высадке в Северной Африке в ноябре 1942 года — участвовали шесть батальонов истребителей танков. Из них лишь один был вооружён машинами М10, остальные использовали САУ М3. Опыт использования последних по прямому предназначению в Тунисской кампании был неутешителен. В феврале 1943 года батальоны М3 понесли значительные потери у Сиди-бу-Зейда и перевала Кассерин. Пожалуй, наиболее значительной акцией с участием этих истребителей танков стал бой 23 марта 1943 года у Эль-Геттара. Здесь 601-й батальон истребителей танков, насчитывавший на тот момент 31 САУ М3 и пять вовсе бесполезных М6, помогал 1-й пехотной дивизии отражать контратаку немецкой 10-й танковой дивизии. Вместе с ним действовал 899-й батальон, вооружённый САУ М10. Итогом стало уничтожение 37 вражеских танков, 30 из которых — на счету 601-го батальона. Атака немцев захлебнулась, но успех был куплен дорогой ценой: 601-й батальон потерял 21 САУ М3 (правда, восемь из них подлежали ремонту) и одну М6. Самоходчики вели буквально ураганный огонь: 601-й батальон выпустил 2740 снарядов, полностью исчерпав боекомплект (составлявший по штату 2844 снаряда).
В операции «Хаски» (высадке на Сицилии) САУ М3 играли второстепенную роль, используясь, в частности, в противотанковых ротах пехотных полков. Поучаствовали они и в операции «Оверлорд» — несколько таких САУ были приданы батальонам рейнджеров как средство непосредственной огневой поддержки.
170 САУ М3 по ленд-лизу передали Великобритании. С 1943 года они использовались в разведывательных полках бронеавтомобилей (как средства огневой поддержки). Британские М3 поучаствовали в последних боях в Северной Африке, а также в Италии, где воевали вплоть до окончания войны. Войска Свободной Франции в Северной Африке получили от американцев некоторое количество М3, но использовали их только как учебные — в бой противотанковые части французов пошли уже на М10.
В рядах морской пехоты
Отдельно следует упомянуть об использовании САУ М3/М3А1 Корпусом морской пехоты (КМП) США. В конце 1941 года командование КМП планировало вооружить ими два танкоистребительных батальона корпусного подчинения. Для этого армию в январе 1942 года попросили «одолжить» 60 самоходок, но армейцы согласились отдать лишь три десятка. Осенью 1942 года, когда положение с вооружением армейских противотанковых частей улучшилось, морпехам передали ещё 219 САУ М3А1. Один танкоистребительный батальон КМП сформировали в сентябре 1942 года, но в декабре 1943-го был расформирован, так и не успев понюхать пороху. В основном же морская пехота применяла САУ на дивизионном уровне — ими вооружили по одной батарее на дивизию (входившей в батальон специального оружия). Такое подразделение насчитывало 12 самоходок, сведённых в три четырёхорудийных взвода. В КМП М3/М3А1 классифицировались как «самоходные лафеты» (Self-Propelled Mount, SPM) и применялись, главным образом, для непосредственной поддержки пехоты.
Морские пехотинцы сочли, что ввиду меньшей массы полугусеничные САУ лучше подходят для амфибийных операций, чем те же М10. К тому же, вопрос борьбы с вражескими танками на Тихоокеанском ТВД был несравнимо менее актуален, чем в Северной Африке, Италии или Франции. По утверждению Стивена Залоги, в бою «морпеховские» М3 дебютировали в самом конце 1943 года, во время высадки на мысе Глостер (остров Новая Британия). Правда, Ричард Ханникат указывает, что эти САУ принимали участие в боях на Гуадалканале ещё в августе 1942 года, приводя фотографии их выгрузки. В 1944 году они воевали на Бугенвиле и Сайпане, а в 1945-м — на Иводзиме и Окинаве. Таким образом, на островах Тихого океана самоходки М3/М3А1 применялись практически до конца войны, а их карьера в КМП оказалась гораздо более долгой, чем в армии. Использовались они, главным образом, в качестве штурмовых орудий при подавлении японских огневых точек. Частым явлением был «тюнинг» САУ посредством монтажа 12,7-мм и 7,62-мм пулемётов — при ведении ближнего боя они оказывались весьма кстати. Пожалуй, самым успешным случаем применения морпеховских М3А1 по прямому предназначению — как истребителей танков — стала отражение атаки японского 9-го танкового полка на Сайпане в ночь с 16 на 17 июня 1944 года. Японские лёгкие танки «Ха-Го» и средние «Чи-Ха» оказались лёгкими мишенями для 75-мм пушек.
Тактико-технические характеристики САУ М3
БОЕВАЯ МАССА, Т | 9,1 |
---|---|
ЭКИПАЖ, ЧЕЛ. | 5 |
ВООРУЖЕНИЕ (БОЕКОМПЛЕКТ) | 75-мм пушка М1897А4 (59) |
ДЛИНА, ММ | 6240 |
ШИРИНА, ММ | 2200 |
ВЫСОТА (ПО ВЕРХНЕЙ КРОМКЕ ЩИТА), ММ | 2490 |
КЛИРЕНС, ММ | 280 |
ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ | 6,4-15,9 |
УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. | 40 |
УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. | от −10 до +29 |
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. | 147 |
СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ, КМ/Ч | 75 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, КМ | 240 |
Литература
-
-
- Doyle D. M3 Gun Motor Carriage. Detail in Action. Carrolton: Squadron/Signal Publ., 2013
- Hunnicutt R.P. Half-track. A History of American Semi-Tracked Vehicles. Novato: Presidio, 2001
- Jackson R. M2/M3. American Half-Tracks of the Second World War. Barnsley: Pen&Sword, 2019
- Zaloga S. M3 Infantry Half-Track. Oxford: Osprey, 1994
-