Андрей Фирсов «На этом самолете только воевать»
Небольшая,но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Боевые качества Ил-10 … по опыту 4-го Украинского
На Куйбышевском авиазаводе командир 571 шап Герой Советского Союза подполковник Безух принял 42 Ил-10…
Полк с 15 апреля 1945 г. приступил к выполнению боевых заданий, имея 39 исправных Ил-10.
За отчетный период полк произвел 620 боевых самолето-вылетов… боевой налет 631 ч… 82 группо-вылета, по 50% в каждом месяце… В отдельные дни напряженной боевой работы некоторые летчики на своих самолетах производили по 4-5 боевых вылетов.
За время боевой работы полк имеет 3 боевых потери:
1) 1 Ил-10 в апреле подбит над целью внезапной атакой снизу из облаков истребителями… При посадке на своем аэродроме без шасси самолет был разбит, летчик невредим.
2) 2 Ил-10 в мае … были сбиты прямом попаданием ЗА противника с первого залпа [как основная причина потери приводится низкая облачность – 200 м, не позволяющая выполнять самый эффективный противозенитный маневр – по высоте ].
Таким образом, на одну потерю в среднем приходится 207 боевых самолето-вылетов, тогда как 8 шак за апрель месяц имеет в среднем 113 боевых самолето-вылетов на одну боевую потерю…
Средняя бомбовая нагрузка на один боевой самолето-вылет составляет 314 кг [максимальная 480 кг].
Самолет Ил-10 в сравнении с Ил-2 имеет значительной превосходство в скорости, легкости управления, послушности, маневренности и устойчивости… Эти качества Ил-10, а также наличие на нем прицела у летчика типа ПБП-1б обеспечивают отличную меткость при поражении цели бомбами и пулеметно-пушечным огнем.
Запас горючего и хорошая для штурмового самолета скорость позволяют Ил-10 увеличить время пребывания над атакуемой целью… Группа в составе 8 Ил-10 производит по 5-7 атак каждым самолетом в боевом порядке «круг»… [первый заход на цель осуществлялся как правило «холостой» для уточнения цели каждым летчиком]
Атаки целей бомбами производились с пологого пикирования под углами 30-35 гр, бомбы сбрасывались с высоты 400-300 м… Атака цели пулеметно-пушечным огнем производится с пологого пикирования под углами до 45 гр с выходом… на высоте 100 м… огонь открывался со 100 м. На пикировании самолет устойчив и послушен, это обеспечивает высокую огневую меткость при атаке цели [у Растренина приведено мнение летчика-испытателя, что возросшие скорости Ил-10 затрудняют прицеливание и корректировку огня по сравнению с Ил-2 – пилот просто не успевает реагировать должным образом — см. ниже].
Борьба с ЗА противника
Применение Ил-10 на 4 Укр. Фронте для противника было полностью неожиданностью. Расчетные данные для ведения огня ЗА у противника были произведены на Ил-2… Разрывы снарядов ЗА противника, как правило, наблюдались летчиками сзади самолетов Ил-10. … В связи с меткостью огня Ил-10 за отчетный период полком было уничтожено и повреждено до 10 батарей ЗА.
В связи со значительной активностью истребительной авиации противника… группы Ил-10 имели 15 встреч и с ними, всего проведено … 5 воздушных боев… В боях огнем из УБТ стрелком… сбит один ФВ-190…
Положительные качества
У самолета – прекрасный планер… легок в управлении, послушен, имеет для штурмовика вполне достаточную скорость… в полете устойчив. Он обладает высокой меткостью стрельбы по наземным целям… На самолете могут успешно работать только летчики хорошо владеющие техникой пилотирования…
Отрицательные качества
В связи с повышенной скоростью самолета наблюдение за целью при атаке затруднено.
Мотор самолета очень слаб [в смысле надежности]
Заключение
Летчики-боевики дают высокую оценку планеру и боевым качествам Ил-10 вообще, высказывая «на этом самолета только бы воевать»…
Ст. пом. Нач. отделения по использованию опыта войны оперативного отдела штаба 8 ВА капитан Букреев