Американские супервианосец CVA-58 «Юнайтед Стейтс». Почему он так и не был построен

17

Об этом очень амбициозном проекте у нас уже была статья, правда достаточно давно, ещё 2011 году. Предлагаю вам более свежую работы об этом же корабле.

территории противника. И пока ракетная техника находилась на зачаточной стадии возникали разные экзотические проекты. Об одном из которых пойдёт речь в этой публикации.

Изначально, носителями ядерного оружия были исключительно самолёты, причём достаточно тяжёлые и большие, так как первые бомбы были приличных размеров, весом свыше 4,5 т, при длине свыше 3 м. При этом американские стратеги конца 40-х, В-29 не были способны достигнуть территории СССР. Поэтому появилась идея создать корабль, на котором бы могли базироваться самолёты способные нести ЯО.

Такими кораблями должны стать авианосцы типа CVA-58 и первый из них получил громкое имя «Юнайтед Стейтс». Параллельно шла разработка самолёта для него.

Водоизмещение суперавианосца должно было составлять 83 250 т, длина полетной палубы 330 м, ширина — 57,9 м. На корабле намеревались установить четыре самолетоподъемника: три по бортам с платформами 18,3 х 18,3 м и один в корме с платформой 19,2 х 15,8 м. Изюминка конструкции была в том, что самолёты могли бы взлетать одновременно парами, благодаря особым образом размещённым 4 катапультам:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Поскольку проектируемые самолёты ADR-42 должны были обладать довольно широким размахом крыльев, то авианосец не имел бы надстройки, дымовые трубы выходили из бортов. Кстати, подъёмники были нужны лишь для палубных истребителей, ADR-42 не влез бы в ангар по определению. Да и ангары первоначально не планировались, бомберы хранились бы на палубе, а в целях защиты CVA-58 должны были сопровождать авианосцы — носители истребителей. Но такие аппетиты адмиралов не лезли уже ни в какие ворота и проект переработали с возможностью иметь на корабле собственную истребительную и разведывательную авиацию.

А как же всё-таки авианосец должен был управляться? Для этого предполагалось иметь выдвижные ходовой мостик и пункт управления полётами

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Так «Юнайтед Стейтс» должен был выглядеть:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Однако, согласно расчётам, корабль был бы построен быстрее, чем предназначенный для него самолёт. Поэтому решили всё-таки подобрать что-либо из уже существующего. После специальных доработок выбор пал на Локхид P2V-3С, клон известного Локхид P2V Нептун.

7 марта 1949 года один из этих P2V-3С поднялся с палубы авианосца «Корал Си» с массогабаритным макетом 4-тонной атомной бомбы Марк III. Для того, чтобы он смог это сделать, самолёт был максимально облегчен, уменьшен экипаж, убрано всё оборонительное вооружение, установлены 8 ракетных ускорителей. Вот они видны на фюзеляже:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Взлёт этого самолёта с их помощью:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Пилотируемый лётчиком Джоном Хейуордом, этот самолёт пересёк всю Северную Америку с востока на запад, сбросил свою нагрузку на полигоне западного побережья США, потом вернулся на аэродром восточного побережья, завершая имитацию боевого вылета с «суперавианосца».

А вот садиться обратно на существующие на тот момент авианосцы он был неспособен. Или искать место на земле, или падать в море в надежде на спасательные вертолёты с авианосца.

В случае достройки «Юнайтед Стейтс» проблемы палубной эксплуатации «Нептунов» решились бы сами собой. Мощные катапульты нового авианосца, рассчитанные на 45-тонный перспективный бомбардировщик, играючи поднимали бы в воздух 33-тонный «Нептун», так что ракетные ускорители стали бы не нужны.

Но на подходе были AJ Savage, изначально проектировавшиеся как палубные носители атомного оружия. Дальность полёта у них была несколько меньше, зато скорость полёта на 200 км/час выше, чем у «Нептунов», а потолок выше на 5 км. И они могли взлетать и садиться на уже существующие авианосцы

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

А зачем же тогда нужен суперавианосец «Юнайтед Стейтс» и ещё три планирующиеся его собрата?

Закладка CVA-58 «Юнайтед Стейтс» состоялась на верфи компании Newport News Shipbuilding and Drydock Co. в Ньюпорт-Ньюс 18 апреля 1949 года. Первые листы днища:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Общий вид стапеля:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Меж тем великая «битва за бюджет» — как Министерства обороны в целом, так и внутри этого ведомства между ВМС и ВВС — не прекращалась ни на день. Совершенствование и производство ядерных бомб обходилось дорого, перевооружение ВВС на реактивную технику, производство и модернизация Б-29 и Б-50 тоже шли далеко не бесплатно, а тут ещё и флот затеял строительство новой «игрушки» по баснословной относительно курса 1940-х годов цене в 198 миллионов долларов (что эквивалентно 1,73 миллиарда долларов в 2021 году). Причём эта сумма — лишь стоимость самого корабля; с учётом же разработки и постройки самолётов, кораблей охранения и обеспечения затраты на эту программу оценивались в 1 млрд. 256 млн. тех долларов. Генералы от авиации риторически вопрошали — «есть ли предел аппетитам адмиралов?»

Авиаторы продвигали свой проект, В-36, вот такой монстр:

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

Здесь он рядом с самым крупным предшественником, В-29

Американские супервианосец CVA-58 "Юнайтед Стейтс". Почему он так и не был построен

По расчётам он должен был достигать 97% целей на территории СССР, а о зенитных ракетах ещё и не слыхивали.

Сменивший на посту министра обороны США сторонника флота Форрестола, того самого, что в последствии выбросился из окна 16-го этажа:

Льюис Джонсон

был известен как ярый сторонник строительства ВВС и противник развития флота. Он был твёрдо убеждён, что в ядерную эру стратегические бомбардировщики способны решить почти любую задачу, а флот нужен лишь для охраны судоходства и блокады неприятельских портов — что требует гораздо меньших сил, чем уже есть в строю ВМС США. Известно высказывание Джонсона: «На весь флот я оставлю один авианосец — чтобы старичкам-адмиралам было, на чём кататься».

23 апреля 1949 года, едва проработав месяц в кресле министра, Джонсон приказал отменить постройку «Юнайтед Стейтс», заявив при этом, что «свой последний большой авианосец флот уже построил» — имея в виду недавно введённый в строй «Корал Си» последнего военного поколения.

Командование ВМС обратилось к президенту Трумэну, но тот отказался вмешаться: во время недавних выборов Льюис Джонсон сыграл важную роль в избирательной кампании Гарри Трумэна (собственно, этому и был обязан своим назначением на министерский пост), и президент всегда принимал сторону своего ставленника. Возмущённый таким отношением, морской министр Джон Салливэн подал в отставку, и его примеру последовало сразу несколько адмиралов (за что этот протест и получил название «бунт адмиралов») — но всё было напрасно: морского министра просто сменил более лояльный к Джонсону человек, Фрэнсис Мэтьюз, для флота человек совершенно посторонний.

Те немногие конструкции «Юнайтед Стейтс», которые успели смонтировать на стапеле за 5 дней, были разобраны, на чём история ударного авианосца CVA-58 и закончилась.

Флоту был нанесён тяжёлый удар. Но Джонсон в итоге оказался неправ.

Летом 1950 года, когда страсти после «бунта адмиралов» только успели улечься, началась война в Корее.

Пришлось признать, что и в ядерную эру возможны локальные конфликты с участием сверхдержав, но без применения ядерного оружия, а также согласиться, что в таких конфликтах палубная авиация крайне полезна и нужна для проведения американской силовой политики. Развёрнутые у берегов Кореи авианосцы — американские и английские — буквально спасли от разгрома Южную Корею, заливая напалмом и засыпая снарядами и ракетами наступающие войска северян. Вместе с неготовностью к подобному конфликту, продемонстрированной как армией, так и ВВС США, это стоило министру обороны Джонсону карьеры: в сентябре 1950 года он был отправлен в отставку.

В1952 году были заложены два новых ударных авианосца: CVA-59 и CVA-60, представлявшие собой несколько уменьшенную копию «Юнайтед Стейтс». Однако за время строительства этих кораблей англичанами были сделаны три ключевых изобретения, определившие облик большинства авианосцев реактивной эпохи. Первое — угловая палуба, позволяющая «помирить» размеры и скорости реактивных самолётов с наличием на корабле островной надстройки. Второе — светотехническая система посадки, позволяющая лётчикам успешно строить заход на эту самую угловую палубу. Наконец, третье — паровая катапульта для обеспечения взлёта тяжёлых и скоростных самолётов.

Американцы быстро сориентировались, стоявшие на стапелях корабли были переделаны, приобретя знакомый нам по сей день классический облик с островной надстройкой и угловой палубой для посадки. Первый из этих гигантских кораблей (CVA-59), вступивший в строй в конце 1955 года, был назван в честь Джеймса Форрестола — одного из авторов и последовательного сторонника идеи стратегического «сверхавианосца». А в 1958 году — менее, чем через десять лет после отмены строительства CVA-58 — был заложен атомный авианосец «Энтерпрайз», догнавший и перегнавший своими размерами так и не состоявшийся «Юнайтед Стейтс».

Источник — https://dzen.ru/a/Y80xgG8CXhsLB_Zm

 

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account