Аляска в составе России. Развитие 1867-1904 г.
Как бы проходило развитие Дальнего Востока и Аляски, если бы она осталась в составе Российской Империи? Тут не только мой рассказ, но и вставка из другого произведения (отчего случаи "масло масляное"). Это вводный этап. В дальнейшем 3 развития ситуации с военным периодом с января 1904 г.
Компас политики России
Российская Империя в 19 веке продолжает расширение своих границ. Причем уже видна тенденция переключения ее взглядов с Ближнего Востока на Дальний Восток. А собственно, куда можно направить свою экспансию?
Север – Швеция. Финляндия уже включена в состав России.
Запад – Польша уже поделена на несколько частей между Россией, Австрией и Пруссией.
Юг – Турция. Не завоевана, но…
Русско-турецкие войны в скором времени уйдут в прошлое – Россия практически выполнила свою героическую миссию по освобождению южных славян от турецкого ига. В одной – двух войнах Россия, одолев Турцию, получит мощную поддержку на Балканах: не только Болгария будет освобождена, но и стратегические проливы Босфор и Дарданеллы перейдут под контроль России. Причем перейдут фактически – «в составе» России. Понимая это, наиболее продвинутые политики и чиновники уже готовили проекты по следующим направлениям внешней политики. Естественно, следующей будет Азия.
Мировая обстановка также свидетельствовала об неевропейском пути расширения своих границ. Европейские страны начали искать территории за пределами Европы.
1830 г. Вторжение французских войск в Алжир. Другими словами, Европа – вторгается в Африку.
1840-42 гг. Опиумная война, показала, что Азия – перспективный вариант увеличения собственной территории. Новый виток вторжения Европы в Азию.
Россия также не осталась в стороне и стремилась увеличить свои территории. Началось продвижение в Среднюю Азию – Хива, Коканд, Бухара. К середине 19 века эти территории стали основным направлением внешней политики России.
1853-1856 г. Крымская война. Россия ставила цели занять проливы Босфор и Дарданеллы, обеспечив контроль над Черным морем. И одновременное освобождение южных славян – болгар. Не вмешайся Европа в войну – и Россия достигла бы этих целей. Холодный душ поражения существенно охладил пыл России, но можно было понять, что долго Россию после Крымской войны удержать от Балкан не удастся. А после Балкан внешняя политика Российской империи повернется…
Поражение в Крымской войне заставило Российскую империю умерить планы, но не отказаться от них.
7 февраля 1855 года Россия и Япония подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями.
1857 г. Какая внешняя политика будет у России в перспективе – лет через 10-20? Такой вопрос мучает некоторые страны, которым не нужно усиление России.
Кавказская война, идущая уже несколько десятилетий, постепенно подходит к концу. Главные противники России убиты или взяты в плен, силы горцев тают, а Россия увеличивает свое могущество. Кавказские горцы долго не продержатся, и это сигнал того, что Россия будет смотреть уже не на Кавказ.
Средняя Азия. Россия не планировала всерьез заниматься присоединением мелких княжеств. Военные действия велись против набегов Хивы, Коканда и Бухары. Занимаясь безопасностью границ, Россия втянулась в новую малую войну. Но если посмотреть на положение, то территория с общим населением не более 4 миллионов человек не сможет долго сдерживать огромнейшую Россию. Малая война в Азии длилась уже 20 лет, и чаша весов все явственнее перевешивала в пользу России.
«Внешняя политика России 19 века, если смотреть географически, имела следующее направление: юго-запад, юг, юго-восток. Балканы, Кавказ, Средняя Азия. Дальнейшее направление, логически вытекающее из предыдущих направлений – восток. Когда Россия выполнит все военные проблемы на своих южных границах, неизбежный взор в сторону необъятных просторов Дальнего Востока и Аляски. Собственно правительство России сдерживало инициативу и деятельность своих подданных в деле освоения Аляски. Много проектов было отвергнуто – Россия не хотела идти дальше, т.е. вглубь американского континента. Но явно близится время, когда Россия активно заинтересуется своим неизведанным краем».
Подобные выводы были сделаны учеными (чиновниками, исследователями) Великобритании, но также и в США. Также был получен одинаковый вывод – через 10-20 лет Российская Империя обратит свой взор на Дальний Восток. На Тихий океан. Другими словами, Россия на Тихом океане широко заявит о себе.
Великобритании, а также Франции был не нужен конкурент в Азии и на Дальнем Востоке. «Опиумные войны» позволяли превратить Китай в свою колонию. А активное действие России было не нужно никому. Надо было каким-то образом заставить Россию отказаться от продвижения на Восток. Или хотя бы уменьшить Российский плацдарм на Тихом океане.
Не сговариваясь (возможен секретный протокол), Великобритания и США начали проводить политику вытеснения России с Американского континента и с Тихого океана.
Покоренные алеуты сотрудничали с русскими поселенцами, перенимая их образ жизни. Племена же индейцев покоренными не были. Они "потеснились" на своих землях, но не признали чужого господства и жили с русскими в состоянии "холодной войны". Английские и американские торговцы, проникая сюда, снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям. Сама столица Аляски Новоархангельск могла стать "жертвой ножа и пожара". В удаленной от побережья части Аляски на Верхнем Юконе, проникнув со стороны Канады, англичане в 1847 году учредили факторию. И русские с этим вторжением были вынуждены мириться. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными кораблями разных держав. И с ними колония тоже не могла справиться. Международное право признавало ее собственностью лишь полоску воды "на расстоянии пушечного выстрела от берега". И китобои вели себя, как бандиты, лишая аляскинских эскимосов главного средства к существованию. Жалобы в дружественный Вашингтон — "уймите своих флибустьеров!" — цели не достигали. Переписка двигалась долго, и ответы не обнадеживали: "Мы не можем ничего с ними сделать. Ищите средства их отогнать". О золоте, открытом к этому времени на Аляске, памятуя о "калифорнийской горячке", русские благоразумно помалкивали, знали: никакая сила не способна сдержать лихорадку золотоискательства.
Однако некоторых российских купцов и промышленников интересует тот факт, что английские и американские корабли предпочитают ловить рыбу именно рядом с российскими владениями, а не около Канады или в других местах. Ничего странного в этом нет, Великобритания и США проводят «мягкую политику вытеснения». Политика настолько мягкая, что придраться к подобным действиям просто не возможно.
В США уже в начале 19 века стартовала кампания по вытеснению европейцев с американского континента. И русские также не были исключением.
1861 г. Гражданская война в Америке.
В обстановке политического ажиотажа, поднятого в 1863 г. Францией, Англией и Австрией вокруг польского вопроса, русское правительство по соглашению с правительством США предприняло ответные шаги.
В территориальные воды США были направлены две эскадры: эскадра контр-адмирала С.С.Лесовского (3 фрегата, 2 корвета и 3 клипера) в июле 1863 г. прибыла в Нью-Йорк, а эскадра контр-адмирала А.А.Попова (5 корветов и 4 клипера) в октябре 1863 г. — в Сан-Франциско.
Это заставляет Великобританию отказаться от помощи Северу, и в результате Юг повержен.
1866 г. Заокеанская территория, Русская Америка – Аляска имеет золото. Золото в чистом виде как драгоценный металл, а не скрытые ресурсы чего-либо. Золото, необходимое для Российской Империи.
Еще в 1849 году русский горный инженер Дорошин наткнулся на жилу у Кенайского полуострова. И эту золотоносную жилу еще не разрабатывали.
Что касается самой России, то ее экономическое положение также оставляет желать лучшего. Экономический кризис затронул Россию, и ей просто необходимо достать деньги. А деньги оказываются фактически рядом, но не совсем. Они наши – но находятся слишком далеко. И тут возникают два варианта.
Продать или обустраивать?
Первый вариант. Выгодно продать огромную территорию. Учитывая, что найденное золото резко повышает Аляску в цене, то желающие найдутся. Англия или США. Или кто-то другой. Деньги будут получены практически сразу. Все проблемы: как добывать золото, как его охранять, как…., будут проблемой покупателя. Но никто не знает истинных запасов золота – может его больше, чем было потрачено на покупку. И тогда Россия в проигрыше.
Второй вариант. Не продавать Аляску, а самим добывать золото. Окупаемость подобного проекта наступит не сразу. Ведь придется золото добывать, охранять, перевозить, и все это самим. К тому же Аляску могут отобрать или хотя бы попытаться отобрать силой – а России новая война не нужна.
Что лучше: продать или добывать?
— Аляска мало освоена, она требует все больше и больше ресурсов.
— Если мы не продадим Аляску, то ее просто заберут силой. Крымская война показала, что мы беззащитны на Тихом океане
— Никто на Аляску нападать не собирается. А оборона Камчатки? А самоубийство после этого британского адмирала? И после этого мы беззащитны? – возражения в ответ.
— Вы что, не знаете о США и Англии?
— США нападать в ближайшее время не будет. А что касается Англии, то ситуация войны уже была в 1864 г. Восстания в Польше и продвижение в Средней Азии, да и наша помощь северянам – это прямые поводы для агрессии Англии. Но она не начала войну, так как опасалась наших клиперов, а что теперь не опасается?. — возражения в ответ.
— Не начала тогда, а сейчас нападет. Англичанам надо всего-навсего нарастить силы.
— Не начала она войну, потому что мы имели корабли на Тихом океане. Военную силу. возражения в ответ.
— Но ведь мы не в состоянии защитить Аляску, американцы и англичане вытесняют нас оттуда.
— Потому что мы позволяем это им. Необходимо увеличить силы и жестко заявить о себе. Англия и США нападать не будут — возражения в ответ.
Разговоры такого содержания и смысла проходили во многих местах Российской Империи. Их заводили все, кто был так или иначе заинтересован относительно Русской Америки.
Многие факторы говорили в пользу первого варианта. Различные доклады, записки, рапорты имели общий смысл:
— золото, найденное на Аляске, интересует не только Россию. В прибрежных водах Русской Америки замечено множество судов без флагов. Ведется разбойный промысел российских ресурсов, отмечены прямые нападения на русские корабли и прибрежные территории;
— некоторые официальные лица Великобритании и США косвенно и прямо намекают на ситуацию: «Россия должна оставить Аляску, иначе ее заберут силой»;
— в России также считают, что если слух о золоте станет достоянием широкой общественности, то Аляску просто захлестнут кладоискатели. И никакие кордоны не удержат их силой – русских просто сметут числом, ведь русские малочисленны на Аляске;
— экономически не целесообразно держать флот на Тихом океане.
Читая все эти доклады и рапорты, некоторые пришли к выводу о намеренности провокаций относительно Аляски. И провокации проводят не только враг – Англия, но и друг – США?!
Интересно, что некоторые чиновники, поддерживающие проекты по продаже или сдаче в аренду Аляски, имеют более крупные суммы, чем обычно…
Сторонники второго варианта доказывали, что разбойные нападения не более чем провокация. Нападать на Аляску никто не собирается. Никакие кладоискатели не захватят силой Аляску. А что касается малочисленности населения – то да, его следует увеличить. И увеличить в ближайшее время. А насчет нападения, кто собирается нападать на Аляску?
США после гражданской войны, причем победившей стороне Россия активно помогала. А начинать войну с вчерашним союзником и другом как-то неприлично и не найдет одобрения в народе. Конечно, повод найти легко, однако в большинстве американцы не знают, зачем им Аляска. То есть надо дать подкупить нескольких влиятельных лиц, а потом продать территорию за смехотворную сумму. Если нам нужны деньги, то зачем продавать территорию за такую минимальную сумму? Другими словами, в ближайшее время США начинать войну с Россией не будут. А через 10-20 лет Россия окрепнет, и тогда США и не посмеют на нее нападать.
Великобритания с радостью готовится начинать военные действия, однако русские корабли (11 клиперов), образующие 2 эскадры, заставляют задуматься. Торговля Англии под угрозой. Для Великобритании, живущей одной торговлей, это серьезный намек. Если русская эскадра вынудила Великобританию отказаться от войны в 1864 г, то почему она не может вынудить ее отказаться от войны и в 1867 г?
Такие страны, как Япония, Турция, Германия, не рассматривались.
К тому же был еще один аргумент в пользу второго варианта. Он касался главного недостатка Аляски – она мало заселена. Но люди у России были.
После военной реформы 1861-1874 г (т.е. в 1866 г. реформа идет) из русской армии было уволено несколько сотен тысяч человек. Большинство вернулось в свои места, откуда они родом. Но не везде их встретили с распростертыми объятиями. Другие остались в местах бывшей дислокации – обзавелись семьей, стали крестьянами или рабочими. Третьи просто спивались. И именно эта третья часть была наиболее опасна.
Император Александр II понимал, что огромная масса обученных военному делу людей в Европе не нужна. Более того – она опасна, причем не для Европы, а именно для России. На дворе революционеры пошаливают, нестабильна обстановка в Польше, а тут такой кадровый подарок – чего еще доброго, очередное восстание. Куда может пойти человек, обученный военному делу, если все места уже заняты? Примкнет к какому-нибудь отряду, может даже польскому. Хотя восстание и подавлено, но кто его знает. Может, высвобожденный контингент сразу же отправлять на Дальний Восток, а то и в Русскую Америку, где нужны люди? Но если Аляска убыточна и ее все же продавать? – людей можно разместить в Сибири.
Наконец 16 (28) декабря 1866 г. в парадном кабинете МИД России на Дворцовой площади состоялось "особое заседание" с личным участием Александра II. На совещании присутствовали также в.к. Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе (управляющий Морским министерством) и Стекль. А также барон Федор Романович Остен-Сакен, выступивший с докладом в защиту Аляски.
Барон Федор Романович Остен-Сакен, тридцати четырех лет от роду, занимал тогда не особенно большую должность в Азиатском департаменте МИД, как раз и занимавшемся Русской Америкой. Он был представителем второго варианта, за освоение Аляски.
Считается, что у Русской Америки 3 слабости.
1. Совершенная для России бесполезность этих колоний.
2. Опасения, что рано или поздно они будут у нас отняты.
3. Выгоды получить за них довольно значительную сумму денег.
По первому доводу: в состоянии ли мы в настоящее время составить себе определенное понятие о том, могут ли эти колонии быть полезны России или нет?… Из бесполезности Компании можно ли выводить заключение о бесполезности самой земли, которой она заведовала и о которой мы положительно ничего не знаем, за исключением отрывочных сведений, дошедших до нас большей частью через руки той же самой несостоятельной Компании.
Касательно опасений, что «усилившаяся Америка» рано или поздно отберет у России Аляску, Остен-Сакен справедливо указывал, что этого не произойдет просто-напросто из-за соперничества в тех регионах меж Англией и Америкой. Именно противоречия меж означенными державами, писал Остен-Сакен, все предшествующие десятилетия и позволили Компании с ее слабыми силами уцелеть близ могучих соседей. Пока существует нынешний порядок вещей в Северной Америке, едва ли основательно опасаться захвата наших колоний другой державой.
Наконец, Остен-Сакен камня на камне не оставил от уверения, будто бы продажа Русской Америки принесет выгоды:
«Если бы сумма, которую мы получим за наши колонии, была так значительна, что могла бы покрыть известную часть нашего государственного долга, то, конечно, приманка была бы сильная. Но несколько миллионов и даже десятков миллионов рублей едва ли имеют государственное значение в империи, имеющей около полумиллиарда ежегодного дохода и расхода и более чем полтора миллиарда долга».
И заканчивался доклад так:
«Что касается до положительных выгод, то действительно они принадлежат только будущему, но казалось бы, что нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение».
Мнение участников о судьбе русских колоний в Северной Америке, хотя и после долгих споров, стало единым – Аляску надо оставить в составе Российской Империи. А для того чтобы Аляску не отобрали, ее надо обустроить.
Первый этап
1867 г. Не поддавшись на провокации и взвесив все плюсы и минусы, Россия оставляет Аляску. Американское золото начинает идти в Россию, как одиночными кораблями, так и караванами судов. Русский маршрут: о. Кадьяк – Алеутские острова — п-ов Камчатка – Сахалин – Николаевск.
Расширение русского присутствия (в том числе и военного) в Приамурье и Приморье. Население Дальнего Востока: 1867 год — около 500 тысяч чел., на Аляске 40 тысяч человек, из них русских в этот момент было 823 человека.
Отказавшись от официального давления, Великобритания (в меньшей степени США) пытаются действовать иными методами. Уже проверенным методом каперства или корсарства, а также банальным пиратством. Обе страны спешно создают несколько отрядов кораблей для атак на российские караваны с золотом. Естественно, новые «Морганы» и «Олоне» должны действовать тайно. Собственно ничего нового в этой стратегии нет – она полное повторение проводимой ранее политики. Единственное исключение – появившиеся корабли с золотом и колонистами.
Казалось бы, назревает ситуация с испанскими галеонами 17 века, только теперь вместо испанских галеонов будут российские корабли. Однако Российская Империя не собиралась находиться в пассивном положении, как это делала Испания. Для охраны «золотого пути» нужны военные корабли – ведь местные пираты не прочь отхватить часть российского золота. Российская эскадра (11 клиперов) охраняет корабли, одновременно начинается дополнительное строительство военных кораблей в Хабаровске и Николаевске. А на первое золото строится броненосный фрегат по типу «Севастополь» и «Петропавловск» — «Кинбурн».
По сути «Кинбурн» больше являлся винтовым фрегатом или первым крейсером, чем броненосным кораблем. Да и основная задача была не в пользу бронирования – а в пользу дальности.
Начинается государственная программа по переселению жителей европейской части России на Дальний Восток и Аляску. Программа осуществляется в добровольно-принудительном порядке, отмечены признаки недовольства крестьян. Однако недовольства прекращаются, когда проходит слух, что переселяют в поистине золотые или золотоносные места. Конечно, не всех радует золото, но добровольцы ради золота есть.
Несмотря на строительство фрегата и 2 клиперов, обустройство баз, сооружение верфей, Россия шатко стояла на Тихом океане. Пришлось урезать бюджет Балтийского флота, чтобы были деньги на Сибирскую и Американскую флотилии.
Император Александр II отдает официальный приказ, касающийся русских сил на Аляске: «огнем пресекать разбойную деятельность». В результате несколько кораблей китобоев обстреляно, а один потоплен. В некоторых случаях русские корабли таранили или угрозой тарана вынуждали американские и английские корабли отходить.
Вашингтон и Лондон объявили официальный протест – мол, как можно стрелять по мирным кораблям. В ответ Петербург заявляет о том, что Вашингтон сам указывал, что «Мы не можем ничего с ними сделать. Ищите средства их отогнать». Если Вашингтон протестует, то почему не принимает меры? Может, он в чем-то заинтересован?
Состоялся обмен нотами, где Вашингтон выдвинул необоснованность «грязных обвинений», а Петербург признался в необдуманности действий нескольких капитанов.
Лондонская «Таймс» также раздула шумиху о варварских действиях русских. Многочисленные ноты протеста вновь обрушились на русскую дипломатию. Европейская пресса исходила заголовками: «Русские топят китобоев», «Русские стреляют по всему, что движется», «Русские варвары презрели международное право». «Русские потопили огнем 2 китобоя, многочисленные жертвы». «Пора устроить русским новую войну».
Но американские и английские китобои теперь старались не подходить к русским берегам.
Фактически 3 года около половины всего добытого американского золота тратилось на его охрану. Рентабельность добычи золота была крайне низкой, хотя это отчасти объяснялось тем, что часть добытого золота «исчезала» в карманах. Ситуация малой эффективности Аляски вновь возвращала Александра II в пользу первого варианта – продать Аляску. И вновь сторонники второго варианта доказывали, что полученного золота больше, чем его затраты.
Постепенно экономический кризис в России стал отступать — это позволило увеличить финансирование.
1868 г. основан город Тихменевский (Поронайск).
В 1869 г. в строй введен броненосный фрегат «Кинбурн». Первый крупный российский корабль на Тихом океане. Из-за спешки строительства его характеристики были ниже, чем предполагаемые проектные. Так как строительство больших кораблей – это больше денег и времени, решено основные усилия сосредоточить не на строительстве крупных фрегатов, а на маленьких клиперах. Крейсер, заложенный по образцу «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский», разобран на стапелях.
На базе всех этих кораблей — отрядов Аляски и Дальнего востока, и начинает формироваться новая единица, пока присущая для России в ее Западной части – Тихоокеанский флот. Пока что сибирская флотилия имеет 20 кораблей, однако это в основном легкие силы, неспособные на крупномасштабные боевые действия. К тому же сибирская флотилия была рассредоточена на огромной площади от Владивостока до Новоархангельска. Подобные факторы были на руку искателям легкой наживы и разбойничьего промысла: множество кораблей неустановленной национальности крутились в русских водах.
Однако слабость собственной инфраструктуры не позволяет Великобритании и США устроить морской разбой. Если при ситуации с испанскими галеонами пиратские базы были на пути следования испанских флотов, то теперь английским (и американским) кораблям приходится преодолевать большое расстояние – и то больше вдогонку. Отсутствует русский путь от Аляски к Китаю – т.е. рядом с Гавайскими островами.
Японские и китайские пираты также не в силах перехватывать российские корабли. Японские пираты находились в самых выгодных положениях, но их подводила слабость флота.
К тому же большинство золота перевозилось боевыми клиперами. А сами российские корабли, совершая переходы, предпочитали держаться около берега. Географический маршрут был чрезвычайно удобен и защищал от нападения.
Тем не менее, зарегистрировано не менее десятка вооруженных нападений и боевых действий с российскими кораблями. А несколько российских кораблей пропали без вести – но не исключены и климатические осложнения. Как около Аляски, так и около Курильских островов. После первых активных боевых действий наступает затишье. Русские военные корабли пресекают пиратский разбой (потоплено несколько пиратских кораблей). Хотя продолжаются случаи появления кораблей без опознавательных флагов.
Петропавловск-Камчатский становится первым портом Золотого маршрута. Удобная гавань позволяет здесь держать корабли в безопасности. После Камчатки корабли шли к Сахалину («северный маршрут») и, огибая его с севера, подходили к Амуру и по реке добирались до главного пункта – Хабаровска (Николаевска-на-Амуре). Иной вариант – «южный маршрут»: обогнуть Сахалин с юга и через пролив Лаперуза добраться до Владивостока. Однако этот маршрут был опаснее – вблизи японских островов хозяйничали пираты. Еще одним вариантом был вариант от Кадьяка к Уналашке, а оттуда по прямой идти к Азии мимо Японии (или с заходом) к Шанхаю.
Американские и английские корабли все еще появлялись вблизи российских территорий. Иногда скрывая свое появление под рыболовным промыслом или товарами, а иногда и просто с мало вразумительными объяснениями. Но их появление носит локальный характер, и завидев русский корабль, обычно предпочитали удалиться.
Численность населения. Дальний Восток. 625 тысяч чел., на Аляске 80 тысяч человек, из них русских в этот момент было 30 тыс. человек.
1873 г. Постоянная доставка золота и других ресурсов не могла проходить спокойно. К этому пути активно устремляются взгляды экономистов, промышленников, исследователей. Добыча мехов и золота, свободная земля, отсутствие помещиков – стимулирует многих, как крестьян, так и промышленников. Товарооборот между центральной Россией и Аляской возрастает с каждым годом, транспортных судов требуется все больше и больше. Транспортные суда требуют развитые порты, с рабочими – кто-то ведь должен участвовать в погрузке-разгрузке кораблей, делать ремонт, готовить запасы продовольствия. Сами рабочие где-то должны жить, значит им так же требуется жилье. Все это требуется охранять. Получается замкнутый круг, постепенно расширяющийся с каждым новым оборотом. Порты, участвующие в пути, растут, развивается и общая инфраструктура и промышленность. Начинается исследование близлежащих территорий. Причем исследования простираются не только в Охотском море, но и в Беринговом и Чукотском морях.
В это время найденные ранее золотоносные жилы полностью исчерпаны. Однако экономическое, политическое и социальное движение не останавливается. Дальний Восток и Аляска по-прежнему привлекают внимание среднего сословия. Именно среднего, так как планы о продаже Аляски вновь обсуждаются императором Александром.
Российские предприниматели начинают постепенно выдавливать иностранные корабли из прибрежных вод России. Русские военные корабли начинают активнее действовать. Военно-морской флот США, активно действовавший в гражданскую войну, в течение 5 лет после нее существенно сдал позиции. США потеряли цель в виде русской Аляски, хотя некоторые чиновники рассматривают проекты войны с Россией.
А получаемая прибыль уже позволяла увеличить морской бюджет не только Океанской флотилии, но также бюджеты Балтийского и Черного моря. Однако после отмены Парижского договора, и отмены «нейтрализации» Черного моря, практически все деньги шли на приготовление к войне с Турцией.
1874 г. Исчезновение крейсера «Кинбурн» с крупным грузом. Различные версии его судьбы.
Крупные финансирования угольных копий на Сахалине.
1875 г. Россия и Япония подписали новый договор относительно острова Сахалин. Он был поделен на 2 неравные части по 48 параллели. Первоначально Сахалин планировалось поделить на две равные части – по 50 параллели, но русские исследователи доказали минусы такой границы. Поэтому Россия посчитала, что маленькая Япония будет удовлетворена и таким развитием событий. Особенно стояли на таком варианте главы угольных шахт Сахалина.
Обе стороны постепенно укрепляли Сахалин, развивалась инфраструктура, в том числе и военного назначения. Относительно Курильских островов ситуация не изменилась.
Россия выплатила компенсацию Японии за ее отказ согласиться на южную границу.
А. Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» совершил плавание через Карское море и достиг Енисейского залива. Открыта гавань, названная именем Диксона.
Плавание клипера «Гайдамак» под командованием капитан-лейтенанта Тыртова в Чукотском море (до м. Сердце-Камень).
1876 г. в Николаевске заложен броненосный фрегат по типу «Минин» — «Епанчин».
Плавание клипера «Всадник» под командованием А. П. Новосильского в Чукотском море (до м. Северного).
Впервые судами из Европы в Енисей доставлены грузы. Капитан Виггинс провел пароход «Темза» с европейскими товарами в устье Курейки и в Туруханск. Судно было оставлено в реке до следующей навигации. Норденшельд на пароходе «Имер» вошел в устье Енисея и сдал грузы в деревне Кореповой близ Гольчихи.
1877 г. Сформированы военные базы на пути следования «золотого маршрута»: Новоархангельск – Кадьяк – Уналашка – Камчатка – Поронайск – Николаевск. Эти опорные пункты получают наибольшее развитие. Как военного значения – постройка укреплений, арсеналов, фортов, так и мирного значения.
Владивосток стал утрачивать свое значение, так как пролив Лаперуза из совместного русско-японского стал чисто японским. Тем не менее, как самый южный российский порт он по-прежнему был эффективен, и его развитие продолжалось. Хотя некоторые из российских и китайских чиновников предлагали провести новую границу – по Амуру. А Россия, высвободив средства (и получив), направила бы их на освоение иных территорий — хотя бы на Поронайск. Этот сахалинский порт приобретал все большее и большее значение.
Получаемое золото с Аляски позволило улучшить финансирование русской армии и флота и лучше подготовиться к войне с Турцией.
Так, в составе русского флота на момент начала войны с Турцией находились: броненосец построенный по типу «Петр Великий», и крейсера «Минин», «Генерал-Адмирал», «Герцог Эдинбургский» и «Пожарский», а также увеличенное количество канонерских лодок, мониторов и минных транспортов. Сухопутные войска, солдаты так же получили существенную прибавку – теперь наказание грозило за расход 35 патронов.
Форсирование Дуная состоялось на полмесяца ранее – в конце мая. При борьбе с турецкими батареями на Дунае тяжело поврежден единственный броненосец Черного моря. Потери турецких войск от огня русских солдат оказались несколько больше. Русско-турецкая война закончилась 4 января 1878 г, — меньше погибших от обморожения. Что впрочем, не особенно повлияло на ее итоги.
Обострение отношений с Англией из-за начавшейся русско-турецкой войны приводит к мобилизации сил и средств. На Дальний Восток, как и в Атлантику дополнительно отправлено несколько экипажей кораблей – около 3-х тысяч моряков и офицеров. Тихоокеанский флот, приведенный в боевую готовность, может выставить 30 военных кораблей: клипера. Впрочем, военная сила понадобилась только для демонстрации, а не для боевых действий. Великобритания, несмотря на натянутые отношения с Россией, войну не начала. Хотя зарегистрировано несколько провокаций, в том числе и с применением оружия.
Вновь звучали предложения, что Аляску надо продать или сдать в аренду. Начнись война – и Великобритания нападет на Аляску и заберет ее силой. В рамках этих предложений было даже предложено «вроде бы как» продать Аляску США.
В становище Малые Кармакулы открыта спасательная станция для оказания помощи промышленникам, потерпевшим крушение или оставшимся на вынужденную зимовку
Рейс шхуны «Утренняя Заря» под начальством Д. И. Шваненберга с командой из четырех человек из устья Енисея в Петербург.
1877-78 Осуществлено первое сквозное плавание экспедицией А. Э. Норденшельда на пароходе «Вега» по Северо-восточному проходу
Второй этап
1878 г. После окончания русско-турецкой войны и спада напряжения между Россией и Великобританией, Россия оставляет на востоке крупные силы. Так, из трех тысяч человек назад вернулось только полторы тысячи человек.
Ситуация в деле освоения Тихого океана стала меняться. С решением Балканского вопроса Россия переключается на Дальний Восток. Все больше внимания и средств уделяется освоению Сибири и Дальнего Востока.
1879 г. На Дальний Восток прибывает подкрепление с Балтики — броненосные фрегаты «Минин» и «Князь Пожарский». «Минин» прошел через Атлантику на Аляску, а «Пожарский» через Индийский океан к Владивостоку. Практически одновременно на вервях Владивостока броненосный фрегат «Епанчин» введен в строй.
Появление 3-х крупных кораблей произвело сильное впечатление. В Англии после этого приняли решение послать в Тихий океан несколько броненосных кораблей.
В ответ Россия так же увеличивает судостроительную программу Океанского флота. Закладка 4-х клиперов типа «Забияка».
1879 г. на Северном Сахалине основан город Оха. Увеличение добычи угля на Сахалине. Установка электрического освещения (ламп).
Население Дальнего Востока – 813 тысяч, Аляски – 104 тысячи человек.
1880 г. Крупные финансирования российских портов: Владивостока, Николаевска, Новоархангельска, Поронайска и Охотска. Заложен город Анадырь.
В Николаевске, Владивостоке и Новоархангельске начинается строительство верфей для крупных кораблей. Российское правительство поняло тот факт, что «тришкиным методом» эффективно действовать не удастся. Надо иметь возможность производства крупных кораблей на Тихом океане
Попытки России закрепиться на Гавайских островах.
В 1880 году вождь индейского племени тлинкитов показал некоему русскому Евгению ручеек в районе пролива Гастино. Евгений был наемным старателем, на поиски золота его отправило руководство из Новоархангельска. Намыв в ручье тлинкитов золота на тысячи долларов, Евгений хотел удрать в Канаду, но его поймали и под дулом пистолета препроводили в Новоархангельск.
1882 г. – в Николаевске заложен броненосный фрегат по типу «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» — «Князь Владимир».
1884 г. Плавание клипера «Разбойник» в Чукотском море до мыса Сердце-Камень.
Владивосток, Николаевск, Новоархангельск – закладка последней серии клиперов, типа «Витязь» – 10 единиц. На кораблях отсутствовали 4-фунтовые пушки и была несколько меньшая толщина брони.
1885 г. – броненосный фрегат «Владимир» введен в строй.
Правительство США, опасаясь экспансии России в отношении Гавайских островов, включает их в свой состав. Гавайские острова становятся 49-м штатом США. Подобные действия несколько ухудшили отношения между Россией и США. Состоялся обмен дипломатическими нотами на довольно резких тонах, но все волнения продолжались не долго. Отношения между Россией и США вновь вошли в привычную колею.
Основание города Чумикан.
Переименование города Усть-Приморск в Усть-Камчатский.
1886-88 г.
Клипер «Джигит» плавал в Чукотском море, до Колючинской губы. Произведены определения температур и удельного веса воды
Клипером «Крейсер» под командой капитана 2 ранга Остолопова открыта и описана бухта Угольная (Анадырский залив). Вступление в строй корветов типа «Витязь».
Начало работ по прокладке подводного кабеля, который должен обеспечить Камчатку и Сахалин связью.
1887 г. Население Дальнего Востока 1,097 тыс. чел и 141 тыс. чел. на Аляске.
В Николаевске закладывается первый броненосец на Тихом океане – парусный броненосец «Елизавета». Большая автономность броненосного крейсера в дальности за счет парусов натолкнула российское руководство на строительство парусного броненосца. В итоге от взятого проекта «Александр II», «Елизавета» имела две мачты с парусным оснащением и не была оснащена тараном. Также был увеличен запас дальности, в ущерб комфорту, хотя броненосец и сохранил «командные» черты.
На базе броненосца «Гангут» также планировалось построить дальний броненосец «Выборг». Ведь уменьшение калибра вооружения 1 305-мм, (1-2 254-мм) 4 203-мм, предполагало большую дальность и повышенную скорость. Однако этот проект (к счастью?) так и остался нереализованным.
1888 г. Камчатка — основан город Озерновская.
Балтика. Начато строительство броненосца «Наварин».
1889 г. Начинается строительство Транссибирской железной магистрали. Впрочем, инфраструктура в регионе достаточно слаба – многие выделяемые деньги на развитие так и не дошли до места.
При развитии торговли и бурного роста Дальнего Востока идея российских императоров об острове-тюрьме, как это делает Англия с Австралией, в этом регионе не актуальна. Хотя работы по освоению территории ведутся с привлечением каторжников.
Владивосток. По проекту крейсера «Память Азова» заложен крейсер «Двина».
1891 г. Владивосток. Ввод в строй «Двины».
Закладка броненосца по проекту «Сисой Великий» — «Святой Павел». Отличием становится усиленное минное вооружение, вместо 47-мм пушек – 75-мм пушки. Миноносец – корабль маленький и не мореходный, т.е. для него хватит 47-мм пушек, а вот при большой волне, которая часто бывает в океане, будет действовать более крупный корабль – минный крейсер. И вот против него артиллерия в 47-мм будет слабовата, а вот в 75-мм – в самый раз. Несмотря на справедливое замечание, увеличение калибра противоминной артиллерии коснулось только кораблей, закладываемых уже на Тихом океане.
Несмотря на новую Тихоокеанскую доктрину, развить производство на Тихом океане оказалось необычайно сложно. Только 25% предполагаемых кораблей, предназначенных для Тихого океана, строятся именно на Тихом океане, остальные строятся на Балтике (и в других государствах).
1892 г. Принимается решение об усилении тихоокеанских эскадр, сокращением сил Балтики. Собственно Балтика утрачивает первостепенное значение и становится второстепенным местом. Согласно новой доктрине война с Англией будет проходить на Тихом океане и только потом в Атлантике. Следовательно, крупные силы нужны именно на Тихом океане, а не Балтике.
Значит, строящиеся корабли нужно закладывать как тихоокеанские — с хорошей устойчивостью и большой дальностью плавания. А на Балтийском море будут корабли, играющие роль резерва и обороны береговой линии.
В строй вступает первый построенный броненосец Тихоокеанской эскадры – «Елизавета».
Экспедиция лейтенанта Л. Ф. Добротворского провела речные суда из Англии через Карское море на Енисей. На морских судах доставлена партия грузов для строившейся Сибирской железной дороги.
1893 г. Начало работ по прокладке кабеля связи, соединяющего Камчатку и Аляску.
1894 г. Новоархангельск. По строящемуся проекту «Полтава» заложен броненосец «Новоархангельск». Как и проект «Святой Павел», броненосец получил усиленное противоминное вооружение – уже 102-мм пушки. Тут было заметно влияние американцев, также вооружавших корабли подобной артиллерией. Пушки в 102-мм стали некоторой проблемой «малого калибра». И дело было не в том, что Министерство считало такой калибр преждевременным — логическое обоснование минных крейсеров было принято, однако балтийские корабли такие пушки не имели. Все дело было именно в калибре 102 мм. Пушки американцев – 102 мм, немцев – 105 мм; поэтому Россия, как великая держава должна иметь 107-мм пушки. С большим трудом удалось отклонить этот «амбициозный» проект и вооружать корабли 102-мм пушками.
Ввод в строй броненосца «Святой Павел».
1894-1897. Охотско-Камчатская горная экспедиция Министерства земледелия и государственных имуществ под начальством инженера К И. Богдановича.
Начало японско-китайской войны.
Военный этап
1895 г. обострение отношений между Россией и Японией из-за территориальных претензий Японии относительно Кореи и Китая.
На Дальний Восток с Балтики и Черного моря прибывает мощное подкрепление из новейших кораблей. Броненосцы «Наварин» и «Николай I», предполагалось так же отправить в плавание и черноморский броненосец типа «Синоп». При поддержке крейсеров «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Память Азова» и «Владимир Мономах». А также легкие силы — канонерские лодки и клиперы в количестве 12 единиц. Гораздо существеннее было прибытие транспортной группы из 8 кораблей. Подобные силы существенно повысили боевые возможности Тихоокеанской эскадры.
Военная демонстрация Тихоокеанского флота (эскадр Аляски и Приморья). Россия продемонстрировала Японии 3 броненосца и 6 крейсеров. Япония имела 10 крейсеров; т.е. при практически равной численности в крупных кораблях, Россия имела еще и преимущество в мощности кораблей. Практически каждый русский корабль был вдвое мощнее любого японского корабля.
Тихоокеанский флот России мог легко разгромить объединенный японско-китайский флот, если бы стороны вместо войны между собой напали бы на Россию в 1895 г. Да что там Япония и Китай — вплоть до начала 20 века Российский флот был самым сильным и мощным на Тихом океане. С другой стороны, было построено несколько грузовых судов.
Решение о закладке 4-го броненосца серии «Пересвет» — «Яросвет». Однако проект из-за урезания Морского бюджета, так и не реализован.
Закладка легкого крейсера «Сапфир» по Балтийскому проекту «Светлана».
Но российский флот в Восточной части имел одну общую слабость — все российские порты были северными и зимой замерзали. Несмотря на наличие ледоколов, ситуация не радовала российских чиновников и военных. Требовался порт или военная база в теплых водах. Изначально это был остров Цусима. Однако после удачной военной демонстрации, и захвата чужого пирога, новой базой становится Порт-Артур.
Учитывая активный поиск русскими золота, англичане (канадцы) также вели его активный поиск. Практически одновременно золото было обнаружено и около Российского поселения, где вскоре возник город Номск (Ном), и на реке Клондайк в Канаде. Новый виток «золотой лихорадки».
1896. С Тихого океана на Балтику для модернизации переходят крейсера «Пожарский», «Минин» и «Корнилов». Однако вместо модернизации крейсера были переведены в класс учебных судов и остались на Балтике. Однако состоялся важный прецедент, замеченный очень не многими. Оба крейсера прошли через Средиземное море и подошли к проливу Дарданеллы.
Строительство крейсеров по проекту «Рюрик» считалось особенно необходимым на Дальнем Востоке. Такой океанский рейдер мог с Дальнего Востока (Аляски) совершить проход в Атлантику и разбойничать на коммуникациях. Однако вместо строительства русского крейсера Морское министерство приняло решение о покупке уже готовых крейсеров-рейдеров. Ими стали американские крейсера «Нью-Йорк» и «Колумбия», получивший название «Новопаловск» и «Кинбурн». Малокалиберная артиллерия была перевода на русский стандарт – 47-75-мм пушки.
Примечание. Учитывая что «Нью-Йорки» молчаливы, и в испанской войне крейсер себя не проявил, то на результат морских сражений его отсутствие не повлияло. Полученные от продажи деньги пошли на подготовку американских сил к войне с Испанией.
Возникает кратчайший путь между материковой Россией и Аляской: Анадырь – Номск, а позднее северный путь Анадырь – Провидения – Номск.
Вице-адмирал С. О. Макаров на пароходе «Иоанн Кронштадтский» совершил с Мурмана плавание для осмотра морского пути на р. Обь и Енисей.
К устью Оби и Енисея из Европы через Карское море благополучно прошли 11 торговых пароходов.
Неудачная попытка парохода «Лена» (фирмы А. Громовой) установить морское сообщение между устьями Лены и Яны.
Заложен ледокол «Ермак».
1897 г. Ввод в строй 2-х минных крейсеров типа «Абрек».
Население Дальнего Востока 1590 тыс. чел и 230 тыс. чел. на Аляске.
Модернизация крейсеров «Владимир» и «Донской» в Николаевске и Новоархангельске.
Попытки различных золотоискатчиков добраться до золота через русскую территорию. В ряде случаев иностранных колонистов встречают оружием. Впрочем, и русские добытчики также были не безгрешны.
1898 г. Научные исследования и общий научно технический прогресс дают свои результаты. На Северном Сахалине найдены запасы нефти, исследования проводятся и в Северном Ледовитом океане. Возникает идея создания порта в Северном океане. Несмотря на то, что это только проект (прожект), он показывает, что Россия развивает территорию.
Закладка по проекту «Аскольд» крейсера «Игорь». Крейсер «Игорь» также не избежал тихоокеанского влияния, и 75-мм орудия были заменены на нем на 102-мм. Впрочем, пришлось уменьшить их количество до 10 орудий, и убрать несколько 47-мм пушек.
Ввод в строй броненосца «Новоархангельск».
В Николаевске заложен броненосец по проекту «Потемкин» — «Баранов».
В состав русского флота вступил легкий крейсер «Сапфир», сделанный по проекту «Светлана». Как и на японских легких крейсерах типа «Цусима», скоростью пожертвовали ради оружия.
«Ермак» введен в эксплуатацию.
Основан город-порт Находка.
18 марта 1898. Начало присутствия российских линейных сил в Порт-Артуре, с приходом сюда в составе эскадры вице-адмирала Ф.В. Дубасова броненосцев «Наварин», «Елизавета» и «Сисой Великий».
1898-1899. Испано-американская война.
1899 г. Отправка на Балтику броненосцев «Наварин», «Николай I» и «Сисой Великий», крейсеров «Нахимов» и «Азов». Прибытие «Полтавы», «Петропавловска» и «Севастополя». Также планировалось отправить на Балтику и «Елизавету», но оставить «Сисой Великий», однако «слабый» броненосец оказался не нужным на Балтике.
В районе города Феофан (Фэрбэнкса) обнаружены золотые жилы.
1899-1901. Боксерское восстание в Китае.
С 1900 г. русская военная доктрина стала меняться. Если изначально требовались корабли, предназначенные для крейсерских операций, корабли-рейдеры, то теперь требовались иные корабли. Корабли, предназначенные для морского боя, а не рейдеры. Однако изменение этой доктрины и частичная переделка кораблей под новые требования имели скорее обратные последствия. Российская империя в целом так и не смогла определиться, какой именно флот ей нужен: крейсерский или броненосный?
Крейсерский – много крейсеров, они предназначены для уничтожения вражеской торговли. Несмотря на различие классов (легкие, средние, тяжелые), для эскадренного боя, даже с доработками, они не предназначены. Крейсерский флот был бы очень эффективен против Великобритании и других стран, ведущих активную морскую торговлю – Японии, США. Но крейсерский флот считается оружием слабого – мы ведь избегаем открытого боя, а действуем на коммуникациях. Российская Империя 10 лет назад начала развитие именно по пути крейсеров – ведь основной противник Великобритания. Так, подошедшее подкрепление в 1893 г. состояло из полноценных океанских рейдеров.
Броненосный — ставка на броненосцы, способные решить исход морского сражения. После разгрома вражеских морских сил любой военный корабль может использоваться как рейдер. Для эскадренного боя требуются хорошо защищенные и сильно вооруженные корабли – дальность плавания играет вспомогательную роль.
Обе доктрины имели свои плюсы и минусы, но были в любом случае прекрасными вариантами. Невозможно было сделать окончательный выбор в пользу какого-либо варианта. В итоге, российский флот на Тихом океане имел следы обеих доктрин. «Золотая середина» но не до конца с ясными результатами. Большое количество броненосцев, но и крейсера, предназначенные не для поддержки главных сил, а для действий на коммуникациях.
Россия отказалась от строительства броненосных крейсеров – единственным таким крейсером стал построенный во Франции крейсер «Баян». Однако проект броненосного крейсера рассматривался долго – в качестве дополнения рассматривался усиленный проект «Новопаловска»/«Нью-Йорка». И в 1903 г. Россия стала финансировать один из строящихся американских крейсеров («Чарльстон», «Милуоки» и «Сэн-Луис»). Благодаря щедрой финансовой подпитке крейсер «Миних» («Милуоки») готов уже к началу 1904 г.
Строительство под руководством Макарова арктического ледокола – «Дежнев».
1901 г. Попытка строительства поселения в Тайской губе (Магадан). Из-за скудных финансирований строительство прекращено, едва успев начаться.
1902 г. Закладка 5-и броненосцев серии «Бородино». Корабли получили лучшую устойчивость и усиленное противоминное вооружение.
Строительство крейсера «Алмаз». Изначально проектируемый как крейсер типа «Изумруд», «Алмаз» получился «бессмысленной тратой денег». В первоначальной постройке имел очень слабое вооружение в 6 102-мм пушек. Влияние немецких легких крейсеров типа «Эмден» сыграло свою роль – корабль получил усиленное вооружение. Что не особенно сказалось на его боевых качествах и привело к еще большим вопросам о назначении корабля. Для крейсера слишком слаб, для посыльного корабля – силен. Вооружение 10 пушек в 102 мм, 2 пушки в 37 мм.
Усиление противоминного вооружения в России было довольно-таки странным. Хотя усиленными пушками и оснащались корабли, предназначенные для Тихого океана, по идее любой корабль может совершить переход с одного моря в другое. Тихоокеанские корабли имели усиленное вооружение, балтийские – каждый второй, черноморские – слабое минное вооружение.
Броненосец «Ретвизан» в составе Западной части тихоокеанского флота.
Начало первого этапа «радиофикации». Радиостанции дальностью 100 миль установлены через равные промежутки расстояния. Маршрут Кадьяк – Камчатка – Сахалин – Приморье должен получить поддержку радио.
1903 г. Очередное пополнение Тихоокеанского флота: крейсер «Баян», броненосцы «Ослябя» и «Цесаревич». Изначально планировалось их отправить в Порт-Артур, но потом было решено усилить силы Аляски. Оба корабля пошли через Атлантический океан к берегам Аргентины и, обогнув Южную Америку, направились на север. Плавание прошло благополучно, однако в Александровске «Ослябя» получил тяжелые повреждения и несколько месяцев находился в ремонте. Крейсер «Баян» ввиду роста напряженности отношений между Россией и Японией был из Аляски переведен в Порт-Артур. «Цесаревич» также был отправлен в Порт-Артур, совершив рокировку со «Святым Павлом».
Окончание первого этапа «радиофикации».
На броненосце «Баранов» происходит страшный пожар (рука Японии), и корабль надолго выходит из строя.
Население Дальнего Востока 2146 тыс.чел, Аляски 310 тыс.чел. На Сахалине проживает 80 тыс.чел.
Подготовка ледокола «Дежнев» в арктическому плаванию.
Оборудование мастерских Владивостокского порта к 1904 г. было окончено не более, чем наполовину. Второй сухой док только строился. На складах имелось 75 тыс. т. кардифского угля, запасы которого могли пополняться только за счёт импорта морским путём. Расположение батарей приморского фронта Владивостокской крепости (восемь рот крепостной артиллерии) не гарантировало порт от обстрела с моря. Береговые орудия были устаревших систем, а укрепления сухопутного фронта были далеки до готовности.
В Порт-Артуре к началу войны успели углубить Восточный и Западный бассейны, которые могли вместить всю эскадру. Однако проход на внешний рейд оставался мелководным и позволял выводить броненосцы только во время полной воды. Ширина ворот большого дока (175,5 х 23,5 х 10,5 м) не допускала ввода эскадренных броненосцев, лишённых, таким образом, возможности исправлять повреждения подводной части. Строился новый сухой док, но он не мог быть окончен в ходе войны. Зато старый китайский док для миноносцев находился в заброшенном состоянии. В порту имелось 130 тыс. т кардифа и более 90 тыс. т мягкого угля, что обеспечивало потребности флота на полгода активных действий. Однако на складах не хватало трети крупнокалиберных 10" — 12" и 50% 6" снарядов второго боевого комплекта эскадры. Строительство Порт-Артурской крепости было не закончено. Готовность приморского фронта составляла 69%. на его батареях были установлены 108 орудий, из них только пять 10" пушек (батарея «Электрический утёс» и отчасти 6" орудия Канэ были пригодны для боя с современными броненосцами.
Новоархангельск – 300 тыс. тонн угля. Подобные запасы объяснялись опасностью блокады Аляски в случае войны с Англией.
Камчатка – 80 тыс. тонн угля. Однако, несмотря на большой запас, уголь на Камчатке был привозной и в случае войны с Японией мог стать дефицитным.
Слабым звеном дальневосточных портов были кадры мастеровых, значительную часть которых по решению Морского министерства составляли местные китайцы. Во Владивостоке имелось 1350, а в Порт-Артуре — 1980 портовых рабочих, они были едва в состоянии проводить ремонт боевых повреждений. Ситуация с другими портами была примерно такой же: Николаевск – 1000, Камчатка — 800, Новоархангельск – 1500 рабочих. Впрочем, официальные власти Новоархангельска оправдывались строительными верфями США.
Слабость Российских портов в их замерзании была решена ледоколами, построенными по океанскому варианту «Ермак».
К началу 1904 г. Тихоокеанский флот России имел внушительные силы: 11 броненосцев, 19 крейсеров (всех типов), около 90 других кораблей: клипера, канонерские лодки, минные заградители, миноносцы, минные транспорты, катера. Всего 123 военных корабля, не считая подводных лодок. Подводные лодки могли быть представлены еще 4 кораблями. Конечно, часть русских кораблей уже были ветеранами, и прямая дорога им была не на морское сражение, а на слом. Однако зачем отдавать корабль в слом, если он может принять часть неприятельских снарядов, мин и торпед, а то и потонуть от них? Да и урон он может хоть какой-то нанести. В крайнем случае, не участвуя в сражении, вести охранную функцию своих берегов. А после войны и отдать на слом можно.
Однако эти внушительные силы были разбросаны по огромной территории от Порт-Артура и до Новоархангельска. Стремление контролировать весь торговый путь и обеспечить его безопасность привело к распределению сил. Некоторое время Тихоокеанский флот был разбросан по 6 основным портам, и в каждом порту был свой отряд. А после Порт-Артура стало 7 военно-морских баз: практически везде каждый отряд – на одно море.
К счастью, Тихоокеанский флот был переведен в 3 основные группы, что позволило увеличить его боевые возможности: Восточную (Дальний Восток), Западную (Аляска), и выделяли еще и Центральную — Камчатку (Уналашку). Каждая русская военно-морская база имела собственную развитую инфраструктуру: верфи, склады различного назначения, мастерские, казармы. Каждая база имела 2 батареи из 254-мм пушек. Некоторые базы имели пушки в 203 мм.
По сравнению с японским флотом, была одна слабость российских кораблей. Российская Империя активно увеличивала флот постройкой и покупкой все новых и новых кораблей. Однако на модернизацию уже существующих кораблей Россия не пошла. В результате российские корабли с одинаковым калибром артиллерии имели разную дальность стрельбы, что снижало общую эффективность. Так, броненосец «Елизавета» был устаревшим кораблем, со старой артиллерией. «Святой Павел» – также устаревший, но с новейшей артиллерией, а «Петропавловск» был новым кораблем и вооружен новой артиллерией.
Новоархангельск. Главная база Западной (Американской) части. Броненосцы «Ретвизан», «Пересвет», «Святой Павел», «Новоархангельск», «Ослябя». Крейсера «Богатырь», «Паллада», «Владимир», «Игорь» и «Светлана». Минный транспорт, минный заградитель, 3 канонерские лодки, 12 миноносцев. Предполагается к 20 января крейсер «Миних».
Камчатке отводилась главная роль в крейсерских операциях. Здесь был сосредоточен отряд дальнего действия. Состав флота: крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Новопаловск» и «Кинбурн». 2 минных крейсера. Великолепная бухта и удаленность от врагов, отличный выход на морские коммуникации великолепно делали Камчатку главной базой крейсерских сил – чья задача действовать на коммуникациях. В случае начала военных действий, отряд Камчатки должен был прийти на помощь любой части.
Порт-Артур. Главная база Восточной (Азиатской) части. Броненосцы «Петропавловск», «Севастополь», «Цесаревич», «Полтава», «Елизавета», «Победа». Крейсера «Аскольд», «Баян», «Варяг», «Диана», «Двина», «Донской», «Новик» и «Боярин». Также 2 минных заградителя, 2 минных крейсера, 4 канонерских лодки, 18 миноносцев, 2 миноноски.
Уналашка. 2 клипера.
Поронайск. 2 клипера и 2 канонерские лодки.
Владивосток. 2 клипера и 4 миноноски.
Николаевск. 2 клипера и 4 миноноски.
Охотск. 2 клипера.
По мнению некоторых специалистов (Скрыдлов, Макаров). Следовало собрать в Поронайске, Камчатке, Кадьяке сильнейшие крейсера, усилить их быстроходными броненосцами, оставив в обороне Порт-Артура и Новоархангельска лишь устаревшие корабли с малым ходом. В этом случае самая действенная, самая маневренная часть российского флота не была бы оторвана от главной базы метрополии, и обрела бы стратегическую активность. Тактические выгоды крейсерской войны могли бы сыграть главную роль в общей стратегии всей войны.
Планы
Опасения Японии и желание развязать войну, причем как можно быстрее, были вполне оправданы. В российских верхах зрела мысль о победоносной войне с Японией в 1905-1906 гг.
К 1905 г. (конец 1904 г.) в строю будут еще 6 (10) броненосцев и крейсеров. Уже к лету 1905 г. все новые корабли будут обкатаны. Таким образом, превосходство русского флота в численности будет 2-м над японским. К этому времени, матросы Балтики и Тихого проведут несколько учений на местах.
С конца 1904 г. начнется переброска сухопутных войск (пехота, артиллерия, кавалерия) из центральных районов на Дальний Восток. Они также должны будут ознакомиться с театром военных действий, пройдут учения.
На суше происходит наращивание сухопутных сил (главным образом на Сахалине и на Камчатке). Легкие крейсера (возможно при поддержке крупных), для перехвата торговых кораблей, будут сосредоточены южнее Японии. Япония, таким образом, окажется в кольце из кораблей.
Создав 2-е превосходство в кораблях и 3-е в людях, а также располагая мощными резервами, Российская империя пересмотрит территориальные договора. В ультимативном порядке будет предложено Японии установить новую границу – как минимум по острову Хоккайдо. Просто присоединить весь Сахалин и Курильские острова. Если Япония откажется выполнять ультиматум, то в ходе быстрой победоносной войны и Хоккайдо перейдет в состав России.
Собственно, соотношение сил позволяло России начать войну в любой момент, не дожидаясь подкрепления. И такое наращивание сил свидетельствовало именно о боевых действиях – на мирный исход переговоров мало кто надеялся. Опять-таки мирные переговоры были нужны, чтобы оправдать агрессию России.
Однако была неясна ситуация с Великобританией. Если «владычица морей» захотела бы вмешаться, то Россию ожидала бы новая война, наподобие Крымской. Поэтому было решено планомерно увеличивать силы, делая их столь мощными, чтобы Англия не хотела вмешиваться в войну. А если бы и захотела вмешаться, то ее бы ждал серьезный отпор.
Такой победоносной войной Россия добьется нескольких целей – улучшение торговых путей, снижение агрессивности Японии в регионе, рост могущества самой России, а также улучшение внутриполитической обстановки. И, конечно же, новых территорий.
Для этих целей Российская Империя уже начала сосредотачивать крупные силы. Частично для отражения возможной агрессии (Великобритании), частично для собственной агрессии. Так, отряд русских кораблей уже был в пути и находился около Америки. Конечный пункт назначения – Новоархангельск. Крейсерский отряд: «Аврора», «Алмаз», «Олег», а также 7 миноносцев. На февраль 1904 г. отряд под командованием контр-адмирала Верениуса находился в Атлантике около берегов Бразилии.
На Балтике тем временем стояла еще одна часть: «Бородино», «Орел», «Александр III», «Суворов» и «Слава». «Слава» должен был быть окончательно готов к апрелю-маю 1904 г. Там же стояли 3 крейсера «Олег», «Изумруд» и «Жемчуг».
Одновременно началась перетасовка собственных сил: наиболее устаревшие корабли (корветы серии «Витязь») отходили от основных баз назначения и направлялись подальше от предполагаемых военных действий. На их место приходили более новые корабли. Частично это было связано с модернизацией кораблей, хотя, как оказалось, она была малоэффективной по причине плохой подготовки экипажей. Частично для обучения экипажей службы в новых условиях и ослабления внимания противника.
Существовали и другие проекты войны, но все они сходились на необходимом усилении сил.
А силы продолжали увеличиваться. В Николаевске, Владивостоке и в США заложили (январь 1904 г) еще корабли для русских сил на Тихом океане:
– 3 крейсера по проекту «Богатырь» — «Дружинник». 12 152 мм, и 12 102 мм;
– 3 крейсера по проекту «Баян»;
– 2 броненосца по проекту «Баранов».
Опасаясь, что генеральских и адмиральских званий не хватит, кому-то не достанутся ордена, представители русского генштаба доказали Николаю II о пользе еще одной войны. На этот раз с Турцией. «Разгромим японцев, а потом можно и туркам показать, как славян обижать»…