АльтСССР. Кировская весна. Эсминцы типа Портер-Бис
Данный пост возвращает Ваше внимание к эсминцу типа Портер, который несет только советское вооружение.
Обдумав, я счел массовое производство в СССР 30х годов американских 127/38 орудий нереальным, в силу значительной технологической сложности этих замечательных орудий.
В сентябре 1936 года решением Наркомвоенмора Уборевича в США была направлена делегация, возглавлявшая заместителем начальника Морских Сил РККА Иваном Мартыновичем Лудри. Перед комиссией была поставлена задача закупить рабочий проект и получить техническую помощь в строительстве серии современных эскадренных миноносцев на советских верфях, с особо интересующими СССР объектами (башня с универсальной артиллерией, ПУС и т. д.)
Задание было ориентировано на существующий, самый последний тип американского эсминца (тип «Портер»). DD 356 Porter был заложен на верфи New York Shipbuilding 18 декабря 1933 года, спущен на воду 12 декабря 1935 года, вступил в строй 27 августа 1936 года. Тип «Портер» был вооружен 8 неуниверсальными орудиями калибра 127/38 в четырех двуорудийных башнях и двумя счетверенными торпедными аппаратами. На корабле было применено легкое бронирование (толщиной 12,7 мм) ЭУ и мостика. Зенитная артиллерия представляла собой два счетверенные 28мм автомата и пулеметы. Корабль имел скорость полного хода 35 узлов и дальность плавания 6500 миль на 12 узлах.
Советскому флоту требовалось то же самое, но с более развитой ПВО. Еще просили добавить вариант с размещением вместо части вооружения самолета-разведчик SOC-1 с катапультой и ангаром (современных крейсеров на вооружении ВМС РККА не было, и дальний корабельный дозор велся без авиаразведки). Но и это было не все – горели сроки. Пятилетка заканчивалась в 1938 году, а в строю из современных надводных кораблей не было ни одного. 4 лидера проекта 1 достраивались у достроечных стенок, но лидеры типа «Ленинград» могли либо идти полным ходом, либо воевать, но не то и другое разом… Проект советская делегация просила сделать за три месяца, с тем, чтобы заложить головные корабли зимой 1936 года, спустить на воду в 1937 и к декабрю 1938 ввести в строй.
New York Shipbuilding предложило сразу перевести разговор «с советской говорильни на американский деловой лад». Для начала, была определена стоимость одного дня переговоров, которая составила 1000 долларов. Иначе, опасались в New York Shipbuilding, переговоры затянутся на полгода. Через неделю переговоров назначили и стоимость опоздания на совещание: минута наказывалась 10 долларами. Советские делегаты, холодея от ужаса при попытке представить себе объяснения за эти ничтожные 10 долларов в финотделе, стали приходить на 40-50 минут раньше. В ожидании совещания молчать им было не интересно, и они обменивались впечатлениями от предыдущего дня. Поскольку раньше приходили и секретари делегации, впечатления делегатов от экскурсий по верфям и проектным бюро стенографировались. Впоследствии эти короткие наброски послужили основой советского «Свода Норм и Правил судостроения 1938 года».
В частности, члены комиссии с потрясением наблюдали на стапеле лидер с башнями, торпедными аппаратами, снабженный шлюпками, бухтами троса и покрашенный внутри и снаружи до блеска. К такому подходу советские кораблестроители были пока не готовы, но было решено существенно увеличить процент готовности советских кораблей в момент их спуска на воду, для чего уже в октябре на всех четырех судостроительных предприятиях заложили дополнительные наклонные стапеля. К холодам нулевой цикл был завершен, стены подвели под кровлю к февралю, и в марте-апреле 1937 года новые стапеля были готовы. В эксплуатации кораблей ВМС РККА перешел на дистиллированную воду, что резко сократило потребность в чистке и ремонте котлов. Дублирование машин и механизмов в судостроении свелось к минимуму, а поставщики в массе своей получили значительно более жесткие требования к безотказности работы их продукции (винты стали блестеть, производители инженерных систем и вспомогательного оборудования повысили общую техническую надежность рулевых машин и иных механизмов, систем корабельной связи и энергообеспечения).
К сожалению, флот США вооружение не продал, и договор включил в себя только приобретение проекта серийного эсминца типа Портер, а также 2 комплектов основных и вспомогательных машин и механизмов (1 предусматривался для установки на головой корабль, а еще 1 – для разборки на узлы для постановке в массовое производство). С учетом того, что для размещения на корабле советского вооружения проект все равно предстояло дорабатывать, его купили "как есть" в ноябре 1936 года.
Первоначальный вариант эсминца типа Портер был вооружён двухорудийной неуниверсальной башенной артиллерийской установкой Mk.22, которая весила от 36 т (нижняя, находившаяся на палубе полубака и на юте) до 29,4 т (верхняя, располагавшаяся на надстройке). Артустановка комплектовалась двумя 127-мм орудиями Mk.12, имевшие раздельное вертикальное наведение и находившиеся в артустановке на расстоянии 1,83 м (между осями каналов ствола). Углы вертикального наведения АУ — от -10 до +35 град., скорость ВН — 11,6 град./с (скорость ГН — 14,7 град./с). Бронирование у этой АУ практически отсутствовало— стенки башни имели толщину всего 3,18 мм и обеспечивали боевому расчету (14 чел., включая подбашенное и перегрузочное отделения) лишь защиту от непогоды. Таким образом, масса артиллерийского вооружения составила 132 тонны, превышать ее кораблестроители категорически не рекомендовали.
В период с декабря 1936 по февраль 1937 года в СССР шло проектирование советских эсминцев, проектов Портер-Бис-Т и Портер-Бис-А. Одновременно производители систем вооружения уточняли массо-габаритные параметры двухорудийных 130мм орудий главного калибра, 85мм зенитных пушек и 37мм артавтоматов (в этот момент двухорудийных башен в СССР не выпускалось, завершалась отладка и постановка в серийное производство одноорудийной 130мм башни Б-13, одноорудийного 76мм зенитного орудия 34-К и одноствольного артавтомата 70-К; при этом калибр 76мм зенитной пушки получилось увеличить до 85мм с минимальными переделками).
В лимит 132 тонны удалось вместить две двухорудийные неуниверсальные 130/50 башни Б-2ЛМ по 48 тонн и три универсальные 185/53 башни 92-К по 12 тонн. Промышленность освоила выпуск нового (спаренного) вооружения только к 1939 году, когда оно было установлено на спущенные к тому времени на воду корабли типа «Портер-Бис». Советские лидеры перевооружены не были и вступили в войну с одноствольными орудиями всех типов.
Таким образом, советский эсминец проекта «Портер-Бис-Т» был вооружен двумя двухорудийными неуниверсальными 130/50 башни Б-2ЛМ и тремя двухорудийными зенитными калибра 85/53 пушками 92-К. Дополнительно ПВО усилили три спаренные 37мм артавтомата и пулеметы. Торпедное вооружение составили два четырехтрубных аппарата калибра 533мм:
Авианесущий вариант эсминца дальнего корабельного дозора проекта «Портер-Бис-А» сохранил обе двухорудийные неуниверсальные 130/50 башни Б-2ЛМ, а число спаренных зенитных 85/53 пушек 92-К снизилось до двух. Удалось сохранить три спаренные 37мм артавтомата, переместив один из них на палубу, и несколько сниженное число пулеметов. Торпедное вооружение составил один четырехтрубный аппарат калибра 533мм. Вместо одной из 85мм артустановок 92-К и одного торпедного аппарата на корабле разместилась кран-балка для подъема гидросамолета, надпалубный ангар и самолет-разведчик SOC-1:
Страдания, перенесенные советской судостроительной промышленностью в ходе производства лидеров проекта 1 первых трех серий, пошли им впрок. Советские кораблестроительные предприятия заложили 24 эсминца типа «Портер-Бис-Т» и 8 эсминцев типа Портер-Бис-А в 1938 году, спустили все 32 корабля на воду в 1939, и сдали госкомиссии в 1940 году. Эсминцы советской постройки оказались по разным причинам несколько тяжелее своих прототипов и имели стандартное водоизмещение 2000 тонн. При этом они давали полный ход 34 узла и имели дальность плавания 5000 миль на 12 узлах.
На 1 января 1941 года в строю ВМС РККА СССР находилось 32 современных эсминца типа Портер-Бис-А и Портер-Бис-Т и 12 лидеров типа Ленинград первой, второй и третьей серии.
Дополнительно, было простроено четыре десантно-диверсионных эсминца проекта Бруклин-Бис-Д (носители торпедного катера Г-5). Все эти корабли поступили на вооружение Черноморского Флота в рамках подготовки к десантной операции в Проливах Босфор и Дарданеллы (торпедные катера предполагалось использовать для высадки десанта и захвата береговых батарей). Однако, в ходе войны по первоначальному назначению корабли использованы не были, торпедные катера удалили, а корабли использовали как защищенные быстроходные десантные транспортные корабли.
Оценка проекта
На дальней дистанции боя советский эсминец «Портер-Бис-Т» существенно превосходил любой современный ему эсминец, что позволяло ему эффективно перехватывать конвои, обстреливая и военные корабли сопровождения, и транспорты с недосягаемой для противника дистанции в 25 километров. Максимальная скорость советских эсминцев типа «Портер-Бис-Т» была сравнима с максимальной скоростью эсминцев тех лет, что позволяло избегать навязывания противником боя на средней дистанции в условиях неравенства сил.
На средней и близкой дистанции советский «Портер-Бис-Т» был существенно хуже, чем американский прототип, подготовлен к противоборству со среднеразмерными надводными целями, типа эсминец или легкий крейсер, — помимо двухкратного превосходства американского эсминца в числе стволов, каждое из восьми американских 127/38мм орудий было почти вдвое скорострельнее советских. К счастью, эсминцы противников в последующей войне, немецкие тип «1934», тип «1934А» и тип «1936» были вооружены не восемью, а пятью 127мм орудиями, а японские тип «Фубуки» – шестью 127мм орудиями примерно такой же скорострельности, что и Б-2ЛМ.
Для обстрела же береговых целей советский эсминец за счет большей дальности орудий и более тяжелого снаряда был также подготовлен лучше.
В бою с несколькими малоразмерными надводными целями, типа подводной лодкой в надводном положении, тральщика или торпедного катера, на малой дистанции советский эсминец мог сосредоточить на противнике, кроме 130мм орудий, также и огонь зенитных 85мм пушек. В этом отношении 10 орудийных стволов представляло собой рекорд тех лет.
За счет сниженного числа орудий главного калибра советские эсминцы несли чрезвычайно сильное зенитное вооружение. Предположения советских специалистов о важности противовоздушной обороны, даже в ущерб иным видам вооружения, в полной степени оправдалось – большинство кораблей периода Второй Мировой войны было потоплено именно авиацией.
Достоинства и недостатки кораблей были в полной мере учтены союзниками во Второй Мировой войне. Так, американцы не использовали эсминцы для обстрела береговых целей (у них было достаточно крейсеров), а свои эсминцы использовали в основном как конвойные корабли, а также как разведчики в эскадренных сражениях. Напротив, советские моряки, не имевшие достаточного числа крейсеров на всех флотах, кроме Черноморского, с успехом применяли эсминцы как корабли огневой поддержки десанта и прерывания коммуникаций противника, а при сопровождении конвоев в условиях надводной опасности просто увеличивали число кораблей сопровождения, чему способствовал гораздо меньшая протяженность советских конвоев. Эскадренные же сражения с гитлеровской Германией не состоялись – надводный флот Германии в основном отстаивался в портах. Наиболее частые боестолкновения советских эсминцев в период Второй Мировой войны произошли как раз против наиболее удобного для них противника – самоходных десантных барж и торпедных катеров, а также транспортов.
Советские эсминцы типа «Портер-Бис-А» были единственными кораблями, способными вести эффективный дальний корабельный дозор на Тихоокеанском флоте, где СССР не имел других авианесущих кораблей. На Северном флоте у СССР было два авианесущих крейсера типа Бруклин-Бис, но и там эсминцы типа Портер-Бис-А выходили в море чаще крейсеров. На Черноморский и Балтийский флот корабли не поставлялись.
Идея захвата береговых батарей при помощи десанта с торпедных катеров была блестяще реализована в ходе Петсамо-Киркинесской наступательной операции на Северном Флоте. При этом следует отметить, что торпедные катера с десантом перешли к точке десантирования своим ходом, в связи с тем, расстояние от Мурманска до Киркинесса составляло всего около 200 километров.
Задача по захвату береговых батарей в проливе Босфор порставлена перед ВМС РККА не была, а береговые батареи Констанцы удалось вывести из строя Осназу. Черноморские эсминцы типа Д были дооснащены небольшими моторными лодками и использовались как быстроходные вооруженные транспорты. Торпедные аппараты были в ходе этого перевооружения демонтированы, а число 37мм увеличено на 2 единицы
История перевооружения Эсминцев типа Новик заслуживает отдельнй главы
http://coollib.com/b/163412/read
чертеж 2 вида
http://commi.narod.ru/bmc/mk1mm/mm18.jpg
супер качество картинка сбоку
фото сбоку (Артем)
http://de.academic.ru/pictures/dewiki/65/Artem1928-1941a.jpg
фото сбоку (Володарскй/Победитель)
http://de.academic.ru/pictures/dewiki/80/Pobeditel%27.jpg
вид спереди (эсминец Сталин)
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Stalin1921-1951d.jpg