— 1 —
История создания танка Т-26А восходит к началу 1929года, когда закупочная комиссия во главе с И.Халепским – начальником УММ РККА прибыла в Великобританию. В задачу комиссии входил отбор образцов танков, тракторов и автомобилей пригодных для принятия на вооружение красной армии, закупку образцов готовой техники и документацию к ней. . Наибольший интерес вызывали британские танки, основным поставщиком которых была тогда фирма Vickers-Armstrong. Во время своего визита на фирму соватские представители отобрали для закупки: танк Vickers “Medium” Mk.II . Между фирмой и советской стороной был подписан контракт на поставку в РСФСР 15 танков Mk.II, со сроком поставки: май – 1,июнь – 2, июль – 2, август – 2, сентябрь – 2, октябрь – 2, ноябрь – 2, декабрь – 2. Танки закупались с полным комплектом документации и возможностью организации их серийного производства в РСФСР. Закупочная комиссия пыталась приобрести и другие более совершенные машины, но финансовые условия выдвигаемые фирмой Vickers-Armstrong оказались неприемлемы для советской стороны. В дальнейшем комиссия продолжила работу в Великобритании, Франции и США.
— 2 —
Осенью 1929 г. Забайкальская группа войск ОДВА готовилась нанести Мукденской армии Китая молниеносное поражение в районе станций Маньчжурия, Джалайнор и Джа-лайнорских копей.
Для этой цели против китайской группировки в 12 — 16 тыс. человек Забайкальская группа ОДВА насчитывала 6091 человек пехоты и 1599 кавалерии при поддержке 88 орудий калибра 76,2-мм и выше (не считая полковых), 32 самолета, 3 бронепоезда.
В район Читы осенью 1929 г. прибыло 10 танков Т-18(МС-1), 5 танков Vickers “Medium” Mk.II , 10 бронеавтомобилей «АМО-Кегрес».
Бои на КВЖД развернулись с 16 ноября 1929 года и протекали, в общем успешно, несмотря на традиционно бестолковую подготовку к бою со стороны РККА. Танки и броневики поддерживали действия 107, 103 стрелковых полков в наступлении на станцию Джалайнор и 108 ст. п. на станцию Манчжурия. В целом деятельность танковых и броне рот в ходе конфликта КВЖД была оценена как удовлетворительная, но отмечалась недостаточная подготовка водителей, неумение командиров ориентироваться на местности и отсутствие между ними связи. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений».
— 3 —
Больше пользы было от пулеметов, которые оказались более эффективными даже с точки зрения морального воздействия. Были высказаны пожелания по увеличению калибра танковой пушки, увеличения числа пулеметов, улучшения проходимости, скорости и брони танка.
Были отмечены особенности боевых действий: при атаке промежуточных укреплений танки проявили себя хорошо, правда, стремясь уклониться от огня китайской артиллерии, они развили слишком большую скорость, и красноармейцы не успевали угнаться за ними. Танки пытались помочь пехоте, но пока не был частично разрушен ров — им это не удавалось. При попытке преодолеть, еще недостаточно разрушенный 3-4 метровый ров, застрял один Vickers “Medium” Mk.II. Благодаря находившемуся в танке десанту, из нескольких красноармейцев, танк удалось отстоять.
Далее нескольким машинам удалось ворваться на китайские позиции, танки лихо бросились вперед, забыв о задаче прикрытия собственной пехоты. Танки и бронемашины вползли на позиции, ведя бешеный огонь из пулеметов. Один из них не доехал до цели «каких-нибудь пять шагов и застрял» в него тут же полетели китайские гранаты и только подбежавшие красноармейцы спасли экипаж от гибели. Механик-водитель был сильно оглушен. Один танк МС-1 провалился в окоп и застрял там так, что его пришлось откапывать после боя. Один потерял гусеницу, которая соскочила при переезде через канаву.
— 4 —
1. По результатам участия танков в конфликте на КАВЖД и анализа боевой деятельности бронеавтомобилей в ходе ПМВ, комиссия РВС РСФСР сделала следующие выводы:
2. Пушки калибром 37-47мм недостаточны для вооружения даже легких танков. Желательно поднять калибр до 87-76мм и лишь, как исключение 57мм.
3. Количество пулеметов следует увеличить!
4. Средний танк Vickers “Medium” Mk.II в 12тонн, не оправдал возлагаемых на него надежд. Предложено: т И. Халепскому и его заместителю инженеру С.А. Гинсбургу в будущем году, внести изменения в конструкцию танков заказанных на 1930год, в соответствии с договором:
— По возможности увеличить длину танка.
— Использовать для постройки танк Vickers “Medium” Mk.II.CS, с 17 фунтовой пушкой.
— Увеличить мощность двигателя до 200-250лс. Вес до 18тонн.
— По возможности увеличить толщину бронирования.
— В кормовой части танка выделить место для 5-10 человек десанта.
5. В 1930году продолжить поиск подходящих образцов иностранных танков, для быстрого освоения их постройки на отечественных заводах.
6. Форсировать конструкторские работы над опытными танками Т-19, Т-12.
— 5 —
Весной 1930 года комиссия продолжила работу. Во время ознакомления с представленными образцами танков начальник УММ отметил четыре из них: легкий танк Vickers Mk.A (“виккерс 6-тонный” – будущий Т-26), танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk.VI (прообраз Т-27), амфибия Vickers-Carden-Loyd, а также средний “Medium” Mk.III. Последний танк Халепскому не демонстрировался и был случайно замечен уже на полигоне, где проходил ходовые испытания.
28.мая.1930 года между фирмой и советской стороной был подписан контракт на поставку в СССР 15 танков Мк. Е в двух башенном варианте (МскШ А).
После предварительных испытаний и заключения «специальной комиссии по новым танкам для РККА», РВС РСФСР принял о принятии на вооружение танка «Викерс». Совет счел целесообразным рассмотреть вопрос о принятие на вооружение Красной Армии вышеозначенных иностранных танков и начать их выпуск немедленно как они есть — не дожидаясь окончания опытных работ, чтобы при необходимости нанести отпор возможной агрессии». Новый танк получил индекс Т-26.
Еще на этапе подготовки к серийному производству встал вопрос об усилении вооружения Т-26. Простая установка в одну из башен танка 37-мм пушки стала временной, вынужденной мерой. Уже 19. марта. 1931 года, КБ танкового отдела Обуховского завода получило задание на проектирование «Танка огневой поддержки». Чуть позже к этой работе подключилось опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА под руководством изобретателя-самоучки Н. Дыренкова и КБ Ижорского завода, во главе с зав. опытным цехом И. Шумилиным.
— 6 —
По выданному военными заданию предполагалось «спешно разработать и предъявить в срок не позднее 7 ноября 1931 года проект арт-танка сопровождения с вооружением из 76—мм пушки во вращающейся башне или без таковой»
В ходе испытаний выяснилось большое количество недоработок, так в марте того же года Т-26 с башней Дыренкова прошли испытания стрельбой и возкой. В ходе выяснилось, что из-за большой длины отката установленной в башне 76-мм полпушки обр. 1927 года и неудачной конструкции погона, действия экипажа в танке были практически невозможны, а многочисленные переделки особых изменений в лучшую сторону не принесли. Башня Обуховского завода (с февраля 1932 года, танковый отдел выведен в отдельный завод №174), была более удачной и обеспечивала нормальные условия для работы экипажа. После проведенных испытаний, показавших хорошие результаты, завод получил заказ изготовить в 1933 году установочную партию из пяти танков Т-26-4. Однако история «артиллерийского танка» на этом не закончилась. Установка башни с 76-мм орудием привела к значительному возрастанию массы танка, что было совершенно недопустимо, да и само шасси не соответствовало габаритам и массе устанавливаемой башни. В ходе испытаний обнаружилось большое количество поломок — деформация погона башни и прогиб крыши корпуса при стрельбе, проседание рессор. Вылетали заклепки и т.п. По этим причинам арт танк не мог пойти в серию, оставшись в количестве 50 шт. Установка спроектированной к тому времени башни с 47-мм пушкой, не решало проблем поддержки пехоты в бою, оставаясь чисто противотанковой.
11 апреля 1932 года руководитель КБ завода № 174 С. Гинсбург предложил внести изменения в конструкцию танкаТ-26 для усиления вооружения и бронирования. Предполагалось: удлинить танк на 0,4 метра, для полноценного размещения башни. Усилить шасси для повышения грузоподъемности до 12-14 тонн. Для усиления бронирования применить наклонное расположение лобовых листов, башни и корпуса. По мере возможности использовать части и детали уже освоенные производством. Установить новый двигатель мощностью 150-200 л с, для обеспечения скорости в 35 км ч. Увеличить толщину бронирования до 35-20мм, для эффективного противостояния снарядам ПТ орудий калибром 37-47мм. Применить новую клепано-сварную башню разработки Ижорского завода с рациональными углами наклона лобовой части. УММ РККА рассмотрел предложение т С. Гинсбурга и КБ завода № 174 получило заказ на разработку модернизированного варианта танка и постройку прототипа.
— 7 —
Были подготовлены два проекта: с передним расположением трансмиссии — А1 и задним — А2. Причем второй предусматривал установку двигателя поперек корпуса, подобно танкам Т-18 и Т-19. Оба имели свои недостатки и преимущества. Так переднее расположение трансмиссии позволяло использовать узлы и агрегаты танка Т-26 уже освоенные производством и требующие небольших доработок с учетом возросшей массы танка. Второй вариант занимал меньше места и позволял сэкономить полезную массу, но требовал новую трансмиссию и коробку передач. Еще одной особенностью А2 было перераспределение масс между носовой и кормовой частями корпуса, что требовало увеличения переднего веса. Добиться этого можно было только за счет увеличения толщины бронирования и веса вооружения. Проект А1 не обладал такими свойствами имея сбалансированную по конструкцию и усиление бронирования в лобовой части танка, вызывало возрастание ее массы и как следствие, смещение центра тяжести, что не позволяло увеличивать толщину брони свыше 25мм.
Обсуждение проектов не выявило явных преимуществ, кроме более мощного лобового бронирования А2 (до 35мм), но именно это и решило исход дела. Предпочтение было отдано проекту А2, в виду изначально заложенной перспективности. Конструкторскому бюро было предложено переработать проект с учетом замечаний и предложений. В результате работ. На свет появился окончательный вариант танка Т-26А. В котором С. Гинсбург разместил доработанную и уже освоенную производством трансмиссию танка Т-26, в задней части корпуса Т-26А, объединив с вновь разработанной коробкой передач.
В ноябре 1932 года, танк Т-26А (артиллерийский), с установленной на нем башней Ижорского завода, был показан руководству УММ РККА и до весны 1933 года проходил испытания. По их результатам РВС РСФСР постановил: принять на вооружение новый танк под индексом Т-26А. Организовать переход производства на новую модель без снижения объемов выпуска линейных танков.
Т-26А образца 1932 года.
Классификация лёгкий танк сопровождения и поддержки пехоты.
Боевая масса, т 12,1
Экипаж, чел.
Размеры:
Длина общая, мм 4900
Ширина корпуса/днища, мм 2500/1800
Высота, мм
Клиренс, мм 380
Ширина трака, мм 350
Бронирование:
Лоб корпуса, мм/град. 35/
Борт корпуса , мм/град. 20/
Корма корпуса , мм/град. 15/
Днище, мм
Крыша корпуса, мм 12
Лоб башни, мм/град. 35/45°
Вооружение:
Калибр и марка пушки 76-мм танковое орудие. Угол возвышения 65° Способно вести навесной и зенитный огонь.
Пулемёты
Подвижность
Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-6ДФ
Мощность двигателя, л. с. 180
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 150
Удельное давление, кгс/см2 0,51
Преодолеваемый подъём, град. 40°
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0