Альтернативный опытный палубный пикирующий бомбардировщик/торпедоносец Kawanishi D5K2 Sori. Япония
В продолжение темы переводов статей про модели самолетов. Перевод данной винтажной статьи был немного доработан мной.
Данный самолет рассматривался американцами в качестве адаптации тяжелого ночного истребителя-перехватчика/дальнего разведчика Nakajima J1N Gekko, и вплоть до обнаружения второго прототипа на небольшом островке в районе Бугенвиля палубный пикирующий бомбардировщик/торпедоносец Kawanishi D5K2 Sori оставался тайной за семью печатями. Все дело было в чрезмерной секретности, окружавшей перед и в годы Второй Мировой войны японскую авиационную промышленность. В результате документация на D5K2 Sori была столь же редкой, как цветы сакуры на горе Фудзи. Лукаво обозначенный как «самолет связи», он был мало известен исследователям истории японской боевой авиации.
Найденный в 1973 году в районе Бугенвиля поврежденный второй прототип машины ставит новые вопросы в истории этого самолета. Так, японское издание «Hinomaru» в своем апрельском выпуске посвятило шесть страниц статье про D5K2. Прекрасные схемы, приведенные на странице 18 этого журнала, дали направление нашим исследованиям и предоставили нам некоторые полезные сведения. Это единственная серьезная информация на сегодняшний день, и редакция журнала «Le Fana de l'Aviation» выражает надежду, что ее сотрудник Бернар Милло (Bernard Millot) завершит свои исследования.
В конце 1943 года уничтожение американских авианосцев стало навязчивой идеей командования Императорского флота, и компания Kawanishi получила приказ модифицировать свой новейший истребитель N1K-J Shiden-Kai для выполнения ударных задач в темное время суток. Самолет, в составе оборудования которого был бы мощный и крупный радар, должен был выходить на цель и атаковать ее бомбой или торпедой. По планам командования темное время суток должно было позволить избежать перехвата.
Следует сказать, что аналитики воздушного штаба Императорского флота несколько предвосхитили тактические разработки своих американских коллег: создание одноместного палубного ударного самолета, способного выполнять функции пикирующего бомбардировщика и торпедоносца и оснащенного совершенной на тот момент радиолокационной техникой. Различие было в выборе силовой установки и основных параметров. В условиях войны японцы сделали ставку на унификацию с самым массовым на тот момент палубным истребителем, тогда как американцы, в отличие от японцев не имевшие серьезных проблем в моторостроении, сделали ставку на одномоторную машину с одним сверхмощным двигателем. Кроме того, если американские ударные машины развивали скорость свыше 600 км/ч и брали солидную боевую нагрузку, то японцев интересовала дальность полета на крейсерской скорости.
Схемы первого прототипа опытного палубного пикирующего бомбардировщика/торпедоносца Kawanishi D5K2 Sori (первый прототип, оснащенный РЛС)
Конструкторы компании Kawanishi кардинально перекомпоновали самолет: в носовой части вместо двигателя был установлен радар, а силовая установка стала состоять из двух двигателей Nakajima Sakae 21, устанавливавшихся на палубные истребители Mitsubishi A6M5. Поскольку в Японии уже намечался дефицит ресурсов, то при изготовлении прототипов были использованы детали и узлы других машин. Вследствие проблем в японской радиоэлектронной промышленности радар был установлен только на один прототип. Дошло даже до анекдотичного случая: самолет получил подвесной топливный бак от американского истребителя P-38 Lightning, поскольку в Японии авиационные баки емкостью 1000 литров не производились.
Опытный палубный пикирующий бомбардировщик/торпедоносец Kawanishi D5K2 Sori (первый прототип) на аэродроме. Хорошо заметны крупные пятна камуфляжа и большие створки ниш основных стоек шасси. Выхлопные патрубки оснащены пламегасителями, на концах лопастей красные полосы
Несмотря на «странности» при производстве, самолет на испытаниях показал себя очень успешно. С опытным пилотом самолет на скорости 365 км/ч мог пролететь двенадцать часов. Были построены три или четыре прототипа, два из которых были испытаны в боевых условиях с атолла Улити. Целью налета должны были стать американские авианосцы, имевшие базу на Новых Гебридах и удаленные от японцев на расстояние в три тысячи километров. Пара D5K2 Sori должна была взлететь и после выполнения задания приземлиться как можно ближе к базе.
Опытный палубный пикирующий бомбардировщик/торпедоносец Kawanishi D5K2 Sori (первый прототип) в полете во время проведения испытаний
То, что произошло дальше, уже стало как частью истории Второй Мировой войны, так и действием, поставившим крест на этой узкоспециализированной машине. В ночь на 31 марта 1944 года из-за предельной усталости или ошибки радара японские пилоты атаковали корабль малого водоизмещения. Несмотря на то, что янки на своих радарах увидели полет пары D5K2 (они, конечно, не смогли определить тип японских машин), дежурные «прозевали» атаку японцев. Однако последним не удалось вернуться на базу. Вследствие навигационной ошибки ведущего, пара D5K2 оказалась в районе Соломоновых островов, где в это время шли бои за остров Бугенвиль. Японские самолеты были обстреляны американскими зенитчиками, идентифицировавшими D5K2 Sori как «Irving» (Nakajima J1N Gekko). Один самолет упал в море, тогда как второй, получив повреждения, смог приземлиться на одном из небольших необитаемых островов. Во время обстрела пилот самолета был тяжело ранен и после посадки умер от потери крови.
В воздушном штабе дебют D5K2 был признан неудачным, и серийное производство машины начато не было. После капитуляции Японии большая часть документации D5K2 Sori была уничтожена. Лишь спустя тридцать лет после окончания войны, найденные в районе Бугенвиля обломки самолета и останки пилота не дали Sori окончательно кануть в Лету.
Поврежденный опытный палубный пикирующий бомбардировщик/торпедоносец Kawanishi D5K2 Sori (второй прототип без РЛС), обнаруженный в районе Бугенвиля. Это одна из фотографий, опубликованных в японской прессе. Данный снимок несет на себе следы неумелой ретуши, так как антенны и РЛС на найденном самолете отсутствовали. Несмотря на то, что прошло более тридцати лет, камуфляж до сих пор виден в некоторых местах. Обратите внимание на частичное отсутствие обшивки левой консоли крыла и виднеющиеся нервюры между мотогондолой и фюзеляжем
источник: Alex Trados «Le Kawa Sori d’Ikeda au 1/72» // Le Fana de l'Aviation 1977-04 (089)