Альтернативный броненосный крейсер «Рюрик»
В поддень 4 августа 1914 года германский флот почти в полном составе (24 линейных корабля) явился к Центральной минной позиции Балтийского флота. И ничего не произошло. Побродив взад-вперед перед ЦМП, за которой виднелись трубы и мачты 12 русских линкоров, немцы немного постреляли по берегу, где по их расчетам должны были находиться русские береговые батареи, после чего напоролись на одну из предусмотрительно вынесенных вперед минных банок. После подрыва на минах линкоров «Кайзерин» и «Олденбург», германский флот не стал больше искушать судьбу и вернулся в Киль.
6 августа командующий Балтийским флотом вице-адмирал Эссен решился на проведение глубокой разведки силами 1-й бригады крейсеров. Утром 7 августа, следующие курсом зюйд-вест «Александр Невский», «Варяг» и «Рюрик» столкнулись с немецкими линейными крейсерами «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» и «Блюхер». Вовремя заметив противника, русские крейсера совершили последовательно два поворота «все вдруг», так что шедший ранее последним «Рюрик» оказался во главе русской колонны. К удивлению немцев русские крейсера держали постоянную эскадренную скорость 25 узлов (чему способствовал, как выяснилось позже, только половинный запас на них угля), так что «Блюхер» вскоре отстал от своего отряда. При этом «Александр Невский» и «Варяг», держащие 28 узлов, двигались последовательными коордонатами, что позволяло им обстреливать преследующего противника из всех орудий. Частые четырехорудийные залпы русских крейсеров ложились кучно, и через час «Дерфлингер» и «Зейдлиц» имели уже соответственно четыре и три попадания 12-дюймовыми снарядами.
Еще через полчаса 10-дюймовый снаряд с «Рюрика» попал в амбразуру носовой башни «Дерфлингера», вызвав в ней сильный пожар, что в итоге заставило немцев прекратить преследование.
Эта удачная перестрелка, была сильно раздута русской пропагандой, причем никто не спросил, почему контр-адмирал Бахирев, не воспользовался выгодной ситуацией и не попытался добить немецкие корабли. Сам Бахирев писал впоследствии, в своих воспоминания, что опасался, что хорошо заметный пожар на «Дерфлингере» был немецкой хитростью, предпринятой чтобы заставить его вступить в бой.
Тем не менее, это удачное попадание вновь прославило «Рюрик», долго бывший самым знаменитым кораблем русского флота, но к 1914-му уже утративший популярность, из-за ввода в строй более современных и мощных кораблей.
Заключение мира с Японией и решение о возвращении на Балтику кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры несколько замедлили переговоры с фирмой Виккерс о постройке нового броненосного крейсера для русского флота. Осенью же 1905 года были получены сведения о постройке в Англии паротурбинного линейного корабля «Дредноут» имевшего ту же, что и у проектируемого крейсера скорость – 21 узел, что лишало русский корабль главного преимущества – скорости. В итоге, уже в ноябре 1905 года, конструкторы «Виккерса» начали переработку проекта с целью его адаптации к турбинным механизмам мощностью в 36000 л.с., что позволяло довести скорость проектируемого крейсера до 25 узлов.
Вскоре, однако, были получены новые сведения о проектировании англичанами быстроходных броненосных крейсеров вооруженных 10 234-мм орудиями, что подтверждало мнение русских офицеров-артиллеристов о необходимости отказа от двухкалиберной системы расположения орудий. Фирма «Виккерс» была поставлена перед необходимостью увеличения калибра орудий в бортовых башнях до 10 дюймов, а заодно и увеличение толщины главного броневого пояса до 8 дюймов, так как «не дело, что больший по размерам корабль имеет слабейшую защиту по сравнению со значительно меньшими крейсерами типа «Адмирал Макаров».
В свою очередь, конструкторы «Виккерса» предложили сохранить на проектируемом крейсере лишь четыре башни главного калибра, расположив их ромбом, что позволяло обеспечить бортовой и продольные залпы из шести орудий. Это, однако, нарушало планы русского Морского министерства, желавшего получить наиболее мощный крейсер, который должен был стать «визитной карточкой» отечественного флота, чья репутация была изрядно подмочена Русско-японской войной. Компромиссом стало решение расположить средние башни по эшелонной схеме, обеспечив тем самым бортовой залп из восьми орудий. Новый вариант проекта, предложенный англичанами, подозрительно походил (как стало известно гораздо позже) на проектируемые линейные крейсера типа «Инвинсибл», но не вызвал восторга у русских инженеров. Англичанам было указано, что «тесное расположение средних башен до минимума уменьшает углы их обстрела на противоположный борт, а при одновременном залпе вызовет слишком опасные напряжения в корпусе крейсера», а, следовательно, необходимо разнести эти башни как можно дальше друг от друга. Так же было отклонено предложение англичан о размещении третьей (правой) башни на главной палубе вместо палубы полубака, что не обеспечивало участий правой кормовой башни в продольном носовом залпе.
Некоторое смещение центра тяжести в корму пришлось компенсировать более полными обводами в кормовой части, что, правда, благоприятно сказалось на улучшении ходовых качеств крейсера. В свою очередь, англичане настояли на применении котлов «Ярроу», вместо ранее предусматривавшихся котлов «Бельвиля», так как первые имели большую паропроизводительность.
Не удалось выполнить и требование о доведении толщины броневого пояса в районе цитадели до 203 мм – пришлось остановиться на компромиссных 178 мм.
20 120-мм орудий были сведены в пять четырехорудийных батарей – четыре бортовых и одну кормовую.
Новый крейсер был заложен весной 1906 года, спущен на воду в 1907 и в 1909 вошел в состав Балтийского флота. Предполагалась закладка еще двух однотипных крейсеров на русских заводах, но вступление в состав английского флота линейных крейсеров типа «Инвинсибл», превосходящих «Рюрик» по калибру орудий, и не уступающих, как тогда считалось, русскому крейсеру по бронированию, лишило таковую смысла.
На проведенных испытаниях было отмечено, что при продольных залпах главного калибра рубки и дымовые трубы подвергаются сильному воздействию пороховых газов, при стрельбе же правой башни поверх кормовой были почти снесены колпаки наводчиков и командира последней. Это обстоятельство было учтено при проектировании последующих кораблей русского флота.
По новой классификации 1915 года «Рюрик» стал числиться линейным крейсером.
Водоизмещение (норм.): 16800 т.
Вооружение: 4х2 254-мм/50, 20х1 120-мм/50 орудий, 2 45-см торпедных аппарата.
Бронирование: борт 178 мм (цитадель), 76-102 мм (оконечности).
Мощность машин 36000 л.с., 25,5 узлов.
Размерения (квл): 167,1х22,9х8,0 м.