При создании позиционного танка Т-35 наши конструктора столкнулись с огромным количеством проблем. Чрезвычайно сложный танк столь большой массы был по сути своей «революционным» и требовал проведения большого числа НИОКРов – ведь значительную часть его конструкции пришлось разрабатывать с нуля. Ещё больше проблем этот танк доставил производственникам. ХПЗ, на шею которого «повесили» его серийный выпуск, с огромными трудностями осваивал значительно более лёгкий во всех отношениях БТ-2. Проблемным он был и для логистики – когда его начали выпускать, СССР ещё вообще не имел железнодорожных платформ для перевозки монстров такого веса и таких габаритов. Но, самое неприятное, Т-35А ещё даже выпускать серийно не начали, а армию он УЖЕ не вполне устраивал по совокупности своих ТТХ. Проблемы с эксплуатацией окончательно погубили репутацию «пятиглавого дракона» РККА.
В общем, скорее всего, «деньги на ветер» (если не учитывать сложно переоценимое накопление опыта).
А давайте попробуем придумать альтернативный тяжёлый танк, который и времени бы вполне соответствовал, и армию бы устроил, и логистику, и промышленность.
Содержание:
Размеры
Начнём ТТТ с логистики: танк должен быть в длину (по корпусу) не более 8 м, в ширину и высоту не более 3 м и весить не более 35 т. Именно такие ограничения по габаритам и массе закладывались в разработку первого прототипа Т-35, известного как Т-35-1.
И если ктонить из заказчиков, проектантов или производственников этот лимит превысит (безусловно, с самыми благими намерениями!) – с оттяжкой тапком по макушке и никаких пряников, поскольку оружие, даже очень хорошее, но выпадающее из приемлемых для логистики параметров – это уже не оружие, а «чемодан без ручки». (У РККА летом 41-го таких «чемоданов» во всех родах войск обнаружилось обидно много. Зато немцы эти самые брошенные «чемоданы» подбирали с превеликим удовольствием).
Производство
Танк должен собираться из брони толщин, уже освоенных промышленностью, и собираться по технологиям, уже освоенным промышленностью. Он должен оснащаться уже освоенным мотором. И агрегатами, знакомыми и технологически доступными.
Армия
Танк прорыва должен нести вооружение, обеспечивающее и разрушение капитальных полевых укреплений, и круговую самооборону. Причём вооружение уже имеющееся в арсеналах РККА.
Танк должен быть защищён от всех типов лёгких пехотных (траншейных) орудий, полковых и, по крайней мере с передней проекции, от дивизионных на дистанции более 500 м.
Танк, благодаря длине, должен форсировать траншеи укрепившейся пехоты любой ширины и любого профиля, благодаря большой площади опорной поверхности иметь высокую проходимость и благодаря относительно большим массе и клиренсу преодолевать любые противотанковые заграждения. Как британские «ромбы», спокойно двигаться по «лунному пейзажу». Скорость – для танка данного класса в принципе вторична. Запас хода – чем больше – тем лучше, но тоже не принципиально. Танки такого класса на оперативные расстояния сами не бегают, а аккуратненько доставляются по железной дороге к ближайшей от предстоящего места действия станции, откуда по специально разработанному маршруту, по специально укреплённой т. н. «технологической» трассе, своим ходом, потихонечку, выдвигаются в район сосредоточения. А там – отнюдь не сходу в бой, а высокопрофессиональное ТО, отдых, чёткая детализация плана предстоящей операции (с учётом разведданных о расстановке огневых средств противника, с учётом топографии местности и выделением соответствующего боевого обеспечения) с доведением всех нюансов до личного состава. Никакой спешки, никаких импровизаций и никаких действий «на обум».
Боевое применение
Ну и, собственно, боевое применение – вовсе не рывок напролом вперёд, круша всё на своём пути, как думают некоторые. Фиг там. Всё гораздо проще и скромнее. Каждому экипажу, ещё до боя, «пешим порядком», указывается исходный рубеж атаки его конкретной машины, указывается абсолютно чётко видимый ОРИЕНТИР, в направлении которого подслеповатый танк должен двигаться по сигналу «атака», строго выдерживая заданное направление, и до какого конкретно рубежа он должен дойти, поддерживая атаку пехоты и танков более лёгкого класса. Указываются выявленные разведкой огневые средства противника и основные цели. Разъясняется боевая задача. Назначается пункт сбора после выполнения боевой задачи или сигнала об отступлении. Там же заранее разворачиваются передовые ремонтно-эвакуационные службы, задача которых встретить танки и рассортировать их, перенаправляя исправные в место дислокации, а повреждённые эвакуировать на СПАМ (сборный пункт аварийных машин).
Возможно, кто-то думает, что так воевать должны были неуклюжие и малонадёжные позиционные танки прорыва 30-х? Нет. Если внимательно почитать того же Кариуса, весьма близко к этому порядку воевали немецкие «Тигры» во ВМВ. А то, что начавшаяся война ЗАСТАВИЛА использовать наши КВ совсем-совсем по-другому – собственно и привело к явно завышенным (для танков данного класса) требованиям по подвижности, неоправданно высоким потерям и низкой боевой эффективности (притом, что отдельные машины сражались просто геройски). Зато именно по такой же примерно схеме используемые в Зимней войне средние Т-28 показывали весьма высокие результаты.
Так что мы имеем для создания такого тяжёлого танка прорыва в 1930-ом году? (Т. е. чутка пораньше, чем была начата работа над Т-35).
Броня
76-, 50-, 25- и 20-мм бронеплиты, выпускавшиеся для лёгких крейсеров типа «Светлана». Учитывая запас такой брони, образовавшийся после разборки двух недостроенных крейсеров этого типа. Плюс (за прошествием лет не факт, но и не исключено) 85, 80, 70, 35, 30 и 25 мм – бронеплиты, выпускавшиеся для крейсеров типа «Богатырь». Применительно к опытной машине, учитывая разборку поднятого со дна крейсера «Олег» (в РИ его разборка на металл будет начата в 1932 году). 16- и 8-мм бронелисты, выпускавшиеся для сборки танков МС-1 (Т-18) и бронеавтомобилей БА-27. Номенклатура вполне удовлетворительная. Поэтому методом банальной клёпки, на уголках, по той же технологии, как собирали серийные Т-18 и опытный Т-12, формируется бронекорпус из брони толщин:
Передняя проекция (без учёта башни) – 50 мм, чтоб выдерживать обстрел любых траншейных, лёгких противотанковых (по мере их появления и быстрого размножения), дивизионных (с дистанции более 500 м) и тем более, полковых орудий.
Боковая проекция (без учёта башни) – 35 мм. Этого достаточно, чтоб надёжно защищать от лёгкой траншейной и новомодной малокалиберной противотанковой артиллерии калибром до 37 мм включительно.
Корма корпуса – 25 мм. Не пробивается никаким стрелковым оружием, включая 13-мм германское противотанковое ружьё времён ПМВ и 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт «Виккерс».
Башня (башни) – 25 мм.
Крыша корпуса, днище корпуса и крыша башни (башен) – 8 мм. В местах, где необходимы особая прочность и жёсткость, можно использовать 16 мм броню.
Вооружение
Поскольку трёхдюймовка для борьбы с капитальными укреплениями безусловно слаба, берём очень мощную, специально модифицированную 107-мм пушку японского производства.
Во время ПМВ, Японии были заказаны 120 107-мм пушек, которые японцы сделали, «внедрив» наш калибр (и возможность использовать наши выстрелы) в конструкции своих 105-мм орудий. Таких японских (но с нашим калибром) пушек в арсеналах РККА имелось несколько десятков штук, и в отличие от отечественных (то бишь Шнейдеровско-Путиловско-Обуховских) 107-мм пушек обр. 10 г. они, за малочисленностью, не подлежали модернизации 30-го года. А чтоб уменьшить отдачу, на стволы этих пушек можно приладить дульные тормоза, разработанные для 107-мм пушек 10/30 г. в ходе их модернизации, которая помимо прочего заключалась и в существенном удлинении ствола.
Кто-то скажет, мол, можно было и не связываться с «японками», а просто вооружить танк не модернизированной пушкой обр. 1910 г. Но у артиллерии в то время «лишних» 107-мм пушек обр. 10 г. не было, а японок тоже надо куда-то пристроить – орудие-то на самом деле хорошее – крупповское. В РИ эти надёжные пушки не так разбивались при возке, как наши, долго и благополучно служили и даже в конце карьеры были не списаны в утиль, а переданы на вооружение УРов «до окончательного износа». При длине ствола 31,1 клб. (против 28 клб. у 107-мм пушки обр. 10 г.) японка имела нач.ск.сн. 540 м/с и, стреляя по настильной траектории, могла успешно бороться с прочными полевыми укреплениями даже долговременного типа, не хуже 152-мм гаубицы (у той, н.с.с. 390 м/с).
Впрочем, если этот вариант по какой-то причине военных не устроит, а отдача 107-мм пушки на шасси будет чрезмерной, безусловно, возможен и вариант использования отечественной 107-мм пушки обр. 1910 г. с укороченным стволом и дульным тормозом. Что неизбежно превратит 107-мм пушку в гаубицу с длиной ствола 18-20 клб. И, соответственно, весьма хорошей (для гаубиц того времени) баллистикой.
37-мм пушка Гочкиса – впоследствии можно будет заменить на более современные танковые орудия того же калибра (ПС-2 или Б-3), либо на новые 45-мм 20К обр. 32 г.
Вообще, я обычно принципиально против вооружения тяжёлых танков прорыва малокалиберными (читай противотанковыми) пушками, считая их балластом. Но то касается, прежде всего, именно танков, у которых основное орудие, будучи установленным в башне, может выполнять любые функции. Тут же определённо не избежать проблем с установкой главного орудия, и поэтому в набор вспомогательного вооружения полезно включить малокалиберную скорострельную пушку, обязательно с круговым обстрелом.
Пулемёты «Максима» обр.10 г. и ДТ обр. 29 г.
В целом, вполне приличный набор.
Силовая установка
Тут сложнее. Из более-менее подходящего в наличии лишь авиационные двигатели М-6 мощностью 300 л.с., выпускавшиеся в небольших количествах с 25-го года, и ещё более ранний (вып. с 24 г.) 400-сильный М-5. И тот и другой для танка массой 35 т слабоваты (особенно М-6). Но, как уже говорилось в ТТТ – на момент выдачи заказа скорость для танка данного класса вторична. Впоследствии же любой из этих моторов опытного образца танка в серии можно будет поменять на 500-сильный М-17. Что собственно в РИ и произошло – там прототипы Т-28 и Т-35 тоже оснащались М-6, а в серию танки пошли уже с М-17. А М-5 оснащались БТ-5. БТ-7 же от него отличался, главным образом, переходом на всё тот же М-17. Тем более что первые М-17 (выпуск для авиации освоен как раз в том же 30-ом) качеством не блистали, и забракованные авиаторами двигатели вполне можно было бы ставить на малосерийные тяжёлые танки. А М-6 и М-5 после освоения М-17 и М-22 уже переставали быть актуальны и очень скоро будут сняты с производства (М-6 уже в 1931 году, а М-5 в 1933).
Применительно к танкам, на базе М-6 предполагалось разработать и запустить в серию танковый мотор для Т-24, но от выпуска Т-24 отказались и двигатель «канул в небытиё». М-5 же, как уже говорилось, ставили на серийный БТ-5, пока двигатель выпускался серийно. А потом промышленность окончательно перешла на новые моторы, и БТ тоже пришлось осваивать новый, чрезмерно мощный для него двигатель.
В данной АИ от Т-24 отказываться преждевременно, а опыт с Т-12 наглядно показал, что 200-сильной версии 300-сильного авиамотора М-6 даже для 15-тонного танка маловато. Поэтому будет вполне логично рассматривать в качестве наиболее подходящего (в т. ч. и для Т-24) 400-сильный двигатель М-5. Сравнивая тяговооружённость британского 32,5-тонного «Индепендент» (мощность СУ 370–398 л.с.) и нашего тяжа (согласно хронологии, это будет Т-30) массой 35 т при 400 л.с., несложно прикинуть, что они довольно-таки близки. А пятибашенный британец развивал скорость до 30–32 км/ч.
Трансмиссия
В наличии лишь две технологически доступные на сей момент конструкции, рассчитанные на приличную массу – это от опытного танка Т-12 массой немногим менее 15 т и от старого английского «ромба» Мк-5 «Риккардо». Впрочем, у планетарной трансмиссии Т-12 «ноги росли», как утверждают, из «чрева» того же 30-тонного Мк-5. Поэтому мы тоже ничего экстравагантного выдумывать не будем, а опять-таки сделаем более крупную и прочную версию той же 4-х-скоростной КПП Т-12. Имея перед глазами КПП времён ПМВ от Мк-5 и её более современную «реплику» от Т-12, сделать на их основе более крупную и грубую КПП для 35-тонной машины вполне реально. То, что она планетарного типа – особый плюсик и хороший опыт на перспективу даже при том, что она не шибко совершенная и не скоростная.
При массе Т-12 ок. 15 т (Т-24 при той же КПП весил уже более 17,5 т) и двигателе мощностью до 200 л.с. танк развивал максимальную скорость 26 км/ч, а Мк-5 при массе в 30 т и двигателе в 150 л.с. только 7 км/ч (учитывая его жёсткую подвеску), можно прикинуть, что при массе в 35 т, двигателе мощностью 400 л.с. и КПП сходной конструкции, наш тяжёлый танк будет развивать скорость порядка 22 км/ч. Мало? Дык, основной танк РККА того времени Т-18 развивал до 16! А с М-17 скорость вырастет до 28 км/ч. Даже на фоне лёгкого Т-26 с его 31 км/ч это не плохо. Учитывая такие перспективы, трансмиссию, соответственно, надо изначально разрабатывать с запасом по прочности, чтоб не получилось как на БТ, когда замена М-5 на М-17 привела к тому, что новый мотор просто рвал слабоватую для него трансмиссию.
Подвеска. Тут вариантов всего два. 1. Пружинная, свечная, как на Т-18 и Т-12 (а также на Виккерсе 12 т. и ЕМНИП крупповском «Гросстракторе»). 2. Рессорная пластинчатая, которую в том же 30-ом уже во всех подробностях рассмотрели наши ответственные товарищи и на немецких «Гросстракторах» от «Рейнметалл» и «Даймлер», в «КАМЕ», под Казанью, ну и в Англии, конечно, на Виккерсовском «шеститоннике».
И хотя британская штучка и в самом деле произвела сильнейшее впечатление, для тяжёлого танка практичнее пружинная (тот же «Индепендент» как пример) – тем более что производить столь мощные рессоры наша промышленность ещё не умела, а вот с пружинами никаких проблем не предвиделось – для ж/д подвижного состава мощные пружины делать наши вагоностроительные заводы умели давно. Да и опыт эксплуатации пружинной свечной подвески на массовом Т-18 однозначно говорил в её пользу. На том и порешили.
Компоновка
Возможных образцов для подражания в плане компоновки аж четыре:
32-тонный новенький (разработка 26–28 г.) британский пятибашенный «Индепендент», 70-тонный французский старикан от 17–19 г. Char 2С, немецкие «Гросстрактора» (прибывшие в СССР на обкатку в 29-30-ом, в совершенно сыром виде) и проект танка, предложенного СССР также немецким инженером Гротте.
Поскольку все танки (кроме пятибашенного «Индепендент») были двухбашенными (что экономило габариты и соответственно массу), первый советский тяжёлый танк тоже будет двухбашенным.
Но т.к. установить в башне мощную 107-мм пушку в то время было абсолютно невозможно, её решили смонтировать в большой рубке в передней части танка, а на крыше рубки, в её задней части, установить одну из малых башен (точно так же, но на крыше задней части большой башни, предлагал Гротте). Вторая – как на 2С и «Гросстракторах» – на корме корпуса.
Такая «архитектура» обеспечивала и мощный огонь корпусного орудия по курсу, и непрерывную круговую самооборону из двух малых башен – не требуя британских извращений с четырьмя.
Общая компоновка танка выглядит так:
В передней части трансмиссионное отделение – танк решили сделать переднеприводным, после того как убедились, что задний привод на Т-12 «болел» постоянным соскакиванием гусениц – чего совершенно не наблюдалось у переднеприводного Виккерса-6 тонн. (К тому же выводу чуть позже пришли и немцы после испытаний своих «Гросстракторов», страдавших той же «болезнью» – их танки последующих моделей тоже уже были сугубо переднеприводными). Параллельно, проще решалась и проблема с установкой кормовой башни. Да и КПП с такой компоновкой можно было разместить прямо под… рукой у водителя.
Также в передней части корпуса располагались рабочие места водителя и стрелка курсового пулемёта. А поскольку из-за размещения впереди бортовых передач рабочие места и того и другого были довольно стеснёнными и, соответственно, угол наведения пулемёта невелик, его эффективность увеличили… установив по средине лобовой части корпуса (наверное, всё же больше для психологического эффекта), жёстко закреплённый огнемёт с небольшим запасом огнесмеси (буквально на 4–5 коротких выстрелов или на 2–3 длинных).
Позади отделения управления – в большой рубке (с которой отделение управления свободно сообщалось), на простейшей тумбе, устанавливается 107-мм пушка. По бокам от неё располагаются рабочие места наводчика и заряжающего. На крыше рубки – большой «гриб» вентиляции. По бортам смотровые щели (в перспективе с триплексами). Между ГЕРМЕТИЧНЫМ полом боевого отделения рубки и днищем танка располагаются 4 бензобака (один из которых может заполняться огнесмесью для стрельбы из огнемёта). Их содержимое, при простреле, самотёком, беспрепятственно сливается через специальный дренажный лоток под днище танка, на грунт. Вдоль стенок – боеукладки на 49 унитарных патронов к пушке. Штатный БК: 35 штук фугасных гранат с полным зарядом в гильзе и 14 шрапнелей с уменьшенным метательным зарядом – для стрельбы на больших углах возвышения (в т. ч. с закрытых позиций). Т. е. БК танка по количеству возимых снарядов полностью соответствовал БК пушки обр. 10 г., помещавшемуся в её зарядный ящик. «В перегруз», т. е. без специальной укладки, а прямо в ящиках, в танк можно было погрузить ещё один БК. Были и дополнительные (опционные) виды боеприпасов – химические (начинённые ОВ) снаряды с уменьшенным зарядом в гильзе и специально разработанные бетонобойно-бронебойные снаряды с напротив, усиленным зарядом). Пушка наводится в секторе 20 гр. по горизонту и до 30 гр. по вертикали. Заряжание орудия унитарное – на раздельное в РИ 107-мм пушка обр. 10 г. будет переведена как раз в ходе её модернизации 1930 г., которая танковые орудия, естественно, не затронет (по крайней мере, в ближайшее время).
В кормовой части рубки, на её крыше – малая башня. Двухместная, оснащена наблюдательной башенкой с грибовидной крышкой, являющейся одновременно вентиляционным люком. Вооружение башни – 37-мм (с 32 г. уже 45-мм) пушка, спаренная с пулемётом ДТ. Для удобства размещения БК, башня имеет кормовую нишу. Собирается из плоских 25- и 8-мм бронелистов клёпкой, на каркасе из уголков. Башня двухместная. Расчёт башни – наводчик спаренной установки и заряжающий орудия – он же командир танка.
Башня оснащается подвесным поликом. Под ним располагается часть моторно-трансмиссионного отсека. Основная часть отсека находится между рубкой и кормовой башней, аналогичной по конструкции установленной на крыше рубки.
В моторном отсеке (доступ в который возможен из любого БО – достаточно снять теплозвукоизолирующую панель) располагаются двигатель жидкостного охлаждения, радиаторы, вентиляторы и главный фрикцион. МО и КПП соединяет не слишком длинный вал. КПП находится между и чуть позади сидений водителя и пулемётчика. Бортовые фрикционы и передачи – вдоль бортов и перед отделением управления в специальном трансмиссионном отсеке.
Кормовая башня – конструктивно аналогична верхней. Под ней установлены два основных бензобака. Заряжающий в малой кормовой башне, одновременно является штатным механиком-мотористом танка.
Чтоб обеспечить непосредственную (помимо проводной) связь между кормовой башней и основной, «обитаемой» частью танка, в кормовом бронелисте рубки сделан специальный входной люк.
Первоначально в ТТТ к танку звучало пожелание установки в корме второго поста управления, но от этой идеи отказались как от излишне усложняющей схему управления. Зато у того же инженера Гротте позаимствовали идею пневматических усилителей управления, благодаря которым управлять 35-тонной махиной было очень легко.
|
РИ Т-35А |
РИ «Индепендент» |
РИ Char 2C |
АИ Т-30М |
Масса |
52 |
32 |
70 |
35 |
Габариты |
9,72×3,2 |
8,75×3,4 |
10,2×2,95 |
7,5×3 |
Двигатель |
500 |
398 |
2×250 |
500 |
Скорость |
30 |
32 |
12 |
28 |
Вооружение: Пушки Пулемёты |
76,2 2×45 5×7,62 |
47 – 4×7,62 |
75 – 5×8 |
107 2х45 3×7,62 |
Броня: корпус башня |
50-30-20 30 |
28 28-12,7 |
45 45-13 |
50-35-25 25 |
Экипаж |
10 |
7 |
12 |
8 |
Вообще, в данной альтернативе, «вырисовывается» вот такая «линейка» танков обр. 1931–32 г.:
Чуть подробнее на этом моменте. О тяжёлом Т-30М уже рассказано. Т-24М – это модификация РИ Т-24 с существенными улучшениями, внесёнными в его конструкцию после знакомства с немецкими «Гросстракторами» и танком Кристи. В плане трансмиссии, прежде всего. Кроме того, на танке установлены стандартные для РККА обр. 32 г. наблюдательная башенка, совмещённая с системой вентиляции, и новая установка вооружения немецкого типа в виде спарки лицензионной немецкой 75-мм пушки (перекалиброванной на наши три дюйма), с пулемётом ДТ. Бронезащита Т-24М усилена до 35-25 мм. Двигатель М-17 (изменения МТО под М-17 на эскизе не обозначены).
В РККА, Т-24М играет роль НОРМАЛЬНОГО среднего танка качественного усиления лёгких, при прорыве полевой обороны противника. Для поддержки тяжёлых, при прорыве позиционной обороны противника. А также в качестве оперативной машины механизированных соединений (танк Кристи куплен, изучен, но не выпускается).
Лёгкий Т-19М – это фактически «улучшенный» Т-19, представлявший из себя «гибрид» отечественной разработки Т-19 и британского «Виккерса-6 тонн» (подробную статью о нём я уже делал). Отмечу лишь, что башни тяжёлого Т-30М и лёгкого Т-19М стандартизованы. Бронезащита – 16 мм корпус (как прежде у Т-18) и 25 мм башня. Двигатель Т-19М мощностью 100 л.с. – либо доведённый до ума Микулинский, либо купленный у «Виккерса» в 1932 г. (он сам предлагал, но мы гордо отказались, понадеявшись на собственные силы). В перспективе возможен переход на более мощный и надёжный двигатель жидкостного охлаждения. Какой – это решение будет приниматься, учитывая острую потребность в простом и надёжном двигателе не только для лёгких танков, но и для тяжёлых грузовиков.
Наконец, распределение заказов.
- Т-19М – 174-й танковый завод. (Вместо Т-26). Объём выпуска – 75% от РИ.
- Т-24М – 183-й танковый завод (ХПЗ). (Вместо БТ). Объём выпуска – 75% от РИ.
- Т-30М – ЛКЗ. (Вместо Т-28). Объём выпуска – 50 % от РИ (плана).
Т. е. на 1.01.36 г., когда на смену этому поколению АИ танков придёт новое, РККА будет иметь в строю:
- Т-19М – 3000 машин.
- Т-24М – 2000 машин.
- Т-30М – 70 машин.