Альтернативные крейсера Российского императорского флота
В конце 70-х годов, мною были спроектированы два никогда не существовавших корабля, с целью постройки оригинальных моделей. Чертежи были утрачены (отдал кому-то из тогдашних приятелей и с концами), восстановлены мной по памяти.
Содержание:
Крейсер 2-го ранга «Ушкуйник»:
Водоизмещение – 3000 т.
Скорость – 20 уз.
Вооружение – 6х1 — 120 мм, 8х1 — 47 мм, 1х1 — 64 мм, 2х1 — 37мм орудий, 4 надводных торпедных аппарата.
Бронирование – палуба 51 мм.
Размерения (по КВЛ) – 98 х 13.2 х 5 м.
Построен в Новом Адмиралтействе – 1899-1901-1902 г.г.
Главной особенностью данного корабля является ледокольное образование корпуса, что предполагает его службу в Северном Ледовитом океане. В качестве теоретического чертежа корпуса был использован растянутый в длину чертеж ледокола «Красин». Честно говоря, я не очень понимал, для чего такой крейсер нужен – просто хотелось построить радиоуправляемую модель ледокола и поколоть тонкий ледок. С затеей ничего не вышло – радиоуправление, даже однокомандное, оказалось не по карману.
Крейсер 1-го ранга «Александр Невский»:
Водоизмещение – 12500 т.
Скорость – 21 уз.
Вооружение – 2х2 и 4х1 — 203 мм, 12х1 — 152 мм, 24х1 — 75 мм, 2х1 — 64 мм, 20х1 — 47 мм, 2х1 — 37 мм, 4 подводных торпедных аппарата.
Бронирование – борт 152 мм, палуба 51-75 мм.
Размерения (по КВЛ) – 144,2 х 20,9 х 8 м.
Построен Балтийским заводом – 1901-1903-1905 г.г.
Этот проект был более тщательно проработан – меня интересовала возможность постройки башенного крейсера в размерениях «Громобоя», с превосходящим японские крейсера бортовым залпом. Оказалось, что при переходе с трехвальной на двухвальную схему, уменьшение запасов угля (крейсер все-таки эскадренный) и ликвидации 4-х 152 мм орудий можно разместить 8 — 203 мм (6 в бортовом залпе) и 12 — 152 мм орудий, что позволило получить залпы из 3 — 203мм и 6 — 152 мм орудий по борту, и из 2 — 203 мм и 4 -152 мм орудий по носу и корме соответственно. Палубные 47 мм орудия, как и выстрелы противоторпедных сетей на схеме не показаны (сил не хватило). Недостатком, данной схемы размещения вооружения, как я теперь понимаю, следует считать перегрузку оконечностей. В качестве теоретического чертежа, был использован (за неимением лучшего) чертеж «Авроры».
В № 6 за 1989 год журнал «Судостроение» опубликовал ОТЗ МТХ на проектирование броненосных крейсеров программы 1903 года. Оно полностью совпало с моим проектом: 12000 т, 21 уз, 8 — 203 мм, 12 -152 мм орудий и 6 торпедных аппаратов, при толщине броневого пояса 152 мм. Разницу в 500 т водоизмещения следует считать несущественной, так как в техническом проекте неизбежно возник бы перегруз (по моей оценке порядка 500 т.) А вот как разместили бы на нем артиллерию? Возможна установка бортовых 203 мм орудий в одноорудийных башнях, вместо казематов.