Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного доработан. Хочу виртуально поприветствовать нашего немецкого коллегу моделиста-альтернативщика, который, судя по форуму сайта http://www.whatifmodellers.com, регулярно посещает сайт Альтернативной истории.
Военно-воздушные силы Швеции (Svenska flygvapnet) были основаны 1 июля 1926 года в результате объединения авиационных частей сухопутных сил и военно-морского флота. В 1930-х годах вследствие эскалации международной напряженности шведские ВВС были реорганизованы и расширены с четырех до семи флотилий. Когда в 1939 году началась Вторая Мировая война, ВВС Швеции продолжили свое расширение, которое завершилось лишь после окончания Второй Мировой войны.
Хотя Швеция не планировала вступать в войну (и к счастью для нее не вступила), большие военно-воздушные силы считались необходимыми для предотвращения угрозы вторжения и противостоять давлению и военным угрозам со стороны великих держав. К 1945 году в составе шведских ВВС насчитывалось более 800 боеспособных самолетов, в том числе 15 истребительных авиагрупп.
На момент начала Второй Мировой войны основную часть самолетов-истребителей шведских военно-воздушных сил составляли устаревшие бипланы-истребители Gloster Gladiator (J 8). Чтобы увеличить боевую мощь, командованием ВВС Швеции в Соединенных Штатах были заказаны 120 истребителей Seversky P-35 (J 9) и 144 истребителей P-66 Vanguard (J 10). Однако 18 июня 1940 года руководство США объявило эмбарго на экспорт оружия любой стране за исключением Великобритании. В результате шведские ВВС неожиданно столкнулись с нехваткой современных истребителей. Были рассмотрены несколько альтернативных вариантов с покупкой иностранных машин, среди которых были такие экзотичные, как финский VL Myrsky, советский И-16 и даже японские Mitsubishi A5M и Nakajima Ki-27. Все эти варианты были сочтены неудовлетворительными, причем советская машина была отвергнута по политическим причинам, а японцы, сославшись на секретность, отказались не то что продавать, но даже сообщать характеристики своих истребителей. В результате единственным выходом было создание современного отечественного истребителя.
Старт работ по истребителю Saab 19 относится к началу Второй Мировой войны. 4 сентября 1939 года – незадолго до объявления Соединенными Штатами эмбарго – компания Saab представила министерству проект истребителя, который должен был заменить устаревшие бипланы Gloster Gladiator. Проект истребителя имел внутрифирменное обозначение L-12 и был разработан в сотрудничестве с работавшими в Швеции американскими инженерами, которые должны были помочь в организации лицензионного производства легких бомбардировщиков-штурмовиков Northrop 8-A 1 и учебных самолетов NA-16-4 M.
Внешне L-12 был очень похож на созданный примерно в это же время японский истребитель Mitsubishi A6M Zero, имея, впрочем, меньшие размеры. Проект L-12 представлял собой очень перспективный цельнометаллический самолет с полотняной обшивкой отклоняющихся поверхностей. Силовая установка L-12 должна была состоять из 14-цилиндрового двухрядного радиального двигателя Bristol Taurus мощностью 1065 л.с., который должен был разгонять истребитель до 605 км/ч. Относительно тяжелое вооружение истребителя состояло бы из четырех установленных в консолях крыла 13,2-мм пулеметов и двух синхронизированных 8-мм пулеметов, установленных над верхней частью двигателя и стрелявших сквозь зону ометания винта.
Проект был быстро утвержден, и новый самолет должен был быть принят на вооружение под обозначением J 19A. Серийные машины должны были оснащаться более мощными двигателями Bristol Taurus II, которые при потреблении 100-октанового бензина должны были разгонять самолеты до 630 км/ч. Однако начавшаяся война изменила планы буквально за ночь: проект L-12 был приостановлен, поскольку запланированные для установки на самолеты двигатели (в варианте покупки или лицензионного производства) стали недоступными. Это была серьезная проблема, поскольку на авиазаводе в Трольхеттане (Trollhättan) [1] уже началось производство первых планеров истребителей проекта L-12. На различных стадиях производства находились около шестидесяти планеров предсерийных (пять планеров) и серийных самолетов, но к ним не было двигателей!
Имея под рукой только безмоторные «половинки» перспективных самолетов и испытывая острую необходимость в истребителях, шведское правительство решило оснастить первые серийные машины нелицензионными копиями американских 1600-сильных радиальных авиадвигателей Wright R-2600-6 Twin Cyclone. Синхронизированные пулеметы были сняты в связи с отсутствием внутреннего пространства в фюзеляже и в целях сохранения веса. Первоначально изготовление крупных криволинейных пластин из плексигласа сопровождалось большим количеством брака, и фонарь истребителя получил более плотный переплет. Модифицированным машинам было присвоено обозначение J 19B. Однако данные самолеты были всего лишь временным решением.
В качестве более перспективной силовой установки рассматривались двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp (модификация должна была получить обозначение J 19C), однако Соединенные Штаты отказались продавать их Швеции. В результате данный вариант J 19 реализован не был.
Начальная партия из двадцати четырех J 19B была окончательно достроена и передана базировавшейся в Лидчёпинге (Lidköping) флотилии F3 в конце 1940 года. Постройка планеров велась небольшими темпами, и после первой серии истребителей лишь семь машин были оснащены двигателями R-2600. Незавершенные планеры были оставлены на заводе в качестве источников запасных частей и, поскольку вопрос о двигателе не мог быть решен, дальнейшее производство было остановлено в середине 1941 года.
Истребитель J 19B был спорным самолетом не только из-за его сомнительного двигателя. Хотя это был быстрый и проворный самолет, тяжелый двигатель R-2600 был довольно громоздким и не очень подходил для истребителя. Управление самолетом на земле требовало повышенного внимания, и во время посадки за счет передней центровки случилось несколько капотирований J 19B.
Как следствие, J 19B просто не мог полностью развить свой потенциал и не мог сравниться с современными и более скоростными истребителями, такими как Bf 109 или Spitfire. Однако нехватка авиапарка вынуждала сохранять в строю самолеты в течение всей Второй Мировой войны, переводя совсем уже старые машины на вспомогательные роли – в первую очередь на выполнение функций истребителей-бомбардировщиков и легких штурмовиков.
К концу Второй Мировой войны в качестве истребителей первой линии J 19B были дополнены еще одним типом машин отечественного производства – истребителями FFVS J 22, которые при немного меньшей скорости (вместо 1600-сильных они оснащались 1050-сильными Pratt & Whitney R-1830 SC3-G или отечественными 1065-сильными STWC-3) имели смешанную конструкцию и, соответственно, были более дешевыми.
В компании Saab были планы возобновления серийного производства истребителей J 19B с двигателями Pratt & Whitney R-1830, однако военные не выразили заинтересованности в таких машинах, поскольку в этом случае по летным характеристикам они уступали FFVS J 22 и кроме того были более дорогими за счет цельнометаллической конструкции.
Однако программа J 19 получила второе дыхание. В начале 1944 года стартовали работы по разработке «шведского мустанга» – варианта J 19 с двигателем Packard V-1650-7, получившего обозначение J 19D и запущенного в малосерийное производство перед самым окончанием войны.
Поскольку Швеция оставалась нейтральной и не вмешивалась в конфликт с соседями, находящимися в состоянии войны, то ее военно-воздушные силы (в том числе и J 19) не принимали участие в боевых действиях (исключение составляли сопровождение нарушителей шведского воздушного пространства и выдворение их или принуждение их посадке и интернированию).
После окончания Второй Мировой войны J 19B были оставлены на вооружении и эксплуатировались вплоть до 1948 года, когда оставшиеся машины были списаны и отправлены на слом. Также следует сказать, что после войны компании Wright была выплачена просроченная плата за лицензию первоначально нелицензионных двигателей. Более совершенный вариант J 19D оставался на вооружении еще несколько лет, пока вместе с J 26 (американский истребитель North American P-51 Mustang) не был сменен на реактивные de Havilland Vampire, и шведские ВВС вступили в новую эпоху – эпоху реактивной авиации.
Истребитель Saab J 19B (бортовой номер 31) из состава 3-й флотилии ВВС Швеции; Лидчёпинг, начало 1941 года
рисунок и схема реального проекта истребителя Saab J 19
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Saab J 19B
Назначение: истребитель
Статус: серийное производство
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Wright R-2600-6 Twin Cyclone, развивавший 1600 л.с. и вращавший трехлопастный винт
Размеры:
размах крыла 11,0 м
длина 8,24 м
высота 2,76 м
площадь крыла 17,56 м²
Вес:
пустого 2150 кг
взлетный 2690 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 4550 метров 630 км/ч
крейсерская скорость 460 км/ч
посадочная скорость 125 км/ч
практический потолок 10600 м
дальность полета 800 км
скороподъемность 16,2 м/с
Вооружение:
стрелковое – четыре 13,2-мм пулемета M/39A (Browning M2) с боезапасом по 500 патронов на ствол
бомбовое – 500 кг
- [1] на этом авиазаводе велось производство бомбардировщиков B 3, которые представляли собой лицензионную версию немецкого среднего бомбардировщика Ju 86K с радиальными двигателями
источник: