Альтернативное войсковое ПВО 2012
Боевая машина защиты танков от средств воздушного нападения противника.
К средствам воздушного нападения (СВП) противника следует отнести:
— самолеты,
— вертолеты
— ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Дальность, на которой СВП способны поражать танки, определяется как техническими характеристиками вооружения, так и тактическими условиями (высота и скорость полета СВП, погода, рельеф местности, время суток)
В основном, самолеты, вертолеты и БПЛА поражают танки противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) на дальности 5000..11000 метров, при этом:
— боекомплект одного вертолета может достигать 16 ПТУР,
— боекомплект одного самолета может достигать 10 ПТУР,
— боекомплект одного БПЛА – 1..2 ПТУР.
Сложности борьбы с СВП
Современные танки оснащаются «зенитными» пулеметами. Современные вертолеты и самолеты неуязвимы для «зенитного пулемета калибра 12,7 мм по двум причинам:
— На дистанции1000..2000 метров, соответствующей прицельной дальности пулеметов калибра 12,7 мм, средства воздушного нападения стрельбу по танкам не ведут, поскольку бронепробиваемость неуправляемых авиационных ракет (американских Hydra 70 и российских С-8) не обеспечивают поражение современных боевых танков. Тактика вертолетов наших дней предполагает использование НУР исключительно для поражения легкобронированных целей и живой силы противника.
— Конструктивная защита современных вертолетов и самолетов-штурмовиков такова, что при поражении вертолета или самолета-штурмовика пулей калибра 12,7 мм, выполнению боевой задачи и жизни летчика такое попадание не повредит.
Методы противодействия СВП
Наилучший вариант противодействия воздушной атаке представляет собой поражение СВП противника до рубежа пуска ими ПТУР, то есть на дистанции от 11 километров. Наиболее массовым СВП является вертолет.
От доклада оператора ПВО об обнаружении вертолета до принятия командованием подразделения решения о его поражении, по всей вероятности, потребуется около 5 минут, за которые вертолет со скоростью 300 километров в час преодолеет дистанцию 25 километров.
Таким образом, боевая машина противодействия воздушной атаке должна быть способна обнаруживать СВП на дистанции 36 километров и поражать их на дистанции свыше 10 километров, если она будет находиться в боевых порядках танков.
Обнаружение вертолетов на такой дистанции неминуемо влечет за собой наличие радиолокационной станции (РЛС). К сожалению, РЛС невозможно защитить даже от стрелкового оружия калибра 7,62 милиметра. Во всех тактических ситуациях, кроме марша, потребуется удалить РЛС хотя бы на 4 километра от места боя, для защиты уязвимых машин от непосредственного огневого контакта с пехотой противника.
Таким образом, для противодействия воздушной атаке необходима боевая машина с дальностью обнаружения СВП минимум 40 километров и дальностью пуска зенитных ракет минимум 15 километров.
Этим требованиям отвечают стоящие на вооружении зенитно-ракетные комплексы «Куб» и «Бук», а также, в некоторой степени, перспективный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» (который имеет дальность поражения ракетным вооружением 20 километров, но обнаруживает цели с ЭПР 2м2 только на дистанции 36 километров, так что при защите от вертолетной атаки на принятие решения от обнаружения вертолета до пуска ЗУР останется 4 минуты).
В случае, если избежать пуска ПТУР не удалось, современные танки способны принять меры по снижению ущерба в своих порядках путем постановки различных помех, от дымовых завес до радиоэлектронной или лазерной борьбы.
Тем не менее, часть ПТУР, вероятнее всего, преодолеет все наведенные помехи и поразит танки, если не будет уничтожена в полете зенитным огнем.
Предлагаемый вариант
Дополнительно к системам войскового ПВО, целесообразно разработать боевую машину для поражения ПТУР в полете.
Небольшой размер (около 2 метров) и высокая скорость (400..500 метров в секунду для большинства ПТУР, стоящих сегодня на вооружении) ПТУР налагают высокие требования к гипотетическому средству их поражения.
Однако, аналогичные требования стоят и перед разработчикам корабельных систем ПВО. Одна из самых массовых противокорабельных ракет современности AGM -84 Harpoon имеет примерно в 2 раза большую длину и диаметр, и при этом в 2 раза медленнее, чем ПТУР. ПКР Harpoon уверенно поражается российской корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630 со скорострельностью 5000 выстрелов в минуту.
Одним из возможных путей решения такой огневой задачи будет российская корабельная 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630 М2 «Дуэт»
АК-630 М2 «Дуэт» является модернизацией проверенного временем комплекса АК-630, от которого визуально отличается башней, имеющей меньшую радиолокационную заметность, и наличием двух шестиствольных пушек вместо одной. Заводские испытания опытного образца установки производства завода №535 (Тульский машиностроительный завод) прошли с 19 марта по 30 ноября 1984 г. Корабельные испытания опытного образца АК-630 М2 «Дуэт» велись на ракетном катере Р-44 пр.2066 (заводской №242) летом 1989 г. на Черном море. Оснащение катера опытной установкой проведено по месту базирования катера, работы начаты в 1987 г. Поражались мишени Ла-17К и ПТУР "Фаланга-2" , сбивались на высоте около 10 метров очередями в 200 снарядов. В серийное производство установка не пошла и на вооружение не принята.
Система АК-630 выполнена по схеме многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов (схема Гатлинга). Автоматика работает за счёт энергии пороховых газов, и не требует внешнего источника энергии для вращения блока стволов.
При проектировании АК-630М2 «Дуэт» предназначалась для оснащения ракетно-пушечных комплексов ПРО кораблей ВМФ в ближней зоне, в первую очередь для уничтожения ПКР и других видов управляемого оружия. Может также выполнять задачи по уничтожению самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападения противника, поражению малоразмерных морских надводных и береговых целей на дальности до 4000м. Скорострельность её составляет 10000 выстрелов в минуту
Основной боекомплект АК-630 составляет 2000 выстрелов. В боекомплект артустановок АК-630 входят два типа выстрелов:
- Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.
- Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832—834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.
Для сухопутных войск более удобной станет размещение двух АК-630 не вертикально, как в установке «Дуэт», а горизонтально. Кроме того, систему управления огнем МР-123 "Вымпел"целесообразно заменить на целеуказание от средств ПВО — «Куб», «Бук» или Панцирь-С1. Минимально удовлетворительным боекомплектом боевой машины с двумя АК-630 будет 4000 выстрелов, которые, с учетом массы ленты, будут весить около 4 тонн. Нормальным, вероятно, будет боекомплект в 6000 выстрелов, а желательным – 10 000 выстрелов.
Таким образом:
— для защиты танков путем поражения вертолетов, необходимо наличие средств войсковой ПВО («Куб», «Бук» или Панцирь-С1) не далее 5 километров от поля боя.
— для защиты танков путем поражения ПТУР в полете, необходима боевая машина с огневым модулем высокой скорострельности, например, состоящим из двух АК-630, с каналом связи с РЛС ПВО;
— шасси боевой машины должно обеспечить защиту на уровне современных боевых танков, а внутренние объемы шасси должны обеспечить размещение боекомплекта как минимум 4000 выстрелов к АК-630, желательно – до 10 000 выстрелов.
Требование к значительному боекомплекту влечет за собой переход от шасси на базе российских танков Т-55/Т-72/Т-90 (массой до 40 тонн) к шасси на базе израильских, американских или немецких танков (массой 60 тонн), например, БТР «Намер».
Так может выглядеть машина в интересах кино-индустрии
Примерно так может выглядеть комплекс ПВО в реальности
Панцырь:
боевой модуль (конечно башню следовало бы бронировать, но в рамках фотоколлажа это не возможно):