Альтернативное развитие советского танкостроения, и танка Т-64 в частности.
Ведение
Уважаемые коллеги мы уже достаточно много раз в той или иной степени обсуждали факт наличия на вооружении Советской Армии сразу трех основных танков: Т-64, Т-72 и Т-80. Машин идентичных по боевым характеристикам, но различных по комплектации. Следствием чего явились три параллельных танковых производства, тройная номенклатура предметов материально-технического обеспечения войск, три параллельные группы военно-учетных специальностей танкистов и соответствующих учебных частей для их подготовки, три параллельные специализации военных ремонтных органов. Разобраться в причинах подобной ситуации достаточно сложно т.к. несмотря на то, что в последние годы появилось достаточно много публикаций, рассказывающих об истории отечественного танкостроения, в них зачастую давалась необъективная (на мой взгляд) оценка, преследовавшая интересы одного из трех крупнейших советских производителя и разработчика танков. Каким образом могло развиваться отечественное танкостроение в области создания основных боевых танков, если бы подобной ситуации удалось избежать, именно на этот вопрос я и попытался ответить (извиняюсь пофантазировать) в этой статье.
Работы по созданию перспективного среднего танка на смену Т-55 и Т-62, выпускаемым серийно всеми тремя основными танковыми заводами начались в 1960 г. по тактико-техническим требованиям МО и были оформлены Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1961 года № 141-58. В середине 1961 года на ХКБМ был разработан и утвержден эскизно-технический проект танка «объект 432».
Практически все основные системы и узлы в конструкции танка были применены впервые в отечественном танкостроении: 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой, монокулярный стереоскопический прицел-дальномер ТПД-43Б с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, механизм автоматического заряжания пушки 6ЭЦ10 позволивший за счет отказа от заряжающего сократить экипаж танка до трех человек. Танк имел комплексную многослойную комбинированную защиту, состоящую из стеклотекстолитового наполнителя, размещенного в полостях лобовой детали корпуса и наполнителя в виде керамических сфер в полостях лобовой детали башни которая, обеспечивала беспрецедентный по тому времени уровень защиты, особенно от кумулятивных средств поражения, а так же снижение веса по сравнению с гомогенной стальной броней. Обитаемые отделения танка имели противорадиационный подбой и систему коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения. В моторно-силовом отделении танка чрезвычайно малого объема (2,4 куб м) размещались оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой двигатель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности 5ТДФ мощностью 515 кВт (700 л.с.), системы, обслуживающие двигатель (воздухопитания, охлаждения и предпускового подогрева) и трансмиссия, состоящая из двух новых семискоростных БКП с фрикционными элементами, работающими в масле и двумя гидравлическими распределительными механизмами управления, а также масляные баки систем смазки двигателя и трансмиссии. Ходовая часть была выполнена шестиопорной на борт с индивидуальными подвесками двухбандажных опорных катков малого диаметра (550 мм) с внутренней амортизацией и четырьмя на борт однобандажными поддерживающими катками с внутренней амортизацией, что позволило повысить стойкость катков к воздействию излучения при ядерном взрыве, а также огнесмесей типа напалм; упругие элементы подвески – укороченные торсионные валы устанавливались соосно и закреплялись в центральных опорах, расположенных на продольной оси танка; на 1,2 и 6 подвесках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы; ведущие колеса со съемными венцами цевочного зацепления взаимодействовали с мелкозвенчатой составной гусеницей, имеющей резинометаллический шарнир параллельного типа; направляющие колеса литые монолитные с механизмом натяжения червячного типа постоянного зацепления. В целом масса ходовой части составляла около 15% от общей массы машины, при этом танк отличался хорошей плавностью хода, что положительно сказывалась как на условиях работы экипажа, так и на точности ведения огня сходу. Система ОПВТ позволяла преодолевать водные преграды по дну глубиной до 5 метров без ограничения их протяженности. На танке была применена новая система электро-радиооборудования включающая, совмещенный стартер-генератор СГ-10 с новой коммутационной системой, новые аккумуляторные батареи 12-СТ-70М и много других оригинальных технических решений практически во всех узлах и системах танка. Общий вес танка удалось сохранить в пределах 36 тонн, что было результатом проводимой главным конструктором танка А.А.Морозовым жесточайшей политики экономии массы всех составляющих элементов машины, начиная с этапа проектирования.
В 1962-1963 г.г. было изготовлено 6 опытных образцов танка, на которых проводились заводские и полигонные испытания. Эти испытания выявили значительное количество дефектов и замечаний в связи с низкой работоспособностью двигателя 5ТДФ, БКП, механизма заряжания, большинства узлов ходовой части; испытания также показали, что ряд систем не обеспечивают отдельных параметров ТТТ, в частности по эффективности стрельбы. После проведенных доработок танк в марте 1963 и в мае 1964 годов предъявлялся на государственные испытания, но их не выдержал и поэтому не был рекомендован для принятия на вооружение. Однако, несмотря на трудности с доводкой машины, правительством было принято решение форсировать создание производственных мощностей для изготовления танка. В 1963 г. Харьковский завод им. Малышева прекратил выпуск танков Т-55, и в 1964 году было начато малосерийное изготовление танка «объект 432» по документации главного конструктора, то есть не утвержденной заказчиком (ГБТУ Минобороны). Благодаря серийному изготовлению машин и расширению как зон и условий, так и интенсивности эксплуатации танка в войсковых частях в ходе их ускоренной эксплуатации появились новые замечания, которые при заводских испытаниях не могли быть выявлены, а процесс доводки танка между тем все более форсировался по времени. В 1965 году был проведен целый ряд испытаний в различных климатических зонах образцов танка, уже изготовленных серийным производством, большинство дефектов были устранены. В октябре 1966 года танк вновь был представлен на государственные испытания и их результаты позволили руководству страны Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 декабря 1966 г. № 982-321 принять машину на вооружение Советской Армии под индексом Т-64.
Часть 2. Подвижность.
Параллельно с доводкой на танке Т-64 двигателя 5ТДФ рассматривались различные варианты силовых установок для нового танка. Так начиная, с 1961 года на ХКБМ были развернуты работы по проектированию резервного варианта МТО для танка «объект 432». При этом разрабатывались варианты установки V-образных двигателей как Челябинского, так и Барнаульского заводов. При обсуждении этих проектов предпочтение было отдано МТО с челябинским двигателем В-45, который являлся усовершенствованным представителем семейства дизелей В-2. В 1965 году было изготовлено три опытных танка «объект 436» на базе «объект 432». В 1966 — 1967 годах эти машины прошли всесторонние испытания, по результатам которых МТО с двигателем В-45 было усовершенствовано и установлено на опытный танк «объект 438» (позднее переименован в «объект 439») на базе танка Т-64А. Приказами министра оборонной промышленности № 594 от 12.09.67 г. и № 623 от 28.09.67 г. КБ Морозова предписывалось выпустить конструкторскую документацию для изготовления опытного образца танка «объект 439» (на базе Т-64А) и изготовить и испытать четыре образца танка. Документация была готова в 1968 году, в 1969 году в соответствии с приказом были изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка «объект 439» с двигателем В-45. Образцы успешно прошли испытания и показали, что вариант танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам подвижности полностью соответствует основному варианту.
12 мая 1970 года было окончательно оформлено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N326-113 "О мерах по созданию мощностей для выпуска танков Т-64А, которым предусматривался выпуск танков Т-64А на трех заводах: Харьковском, Ленинградском и Уральском вагоностроительном. Учитывая ограниченные мощности по выпуску двигателей 5ТДФ, установка его в мирное время предусматривалась на всех заводах, а в особый период Уралвагонзавод должен устанавливать двигатель В-45. Этим же постановлением УВЗ предписывалось разработать резервный вариант танка Т-64А с двигателем В-45.
Конструкция трансмиссии танка Т-64А во многом была обусловлена конструкцией двигателя 5ТДФ, имевшего выходы валов по обе стороны, поэтому для использования двигателя В-45 на УВЗ первоначально планировали использовать гидромеханическую трансмиссию. А для комплексного решения задачи было решено использовать ходовую часть танка «Объект 167». Применение новой ходовой части полностью меняло внешний облик машины, а вместе с другими изменениями приводило к тому, что мобилизационный вариант становился абсолютно иной машиной, нежели основной Т-64А. Итогом стал возврат к харьковской ходовой части и трансмиссии. Для того чтоб связать двигатель В-45К с бортовыми планетарными коробками передач Т-64А пришлось устанавливать входной редуктор, т.н. "гитару". Т-64А имел эжекционную систему охлаждения в техническом плане более простую и компактную, однако вместо эжекционной была установлена привычная вентилляторная система охлаждения с разомкнутым трактом. МТО тагильского танка при этом несколько усложнилось, т.к. от гитары были организованы дополнительные привода на вентилятор системы охлаждения, стартер-генератор, компрессор, насосы. Увеличилась длина и как результат объем МТО до 3,1 куб. метра, вместо 2,6 на Т-64А. В 1968 году был изготовлен и начал проходить заводские испытания опытный образец танка, получивший индекс «Объект 172». В 1969 году, Нижний Тагил собрал три машины получивших обозначение «Объект 173», в отличии от «Объект 172» на этих машинах сохранилась эжекционная система охлаждения и харьковский МЗ. Фактически это и был мобилизационный вариант Т-64А. Одновременно с изготовлением об.173 продолжалась опытная сборка об.172. Всего было построено 6 экземпляров этой машины. В июле 1969 года состоялись сравнительные испытания двух образцов об.172, двух об.173 и серийного танка Т-64А. Предъявленные машины соответствовали характеристикам Т-64А, а по надежности Т-64А превзошел остальные образцы. Резервные варианты «Объект 172» и «Объект 173» были закрыты в виду своей бесперспективности, а главный конструктор КБ 520 УВЗ Л.Н.Карцев был снят с должности. Вся дальнейшая работа была сконцентрирована на дальнейшем совершенствовании танка Т-64А и двигателя 5ТДФ.
Но не только дизельные двигатели пытались установить на танк Т-64А, так на основе танка «Объект 434» был создан его газотурбинный вариант «Объект 434Т» с двигателем ГТД-ЗТЛ мощностью 800 л.с., работы по доводке которого продолжались до 1968 г. Кроме того, совместным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 апреля 1968 г. о создании газотурбинного танка было принято решении об оснащении ГТД танка Т-64А силами Ленинградского КБ-3, разработка самой силовой установки поручалась авиадвигательному КБ им. Климова. В 1969 году, новый ГТД установили на опытный образец танка, а в 1970 году Калужскому моторостроительному заводу было поручено произвести опытную партию танкового двигателя ГТД-1000Т, разработанного НПО им. В. Я. Климова. Было разработано два варианта данной машины "Объект 219 сп.1" на основе ходовой части и трансмиссии Т-64А и «Объект 219 сп. 2» с новой ходовой частью и трансмиссией разработанными специально для этой машины. Таким образом, ни о какой унификации с Т-64А не могло быть и речи что, как и в случае с танком «Объект 172» предопределило судьбу этой машины. Помимо этого выявились такие серьезные недостатки ГТД как высокая стоимость производства, большой расход топлива, необходимость создания сложной системы воздухоочистки и т.д. Однако для того чтобы окончательно снять сомнения в правильности выбора основного танка для Советской Армии в 1972 году были проведены масштабные сравнительные испытания, в которых приняли участие танки Т-64А, «Объект 219 сп.2» и доработанный по инициативе УВЗ «Обьект 172М». Масштабность испытаний была необычайна: был сформирован танковый батальон, в состав которого входили три танковые роты из перечисленных выше марок танков и ремонтная рота Испытаниями руководил председатель государственной комиссии генерал-майор Потапов Ю.М. В состав комиссии входили, кроме представителей Минобороны, все главные конструктора участвующих в испытаниях танков и их составных частей. Ходовые испытания в объеме 12000 км совмещались со стрельбами и тактическими учениями на полигонах военных округов. По результатам этих испытаний стандартным ОБТ Советской Армии стал танк Т-64А с двигателем 5ТДФ. Было принято решение серийно производить этот танк на всех танкостроительных заводах страны. Особо отмечалось, что на экспорт данная машина поставляется, не будет.
Часть 3. Огневая мощь
Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т‑62, но, имел одинаковые параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов. Для обеспечения превосходства вооружения танка Т-64 не только перед существующими, но и перед перспективными танками совместным решением ГКОТ и МО от 11 августа 1962 задано создание 125 мм пушки, стабилизатора прицела и боеприпасов раздельного заряжания для танка «объект 432». В 1964 году принимается решение ВПК № 217 «О создании комплекса нового вооружения со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 для танка «432». В 1965-1967 годах проводились работы по производству и испытаниям нового танка, в получившего индекс «434». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» на вооружение был принят танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81 с присвоением шифра Т-64А.
На Т-64А впервые стала применяться 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ, в ее боекомплект вошли новые осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и кумулятивные снаряды.
Боекомплект состоит из 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 выстрелов размещены в конвейере МЗ. Кроме того, танк получил новую систему управления огнем, измененную конструкцию автомата заряжания, зенитно-пулемётную установку закрытого типа с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новую систему противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, систему для преодоления глубокого брода, систему обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья и систему дорожной сигнализации.
Часть 4. Дальнейшее совершенствование.
Основной боевой танк Т-64 выпускается серийно с 1964 года по настоящее время, за этот период было создано множество его модификаций. Харьковское конструкторское бюро тяжёлого машиностроения имени А.А. Морозова и Харьковский завод тяжёлого машиностроения имени Малышева продолжают работу по совершенствованию конструкции танка Т-64.
В 1969 году появилась модификация Т-64А которая стала базовой и отличалась новой 125мм гладкоствольной пушкой с теплозащитным кожухом ствола, новым автоматом заряжания и системой управления огнем, зенитно пулеметной установкой закрытого типа, усиленной защитой башни и корпуса, многотопливным двигателем и системой обеспечения его работы в условиях высокогорья, системой для преодоления глубокого брода а так же новым противопожарным оборудованием, оборудованием для самоокапывания и навешивания минного трала КМТ-6. В 1973 году появляется командирская модификация Т-64А, танк Т-64АК который отличается от линейного танка установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съемной антенной, навигационной аппаратурой и вспомогательным агрегатом для подзарядки аккумуляторных батарей. Начиная с 1976 года были модернизированы до уровня Т-64АВ и Т-64АВК соответственно. В ходе модернизации на башне, лобовом и бортовых листах корпуса, а так же надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления 265 элементов динамической защиты. Установлена новая система управления огнем, система постановки дымовой завесы 902В «Туча», сплошные бортовые экраны и новую гусеничную цепью аналогичную по конструкции гусеничной цепи «Объекта 476».
В 1976 году Т-64Б который представляет собой глубокую модернизацию Т-64А и отличается от последнего комплексом управляемого вооружения, новой системой управления огнем, системой защиты от напалма, системой постановки дымовой завесы 902В «Туча», сплошными бортовыми экранами, усиленным бронированием корпуса и усовершенствованной башни заимствованной от «Объекта 476», кроме того, труба ствола пушки получила быстроразъемное соединение с казенником, увеличенным динамическим ходом опорных катков и новой гусеничной цепью аналогичной по конструкции гусеничной цепи «Объекта 476». В этом же году появился командирский вариант Т-64БК.
Начиная с 1985 года, все танки Т-64Б и Т-64БК были модернизированы до уровня Т-64БВ и Т-64БВК соответственно. В ходе модернизации на башне, лобовом и бортовых листах корпуса, а так же надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления 265 элементов динамической защиты. Боевая масса танка возросла до 42,5 тон. В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча" были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни. В 1983 году эти машины были модернизированы до уровня Т-64БМ путём установки на них нового МТО с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с. и новой системы управления огнем.
В 1987 году появилась модификация Т-64У и его командирская модификация Т-64УК. Основной задачей при разработке данной модификации было значительное усиление характеристик защиты и огневой мощи в рамках принятой для танка Т-64 компоновки. Отличительными чертами танка по сравнению со всеми предыдущими машинами этого семейства было применение новой сварной башни увеличенного внутреннего объема из катаной брони повышенной твердости с многослойным комбинированным бронированием и встроенной динамической защитой, причем крыша башни выполнялась в виде единой детали и новой конструкции лобового узла корпуса, который был полностью перекомпанован и представлял собой сварную конструкцию, верхняя деталь которой расположена под меньшим углом, что позволило обеспечить равномерную защиту, габарит которой составляет около метра. Кроме того, башня получила усиленную маску орудия а для обеспечения доступа к люку механика-водителя был обеспечен поворот башни влево, а не в право как это было ранее, для того чтобы ствол спаренного пулемета не находился напротив люка механика-водителя. Машина получила дополнительную защиту автомата заряжания, энергогасящие сиденья экипажа и противоосколочный подбой. Механизм заряжания (МЗ) был заменен автоматом заряжания (АЗ) объекта 172М. На танке установили 6-цилиндровый многотопливный двухтактный турбопоршневой дизельный двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с. и АЕА мощностью 10 кВт. Кроме того, на танке установили КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42-1, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА», тепловизор «Агава-2», систему дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов, новый датчик параметров атмосферы), пушку 2А46М-1, комплекс электро-оптической активной защиты «Штора-1» и систему ППО 3ЭЦ13.
В 1999 году появилась модификация Т-64М и ее командирский вариант Т-64МК которые, являясь дальнейшим развитием Т-64У и Т-64УК существенно от него отличаются. Машина получила корпус танка Т-64У оснащенный многослойной композитной броней и блоками встроенной модульной динамической защиты «Реликт», усиленной противоминной защитой, дополнительной защитой штатного автомата заряжания на 22 выстрела и изолированными от боевого отделения топливными баками.
На УКБТМ для танка была разработана новая сварная башня увеличенного объема аналогичная по конструкции башне Т-64У но имеющая развитую кормовую нишу в которой разместили дополнительный автомат заряжания т.о. добившись полной механизации боеукладки танка. Башня аналогично корпусу получила многослойную комбинированную композитную броню, блоки встроенной модульной динамической защиты «Реликт» и усиленную защиту автомата заряжания. В качестве дополнительной защиты ввели решетчатые экраны защищающие бортовую и кормовую проекции корпуса и башни. Сиденья экипажа выполнили энергогасящими, а внутренние поверхности обитаемого отделения получили композитный противоосколочный подбой. Танк получил модернизированное орудие с новым боекомплектом повышенного могущества, новую систему управления огнем и новую дистанционно управляемую зенитно пулеметную установку. На машине установили модернизированную силовую установку и новую автоматическую трансмиссию.
Машины на базе танка Т-64
В 1970-х гг. началось широкомасштабное перевооружение танковых частей Советской армии, связанное с появлением нового класса танков основного боевого и принятием на вооружение первого представителя этого типа боевых машин танка Т-64А, это потребовало создания новых вспомогательных машин, которые могли бы успешно взаимодействовать с подразделениями, оснащенными новыми танками при этом были бы максимально унифицированными с ними в вопросах технологии производства и комплектующих изделий. В связи с этим по заказу Главного бронетанкового управления (ГБТУ) Министерства обороны СССР Особым конструкторским бюро завода транспортного машиностроения в Омске под руководством А.А. Морова в предельно сжатые сроки было разработано семейство вспомогательных машин, на базе танка Т-64А.
БРЭМ-1
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 («Объект 608») предназначена для эвакуации аварийных танков и другой техники с поля боя, эвакуации застрявшей техники и оказания помощи ее экипажам при ремонте и техническом обслуживании в полевых условиях. БРЭМ-1 принятая на вооружение в 1975 году конструктивно представляет собой шасси танка Т-64А с установленной на нем сварной рубкой оборудованной командирской башенкой с зенитно-пулеметной установкой закрытого типа, люками и смотровыми приборами, а также системой постановки дымовой завесы 902В "Туча", позади которой установлена грузовая платформа с контейнерами ЗИП и инструментом для войскового ремонта танков. На левой стороне корпуса установлен управляемый с помощью выносного пульта полноповоротный стреловой кран грузоподъемностью 12 тонн. В состав специального оборудования так же входят тягловая лебедка с усилием 25 тонн и длиной троса 200 метров для увеличения тягового усилия комплектующаяся блоками полиспаста предназначенная для вытаскивания застрявшей и подтягивания неисправной техники, вспомогательная лебедка с усилием 0,5 тонны и длиной троса 200 метров предназначенная для подачи троса тяговой лебедки и блоков полиспаста к эвакуируемому объекту. Поскольку компоновка моторно-трансмиссионного отделения танка Т-64А не обеспечивала возможности прямого отбора мощности, для привода крана и лебедок на машине был установлен вспомогательный четырёхтактный дизельный двигатель СМД-21. В носовой части установлен бульдозер-сошник с гидроцилиндрами управления и механизм выдачи троса, вперед оборудованный очистителем. На левой надгусеничной полке: двурогий крюк, два домкрата грузоподъемностью по 30 тонн, ящик ЗИП, ящик-стеллаж для электросварочной аппаратуры и два блока полиспаста. На правой надгусеничной полке: полиспаст и салазки для его транспортировки с тросом к эвакуируемому объекту, ящик ЗИП и оборудование для подводного вождения. На кормовой части полужесткое буксирное приспособление с внутренней двухсторонней амортизацией и механизм выдачи троса назад.
ИРМ-2
Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для обеспечения продвижения войск путем оборудования колонных путей в труднопроходимых условиях и проходов в минных полях в сложной боевой и погодно-климатической обстановке. Принятая на вооружение в 1980 году ИМР-2 конструктивно представляет собой шасси танка Т-64А с усиленной противоминной защитой и установленной в передней части корпуса сварной рубкой механика-водителя с люком и смотровыми приборами, позади которой расположена поворотная платформа с бронированной рубкой оператора оборудованной командирской башенкой с люком и смотровыми приборами и зенитно-пулеметной установкой закрытого типа. Конструкция ходовой части, трансмиссии и силовой установки, топливной системы, электро и радиооборудования так же в целом аналогична танку Т-64А. Для проведения инженерных работ машина оснащена дистанционно управляемым бульдозерным оборудованием, имеющим три режима работы: бульдозерное, двухотвальное и грейдерное, телескопической стрелой с универсальным рабочим органом который обладает возможностями манипулятора, грейфера, обратной и прямой лопаты, скребка и рыхлителя, в качестве дополнительного оборудования на машине установлен колейный ножевой минный трал с электромагнитной приставкой КМТ-Р3. В транспортном положении бульдозерное оборудование поднимается и находится на крыше машины, телескопическая стрела сдвигается и разворачивается назад, что обеспечивает ее компактность.
МТУ-64 («Объект 632»)
Танковый мостоукладчик МТУ-64 предназначен для устройства мостовых переходов через узкие препятствия для переправы танков и другой военной техники в условиях боя. Принятый на вооружение в 1978 году и действующий в боевых порядках танковых подразделений он обеспечивает наведение однопролетного штурмового моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров без выхода личного состава из машины. Мостоукладчик выполнен на базе танка Т-64А без башни и танкового вооружения и несет принципиально новый по конструкции и способу укладки мост оригинальной системы «тройные ножницы» включающий пролетное строение, механизм установки и систему гидропривода. Длина моста составляет 26 метров, ширина моста 3.3метра, ширина колеи моста 1.25м. Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода опирает аутригер на землю и раскладывает конструкцию моста методом опрокидывания с одновременным раскрытием пролетного строения в рабочее положение над препятствием накладывает ее на препятствие, после чего базовая машина в качестве контрольной нагрузки преодолевает мост. Снимать мостовую конструкцию с препятствия машина может с исходного или противоположного берега. Время наведения и снятия моста составляет 2 минуты.
БМР-3 («Объект 197»)
Бронированная машина разминирования БМР-3 предназначена для сопровождения войсковых колонн и обеспечения их движения по заминированной местности путем траления мин и проделывания проходов в минных полях. Принятая на вооружение в 1979 г. БМР-3 конструктивно представляет собой шасси танка Т-64А с усиленной противоминной защитой и установленными на нем сварной рубкой экипажа с командирской башенкой, люками и смотровыми приборами позади которой расположена грузовая платформа и грузоподъемное средство, предназначенные для транспортировки секций минных тралов, встроенной системой управления тралящим оборудованием и зенитно-пулеметной установкой закрытого типа. Противоминная защита выполнена в виде многослойных конструкционных преград из специальной стали с наполнением, расположенных внутри и снаружи днища обитаемого отделения и специального каркаса. На рубке и передней части корпуса установлены контейнеры динамической защиты. Для маскировки и постановки дымовых завес имеется система постановки дымовой завесы 902В "Туча". Конструкция ходовой части, трансмиссии и силовой установки, топливной системы, электро и радиооборудования так же в целом аналогична танку Т-64А. БМР-3 оснащена системой обеспечивающей преодоление водных преград по дну на глубине до 8 метров. Для осуществления разминирования БМР-3 оснащена комплексом тралящего оборудования включающее трал КМТ-7 включающий сцепное устройство впереди машины, две рамы с катковыми секциями и резаками с внешней стороны рам, две ножевые секции, кассету с сигналами ПС на корме машины, электромагнитную приставку для траления противотанковых мин с неконтактными взрывателями, устройство траления противоднищевых мин и передатчик помех РП 377 ИВ.
САУ 2С19 «Мста-С» («Объект 316»)
В начале 1980-х годов Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Министерства обороны СССР приняло решение о необходимости стандартизации артиллерийского парка Советской армии, в рамках которой было решено перейти на единый калибр в полковом и дивизионном звеньях артиллерии с унификацией боеприпасов и артиллерийской части для самоходной и буксируемой артиллерии. В то же время новое шасси для самоходной артиллерии планировалось унифицировать с шасси основных боевых танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве. Тогда же ГРАУ выдало техническое задание на новую самоходную гаубицу калибра 152 мм предназначенную для замены в войсках самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Основными разработчиками нового самоходного орудия получившего обозначение ГРАУ 2С19 назначили: Уральский завод транспортного машиностроения, Тульское КБ приборостроения и КБ завода №9 в Свердловске, а главным конструктором утвердили Ю.В. Томашева. В 1988 году новая САУ была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 152-мм САУ 2С19 "Мста-С". Она предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, пунктов управления, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны, она способна вести огонь, как прямой наводкой, так и с закрытых позиций, включая работу в горных условиях. Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-64А, выполнен из катаных листов стальной гомогенной брони и обеспечивает защиту от бронебойных пуль и осколков, в его носовой части установлено оборудование для самоокапывания, подбашенный лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а его днище отличается измененным расположением элементов ходовой части. Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка САУ так же в целом аналогична танку Т-64А. Башня САУ сварная из катаных листов стальной гомогенной брони оборудована командирской башенкой с зенитно-пулеметной установкой закрытого типа, системой постановки дымовой завесы 902В "Туча", люками и смотровыми приборами. В башне размещена 152 мм нарезная гаубица 2А64 с раздельно-гильзовым заряжанием, унифицированная по артиллерийской части с буксируемой гаубицей 2А65 «Мста-Б», автоматизированная система наведения и прицеливания, включающая комплект прицелов, систему приема и передачи данных стрельбы, электрический привод и систему автоматизированной подачи и хранения снарядов включающую механизированную укладку на 50 выстрелов с программируемой выдачей, конвейер подачи снарядов с грунта и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию, который обеспечивает ведение огня при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия без расхода внутренней боеукладки. Поиск нужного типа боеприпаса и управление процессом заряжания осуществляется контрольной системой механизма заряжания с одновременным подсчетом и фиксацией числа выстрелов соответствующего типа. В состав боекомплекта входит семейство боеприпасов, используемое буксируемой гаубицей 2А65, при этом максимальная дальность выстрела стандартным осколочно-фугасным снарядом составляет 24700 метров, а активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом 29000 метров, кроме того могут быть использованы штатные боеприпасы для орудий Д-20 и 2С3. Дополнительно в состав оборудования входят: агрегат бортового питания с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, автоматическое противопожарное оборудование трехкратного действия с аппаратурой управления, а так же средства внутренней и внешней связи. Первоначально самоходные гаубицы 2С19 выпускались на Уральском заводе транспортного машиностроения, позже специально для производства этих установок был построен завод в городе Стерлитамаке.
БМПТ
В 1980-х гг. в КБ ведущих танкостроительных держав начались проработки концепции боевой машины поддержки танков. Планировалось их создание на шасси основных боевых танков в рамках семейства унифицированных боевых машин, но в связи с прекращением "холодной войны" данные работы были свернуты. Создание первых образцов советской БМПТ, форсировалось афганской кампанией. В то время машины этого рода именовались "танками для пограничных войск", но по своим принципиальным особенностям соответствовали требованиям к БМПТ. КБ ЧТЗ, УКБТМ и ОЗТМ предложили несколько проектов на танковом шасси, часть них которых дозрели до стадии прототипа. После падения Советского Союза все работы по "танкам для пограничных войск" были прерваны, а собранные к тому в Кубинке, и на какое-то время о них забыли. Однако в 1994 г. разразился чеченский конфликт который стимулировал возобновление работ по "пограничным танкам". В октябре 1998 г. ГАБТУ МО РФ выдало ТЗ на проектирование новой машины нижнетагильскому УКБТМ: в отличие от прежних разработок, этот проект позиционировался как универсальная машина, пригодная и для контртеррористических операций, и для конвенциональной войны. При проектировании боевой машины поддержки танков активно использовался опыт работ над "танками для пограничных войск". Впервые БМПТ, тогда еще ходовой макет, продемонстрировали широкой публике на выставке ВиВТ в Нижнем Тагиле летом 2000 г. Через два года вновь был представлен опытный экземпляр с другим составом вооружения, измененным по требованиям заказчика. В 2004-2005 гг. машина вновь прошла модификацию и весной 2005 г. последовало официальное объявление представителей ГАБТУ о приеме БМПТ на вооружение российской армии. БМПТ предназначена для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника. Защищенность машины обеспечивается броневым корпусом, позаимствованным у танка Т-64У, и низкопрофильной необитаемой башней с вынесенным за пределы забронированного объема комплексом вооружения. Уровень защита корпуса машины повышен по сравнению с базовым танком за счет установки комплекса встроенной динамической защиты состоящего из единого модуля, монтируемого на верхней лобовой детали и бортовых экранах корпуса. Машина оснащена решетчатыми экранами обеспечивающими защиту бортовой и кормовой проекций от огня РПГ и ПТУР. Для защиты башни используются наружные броневые стенки надгусеничных полок и бортовые экраны корпуса, верхняя кромка которых расположена выше крыши корпуса и ограничена допускаемой нижней границей обзорности приборов наблюдения и прицелов, установленных на крыше башни. Для снижения вероятности поражения экипажа и жизненно важных систем и агрегатов машины осколками брони при ее пробитии, отделение управления и боевое отделение имеют противоосколочный подбой. Дополнительным средством защиты является система электронно-оптической активной зашиты ТШУ-1 «Штора». Машина оборудована фильтро-вентиляционной установкой и быстродействующей системой пожаротушения. Противоминная стойкость повышена путем усиления днища и применением энергогасящих сидений экипажа. Вооружение размещено в необитаемой башне и на надгусеничных полках и состоит из двух 30 мм пушек 2А42 и спаренного с ними 7,62-мм пулемета ПКТМ и четырех ПТУР «Атака-Т» и двух 30 мм гранатометов АГ-17Д установленных в надгусеничных нишах. Вооружение размещенное в необитаемой башне и на надгусеничных полках и состоит из двух 30 мм пушек 2А42 и спаренного с ними 7,62-мм пулемета ПКТМ и четырех ПТУР «Атака-Т» и двух 30 мм гранатометов АГ-17Д установленных в надгусеничных нишах. Предусмотрено применение системы электромагнитной защиты и колейных ножевых и катково-ножевых минных тралов. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, топливное и электрооборудование, а также средства внешней и внутренней связи полностью аналогичны базовой машине.
Реактивная огнеметная системп ТОС-1 "Солнцепек"
На рубеже 1970-80-х гг произошол резкий рывок в развитии огнеметных систем и реактивной артиллерии что позволило значительно увеличить объем и массу боевых частей, доставляемых к цели неуправляемыми ракетами и существенно повысить точность стрельбы залпом. В это период также возникла идея разработки тяжелой реактивной огнеметной системы на основе НУРС запускаемых многоствольной пусковой установкой, с зажигательной и термобарической боевыми частями. Такой комплекс, включающий боевую машину, НУРС и транспортно-заряжающую машину, был создан в начале 1980-х гг. в омском Конструкторском бюро транспортного машиностроения и получил название ТОС-1 (тяжелая огнеметная система). ТОС-1 предназначена для поражения живой силы, расположенной открыто и в укрытиях, а также легкобронированной техники и транспортных средств противника неуправляемыми реактивными снарядами при непосредственной поддержке мотострелковых и танковых подразделений в общевойсковом бою. Боевая машина комплекса ТОС-1 «Солнцепек» БМ-1 служит для размещения ракетных снарядов и их пуска по назначенным целям и размещена на шасси танка типа Т-64А. БМ оснащена поворотной платформой с качающейся частью в виде пакета из 24 направляющих для НУРС. Пусковая установка стабилизированая в горизонтальной и вертикальной плоскостях наводится электромеханическим и электрогидравлическим следящими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя. Для наблюдения и оценки обстановки БМ оснащена приборами наблюдения и средствами связи аналогичнми танковым. БМ ТОС-1 «Солнцепек» применяет 220 мм НУРС термобарического или зажигательного действия. Высокую вероятность поражения целей обеспечивает система управления огнем в составе оптического прицела, лазерного перископического дальномера, датчика крена-дифферента и специализированного электронного цифрового вычислительного комплекса. Для самообороны машина оснащена пулеметом ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Машина имеет бульдозерное оборудование для самоокапывания, и использует для маскировки четыре пусковых установки системы 902В «Туча». Боевая машина имеет автоматическую противопожарную систему трехкратного действия и оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения. Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. Машина оснащена комплектом погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на доработанном шасси танка типа Т-64А. Для решения задач по предназначению ТЗМ-Т имеет кран-манипулятор с гидроприводом, съемную бронезащиту для боекомплекта, средства связи, дневные и ночные приборы наблюдения, систему защиты от ОМП, противопожарное и другое специальное оборудование. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, топливная система, системы электроснабжения, пожаротушения и т.д. аналогичны применяемым на боевой машине ТОС-1. Кроме всего перечисленного, ТЗМ-Т перевозит до 400 л топлива для БМ-1.
Боевая машина огнеметчиков БМО-Т
В начале 1990-х гг на основе танка Т-64А была разработана боевая машина огнеметчиков БМО-Т которая была призвана обеспечить более высокий уровень защиты и комфорта по сравнению с другими машинами, используемыми огнеметными подразделениями и предназначенная для транспортировки личного состава огнеметного отделения при непосредственном боевом контакте с противником. Принятая на вооружение в 1989 г. БМО-Т конструктивно представляет собой шасси танка Т-64А с установленной на нем сварной рубкой экипажа оборудованной командирской башенкой с танковой ЗПУ закрытого типа, люками и смотровыми приборами. Внутри которой расположены рабочие места командира, механика-водителя, а также рабочие места отделения огнеметчиков и три внутренние боеукладки для реактивных пехотных огнеметов. Бронекорпус имеет комбинированное, разнесенное бронирование с встроенной динамической защитой и обеспечивает уровень защиты на уровне основного боевого танка. Для маскировки используется система постановки дымовой завесы 902В "Туча". Конструкция ходовой части, трансмиссии и силовой установки, топливной системы, электро и радиооборудования так же в целом аналогична танку Т-64А.
Тяжёлый транспортер-тягач МТ-Т "Эней"
Широкомасштабное перевооружение танковых войск ВС СССР, связанное с появлением нового класса танков основного боевого и принятием на вооружение первого представителя этого типа боевых машин Т-64, потребовало создания новых вспомогательных машин, которые могли бы успешно взаимодействовать с подразделениями, оснащенными новыми танками при этом были бы максимально унифицированными с ними в вопросах технологии производства и комплектующих изделий. В связи с этим было принято решение о создании новой серии транспортеров-тягачей и вспомогательных машин на их базе, которые должны были заменить аналогичные машины, созданные в начале 50-х годов. Создание новых машин был поручено отделу № 61 КБ им. А.А. Морозова Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А. Малышева имеющего большой опыт в проектировании и создании артиллерийских тягачей и специальных машин на их базе. Работы по теме "Эней", предполагавшей создание проекта тяжелого гусеничного тягача начались в середине 60-х годов под руководством главного конструктора отдела А.Д. Мотрича, а затем М.П. Калугина и закончились в 1976 году принятием на вооружение изделия 429АМ под названием тяжелый многоцелевой гусеничный тягач-транспортер МТ-Т. МТ-Т предназначался для транспортировки в условиях бездорожья различных грузов и оборудования массой до 12 т а так же буксировки артиллерийских систем и специальных прицепов массой до 25 т. Корпус тягача представлял собой закрытую снизу сварную коробчатую металлическую конструкцию поперечного сечения, оборудованную необходимым количеством технологических лючков. Бронированная кабина тягача, закрепленная на корпусе болтами с амортизаторами, вынесена вперед и оборудована системой отопления, фильтро-вентиляционной установкой, ультракоротковолновой радиостанцией, обеспечивающей дальность связи до 20 км и внутреннем переговорным устройством на трех абонентов. Внутренние размеры сварной металлической грузовой платформы составляют 4325х2920х360 мм, а погрузочная высота 1354 мм. Платформа накрыта тентом с 10 окнами и оснащена поворотным трапом в заднем борту и четырьмя продольно расположенными вдоль бортов рядами сидений. В систему питания тягача входит семь топливных баков общей вместимостью 1870 л. Тягач оснащен лебедкой, с рабочей длиной троса 100 м, размещенной в кормовой части корпуса тягача под настилом платформы и предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших, опрокинутых или затонувших машин равной с тягачом массы. Ходовая часть, трансмиссия, силовая установка и другое оборудование МТ-Т унифицированы с основным танком Т-64.
Путепрокладчик БАТ-2
В 1980-х гг. в отделе № 61 КБ им. А.А. Морозова Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А. Малышева под руководством главного конструктора П.И. Сагира на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т был разработан и запущен в серийное производство путепрокладчик БАТ-2 поступивший на замену БАТ-М. Корпус путепрокладчика представлял собой закрытую снизу сварную коробчатую металлическую конструкцию поперечного сечения, оборудованную необходимым количеством технологических лючков. Герметичная кабина, в которой кроме экипажа может дополнительно размещаться саперное отделение вынесена вперед и оборудована системой отопления, фильтро-вентиляционной установкой, а так же средствами внешней и внутренней связи. Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка путепрокладчика аналогичны механизмам и агрегатам тягача МТ-Т, за исключением заднего расположения ведущего колеса. Специальное оборудование машины включает трехрежимное двухотвальное бульдозерное оборудование, крановое оборудование и лебедку предназначенную для самовытаскивания и вытаскивания застрявших, опрокинутых или затонувших машин равной с тягачом массы.
Котлованная машина МДК-3
В 1980-х гг. в отделе № 61 КБ им. А.А. Морозова Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А. Малышева под руководством главного конструктора П.И. Сагира на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т была разработана и запущена в серийное производство котлованная машина МДК-3 поступивший на замену МДК-2. Корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и оборудование аналогичны соответствующим узлам и агрегатам тяжелого гусеничного тягача-транспортера МТ-Т. Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая высокую производительность при отрывке котлованов. Бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах.
Плавающий транспортер ПТС-2
Для замены имеющихся на вооружении инженерных войск плавающих транспортеров К-61 и ПТС-1 на базе тягача МТ-Т был разработан и принят на вооружение плавающий транспортер ПТС-2. Плавающий транспортер ПТС-2 предназначен для транспортировки и переправы через водные преграды личного состава, артиллерийских систем, колесных и гусеничных машин а так же различных грузов массой до 12 т. Корпус транспортера представлял собой сварную водоизмещающую герметичную конструкцию поперечного сечения, оборудованную грузовой платформой имеющей размеры 8285 х 2890 мм и необходимое количество технологических лючков, его задний борт выполнен откидным и оборудован двумя складными аппарелями. В его передней части размещена бронированная кабина, оборудованная командирской башенкой с ЗПУ закрытого типа, средствами внешней и внутренней связи, системой отопления, фильтро-вентиляционной установкой и другим оборудованием. Там же размещен отсек с грузовой лебедкой предназначенной для погрузки и выгрузки грузов на грузовую платформу а так же самовытаскивания транспортера. Силовая установка и водоотливное оборудование размещены в средней части корпуса под настилом грузовой платформы. Передвижение на воде осуществляется с помощью двух гребных винтов в направляющих насадках расположенных за кормовой частью корпуса. Для обеспечения управляемости на воде за каждым гребным винтом установлены сдвоенные водяные рули. При движении по суше движительно-рулевой комплекс с помощью гидропривода поднимаются в транспортное положение к заднему откидному борту. При этом опускание и подъем заднего борта для погрузочно-разгрузочных работ производится совместно с движительно-рулевым комплексом. При необходимости на машине может быть смонтировано дополнительное морское оборудование включающее: удлинители выхлопа, герметизированный тент и два мощных водооткачивающих насоса обеспечивающее мореходность до 3 баллов, а так же комплект санитарного оборудования на 12 носилок.
Паромно-мостовая машина ПММ-2
Дальнейшее развитие и совершенствование тягача МТ-Т привело к созданию самоходного парома ПММ-2, поступившего на замену ГСП. Самоходный паром ПММ-2 предназначен для переправы через широкие водные преграды колесной и гусеничной не плавающей техники массой до 48 тонн. Паром состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции соединенный с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов с аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду или до входа в воду с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром. Машина имеет трехместную кабину оснащенную фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством на три абонента. Движитель водометный двухканальный, что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность. Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей производительностью 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов. Из нескольких самоходных паромов ПММ-2 при необходимости могут собиратся паромы увеличенной грузоподъемности из двух, трех и более машин.
САУ 2С7 «Пион»
C 1950-х годов СССР серьезно отставал от США в области создания тяжелых самоходных артиллерийских установок. С целью устранения этого отставания по приказу МОП 801 от 16 декабря 1967 г. начались опытно-конструкторские работы по созданию новой самоходной артиллерийской установки большого калибра и мощности, в соответствии с тактико-техническими требованиями на разработку 203 мм самоходной пушки с дальностью стрельбы до 35 км. В марте 1970 г. КБ-3 ЛКЗ представил на рассмотрение МОП аванпроект 203 мм самоходной пушки на базе шасси «Объект 434» в открытом исполнении, в то же время КБ волгоградского завода «Баррикады» представило аванпроект на базе шасси «219сп2» так же в открытом исполнении. Из двух проектов был выбран первый. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1970 г №427-151 разработчиком шасси назначалось конструкторское бюро №3 Ленинградского Кировского завода под руководством главного конструктора Г. Н. Рыбина, артиллерийскую часть разрабатывал волгоградский завод «Баррикады» под руководством главного конструктора Г.И. Сергеева. Поскольку особенности баллистики артсистемы исключили возможность использования существующих гусеничных машин шасси создавалось по специальной схеме с максимальным использованием силовой установки, трансмиссии и ходовой части основного боевого танка Т-64А и тяжёлого транспортера-тягача МТ-Т. После проведения заводских и государственных испытаний, в 1975 г. самоходная пушка была принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство. Бронированный корпус САУ выполненный из катаных листов стальной гомогенной брони обеспечивает защиту от бронебойных пуль и осколков снарядов и представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, разделенную поперечными перегородками на четыре отделения. В передней части корпуса расположено отделение управления с рабочими местами трех членов экипажа размещенное в вынесенной вперед кабине служащей противовесом орудийной установке и оборудованной двумя закрывающимися бронекрышками окнами и двумя люками один из которых оборудован командирской башенкой с танковой ЗПУ закрытого типа и одним перископическим прибором наблюдения, а второй тремя перископическими приборами наблюдения, за ним расположено моторно-трансмиссионное отделение с основной и вспомогательной силовыми установками, отделение расчета для четырех членов экипажа оборудованное двумя люками для посадки и высадки и перископическими приборами наблюдения и боевое отделение, в котором размещены аккумуляторные батареи, топливные баки и автоматизированная внутренняя боеукладка. САУ снабжена автоматической системой ПАЗ и ППО, имеется система герметизации обитаемых отделений и ФВУ. Ходовая часть состоит из передних ведущих колес, семи пар опорных катков, шести пар поддерживающих катков и задних направляющих колес. На машине применена независимая торсионная подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первой, второй, шестой и седьмой парах опорных катков. При стрельбе повышению устойчивости способствуют откидывающийся на грунт опорная плита-сошник приводящийся в рабочее положение с помощью гидравлических приводов и опускающиеся с помощью гидравлических приводов направляющие колеса гусеничного шасси, а также блокируемые гидроамортизаторы узлов подвески опорных катков. Основное вооружение САУ включает 203 мм пушку 2А44 массой 14,6 т которая расположена открыто в кормовой части САУ и состоит из ствола, затвора, стреляющего механизма, загрузочного лотка, люльки, противооткатного устройства, поворотного и подъемного механизмов, двух пневматических уравновешивающих устройств тянущего типа, верхнего станка, прицельных приспособлений и механизма заряжания. На орудии применены разборный ствол с кожухом и двухтактный поршневой затвор, оснащённый стреляющим механизмом ударного типа и уравновешивающим устройством, облегчающим открытие затвора операции, с которыми производятся автоматически с помощью механического привода, а в аварийном режиме вручную. Противооткатное устройство включает в свой состав гидравлический тормоз отката веретенного типа с компенсатором рабочей жидкости и двухцилиндровый гидропневматический накатник. Приводы наведения орудия электрогидравлические и механические. Для наведения орудия используются панорамный прицел ПГ-1М с коллиматором К-1 для стрельбы с закрытых огневых позиций и оптический прицел ОП-4М-97 для стрельбы прямой наводкой кроме того предусмотрено управление через машину управления с автоматическим приёмом данных стрельбы по проводным и радиоканалам с отображением данных на цифровых индикаторах приборов наводчика и командира. Для стрельбы используются безгильзовые выстрелы раздельного заряжания, состоящие снаряда и полного или уменьшенного метательного заряда заключенного в полотняную оболочку и хранящегося в герметичном контейнере. Механизм подачи боеприпасов цепной с гидроприводом и дублирующим устройством ручного заряжания. Подача и досыпка снаряда и заряда производится с помощью поворотной помощью балки механизма заряжания, размещенной справа на задней части корпуса. Управление всеми операциями механизма заряжания происходит с пульта замкового. При питании выстрелами с грунта, используется двухколесная ручная тележка, состоящая из рамы с колесами и съёмных носилок. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бетонобойные, активно-реактивные, химические и специальные снаряды.
Зенитно-ракетная система С-300В
ЗРС С-ЗООВ разрабатывалась, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 мая 1969 г как вариант унифицированной системы, с учетом дополнительно выдвинутых ГРАУ, 3-м НИИ Министерства обороны и Управлением начальника войск ПВО СВ, частные ИТ к системе С-ЗООВ и РЛС «Обзор-3», а также тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку РЛС программного обзора, ЗРС С-ЗООВ была задумана как фронтовое средство ПВО для борьбы с различными средствами воздушного нападения баллистическими ракетами, крылатыми ракетами, самолетами, боевыми вертолетами — при их массированном применении в условиях активного огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Ведущим разработчиком ЗРС С-ЗООВ в целом был определен НИЭМИ МРП, главным кон структором системы и указанных средств В.П. Ефремов. Станцию «Обзор-3» конструировал Научно-исследовательский институт измерительных приборов, главный конструктор Ю.А. Кузнецов, в последующем Г.Н. Голубев. Разработка ракет 9М82 и 9М83 была поручена Свердловскому машиностроительному конструкторскому бюро «Новатор» МАП, которым руководил Л.В. Люльев, а позднее — В.А. Смирнов. Все пусковые установки и пуско-заряжающие установки создавались в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения МАП, главный конструктор А.И. Яскин, затем B.C. Евтушенко. В типовой состав ЗРС С-ЗООВ входит: узел обнаружения и целеуказания КП 9С457, РЛС КО «Обзор-3» 9С15МВ или 9С15МТ, РЛС СО «Имбирь» 9С19М2 и до четырех ЗРК каждый из которых включает: многоканальную станцию наведения ракет МСНР 9С32, пусковые установки ПУ 9А83 и 9А82 для четырех и двух ЗУР 9М83 и 9М82 соответственно и пуско-заряжающие установки ПЗУ 9А85 и 9А84 для совместной работы с ПУ 9А83 и 9А82 соответственно. Все боевые средства ЗРС С-ЗООВ оборудованы средствами защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, используют унифицированную гусеничную базу созданную на основе узлов и агрегатов транспортера тягача МТ-Т и САУ 2С7 и полностью унифицированы по силовой установке, трансмиссии и ходовой части.