Альтернативная «Волга» FIAT-130
Интересная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
После прекращения выпуска ЗИМа «Волга» стала самым роскошным автомобилем, который советский человек мог приобрести в личное пользование. Одна из интересных попыток модернизировать «Волгу» была предпринята с помощью специалистов ФИАТа в середине 70-х.
Итак, сегодня я поговорю о моей любимой «Волге» ГАЗ-24 (на фото опытная модель 1967-го). Сразу отмечу, что не поддерживаю всеобщее восхищение 21-й. Мне больше по душе 24-ка, потому что гладиолус нравится больше. Жаль, конечно, что этому весьма занятному автомобилю в известной мере не повезло. Очень симпатичный дизайн, вполне современный для 1968 года, когда была выпущена первая опытная партия, и крайне устаревшее все остальное. С точки зрения конструкции ходовая, да и все остальное не далеко ушли от «двадцать первой». Но при этом ГАЗ-24 до первой модернизации в 1973-м отличался паршивым качеством и плохой управляемостью. Динамика тоже была не очень – на уровне восточногерманского «Вартбурга» с мотором в два раза слабее. Это, если в цифрах, 0–100 км/ч примерно за 20 с.
Конечно, задумывалась «Волга» не такой. Даже внешне – фары четыре, например (кстати о четырехфарных https://www.drive2.ru/b/461872950065235756/). Хотели поставить V6 с электронным впрыском, пружинную заднюю подвеску, современную бесшкворневую переднюю (ее поставили только в 2000-х под занавес). Но хотели как лучше, вышло как всегда.
А теперь представим, что тогда в начале 70-х в СССР приняли решение не модернизировать сырую «баржу», а решили пойти по пути «Жигулей», купив у FIAT все для производства большого «сто тридцатого» (не путать с ЗиЛом). А что? Выпускали же недолго перед кризисом 2008 года «Волга-Сибир»? Представим, что такой «сыбыр» появился немного раньше, году в 1975-м.
Интерьер 24-ки первой серии и довольно бестолковый интерьер первых FIAT 130 (1969–71) с дурацкой мешаниной циферблатов. В щитках приборов проглядывает кое-что общее. Случайность? Не думаю.
Еще «Волги» первых серий
И опять ранний 130-й
Сравним внешность 130-го и предсерийной «Волги» с четырьмя фарами в уже почти знакомой передней части.
А теперь модернизированный «волговский» интерьер при помощи FIAT. Целая шеренга тумблеров в стиле Jaguar впечатляют.
В интерьере 1971 года все очень мило, тепло и лампово. Может, даже и дерево настоящее.
Теперь, собственно, дальше про FIAT-130. Появился он в 1969 году и задумывался как робкий конкурент BMW, Mercedes и может даже Jaguar. Конструктивно он был на высоком уровне. Спереди был торсионный вроде как «МакФерсон» с амортизаторными стойками, а сзади независимая рычажно-пружинная подвеска. Два стабилизатора обеспечивали хорошую управляемость. Для полного счастья не хватало только рейки. Усилитель руля ZF и тормозов присутствовали, плюс трехступенчатая коробка «автомат» Borg-Warner или «пятиступка» ZF. Хорошо..
Рулевая колонка травмобезопасная. Руль регулируется по углу наклона
Тормоза дисковые на всех колесах с двухконтурной системой.
С размерами также все было ОК по евромеркам (по американским это был «компакт», недостойный внимания):
«Волга» была примерно такой же по размерам, но чуть больше. Ширина 1820 мм, длина 4735 мм, база 2800 мм, и высота 1490 мм.
Смотрится это все, конечно, как очень большой «Жигули», но вполне можно было купить и альтернативный вариант
Или вот такой мелкосерийный седан от Pininfarina. При должной доработке вполне нормально бы смотрелся и в начале 90-х, в отличие от переделанной «баржи». Но увы, 130-й не взлетел. Даже модернизированный салон с закосом под «Яг» не помог. В 1976-м году, не выдержав конкуренции, он отправился в отставку. Удалось продать чуть больше 15 тыс. седанов и около 4,5 тыс. купе. Не густо.
Это было особенно обидно, ведь автомобиль был не плохой. Журналисты хвалили его за управляемость и плавность хода, но критиковали за шумный и дохловатый мотор. Собственно говоря, мотор и был главным слабым местом. В Италии из-за особенности местной налоговой системы (налог на объем), старались делать моторы поменьше. Потому первоначально 130-й комплектовался 2.8-литровой шестеркой 140 л.с. Позже, в 1971-м поставили целых… ээ… 3.2 литра, вот! Мощность при этом была 165 л.с. И никакой альтернативы не было. В то время как Mercedes, например, предлагал интересные «шестерки» для младшего S-класса W116 – 280SE 2,8 л 185 л.с. с впрыском бензина. Про «восьмерки» же покупатели 130-го могли только мечтать. Mercedes-Benz 450SEL – 225 л.с., например. Понятно, что большой объем – тише работает. Хотя нет, не понятно. И обычно пишут, что, мол, FIAT 130 не пошел, потому что он FIAT. Вот был бы это эээ кто-нибудь еще, то все бы сложилось иначе.
Для здравомыслящего человека все лежало на поверхности – расширяйте модельный ряд моторов, снижайте цену (130-й был еще и дорогим), добавьте дизели, раз топливный кризис – и будет счастье (наверное). Таксисты возьмут, например. Но здравомыслие – это не про итальянцев. Впрочем, и не про советских людей. Что мешало (кроме разве что сложной паутины бюрократии и идеологии) купить по дешевке весь 130-й? Это же коммерчески неудачная модель, правильно? Не пользуется спросом? Значит, можно сторговать дешево. Пусть будет еще одно большое «Жигули», или даже «Волга», но уже ВАЗ-31-10 или даже 31-11). И логично. Волжский автозавод выпускает «Волгу» – современный большой автомобиль с приличным, по сравнению с барже-движком мотором. Есть что модернизировать и дорабатывать. Продавался бы он «Автоэкспортом» на ура, ибо это не «баржа», все-таки. А ГАЗ? Ну, ГАЗ переориентировать на выпуск только грузовиков (что в конце концов и случилось)! Но в этой реальности такого не произошло. А жаль.