0

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

В 1916 году произошла Ютландская битва, в которой Англия потерпела сокрушительное поражение.

В Гемании наступиа эйфория от победы. Уже 5 июня император Вильгейм появился в Вильгеймсхафене. Дождь Железных крестов пролился на командиров кораблей. Император в своей речи сказал: — Гигантский флот Альбиона, владыка морей со времен Трафальгара, который на протяжении ста лет держал в оковах морской тирании весь и окружил себя нимбом непобедимости, вышел в море. Гигантская армада приблизилась, и наш флот вступил с нею в сражение. Британский флот понес сокрушительное поражение. Первый великий удар геманским молотом совешился, и нимб британской мировой гегемонии исчез. Но и в самой Германии очень многие не понимали, как им удалось разгромить самый мощный флот в мире. КАК? Как это могло произойти?

***

 

Возвращению англичан не сопутствует ощущение триумфа. Джеллико кружит по пустынному морю, но находит лишь жалкие остатки своего могучего флота и направляется к своим берегам. 2 июня корабли вернулись в свои базы.

Еще до прихода кораблей в Розайте, Скапа-флоу и других портах начались приготовления к приему убитых и раненых. Семьи, которые в ожидании возвращениям флота обычно стараются любой ценой получить информацию о судьбе своих близких, с ужасом и негодованием смотрели на машины с гробами, на ожидающий транспорт со знаками  Красными Креста. Ни с того ни с сего начали расползаться слухи о поражении. Официальные лица упорно молчали, но то, что флот потерпел поражение было ясно и так. В базы вернулась всего пара линейных кораблей из двадцативосьми — да и то, только в Скапа-флоу.  Больше половины крейсеров и эсминцев, так же, не вернулось в свои базы.

Лишь два дня спустя было опубликовано официальное сообщение. И как бы не были обтекаемы фразы — скрыть факт гибели флота было невозможно.

Над всей Англией повисло  грозовое молчание, и в воздухе витал только один вопрос. КАК? Как это могло произойти  

***

Прочитав вышедшие у нас в стране несколько книг, посвященных Ютландской битве английского и германского флотов в 1916 году во время первой мировой войны, у меня остался в душе какой то неприятный осадок. Германия, по-моему, могла нанести англичанам  поражение, но получилась маленькая, ничего не решающая победа. Где-то было принято неправильное решение, где-то вмешалась погода, где то проявилась трусость и откровенная глупость и т. д. и т.п. Но самое главное ГОСПОЖА УДАЧА отвернулась от немцев. Постепенно у меня в голове сложилась альтернатива этому сражению, в котором Германия громит хваленый английский линейный флот, и от этого мощного линейного флота остался всего лишь один линкор, участвующий в этой битве. За основу были взяты все основные факты настоящего сражения: состав сил, с небольшими изменениями, маневрирование сторон, количество выпущенных снарядов и торпед, опять же с небольшими изменениями, точность попаданий, но с условием, что удача наконец то повернулась лицом к немцам и задом к англичанам. Какие то события с кораблями не произошли, но они произошли с ними до  или после сражения. Здесь будут кратко выложены основные события АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЮТЛАНДСКОЙ БИТВЫ. Если события в АР (Альтернативная Реальность) отличаются от событий в НР (Нашей Реальности), то тут же в скобках будут даваться пояснения. И, самое главное, одним из главных действующих лиц будет брат германского императора Генрих Прусский, который, воспользовавшись своей близостью к императору, получил под свое командование небольшой отряд новейших кораблей, не участвующих в битве в НР, но очень сильно повлиявший на его итоги в АР. Он имел большую популярность в германском флоте и интересовался техническими новшествами. Многие термины, фамилии, географические названия и типы кораблей не объясняются — эта статья предназначена для тех, кто в теме и знаком с реальной историей Ютландской битвы.

В данных о попадании снарядов указаны попадания в АР, а в скобках попадания, которые были на самом деле в НР. Попадания, помеченные знаком + означают, что в НР их не было — это домыслы автора. Большую роль в АР сыграли торпеды, здесь их процент попаданий очень высокий — это одно из главных моих допущений.

Использована следующая литература: Контровский — ДРЕДНОУТЫ, Пузыревский — БОЕВЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ГИБЕЛЬ КОРАБЛЕЙ В ЮТЛАНДСКОМ БОЮ, Больных — ЮТЛАНДСКИЙ БОЙ, Вильсон — ЛИНКОРЫ В БОЮ, CampbellJUTLAND —  AN ANALYSIS OF FIGHTING, И ДР

***

Справка:

Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский: биография

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

002

 

  Сын Фридриха III и Виктории Великобританской, единственный выживший брат германского императора Вильгельма II.

 

  Окончил курс в кассельской гимназии и поступил на военно-морскую службу.

 

  Поддерживал дружеские отношения со своей двоюродной сестрой и свояченицей Александрой Фёдоровной и её мужем Николаем II, неоднократно упоминается в их дневниках. В 1896 году представлял брата на коронации Николая II.

 

  В Первой мировой войне командующий Балтийским флотом.

 

  Пользовался большой популярностью в народе. Интересовался техническими новшествами, был сторонником развития автомобильной промышленности, покровительствовал автомобильным гонкам. Под  его руководством были проведены работы по устранению демаскирующего пузырчатого следа  торпед. Он был инициатором прекращения достройки крупных кораблей, кроме Бадена, Байера и Гинденбурга. Также он настоял на увеличении калибра артиллерии крейсеров до 152 мм, а у эсминцев до 105 мм.

 

  Воинские звания

 

  • английский адмирал флота (27 января 1910);
  • саксонский генерал пехоты (5 июля 1906);
  • австрийский гросс-адмирал (9 октября 1916);
  • прусский генерал-полковник в ранге генерал-фельдмаршала (4 сентября 1909, почетный чин).

 

Часть первая.

 

Планы сторон и развертывание сил

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

003

Крупнейшим из морских сражений Первой мировой войны явилось Ютландское сражение на Северном море в 1916 году между главными силами английского и германского флотов. К этому времени обстановка на Северном морском театре сложилась следующим образом. Английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Немцы после неудач снова вернулись к идее уравнения своих сил с английским флотом путем уничтожения по частям. На этот раз германское командование решило более активно использовать линейные силы своего флота. Замысел командования состоял в том, чтобы набеговыми действиями на английское побережье вызвать часть английского флота в море и, наведя ее на свои главные силы, уничтожить. В соответствии с этим замыслом германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к побережью Англии, сопровождавшихся обстрелами английских портов. Один из этих выходов и привел к Ютландскому сражению.

Английский флот по количеству кораблей основных классов, участвовавших в сражении, значительно превосходил германский. Крупные артиллерийские корабли англичан по ряду показателей превосходили корабли соответствующих классов германского флота. Так, например, английские линейные корабли обладали преимуществом в скорости хода и калибре главной артиллерии. Вес бортового залпа орудий главного калибра английского флота более чем в два раза превышал бортовой залп германского флота.

Германские корабли имели преимущество перед английскими в скорострельности артиллерии и качестве бронебойных снарядов, в бронировании и противоминной защите. Таким образом, английский флот в целом имел подавляющее превосходство в силах перед германским флотом.

Готовясь к решительному бою с Гранд Флитом, немцы не ог­раничивались постройкой дредноутов. С учётом опыта предшест­вующих боёв они усовершенствовали дальномеры и систему цен­тральной наводки и внесли изменения в конструкцию башен, повы­сившие их живучесть при возгорании огнеприпасов. Эсминцы Флота Открытого моря переводились на нефтяное отопление кот­лов — искры из труб угольных кораблей демаскировали миноносцы при ночных атаках. С лёгких крейсеров снимали стопятимиллимет­ровые орудия, заменяя их шестидюймовыми — с таким вооружением германские "страсбурги" могли противостоять английским "чатэ­мам", не говоря уже об "аретузах" и "каллиопах".

Аналогичным об­разом перевооружались эскадренные миноносцы — 88миллиметровые орудия уступили место 105 миллиметровым, снятым с крейсеров и превосходившим английские стадвухмилли­метровые пушки. Увеличился калибр торпедных аппаратов — на но­вых линейных крейсерах он вырос до шестисот миллиметров, хотя кое-кто считал торпедное вооружение на дредноутах ненужным. У торпед был устранен демаскирующий пузырчатый след. И много внимания уделялось развитию новых тактических приёмов: в частности, взаимодействию крупных надводных кораблей с цеппе­линами и подводными лодками. Германский флот всерьёз гото­вился к бою, который должен был решить судьбу империи. В крат­чайший срок были достроены 2 линкора типа Баден, линейный крейсер Гинденбург и 2 быстроходных крейсера-минзага.

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

004. Линейный корабль "Баден"


         Намечавшаяся по плану разведка дирижаблями из-за неблагоприятных метеорологических условий была отменена. В связи с невозможностью использовать дирижабли для усиления разведки возникла угроза встречи с превосходящими силами английского флота недалеко от его баз. Это вынудило адмирала Шеера в самый последний момент несколько изменить свой первоначальный план. Вместо демонстративного обстрела Сандерленда он решил выйти со своим флотом в район Скагеррака, считая его менее опасным с точки зрения встречи со всем английским флотом, чем поход к берегам Англии.

Уже 17 мая 1916 года командующий германским флотом Шеер направил в море 17 подводных лодок. Из них 10 должны были занять позиции перед Скапа Флоу, Кроматри, Ферт-оф-Фортом. Он намеревался провести совместную операцию линейного флота с подводными лодками, но из-за ремонта лн. крейсера Зейдлиц операция постоянно откладывалась. Операция могла сорваться — срок нахождения подводных лодок кончался. Но, наконец, 28 мая ремонт завершился, и флот был готов к операции.

К большому неудовольствию Шеера  в операции решил поучаствовать Генрих Альберт Вильгельм — принц Прусский, бывший в то время командующим сил Балтийского моря. Он уговорил своего брата — императора Вильгейма, чтобы ему был выделен отдельный отряд кораблей.

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

005.Дислокация подводных лодок основной группы

 

В него вошли новейшие линкоры Баден, уже вошедший в строй,  и Байерн с линейным крейсером Гинденбург, проходившие курс боевой подготовки, и 1 быстроходный линкор Кениг Альберт, взятый с согласия кайзера из линейного флота Шеера. Их должны были сопровождать 11 эсминцев 10 флотилии (S-56, S-57, S-58, S-59, V72, V-75, V-76, V-77, V-78, G-89, G-90), крейсер Грауденц, однотипный с Регенсбургом, 2 новых крейсера-минзага: Бремзе и Бруммер. Минзаги должны были идти в хвосте флота вместе с Грауденцем, и ночью после сражения совершить быстрый бросок к английскому побережью, где должны были поставить мины около острова Мэй на подходе к Росайту. Принц обещал брату, что будет использовать корабли только для боя с более слабым противником и обязательно приведет их обратно в целости и невредимости. Также, он направил переоборудованную подводную лодку UB-27 с минами нового обазца в Скапа-Флоу.

Он имел право действовать по своему усмотрению, игнорируя приказы Шеера.

( В НР Баден уже вступил в строй и проходил курс боевой подготовки, но в битве не участвовал. Кениг Альберт из-за неисправности конденсаторов пришлось поставить в ремонт, и в операции он не участвовал. Байрен и Гинденбург вступили в строй только в 1917 году. Крейсера-минзаги в операции не участвовали. Крейсер Грауденц с эсминцами входили в состав сил Балтийского моря, где он был флагманом флотилии эсминцев, и в  сражении не  участвовал. UB-27 перед боем смогла проникнуть в залив Ферт-оф-Форт, где запуталась в противолодочных сетях, целые сутки выбиралась из них, и не смогла атаковать линейные крейсера.)

Наконец, 31 мая 1 Р. Гр из 5 лн. кр под командованием Хиппера в 01.30 покинула Ядде. Ее сопровождала 2 Р.Гр Бедикера из 4 кр., и 2,6,9 флотилии эсминцев под командованием Гейнриха, находящегося на кр. Регенсбург ( 31 эм).

В 2.30 вышли 6 линкоров 3 эскадры Бенке. За ним последовал сам Шеер на линкоре Фридрих дер Гроссе. Его сопровождали 8 линкоров 1 эскадры Шмидта, а также 6 броненосцев 2 эскадры Мауве. В охранении шла 4 Р.Гр Рейтера из 5 крейсеров, а также
кр. Росток и 1,3,5,7 флотилии эсминцев под общим командованием Михельсона(31 эм), но 1 эм из-за поломки машин вернулся в базу.

Отдельным отрядом вышли корабли Г.Прусского: 4 эскадра линкоров (3 линкора и линейныйкрейсер) вместе 3 Р.Гр (крейсер и 2 минзага) и 10 флотилией(11 эм).

 

 

Всего немцы задействовали:

 

19 лн из 19 имеющихся

6 лн.кр из 6

6 бр. из 8

12 кр. из 14

         2 минзага из 2

73 эм из 79

(В НР было задействовано:  16 лн.,5 лн.кр., 6 бр.,11 кр., 61 эм.)

 30 мая английская разведка предупредила Адмиралтейство о возможном выходе в море немецких линейных кораблей. 30 мая в 23.30 под командованием Битти вышли в море 1 и 2 эскадры лн.кр под командованием Брока и Пакенхема. С ними была 5 эскадра линкоров Эван-Томаса, 1,2,3 эскадры легких крейсеров, 1,9,10,13 флотилии эсминцев и гидроавиатранспорт Энгайден. Всего: 6 лн. кр, 4 лн. кор,14 кр, 27 эм.

Линейные крейсера Дэвида Битти покинули Скапа-Флоу ночью. Над зализанными берегами Шотландии светила яркая луна, заливая всё вокруг мертвенным светом, и никто на мостике "Лайона" не удивился, когда вице-адмирал вдруг повернулся и с самым серьёзным видом отвесил этой луне три поклона. Отважный морской воин был суеверен: он верил в карточные гадания, в древние кельтские обряды и приметы и не упускал случая выслушать предсказания "ведьм" — эдинбургской Жозефины и лондонских миссис Робинсон и Эдит Дюбуа. Гранд Флит шёл навстречу Флоту Открытого моря, в бой с неясным исходом, и не один только Битти испытывал смутную тревогу перед будущим.

"Кошки" крались осторожно, неторопливо перебирая лапами винтов. На полном ходу у эсминцев сопровождения, без которых крупные корабли давно уже не выходили в море, резко возрастал расход топлива, и с этим нельзя было не считаться. А скорость — скорость пригодится позже, когда придётся рвать в клочки немецкие корабли

Примерно в то же время из Скапа-Флоу и Кроматри вышли 24 лн. кор(1 эскадра Берни, 2 эскадра Джеррама, 4 эскадра Стерди), 3 лн. кр 3 эскадры лн.крейсеров Худа, 8 бр.кр 1и3 эскадр крейсеров, 12 кр, 50 эм 4,11,12 флотилий эсминцев и минзаг Эбдиел. Получилось, что Гранд Флит вышел в море на два с половиной часа раньше.   

Всего англичане задействовали:

 

 

28 лн. кор. из 32 имеющихся

9 лн. кр. из 10

8 бр.кр. из 13

26 кр. из 32

78 эм из 190

Германские подводные лодки образовали 3 боевые группы. 10 подлодок в секторах перед базами Гранд-Флита, 8 фландрских лодок в завесах в Хуфдене и 5 лодок в германских базах, в оперативном резерве командования. В секторах лодки маневрировали самостоятельно, но под воздействием охраны к моменту выхода Большого флота оказались разбросанными в пределах секторов или загнанными на глубину. Часть лодок была вынуждена уйти в море.

Управление подлодками осуществлялось по радию с крейсера Гамбург, на котором находился командующий подлодками, и через крейсер Аркона, стоявший в Боркуме.

Утром германская подлодка U-32 патрулирующая в районе Ферт-оф-Фортом заметила линейные крейсера и выпустила 2 торпеды, которые попали в кр. Фаэтон с 5 каб. С ним были оставлены 2 эм Гидра и Лизард из 1 флотилии, но в скором времени крейсер затонул, и эсминцы со спасенным экипажем ушел в базу. Это был первый кровавый подарок Госпожи Удачи.

( В НР выпущенные подводной лодкой U-32  торпеды прошли мимо.)

В то же время U-66 обнаружила 8 линкоров 2 эскадры, но в атаку выйти не смогла.

      …Ночь прошла спокойно. В 14.10 кр. Галатея из соединения Битти обнаружил немецкие эсминцы осматривающие датский пароход. После этого началось сближение английских кораблей Битти и немецких Хиппера.

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

006

21.30 тридцатого мая — 14.15 тридцать первого мая
В 21.30 адмирал Джон Джеллико отдаёт приказ своим дредноутам выйти из Скапа-Флоу. Адмиралу Дэвиду Битти надлежит вывести шесть своих тяжёлых крейсеров и четыре новых сверхдредноута из Росайта, а из Кромарти должны выйти 8 других дредноутов. Пять линейных крейсеров немецкого адмирала Франца фон Хиппера выходят из Яде в 1.00 31 мая, а 19 дредноутов, 1 линейный крейсер и 6 броненосцев под командованием Рейнхарда Шеера выступают в 2.30. Почти 12 часов спустя британский крейсер "Галатея" замечает отряд немецких кораблей во главе с крейсером "Эльбинг", который задержал торговое судно.

Прозвучали первые выстрелы грандиозной морской битвы: 1-я эскадра лёгких крейсеров — "Галатея" с 2 собратьями встретилась со 2-й разведывательной группой контр-адмирала Бедикера в составе лёгких крейсеров "Франкфурт", "Висбаден", "Эльбинг" и "Пиллау". Английский кр Галатея обстрелял эсминцы, которых поддержал огнем немецкий кр Эльбинг. Перестрелка между лёгкими крейсерами сторон на большой дистанции продолжалась несколько минут — "Эльбинг" успел всадить шестидюймовый снаряд под мостик "Галатеи", а затем противники дружно отвернули в разные стороны. Результат попадания этого 152-мм немецкого снаряда с 14000 ярдов, попавший в Галатею, оказался ошеломляющим. Снаряд, не взорвавшись, прошел сзади боевой рубки и долетел до перегородки артпогреба противоположного борта, где взорвался. Стальная перегородка не  смогла задержать раскаленные осколки — отчего произошел взрыв боезапаса. Борт крейсера разворотило, и внутрь корпуса хлынули потоки воды. Крейсер стал тонуть. Экипаж спасали эм Лаурел и Ландриал.

( В НР в Галатею действительно попал снаряд с Эльбинга, но он не взорвался и крейсер продолжил бой. Похожий случай был в 1915 году во время боя у Доггер-банки, когда снаряд попал в лн. кр Лайон. Он  упал около артпогреба. Это грозило гибелью корабля, но снаряд так и  не взорвался. )

Английские крейсера сообщили Битти, что видит многочисленные дымы крупных кораблей. Эскадра Битти резко увеличила ход, это "кошки" учуяли мясо: англичане обнаружили Große Kreuzer Хиппера.

Следуя обычной германской тактике, Хиппер немедленно отозвал корабли Бедикера, повернул свои линейные крейсеры последовательно на обратный курс, перестроившись в строй пеленга, и начал отходить к своим главным силам, чтобы навести на них англичан. Битти повернул прямо на противника, тоже развернулся в строй пеленга и погнался за германскими крейсерами — такое уже не раз случалось в предыдущих боях. Все преимущества — по числу кораблей (6:5), по тоннажу (7:6), по весу бортового залпа (5:3), — были на стороне англичан, и Битти намеревался реализовать эти преимущества, пока на поле боя не появился ещё кто-нибудь: дымное облако на ONO очень не нравилось "командующему кавалерией".

Англичане превосходили немцев и по дальнобойности, но в условиях ограниченной видимости, обычной для Северного моря, противники одновременно открыли огонь. Лёгкие крейсера и эсминцы сторон держались с нестреляющего борта.

Альтернативная история Ютландской битвы (вступление)

 

007

Завязка боя

 

 

         Флоты начинают сближаться. Хиппер разворачивает свои корабли курсом на соединение с Шеером. Битти, не дождавшись соединения с линкорами Эван-Томаса, бросается в атаку. В 15.48 орудия открыли огонь. Пунктиром показан курс полета английского самолета, взлетевшего с авиотранспорта.

 

Продолжение следует

 

Подписаться
Уведомить о
guest

159 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account