Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

0
 

При описании этого периода, поскольку столкновений крупных кораблей больше не было, я взял за основу курсы главных сил противоборствующих флотов, а придуманный мною отряда Г.Прусского пошел курсом Мольтке бывшего в НР, который у меня входил в состав этого отряда. Даже курс поврежденного Лютцова повторил у меня курс Зейдлица в НР. Ну, а атака немецких эсминцев — плод моей фантазии. Столкновения отрядов крупных кораблей, также могли произойти, поскольку в НР при определенных обстоятельствах, что я подробно объясню, могли пересечься на самом деле.

 
…Наступали сумерки, и сгущавшаяся темнота прервала артиллерийский бой, разведя противников по разным углам ринга.
…На Северное море наползала ночь, растворяя в сумраке силуэты боевых кораблей, ещё не утоливших жажду боя и упорно не желавших разжать двенадцатидюймовые клыки, впившиеся в горло врага.
День завершался, но сражение продолжалось.
С приближением темноты противники, сплёвывая дымную кровь из простреленных труб и всё ещё щерясь друг на друга сломанными зубами повреждённых орудий, разошлись в разные стороны, выстраиваясь по воле своих адмиралов в ночной походный ордер. Бойцы-латники смыкали ряды, готовясь отражать атаки миноносцев, но сделать это удалось не всем.
Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои
 
Шеер отходил. Он не признавал себя побеждённым, хотя зрелище поврежденных своих кораблей не добавило ему оптимизма, — немецкий командующий не боялся ночного боя. Он видел свою задачу в том, чтобы сохранить свои оставшиеся силы в целости до утра, когда можно будет зализать раны и снова вступить в бой. А принимать этот бой лучше у своих берегов, где, как известно, и скалы помогают, и поэтому адмирал отходил к Хорнс-рифу. Тем не менее, он отправил в ночь свои торпедные флотилии, надеясь, что эсминцы смогут пощипать Гранд Флит, куда бы тот не направлялся.
Джеллико, так же, был полон решимости довести дело до конца. Враг ранен, считал британский адмирал, но его надо добить, потому что второго шанса уже не будет. Планируя преследование Хохзеефлотт, командующий Гранд Флита затребовал радиодонесения со всех своих кораблей, чтобы оценить, какие из них годятся для нового боя, а какие лучше отправить домой. То, что эти переговоры будут перехвачены немцами, Джеллико не беспокоило: местонахождение Гранд Флита моря известно (как им об этом не знать, когда ещё не остыли осколки английских снарядов, усыпавшие палубы германских дредноутов!), а содержание депеш они не поймут.
 
Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

Германских дредноуты, прикрытые лёгкими крейсерами идут в в свои базы.
 
В 21 час 00 минут германский флот лег на курс юго-восток, чтобы кратчайшим путем выйти к своим базам. В это время английский флот шел на юг, и курсы противников медленно сходились. Первые боевые столкновения противников произошло около 22 часов. Английские легкие крейсера обнаружили германские легкие крейсера, шедшие впереди своих линейных кораблей, и вступили с ними в бой. В коротком бою англичане потопили германский легкий крейсер "Фрауэнлоб", а английские броненосные крейсера наткнулись на линкоры Шеера.
В результате дневного боя главных сил англичане потеряли 6 линкоров, 8 линейных крейсеров и 4 броненосных крейсера. Немцы потеряли только один легкий крейсер, но зато 3 их линейные крейсера получили очень серьезные повреждения, как и два линкора. Итоги дневного боя главных сил неожиданно показали, что хотя немцам удалось добиться внушительных результатов, но англичане даже после этого имели перевес в силах. Они не смогли разумно использовать свое первоначальное превосходство в силах, чтобы нанести решительное поражение германскому флоту Открытого моря. Джеллико решил идти вперед, чтобы утром нанести противнику окончательное поражение. С наступлением темноты английский флот построился в три кильватерные колонны, а в пяти милях позади — флотилии эскадренных миноносцев. Германский флот был построен в одну кильватерную колонну с выдвинутым вперед отрядом Г. Прусского, к которому присоединились 2 боеспособных линейных крейсера Хиппера. Эскадренные миноносцы Шеер послал на поиски английского флота, о местоположении которого он ничего не знал. Тем самым Шеер лишил себя возможности использовать эскадренные миноносцы, для нанесения торпедного удара по противнику, в случае встречи с ним в утреннее время.
Джеллико был не осведомлен о судьбе многих своих кораблей. Ему так и не сообщили о судьбе 3 линкоров 5 эскадры. Он не знал о гибели линейных крейсеов Битти — с Индмитейбла так и не удосужились сообщить об этом. Не была известна судьба Блек Принцаи броненосных крейсеров Хита. Ему было известно лишь о гибели Инвинсибла, Нептуна, Колоссуса, Индефатигейбла, Уорспайта и 3 броненосных крейсера Арбетнота. О судьбе кораблей Битти и Хита он ничего не знал. Джеллико обратился к начальнику штаба Маддену: — Все ли эскадры сообщили о своих позициях?
— Нет известий сэр, от 1 эскадры. Не знаем, что происходит с эскадрой Эвана-Томаса. Не знаем также позиции меньших кораблей, в том числе броненосных крейсеров Хита, да и Блек Принц молчит.
— Прошу их вызывать. Конечно не так часто.
Сам же он считал, что смог потопить как минимум 2 линкора и 3 линейных крейсера —  из Адмиралтейства пришла радиограмма, где были неправильно истолкованы данные о немецких потерях. Так сообщение о том, что 2 линейных крейсера Хиппера вошли в состав отряда Г.Прусского было интрепритированно как подтверждение гибели остальных 3 линейных крейсеров, а сообщение о тяжелых повреждениях 2 линкоров Шеера — как подтверждение их гибели. Поэтому он хотел утром довершить разгром германского флота.
 
(В НР по свидетельству очевидцев он в действительности не имел связи с 5 эскадрой линкоров и с 1 эскадрой линейных крейсеров Битти, как и с Блек Принцем

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

 
21.00-23.00
Джеллико на всех парах идёт на юг, надеясь отрезать отступающих немцев от баз. Шеер знает, что обогнать британцев ему не под силу, поэтом он прокладывает курс на юго-восток, надеясь что противник пройдёт перед ним, не заметив в темноте немецкую колонну. Шесть линкоров во главе с "Ганновером", лёгкая добыча для неприятеля, ложатся в дрейф и ждут, когда пройдут главные силы, чтобы занять своё место в конце колонны, где безопаснее. А английские броненосные крейсера, оторвавшись от своих главных сил, оказались в опасной близости от немецкой колонны линкоров Шеера.
 
 
Ночное маневрирование флотов
21.00 — 23.00

В 21 час 00 минут германский флот лег на курс юго-восток, чтобы кратчайшим путем выйти к своим базам. В это время английский флот шел на юг, и курсы противников медленно сходились. Джеллико решил разместить свои эсминцы позади своего флота — в 5 милях за кормой, а Шеер решил бросить все свои эсминцы на поиск английских кораблей, но из-за плохого командования, путаницы, потери управления, нерешительности и многочисленных грубых ошибок немцы так и не смогли обнаружить крупные корабли противника. Лишь в 21.50 7 флотилия немцев смогла обнаружить английские эсминцы 4 флотилии. Немцы выпустили всего 4 торпеды, но смогли попасть лишь в один эсминец: Гарланд.  
 
(В НР этот эпизод имел место, но в момент выпуска торпед английские эсминцы изменили курс)
 
Что не скажешь об эсминцах 10 флотилии Г.Прусского, который расположил их в впереди Бадена, приказав атаковаь все встечные корабли без предупреждения. Они то, впоследствии, смогли обнаружить и атаковать английские линкоры, единственные в германском флоте.
 
(В НР немецкие эсминцы так и не смогли обнаружить английские корабли)
 
2 английская эскадра броненосных крейсеров оторвавшихся от своих  главных сил оказалась в опасной близости от колонны линкоров Шеера. — Боши, — отрывисто бросил адмирал Хит, не отрываясь от бинокля. — Дредноуты, — добавил он, вглядываясь в сторону темных корпусов германских кораблей.
Офицеры на мостике флагмана — броненосного крейсера "Минотавр" молчали. Они были военными профессионалами и отлично знали, что любой из линкоров Шеера превосходит по огневой мощи все их крейсера вместе взятые, не говоря уже о том, что снаряды их пушек не могли пробить немецкую броню. Немцы включили прожекторы и открыли ураганный огонь. Бой был жестоко неравным: германские снаряды легко прошивали шестидюймовую броню английских крейсеров, раскалывали его орудийные башни, срезали трубы, разносили надстройки, рвали металл палуб. Из разодранных магистралей со свистом вырывались струи пара, заглушая крики обваренных людей. Флагманский корабль контр-адмирала Хита "Минотавр" был обнаружен Гельголандом. Он немедленно попал под ураганный огонь дредноутов с дистанции всего двенадцать-пятнадцать кабельтовых — практически в упор. "Минотавр" не только не успел открыть ответный огонь, но даже сообщить по радио о встрече с противником. Двенадцатидюймовые снаряды ломали его, как корку хлеба, взрыв следовал за взрывом, пока, наконец, английский крейсер не исчез в огненном облаке. Контр-адмирал Хит погиб вместе со своим кораблём.           
"Кохрейн" горел от носа до кормы, и чёрный дым окутал корабль погребальным саваном. Получая попадание за попаданием, английский крейсер медленно кренился, глотая воду пробоинами, и, продержавшись под шквальным огнём около получаса, он затем затонул. Спастись удалось немногим.
Горящему, но сохранившему ход "Шеннону" удалось уйти, но он все равно затонул под утро.
К 22.00 все было кончено. Стреляли корабли 1 и 3 эскадр линкоров вместе с флагманским линкором Шеера. В течение 20  минут 3 крейсера были выведены из строя. Немцы выпустили за короткий срок свыше 80 снарядов. Лишь только Хемпширу удалось скрыться неповрежденным. По приблизительным данным было достигнуто около 40 попаданий крупными снарядами.   
 
(В НР эти корабли прошли перед носом германской колонны линкоров Шеера , и если бы англичане чуть-чуть задержались, то они бы врезались в нее)
 
В 21.40 Франкфурт и Пиллау 2 Р.Гр (Эльбинг из-за снижения хода отстал) заметили крейсер Кастор и 11 флотилию эсминцев. Немцы с 6 кабельтовых выпустили торпеды, и попали в Кастор, но только повредили его, а в 22.15 с поврежденным крейсером сблизились отставшие немецкие крейсера: Гамбург и Эльбинг. Немецкие крейсера с полумили открыли огонь, и Кастор окончательно потерял потерял ход, а к утру от полученных повреждений затонул.
 
(В НР первое столкновение действительно было, но выпущенные торпеды прошли мимо цели, поскольку в это время англичане повернули. Во время второго столкновения Кастору были нанесены значительные повреждения, и если бы не вмешались английские эсминцы, выпустившие несколько торпед, вынудив этим немцев отступить. Поэтому, Кастор остался на плаву)
 
            Сразу же за этим столкновением последовал бой между 2 эскадрой Гуденафа (2 кр) и 4 Р.Гр Рейтера (4 кр). Рейтер опасно сблизился с 3 своими поврежденными линейными крейсерами (Зейдлиц, Дерфлингер и Лютцов) и, чтобы избежать столкновения Лютцов, который на время смог поддерживать ход в 15 узлов, резко отвернул влево, потеряв в темноте свои корабли.
 

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

 

А крейсера Рейтера , так же резко отвернули в сторону. В результате этого немцкие легкие крейсера налетели на 2 крейсера 2 английской эскадры легких крейсеров. Англичане открыли огонь первыми. Немцы включили прожектора и открыли ответный огонь. Саутгемптон смог выпустить торпеду, которая попала в Фрауэнлоб и тот, взорвавшись, затонул. Но ввиду численного превосходство немцев в артиллерии на Саутгемптоне произошел взрыв боезапаса( в него попало более 20 снарядов) и он с развороченным бортом стал тонуть. Дублин, получив серьезные повреждения, смог выйти из боя, но потерял ориентацию и позднее оказался на пути немецких линкоров и был протаранен Позеном, отчего к утру затонул.
 
(В НР бой между 2 отрядами кораблей был на самом деле. Фрауэнлоб был потоплен торпедой. На Саутгемптоне произошло возгорание снарядов( он получил 18 снарядов), но взрыва погребов не произошло, и сильно поврежденный крейсер смог вернуться в базу. Дублин был сильно поврежден, и оказался среди вражеского флота, но не был замечен противником, а линкор Позен действительно таранил крейсер, но только свой )
 
         После взрыва Фрауэнлоба строй 4 Р.Гр рассыпался, её корабли снова оказались на пути поврежденных линейных крейсеров. Гамбург чуть не столкнулся с одним из них. Шеер очень обеспокоился судьбой Лютцова, который опять отстал и, видимо, самостоятельно отправился к Хорнс-Рифу. Он приказал послать на его поиски 4 эсминца, которые обнаружили его и сопровождали в дальнейшем. Скорость хода поврежденного корабля к тому времени резко снизилась. У Лютцова были два очень серьезных попадания — с Инвинсибла, полученные в "ближнем бою". Один снаряд пробил носовую палубу, прошил подпалубные помещения и разворотил форпик, проделав в носу крейсера внушительную подводную дыру; второй пронизал небронированный борт в носовой оконечности и пробил поперечную броневую переборку. Возникший под полубаком пожар был быстро потушен, но остались значительные разрушения, произведённые взрывами, и внутрь корпуса стала поступать вода.
            Когда, шедший головным в строе линкоров, Вестфален попытался обойти сражающиеся крейсера, то Шеер приказал вернуться на прежний курс и двигаться вперед несмотря ни на что.
            В это же время немцы и англичане одновременно послали свои минзаги в поход к берегам противника. У англичан Эбдиэйлдолжен был поставить мины у Хорнс-Рифа, а у немцев Бремзе и Бруммер должны были поставить мины около Розайта. Сопровождавший их крейсер Грауденц присоединился к отряду Г.Прусского.

 

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои
 
Абдиел
 

      Отряд Г.Прусского вместе с присоединившимися к нему 2 линейными крейсерами  (Мольтке и Танна, на котором смогли ввести в строй все орудия ГК) перестроился в новый боевой порядок. Первыми шли 11 эсминцев, а за ними шли 2 группы кораблей. В первой были Баден, Кениг Альберт, Байерн под командованием Г.Прусского, а во второй —  Гинденбург, Мольтке, Танн под командованием Хиппера. В охранениишел шел крейсер Грауденц.

            Как уже говорилось выше, оба флота постепенно сближались друг с другом. У англичан эсминцы шли в 5 милях позади главных сил. Главные силы, разделенные на три колонны, двигались параллельно друг другу. Почему-то значительную часть своих крейсеров Джеллико поставил с левого борта, где не было немецких кораблей. Из-за того, что адмирал Берни на  Мальборо затеял в последний момент перестроение своих кораблейрешив поставить в строй за Ривенджем 2 оставшихся линкора (Коллингвуд и С.Винсент) из 6 дивизии, то 4 эскадра линкоров отстала от главных сил.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

 

Немецкий флот, построенный в одну длинную колонну, к 23.00 распался на три отдельные колонны. Когда линкоры Шеера громили оказавшиеся на пути броненосные крейсера Хита, головной Вестфален повернул, чтобы перекрыть им путь отхода, и когда снова лег на прежний курс, то шедшие впереди корабли Г.Прусского уже ушли вперед, потеряв зрительную связь с Вестфаленом. Шедшие в конце колонны поврежденные линкоры Бенке, который получил приказ — довести до базы поврежденные линейные корабли и линейные крейсера, решили обойти место начавшегося боя и отвернули вправо. Из-за этого 4 линкора Бенке и шедшие за ними броненосцы 2 эскадры с 2 поврежденными линейными крейсерами (Дерфлингер и Зейдлиц) и крейсерами Регенсбург, Франкфурт и Пиллау, также потеряли зрительную связь с линкорами Шеера, с которым остались Росток и 4 крейсера 4 Р.Группы.
            Поскольку курсы противников сближались, то после 23.00 линкоры Шеера сблизились с отставшими линкорами 4 эскадры Берни, отряд Г.Прусского обнаружил линкоры 2 эскадры Джеррама и не желая вступать в бой отвернул в сторону, а шедшие впереди эсминцы 10 флотилии успели проскочить перед носом эскадры Джеррама. После этого английские эсминцы столкнулись с концевой группой немецких кораблей во главе с Кенигом. Г.Прусский приказал известить свои эсминцы по радио о местонахождении английских линкоров, и те, повернув обратно, смогли обнаружить концевую дивизию 2 эскадры под командованием контр-адмирала Левесона, и атаковали её. Отряд Г.Прусского, отвернув, скоро лег опять на прежний курс, но вновь столкнулся с английскими линкорами. На этот раз это были линкоры 4 эскадры Джеллико. Немцам пришлось вступить в бой. Но самое ужасное для англичан произошло позднее — под утро — английские эсминцы по ошибке атаковали концевую колонну линкоров 4 эскадры под командованием Стерди, но об этом будет рассказано в следующей части. Всего ночью произошло 4 крупных ночных боя.
 
 

(В НР только по счастливой случайности этого не произошло. Из-за боя Гамбурга и Штетина с 4 флотилией эсминцев, кода немецкие линкоры отвернули в сторону, английским кораблям  удалосьи оторваться на 3 мили вперед, и столкновение линкоров не случилось)

 
            За этот период в АР английский флот потерял 3 крейсера: Саутгемптон, Дублин и Кастор, 3 броненосных крейсера: Шеннон, Минотавр, Кохрейн, 1 эсминец Гарланд, а германский флот потерял крейсер Фрауэнлоб.
            В английские броненосные крейсеры попало до 40 крупных снарядов. Будем считать по количеству попаданий в 3 крейсера Арбетнота. (+7+15+15) =+37
Около 23 часов 00 минут замыкающий отряд германского флота, проходя за кормой Гранд-флита, пришел в боевое соприкосновение с английскими эскадренными миноносцами, которые держались в пяти милях позади своих линейных кораблей. При ночной встрече с английскими миноносцами походный порядок германского отряда нарушился. Несколько кораблей вышло из строя. Один из них — линейный корабль "Маркграф" врезался и потопил свой поврежденный торпедой крейсер "Эльбинг". Голова этой германской колонны пришла в полное расстройство. Создалась исключительно благоприятная обстановка для ее атаки миноносцами. Однако англичане не воспользовались этой возможностью. Они потеряли много времени на опознавание противника и действовали весьма нерешительно. Из шести флотилий миноносцев, входивших в состав Гранд-флита, только одна произвела атаку, и то неудачно. В результате этих атак немцы потеряли легкий крейсер Эльбинг, броненосец Поммерн и эсминецV-4. У англичан было потоплено несколько миноносцев.
 
 

Бой первый.

 Анлийские эсминцы против германских линкоров и броненосцев концевой группы.
 
 

 

Английские эсминцы шли за кормой британского флота в следующем порядке с право на лево: 4 флотилия, объединенные остатки 9, 10 и 13 флотилий, 12,11 и 1  флотилии.
 
 

(В НР 1 флотилия шла с линейными крейсерами Битти)

 
Немецкая концевая группа из 4 линкоров Бенке, 2 эскадры броненосцев(6 броненосцев), 2 поврежденных линейных крейсеров и 5 крейсеров столкнулась с крайней 4 флотилией в составе эсминцев: Типпери, Спитфайр, Спаррохоук, Контест, Броук, Акейтес, Амбускейд, Ардент, Форчун, Порпойс, Юнити — 11 единиц.
 

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

Положение флотов во время  встречи английских эсминцев с немецкими

линкорами и броненосцами 

В 23.03 с английских эсминцев заметили силуэты больших кораблей. Так длилось до 23.30, когда последовала просьба показать позывные, но в ответ немецкие корабли открыли ураганный огонь — это был немецкий крейсер Эльбинг, стрелявший в упор. Типпери был изрешечен снарядами и стал тонуть( он затонул под утро). Шедшие за ним 3 эсминца успели выпустить торпеды, и попали в Эльбинг, который, пытаясь маневрировать, был проторанен своим линкором. Оказавшиеся на пути торпед немецкие корабли отвернули в сторону, и эсминцы оказались под огнем подошедших броненосцев. Шедший вторым Спитфайр оказался в опасной близости и был протаранен Гроссер Курфюрстом и потерял ход, затонув к утру. Линкору пришлось выйти из строя и он, в конце концов, смог пристроиться в хвосте колонны.
Английские эсминцы отвернули, но продолжили идти прежним курсом и вновь столкнулись с немецкими линкорами и броненосцами в 00.40, и опять запросили позывные, в ответ немцы открыли ураганный огонь. Действие от разрывов 170-мм снарядов с немецких броненосцев было ужасающим.
         Броук получил несколько попаданий и врезался в Спаррохоук. Шедшие за ними эсминцы обошли их, кроме Контеста, который из-за темноты также  врезался в них.
 Спаррохоук потерял ход, был добит артиллерией и затонул, а Контест и Броук, получившие сильные повреждения, смогли отойти в сторону. Контест, позднее, был потоплен торпедой немецкого эсминца S-53, снявшего экипаж с тонущего Эльбинга, а Броук был добит 2 немецкими эсминцами: V-71 и V-73, отставшими от флота.

 

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

Английский эсминец
 
 

Прежде чем немцам удалось отогнать англичан, Акейтес с 2 эсминцами выпустили торпеды. Были попадания в броненосец Поммерн, который взорвался, а одна из выпущенных торпед прошла под килем Маркграфа. Ответным огнем были уничтожены Форчун, Ардент, а на пытавшемся скрыться за окутанным дымом и тонущем Форчуне эсминце Порпойз на борту взорвался торпедный аппарат и он стал тонуть. Немцы использовали для отражения атаки снаряды крупного калибра, и один из этих снарядов перелетом попал в эсминец Марвел 12 флотилии, отчего он переломившись затонул. Командир этой флотилии не стал вступать в бой, и решил отойти в сторону, но при отходе пара замыкавших строй эсминцев Мейнес и Нонсач подверглись атаке 2 крейсеров: Франкфурт и Пиллау. Те стали преследовать их, а затем таранили. Оба эсминцы затонули. Так же одной из английских торпед был потоплен эсминец V-4.

 Хотя эта флотилия отошла, но к немецким кораблям уже приблизились 7 эсминцев остатков 9, 10 и 13 флотилий, которые стали пересекать курс немецкой колонны. Они не выпустили торпеды, поскольку большинство кораблей все торпеды выпустили в дневном бою. Это были Лидьярд, Морсмон, Моррис, Турбулент, Петард, Либерти и Пеликан. Шедший последним Турбулент был протаранен немецким линкорм Кениг, а предпоследний Петард был поврежден, потерял ход и был добит проходящими мимо броненосцами. Остальные эсминцы успели проскочить. Больше немецкие корабли не встречались с эсминцами, сумев под утро разминуться с эсминцами 12 флотилии, которые прошли у них за кормой. После 02.00 эти эсминцы натолкнулись на английские линкоры, и по ошибке атаковали их. Но об этом будет рассказано дальше.
 
(В НР  английские эсминцы столкнулись с головными линкорами Шеера, а в АР с головными линкорами Бенке. Результативность огня немцев в АР была намного выше. В НР Типпери был потоплен, Спитфайр столкнулся с Нассау, но остался на плаву. Три эсминца столкнулись, но ни один не затонул. Форчун и Ардент были действительно потоплены, а на Порпойзе действительно взорвался торпедный аппарат, но он остался на плаву. Два эсминца подверглись преследованию крейсерами, которые в последний момент отказались от их тарана. Рядом с английскими эсминцами 12 флотилии на самом деле взрывались выпущенные с перелетом крупнокалиберные снаряды, вынудившие их отойти в сторону, а в Марвел попал один из этих снарядов, но он остался на плаву. Пересекавший последним курс немецких кораблей Петард был только поврежден, и смог вернуться на базу, а Турбулент потоплен. Немцы потеряли потопленными крейсер  Эльбинг, а Росток в нашей АИ оказался в колонне Шеера, и вместо него сюда был включен броненосец Поммерн, потопленный только утром. Курсы немецких и английских кораблей в АИ в основном соответствовали курсам кораблей в НР)
        
 
     

          За этот период в АР английский флот потерял 13 эсминцев: Типпери, Спитфайр, Спаррохоук, Броук, Контест, Форчун, Ардент, Марвел, Мейнес, Нонсач, Турбулент, Петард. Порпойз.

               Германский флот потерял 1 крейсер Эльбинг, 1 броненосец Поммерни 1 эсминецV-4, добившись попадания одним 280-мм снарядом в английский эсминец.
 
 
 
 

Бой второй.

Линкоры Шеера против 1 эскадры линкоров Берни.
 
           Как уже говорилось раньше, Берни внезапно решил включить в состав своей колонны 2 оставшихся линкора 6 дивизии Гонта, шедшие впереди по курсу. Для этого он сбавил скорость и начал производить перестроение. Коллингвуд и С.Винсентрасположились сразу же за Ривенджем, оставив Геркулес и Эджинкорт концевыми. Из-за этого он отстал от основой группы английских линкоров. А в это время к ним приблизились линкоры основной колонны Шеера. Их с левого борта охраняли 5 крейсеров. Шедший впереди всех Росток обнаружил строй английских линкоров и сообщил об этом Шееру, который приказал привести флот в полную боевую готовность, и 8 линкорам, имевшим на вооружении торпеды, совместно с Ростоком произвести торпедную атаку. Это были линкоры типов Нассау и Гельголанд.
Германские 600-мм торпеды с зарядом двести пятьдесят килограммов тротила были самыми мощными торпедами Первой Мировой войны. Их разработали ещё в 1912 году, но на эсминцах и подводных лодках для этих монстров не хватало места. Шеер их установил только на них, отказавшись ставить — на "баденах" и "кайзерах". Скорость хода этих торпед — двадцать восемь узлов — была соизмеримой со скоростями потенциальных целей, и потому многие смотрели на них скептически. Адмирал Шеер тоже больше уповал на артиллерию, однако считал, что в бою пригодится любое оружие: ружей, праздно висящих на стене, быть не должно.
              Когда торпедные аппараты с шипением выплюнули в воду стаю семиметровых стальных рыб, никто не ожидал от них немедленного чуда. Когда напротив широкой дымовой трубы "Колоссуса" взметнулись 2 огромных водяных столба, захлестнувших его палубу, это стало для многих полной неожиданностью. Затем еще один взрыв прозвучал под головным  Мальборо и линкор рыскнул влево.
Германские корабли стреляли с рассчитанным упреждением, под острым углом к линии длинных силуэтов, перекрывающих друг друга.
Англичане знали о наличии у немцев мощных торпед. Считалось, что противоминная защита английских линкоров выдержит удар 500-мм торпеды, а уж тем более 450-мм. Однако против 600-мм торпед шансов быть не должно: взрыв четверти тонны тротила вспорол борта английского линкора как бумагу, смял и покорёжил все "буферные" отсеки. Двухдюймовая продольная переборка лопнула, и рычащий водяной поток ринулся в корабельное чрево. Колоссус осел, набрав за считанные минуты чудовищную порцию воды; со змеиным шипением взметнулись вверх струи пара, а затем взрыв котлов, залитых холодной водой, разворотил днище "Колоссуса» и вспучил палубы. И Северное море с жадностью голодного питона проглотило свою добычу: один из лучших линейных кораблей Гранд Флита. Но Мальборо к удивлению немцев удар выдержал. Торпеда была выпущена Ростоком, который тоже решил поучавствовать в торпедной атаке по своей инициативе, но она была намного слабее 600-мм торпеды. Удар пришелся в толстый броневой пояс — и это отсрочило до утра гибель линкора.
Артиллерийский бой на короткой дистанции — в клинче — занятие убийственное для всех его участников. На расстоянии двадцать тридцать кабельтовых броня перестаёт быть надёжной защитой — двенадцатидюймовые снаряды пробивают её насквозь и рвут уязвимые корабельные внутренности огненными вихрями взрывов. Есть только один способ выиграть такой бой: успеть вогнать в противника больше снарядов, чем это сделает он, и отправить его в нокаут раньше, чем это удастся сделать ему. В таком бою всё решает меткость, скорострельность и число орудийных стволов, и если по первым двум параметрам англичане могли состязаться с немцами, то по количеству орудий линкоры Шеера имели явное преимущество перед линкорами Берни. Немцы уже развернули в сторону противника орудия, вот выпущены осветительные снаряды, английские линкоры видны как на ладоне и вот прозвучали выстрелы.
              Шедший вторым Ривендж стал поворачивать за торпедированным флагманом, что впоследствии спасло его. В это время шедший головным Вестфален оказался на траверзе Ривенджа. И певым открыл огонь, к которому присоединились остальные 11 немецких линкоров. Ривендж за короткое время получил  13 280-мм снарядов, но поскольку калибр снарядов был не столь большой, бронирование мощным, а линкор начинал поворачивать, то Ривендж, как и вышедший до этого из строя Мальборо, сумели выйти из под обстрела. Мальборо попаданий снарядами не имел, что не скажешь об следующих линкорах. Командир концевого Эджинкорта также резко повернул и скрылся в темноте, не пытаясь вступить в бой. Коллингвуд и С.Винсент получили 11 и 14 снарядов соответственно, даже не успев сделать ни одного выстрела в ответ. Коллингвуд сразу же взорвался, а С.Винсент потеряв ход горел.  Ривендж получил напоследок еще 2 280-мм снаряда, пока не скрылся в темноте.
 
 

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

Коллингвуд
 
С.Винсент получил еще 7 снарядов. В кормовую оконечность попало сразу два двенадцатидюймовых снаряда. Один из них проломил шестидюймовую броню, сделав подводную пробоину, и уничтожил правый кормовой торпедный аппарат, второй взорвался, вырвав громадный кусок небронированного борта над румпельным отделением. В пробоины хлынула вода, и С.Винсент начал оседать на корму. На нем вспыхнул большой пожар, затянувший корабль чёрным дымом. Но взрываться он не хотел, что не скажешь об однотипных с ним кораблях, погибших в этом сражении.
              Следующий снаряд угодил "С.Винсенту" в носовую надстройку в районе ходового мостика и повредил управление рулём, еще два снаряда пробили палубу бака и сделали полуподводную пробоину в носовой части линкора. Этого для корабля первой серии английских линкоров оказалось достаточно, и он быстро стал тонуть.
 
(В НР этого столкновения не было, но не задержись немцы, то оно могло быть. При подсчете попаданий взято количество снарядов попавших в линейные крейсера Хиппера во время 2 вечернего боя, где Дерфлингер получил 14, Лютцов 5, а Зейдлиц с Таном 5+1 снарядов соответственно(11), и во время 3 вечернего боя, где Дерфлингер получил 1, Зейдлиц 5, а броненосцы 2 снаряда. Попадания в Ривендж взяты из 1 вечернего боя, когда в Уорспайт попало 13 снарядов плюс два снаряда из дневного боя. Всего в английские линкоры попало 47 снарядов. В германские корабли, из-за внезапности нападения, попаданий не было.)
 
              Мальборо с торпедной пробоиной и Ривендж, поврежденный множеством снарядов, направились, потерявшись в темноте,  в Розайт. А Эджинкорт сначала шел прежним курсом, а после получения приказа повернул назад, в Скапа-Флоу.
 
              За этот период в АР английский флот потерял 3 линкора: Геркулес, С.Винсент, Коллингвуд, получив +47 крупных снарядов.
 
 
 
 

Бой третий.

 

 

Атака 10 немецкой флотилии эсминцев 2 эскадры линкоров.

 

 
 
Шедшая впереди колонны Г.Прусского 10 флотилия эсминцев должна была атаковать английские линкоры при их обнаружении без всякого предупреждения. Она после 23.00 прошла перед носом британских линкоров 2 эскадры и двинулась дальше, но вскоре ее командир получил радиограмму о местонахождении английских линкоров с которыми столкнулись корабли Г.Прусского. 10 флотилия развернувшись двинулась обратно и смогла обнаружить британские линкоры.  Это была дивизия Левесона, состоящая из 4 линкоров: Орион, Монарх, Конкекор, Тундерер в охранении крейсеров Боадиция и Фиэрлес. Поскольку немцы шли обратным курсом, то была большая вероятность атакавать свои корабли. Пришлось показать свои позывные, из-за этого внезапной атаки не получилось.
Ночь, расплосованная клинками прожекторов, взорвалась орудийными вспышками. Первая полуфлотилия бросилась в атаку. Тендерер, шедший концевым, получил попадание в корму; Конкекор, уклоняясь от торпед и разворачиваясь носом к зловещим белым змеям, описал циркуляцию вправо и занял место позади подбитого Тендерер, попутно аккуратно разрезав лёгкий крейсер Боадиция на две быстро затонувшие половинки. Орион и Монарх избежали попаданий, зато Орион, наколовший прожекторным лучом немецкий эсминец G-89,( который передавал свои опозновательные) как жука на булавку и за минуту превративший его в тонущие обломки, стал главной целью для второй полуфлотилии атакующих. Всего германских миноносцев было одиннадцать и десять из них имели по 3 а их лидер 6 торпед. Всего 36 торпед. Они слетелись на свет прожекторов и на грохот выстрелов, и море вскипело от выпущенных торпед.
Первая торпеда угодила Ориону под полубак, вторая ударила в корму. Третье попадание, последовавшее через три минуты после первого, решило судьбу линкора: торпеда взорвалась между дымовыми трубами, и огромный корабль величественно и словно нехотя повалился на правый борт. Над тонущим дредноутом взметнулись фонтаны белой пены — воздух, вытесняемый водой из отсеков, вырывался наружу, — и с утробным звуком, напоминавшим предсмертный хрип великана, Орион медленно скрылся под водой. Адмирала Левесона среди спасённых не оказалось.
Подошедший крейсер Фиэрлес вмешался в схватку. Его метким огнем были потоплен S-56 . а другой немецкий эсминец  S-57 потерял ход и был затоплен своей командой, пересев на другой эсминец.
Линейный корабль Монарх, уклоняясь от повторной торпедной атаки, описал широкую дугу и врезался в борт линкора Конкерор, смяв себе носовую оконечность. На обоих дредноутах вспыхнули пожары, за которыми последовали мощные подводные взрывы: немецкие эсминцы выпустили по ярко освещённым столкнувшимся кораблям оставшиеся торпеды, четыре из которых попали в цель.
 
Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои Монарх

 

Расстреляв торпеды, германские эсминцы отступили, отправившись в точку утреннего сбора флота, причём лидер V-78 был разорван в клочья английскими снарядами и погиб с большей частью экипажа. Оставшейся на плаву поврежденный Тендерер скрылся в темноте, направившись в обратный путь, в базу. Взрывом торпеды на нем был погнут один из четырёх гребных валов и нарушена центровка другого, и если одна из турбин сразу была отключена, то дефект второй валовой линии заметили не сразу. Это повреждение сказалось только через три часа. Началось быстро возраставшее биение гребного вала, закончившееся разрушением опорного подшипника и повреждением дейдвуда. В итоге "Тендерер", получивший дифферент на корму, не мог дать больше десяти узлов, стал плохо слушаться руля. Корпус корабля постепенно заполялся водой — корма садилась все глубже и глубже. Он представлял из себя идеальную мишень для подводных лодок, но он смог избежать их атак, и почти смог дойти до своей базы.
 
              За этот период в АР английский флот потерял 3 линкора: Орион, Монарх, Конкекор и крейсер Боадицея. Немцы потеряли 4 эсминца: S-56, S-57, V-78, G-89.
 
 
 
 

 

Бой четвертый.

 

 

Линкоры Г.Прусского против 4 эскадры Джеллико.
 
 
После того как эсминцы 10 флотилии напали на концевые корабли 2 эскадры линкоров, Г.Прусский приказал увеличить ход и смог обогнать английские линкоры, которые были атакованы 10 флотилтей и пересек их курс и после полуночи натолкнулся на головные корабли 4 эскадры линкоров Джеллико. Поняв, что оказался внутри английского ордера, он, наконец-то, решил принять бой, приказав Грауденцу предварительно выпустить торпеды, поскольку все его линкоры. ввиду спешки, были достроены без торпед, а на линейных крейсерах Хиппера онм были уже истрачены в дневном бою..
Из выпущенных Грауденцом торпед одна попала в концевой линкор Канада, а Баден, Кениг Альберт и Байерн открыли огонь по двум головным линкорам Айрон Дьюк и Ройял Оук. Мольтке, Танн и Гинденбург открыли огонь по Сьюпербу и поврежденной Канаде, находясь в более неудобной позиции, поскольку были дальше от английских кораблей, чем линкоры первой группы. Канада получила 4 снаряда с  Гинденбурга. Один из 305-мм снарядов попал в третью башню главного калибра. Крышу башни сорвало, вскрыв её, как нож вскрывает консервную банку; она рухнула на палубу с грохотом, перекрывшим грохот стрельбы. Башенный расчёт был перебит и переранен, и башня полностью вышла из строя, но после взрыва Сьюперба, получившего до этого 8 снарядов, Канада успел переложить руль, и попытался скрыться в темноте, маскируясь за облаком черного дыма от взрыва Сьюперба. На "Канаде" горела ярким факелом  взорванная башня ГК. Все ждали, что линкор вот-вот взорвётся, однако этого не произошло, пламя от взрыва башни внезапно погасло, корабль погрузился в темноту и "Канада" смогла покинуть поля боя.
"Сьюперб" попав под огонь 2 линейных крейсеров оказался самым невезучим. Линейные крейсера стреляли бессистемно и наудачу, но очень быстро. Их системы управления стрельбой были повреждены в дневном бою и требовали наладки. Однако один из их выстрелов оказался "золотым". Трудно сказать, по какой причудливой траектории летел германский снаряд, поразивший "Сьюперб", как бронебойный стилет нашёл дорожку между пластин тяжёлой брони, в которую, словно рыцарь в доспехи, был закован английский дредноут, и какие преграды он пронзил на своем пути, не взорвавшись при этом на полдороге. Немецкий снаряд проник в артиллерийский погреб и разорвался там, и громадный корабль развалился на куски в исполинском веере взрыва, сопровождавшего детонацию боезапаса. И в этом веере исчезли бесследно тысяча семьдесят английских моряков.
Линкоры первой группы быстро добились 10 попаданий в Айрон Дьюк и 8 в Ройял Оук. Головной Баден повернул влево, пытаясь охватить голову английских кораблей, продолжая стрелять с близкого расстояния. Снаряды без всякого усилия пробивали их броню, взрываясь внутри. Затем Айрон Дьюк получил еще 5 снарядов и на нем произошел взрыв 4 и 5 башен ГК от попаданий 381-мм снарядов. Ройял Оук получил еще 3 снаряда, повернув, скрылся за облаком черного дыма от взорвавшихся башен флагмана; увеличил скорость и скрылся в темноте.
Г.Прусский не решился идти прежним курсом, чтобы добить поврежденные линкоры, опасаясь наткнуться на другие английские линкоры и повернул обратно. Г.Пусский на Бадене, увеличив скорость, шел прежним курсом до 01.30, когда вновь повернул на курс, ведущий к Хорнс-рифу. В 02.27 он встретился с эсминцем G- 39 из отряда Шеера.
 
(В НР этого столкновения не было, но курс отряда соответствует курсу Мольтке с Хиппером, который за ночь три раза встречался с английскими линкорами, но смог каждый раз уклониться. При подсчете попаданий взято количество снарядов попавших в линейные корабли Шеера во время 1 и 2 вечернего боев, где Кениг получил 10, Г.Курфюрст-8, Маркграф 5, Кайзер-2, Гельголанд-1снарядов, и в линейные крейсера Хиппера во время 1 вечернего боя, где Лютцов нолучил 8, Дерфлингер-3, Зейдлиц-1 снарядов Всего 38 снарядов)
 
Поврежденная торпедой Канада строился на экспорт, а значит, не так качественно, и стал постепенно наполняться водой. У него отказали динамо машины, и на нем не могли откачивать поступающую воду. Вода заполняла отсек за отсеком, она затопила погреба носовых башен и продолжала наступать, проникая через водонепроницаемые двери и переборки, которые вовсе не были таковыми. Линкор тонул, и в начале четвёртого команда, исчерпав возможности борьбы за живучесть, оставила тонущий корабль — злобный хозяин Чёртовой Дыры победил… Вскоре корабль перевернулся и затонул.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть пятая. Ночные бои

 

 

 

Канада
 
Раненого Джеллико смогли снять с тонущего Айрон Дьюка, поскольку носовая часть корабля довольно долго не тонула и корабль добил торпедами эсминец Оак. Джеллико оказался на борту приданного флагману эсминца Оак. С него он отдал приказ флоту ложиться на обратный курс и возвращаться на свои базы.
 
За этот период в АР английский флот потерял 3 линкора: Айрон Дьюк, Сьюперб и Канада. В них попало +38 крупных снарядов.
            Немцы потерь в кораблях не имели.
 

Действия других кораблей ночью.

 

 
После того как Лютцов расстался с Зейдлицем и Дерфлингером, которые смогли успешно занять место в хвосте немецкой колонны, он пошел сначала в одиночку, а затем в сопровождении 4 эсминцев.
            В 22.30 он столкнулся со 2 английской эскадрой линкоров. Пытаясь изменить курс он в 23.30 смог проскользнуть в разрыв шириной в 2 мили межу 2 и частью 1 ( Коллингвуд и С.Винцент) эскадрами линкоров.
            Около полуночи его заметили с Мальборо, который ничего не предпринял. Шедший следом Ривендж удовлетворился неправильными позывными. Находившиеся рядом два крейсера опознав цель, продолжали идти прежним курсом, не став выпускать торпеды. Также его не заметили с проходящих рядом эсминцев. Утром линейный крейсер сумел достичь Хорнс-рифа, имея скорость в 7 узлов.
 
(В НР этим путем прошел не Лютцов, а Зейдлиц. Эбдиел действительно поставил мины, на которых впоследствии подорвался немецкий линкор. Рейда германских минзагов не было.)
 
         Английский минзаг Эбдиел успел на полном ходу подойти к Хорнс-рифу и поставить там мины. А немецкие минзаги Бремзе и Бруммертакже на полном ходу (33 узла) вышли в район Розайта и около острова Мэй поставили 2 минных заграждения. После этого они, развернувшись, направились к среднему фарватеру, ведущему к Гельголанду. По пути туда, уже утром, они натолкнулись на корабли Тервита (5 кр и 19 эм) из соединения Гарвических сил.
            Шедшая головной дивизия Джеррама 2 эскадры линкоров после двух часов сбавила ход, чтобы с поврежденного ранее торпедой Кинг Джорджа V  смогли пересадить командующего на Аякс, а тот в сопровождении Индомитейбла отправился в Розайт.
 
(В НР это произошло с поврежденным торпедой Мальборо)
 
 
 
Итоги ночных боев
 
В АР (НР) англичане получили 1(1)+122 попаданий крупными снарядами:
 
 
 

381-мм

305-мм

280-мм

Всего

Коллингвуд

+11

+11

С.Винсент

+21

+21

Ривендж

+15

+15

Шеннон

 

 

 Минотавр

+37

+37
 

Кохрейн

 

 

А.Дьюк

+7

+8

+15

Р.Оук

+5

+6

+11

Сьюперб

+8

+8

Канада

+4

+4

Марвел

1(1)

1(1)

Всего

+12

+87

1(1)+23

1(1)+122
 
Знаком + отмечены попадания, которых не было в НР.
 
            В АР немцы не получили ни одного попадания крупными снарядами.
 
За период ночных боев в АР английский флот потерял 9 линкоров: Геркулес — артиллерия, С.Винсент — артиллерия, Коллингвуд— артиллерия, Айрон Дьюк — артиллерия, Сьюперб — артиллерия, Канада — торпеда и артиллерия, Орион — торпеды, Монарх — торпеды, Конкеррор — торпеды, 3 броненосных крейсера: Шеннон артиллерия, Кохрейн — артиллерия, Минотавр — артиллерия, 4 легких крейсера: Кастор — торпеда и артиллерия, Саутгемптон — артиллерия, Дублинартиллерия и таран, Боадиция— таран своим кораблем, 14 эсминцев: Гарланд — торпеда, Типпери— артиллерия, Спитфайр — артиллерия и таран, Броук — артиллерия и столкновение, Спаррохоук артиллерия и торпеда, Контест — артиллерия и столкновение, Форчун — артиллерия, Ардент— артиллерия, Турбулент — таран, Петард — артиллерия, Марвел — 280-мм снаряд, Нонсач — таран, Мейнес— таран, Порпойз — взрыв своей торпеды.
 
За период ночных боев в АР германский флот потерял: 1 броненосец Поммерн — торпеды, 2 крейсера: Фрауэнлоб — артиллерия и торпеда, Эльбинг — торпеда и таран, 5 эсминцев: V-4 — от торпеды, S-56, S-57, V-78, G-89 все от артиллерии.
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account