Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

0
Альтернативная история Ютландской битвы.Часть шестая. Утренние бои.
Темноту ночи сменил утренний туман, густой и белый как молоко. Всходило солнце, и туман понемногу рассеивался, выпуская из мокрых своих объятий чёрные силуэты боевых кораблей и оседая на холодной броне орудийных башен прозрачными каплями, похожими на слёзы: на те самые слёзы, которые очень скоро прольют тысячи женщин Англии и Германии, оплакивая своих мужчин, не вернувшихся из боя…
Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

 

***
          Дивизия 4 эскадры линкоров под командованием Стерди после разгрома головной дивизии Джеллико получила приказ возвращаться. Повернув, она оказалась на пути 12 флотилией эсминцев. Её командир на эсминеце Фалкнор не получил приказа о возвращении. Флотилия шла двумя колоннами. После двух часов ночи, когда стало немного светать, они обнаружили шедшую слева от них колонну крупных кораблей. Это были линкоры Стерди. Эсминец Обидиент попросил показать позывные головной корабль. Но в полученном ответе с английского линкора Бенбоу, по ошибке, появилась буква К, которая ночью не должна была использоваться. Поэтому командир Обидиента подошел к флагману и по рупору известил Стирлинга об этом. Стирлинг приказал эсминцам своей колонны атаковать линкоры, но один эсминец Марвел отстал. Эсминцы второй колонны в атаку не пошли. Условия для атаки оказались идеальными, хотя у командира флотилии до последнего момента оставались сомнения: — А НЕ СВОИ ЛИ ЭТО КОРАБЛИ. И тут с головного корабля, похожего своим силуэтом на немецкий линкор типа Кениг, прозвучал выстрел. ТЕПЕРЬ АТАКУ УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ. Фалкнор вместе с Обидиентом, Марвелом и Онслоутом выпустили 12 торпед, и попали в 2 линкора. Как минимум две торпеды с Фалкнора попали во второй корабль в строю — Беллерофон. Под средней башней взметнулся огромный столб водыи он взорвался. Одна торпеда попала в середину головного корабля Стерди: Бенбоу. Подошедшие следом эсминцы Менанд и Нарвал тоже выпустили торпеды. Уже поврежденный Бенбоу получил еще 2 торпеды, что оформило ему смертельный приговор, он начал заваливаться на левый борт. Во время атаки 2 эсминца были повреждены.  Бывший в охранеии линкоров крейсер Актив бросился вперед, открыв бешеный огонь по двум поврежденным эсминцам и смог потопить один из них: Онслаут. Всего анличане выпустили 17 торпед. Тут в бой вступил еще один корабль. Когда флагманский крейсер 13 флотилии крейсер Чемпион, который в результате ночных столкновений потерял свои эсминцы, кроме Обдюрайта и Пеликана, в 02.30 заметил, как английские эсминцы производят атаку, а к тому времени к нему присоединились еще 2 отставших эсминца Марксмен и Менанд 12 флотилии. Но новый командир 13 флотилии решил в бой не вступать, и стал отходить на восток. Только командир Марксмана не подчинился и бросился в атаку. Он выпустил все имеющиеся у него  торпеды с правого борта. В 02.37 в шедший третьим Темерер попало сразу три торпеды. Он стал быстро погружаться кормой и быстро затонул. Марксман, так и никем не замеченый,  сумел выйти невредимым из боя. Вскоре англичане разобрались в своей ошибке, и стрельба стихла. Началось спасение людей. Шедший в конце колонны Вэнгард избежал поподаний. А в это время Чемпион с 3 эсминцами двинулся полным ходом вперед, надеясь догнать ушедшие вперед, как он думал, линкоры.
(В НР эсминцы 12 флотилии начали атаку германских кораблей после получения с них опознавательного сигнала, где на самом деле присутствовала лишняя буква К. Было выпущено не менее 17 торпед. В Поммерн были попадания, и он взорвался. Было попадание в эсминец V-4, и он затонул. Под килем Маркграфа прошла торпеда, но она не взорвалась. Рядом с одним из линкоров  и с Дерфлингером торпеды прошли мимо.)
Утром германский флот с минимальными потерями прорвался через строй английского флота, нанеся ему крупные потери. К 03.30 он приблизился к Хорнс-рифу. Шедший позади всех Лютцов с 4 эсминцами был обнаружен крейсером Чемпион и 3 эсминцами, и после короткой стычки, где G-40 был сильно поврежден, английские корабли отошли, заметив шедшие на помощь Регенсург и эсминцыV-71 и V-73. Вскоре Лютцов был доведен до Хорнс-рифа.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

Регенсбург
 
Получив от Джеллико приказ возвращаться большинство английских кораблей повернуло на обратный курс. Но головная дивизия 2 эскадры линкоров Джеррама в составе 3 линкоров приказ не получила, и продолжала свой путь прежним курсом. И только где-то через час, приняв повторный приказ, повернула на обратный курс. Но к тому времени она была обнаружена одним из 6 циппелинов, вылетевших утром на разведку. Дирижабль L-11 сообщил, что три вражеских линкора движутся совсем без охранения, и вокруг больше не замечено других английских кораблей. С ним оказался всего один крейсер Беллона, шедший впереди по курсу, надеясь обнаружитьсвои потерявшиеся корабли.
Шеер был одним из ближайших сотрудников Альфреда фон Тирпица, «отца германского флота», и он был приверженцем строгой дисциплины, получив за это прозвище «человек в железной маске». Но вместе с тем он являлся ярым сторонником активизации действий флота и агрессивным военачальником. Поэтому нет ничего удивительного, что он решил напасть и уничтожить этот отряд англичан, поскольку его линкоры были не очень далеко от них.
Шеер развернул корабли и с 8 самыми быстроходными линкорами (кроме 1 дивизии Энгельгардта) направился на перехват, приказав Г.Прусскогому, который подходил к точке рандеву, поддержать его атаку.
Флот вёл линейный корабль «Фридрих дер Гроссе«, флагманский корабль Хохзеефлотте, под флагом вице-адмирала Рейнхардта Шеера, командующего германским флотом. За ним следовали «Кайзер», «Кайзерин» и «Принц-регент Луитпольдом», а в конце строя шли дредноуты более ранней постройки: «Остфрисланд» (флаг вице-адмирала Шмидта), «Тюринген», «Ольденбург»и Гельголанд с 5 эсминцами.  Но корабли Г.Пусского: Баден, Кениг Альберт, Байерн, Гинденбург и Мольтке (на него утром перешел Хиппер), Танн и крейсер Грауденцс подошедшими 7 оставшимися эсминцами 10 флотилии, которые успели довооружиться 2 запасными торпедами, каждый. Линейные крейсера Хиппера: Мольтке, Танн идя полным ходом (до 26 узлов) вместе с крейсером и эсминцами должны были перекрыть пути отхода англичанам.
Джеррам к утру выяснил, что он вообще остался один — в белёсой утренней дымке не было видно ни одного корабля: ни британского, ни германского. «Что не видать немцев, — невозмутимо произнёс командир линкора Бэйрд, — это хорошо, а вот что нет наших — это плохо. Будем надеяться, что они скоро появятся«.
Видимость была отвратительной — туман. Корабли Г.Прусского столкнулись с единственным легким крейсером англичан Беллона. Он немедленно попал под их ураганный огонь дредноутов с дистанции всего двенадцать-пятнадцать кабельтовых — практически в упор. Беллона не только не успела открыть ответный огонь, но даже сообщить по радио о встрече с противником. Двенадцатидюймовые снаряды ломали корпус крейсера, взрыв следовал за взрывом, пока, наконец, он не исчез в огненном облаке. Расстрелянный английский крейсер ещё не затонул, когда головнй дредноут Баден, распоров очередную туманную полосу, обнаружил по левому борту, в пятидесяти пяти кабельтовых, линкоры Джеррама. Встреча для него оказалась неожиданной.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

Расстрел Беллоны
 
Надеждам капитана 1 ранга Бэйрда не суждено было сбыться, когда по корме были замечены серые силуэты больших кораблей, и стало ясно, что это не англичане, а дредноуты Хохзеефлотте, разворачивающиеся в боевой порядок. С другого борта показались еще группа кораблей. Но это тоже были немцы. Расстояние до них быстро сокращалось, и вскоре германские тяжёлые снаряды вспенили воду у бортов британских кораблей. При соотношении сил два против одного у англичан не было ни малейших шансов на благополучный исход боя, и всё-таки они этот бой приняли. «Дать радио, — приказал Джеррам, сохраняя спокойствие, — всем, кто его услышит: «Веду бой с немецкими линкорами Моё место…«. А затем двенадцатидюймовый снаряд с «Кенига Альберта» ударил в носовую надстройку «Аякса», рубя осколками антенну, и британские моряки лишились возможности передать миру своё последнее «прости».
Исход боя был ясен с самого начала….
Встретившиеся отряды образовали своеобразный «слоёный пирог»: Хиппер со своими крейсерами оказался впереди английских линкоров, а суперлинкоры Г.Прусского подходили сзади справа, а слева выходили в атаку Грауденц и 7 эсминцев.
«Аяксы» торопливо разворачивали башни на левый борт — «кайзеры» и «бадены» были гораздо опаснее, чем потрепанные германские линейные крейсера. Джеррам хорошо понимал, что бой кончится для него печально — силы слишком неравные. Надо было отрываться, причём незамедлительно, и Джеррам начал отворачивать от немцев.
Разворачиваясь, английские дредноуты били из всех орудий. Стрельба оказалась из-за плохой видимости  малоэффективной: британцы добились всего одного попадания, зато такого, которое могло изменить весь ход боя.
Англичане смогли вернуть немцам должок за попадание снаряда в рубку Бархема. 343-мм снаряд с «Аякса» с дьявольской точностью (и по дьявольской случайности) угодил в просвет боевой рубки «Бадена». Шестнадцатидюймовую броню он не пробил, но разорвался снаружи и огненной метлой ударной волны, щедро приправленной горячими осколками, вымел внутренности рубки. И вместе со всеми остальными людьми, там находившимися, получил очень серьезные ранения командующий отрядом Г.Прусский. Судьба сражения оказалась под вопросом. Линкор рыскнул в сторону, и никем не управляемый стал отворачивать в сторону от англичан.
Немецкий строй мог смешаться, дав шанс англичанам ускользнуть. Кома,ндир следующего за флагманом, Кениг Альберта  быстро разобрался в сложившейся ситуации. Немецкая боевая машина сработала без сбоев. Поскольку основные приказы с Бадена были уже отданы: » Курс на противника. Бить по головному. Эсминцам атаковать неприятеля, то Кениг Альберт пошел прежним курсом, прямо на противника,а «Баден» развернувшись, был вынужден занять строй в конце колонны. Но германские эсминцы уже были готовы выпустить торпеды.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

Гибель торпедированного линейного корабля «Центурион»
Спасение экипажа немецкими эсминцами
Эскадра адмирала Джеррама уподобилась солдату, прогоняемому сквозь строй, только вместо шпицрутенов её беспощадно хлестали залпы германских кораблей. Линкоры типа «Аякс» были мощными кораблями, однако их броня, особенно на средней дистанции, была вполне по зубам германским орудиям. Английские линкоры — «Аякс», «Центурион сразу получили по несколько попаданий, а на флагмане полыхал пожар. «Центурион» сел носом из-за подводной пробоины, ана «Эрин», самом слабом корабле, строившемся для Турции, вышли из строя две башни из пяти. Из дюжины снарядов, попавших в «Эрин» всего за несколько минут, один оказался для него роковым.
Германские линкоры вели огонь попеременно кормовыми и носовыми группами башен — такая организация стрельбы была более удобной, нежели традиционные четырёхорудийные залпы с использованием одного орудия в каждой башне. Пороховой дым заволакивал только одну из оконечностей корабля, не мешая наблюдать за падением снарядов с одного из двух разнесённых постов управления. Условия освещения были благоприятными для германских комендоров: британские корабли чётко вырисовывались на освещённой поверхности моря — превосходные немецкие дальномеры позволяли различить на них любую деталь, — тогда как серые силуэты немцев размазывались и сливались с туманной дымкой. Англичане стреляли вслепую: неудивительно, что за пятнадцать минут они добились всего четырёх попаданий — двух в «Кениг Альберт» и по одному в «Байерн» и «Гинденбург» «, — получив в ответ около двадцати.
(В НР в начале боя. за первые 20 минут боя, корабли Битти получили более 20 снарядов, а немцы только 4)
Тут свое слово сказали мощные 381-мм орудия линкоров Г.Прусского. Через десять минут стальная туша такого снаряда проломила десятидюймовую броню барбета средней башни главного калибра, протиснулась внутрь, и там, в перегрузочном отделении, обернулась ревущим огненным вихрем. На «Эрине» повторилось то же, что произошло на «Куин Мэри»: заряды, упакованные в шёлковые картузы, вспыхнули, огонь змеёй протёк в погреб, и чудовищный взрыв вздыбил палубу линкора, одновременно вырвав у него днище.
В это же время до английских линкоров дошли торпеды германские эсминцев, которые уже разрядили свои торпедные аппараты. Их атаку поддержали необстреливаемые линейные крейсера Хиппера. Две торпеды попали в левый борт Центуриона, который вывалился из строя, погружаясь кормой. Он продержался на воде немногим более часа и затонул, оставленный командой. Немцы направили спасать экипаж эсминцы, оставшиеся без торпед. А германские корабли, не отвлекаясь, преследовали пытавшийся сбежать Аякс.
Немецкие эсминцы жестоко пострадали за свою дерзкую атаку. В S-59 снаряд попал в котел и вывел из строя рулевую машину, скорость резко уменьшилась, но эсминец успел выпустить торпеды, а затем в него попало еще несколько снарядов, и он стал тонуть. В G-90 фугасный снаряд попал в заднюю турбину, но, несмотря на это корабль до выпуска торпед смог идти со скоростью 26 узлов. Далее, он принужден был совсем застопорить машины, с тем чтобы заделать пробоину, расположенную ниже ватерлинии. Впоследствии, чтобы заделать пробоину, кораблю искусственно пидали крен на противоположный борт. Миноносец был взят на буксир. Ну а эсминец V-76 не смог выпустить даже торпеды, получив несколько снарядов, он взорвался.
 Тут из тумана появились корабли Шеера, немного опоздавшие к месту боя. Немецкие линкоры в грозном молчании прошли мимо тонущего «Центуриона», направляясь в сторону раздающихся вдали выстрелов.
            Бой был проигран за двадцать минут: над «Аяксом» то и дело взмётывались дымные фонтаны всё новых и новых попаданий. Флагманский корабль Джеррама мог еще давать ход в 20 узлов, и английский адмирал надеялся на помощь 1-й и 4-й эскадр Гранд Флита, но он не знал, что английского флота уже не существует, а его жалкие остатки получили приказ возващаться в свои базы. Линкор продолжал стрелять и даже попадать в неприятеля.
Флагманский корабль вице-адмирала Джеррама около часа держался под огнём десятков тяжёлых орудий, но не спускал флага, и являл собой жуткое зрелище. Из проломов в палубе вырывались языки огня, из разбитых башен торчали под разными углами замолчавшие орудия. Крылья мостика были снесены ударами снарядов как будто срубленные взмахами гигантского клинка, и обнажился бронированный цилиндр боевой рубки — голый и очищенный от всего внешнего архитектурного обрамления словно череп, с которого сняли скальп. Внешне эта «кастрюля» выглядела целой, но живых в ней не было: пятнадцатидюймовый снаряд сорвал броневую дверь правого борта, а следующий, упавший возле вскрывшегося проёма, убил всех находившихся внутри.
О чём думал в последние минуты жизни адмирал Джеррам, погибший в боевой рубке «Аякса»? Быть может, о том, что расстреливать рейдеры, по всем статьям уступавшие его линкорам, и вести беспощадный бой с равным противником — вещи очень разные? Кто знает…
Настал момент, когда принимая добивающие удары немецких снарядов, «Аякс» медленно и величественно повалился на борт и скрылся под волнами как воин, умирающий от ран.
С правого борта гремели орудия линейных крейсеров Хиппера — они вносили свою лепту в разгром. Англичане, блюдя традиции непобедимого флота, дрались до конца.
Но немецким кораблям тоже досталось. «Кениг Альберт» получил 3 попадания. В кормовую оконечность попало сразу два 343-мм снаряда. Один из них проломил шестидюймовую броню, сделав подводную пробоину, и уничтожил правый кормовой торпедный аппарат, второй вырвал громадный кусок небронированного борта над румпельным отделением. В пробоины хлынула вода, и линкор начал оседать на корму, а от следующего снаряда вспыхнул большой пожар, затянувший корабль чёрным дымом. «Байрен»получил 2 попадания. Первый снаряд угодил в носовую надстройку в районе ходового мостика и повредил управление рулём, другой пробил палубу бака и сделал полуподводную пробоину в носовой части линкора. «Гинденбург» получил 1 попадания. 343-мм снаряд попал в корму, сделал пробоину и погнул левый гребной вал, из-за чего турбину пришлось остановить, и скорость крейсера снизилась; а «Баден» получил 1 попадание, которое  поразило боевую рубку, временно выведя из строя средства связи и приборы управления огнём, выведя из строя почти весь штаб отряда.
Корабли Хиппера попаданий не имели. Всего англичане добились попаданий 7 343-мм снарядами, но это уже не могло повлиять на ход боя. Вскоре все было кончено. «Аякс» перевернулся и затонул вместе с Джеррамом.
Германский отряд с тяжело раненым Г.Прусским, соединившись с отрядом Шеера, отправиля к родным берегам.
Аякс получил 6 381-мм, 12 305-мм и 9 280-мм снарядов, Центурион получил 2 торпеды, 8 305-мм и 4 381-мм снаряда, а Эрин получил 4 381-мм и 12 305-мм  снаряда. Беллона получила 5 305 мм снаряда. Всего +60 снарядов крупного калибра.
(В НР во время второго дневного боя три английских линкора: Бархем, Вэлиант, Уорспайт до поворота смогли попасть в немецкие линкоры 2 снарядами, а после поворта за 20 минут они еще смогли попасть 5 снарядами в немецкие линейные крейсера. Малайя попаданий не добилась.)
 
У Хорнс-рифа отряд кораблей с поврежденными линейными крейсерами и линкорами в сопровождении броненосцев ждали 4 линкора типа Нассау. Построившись в колонну, они направились в базу через протраленные минные заграждения. Линкор «Рейнланд»  в 4.20 подорвался кормой на мине, выставленной ночью Эбдиейлом, но противоторпедная переборка выдержала, и корабль остался на плаву. Погиб 1 человек и 9 ранены. Были затоплены 4 отсека. Часть немецких кораблей (поврежденные линкоры Бенке) была вынуждена изменить курс, а броненосцы застопорили машины. Но переполох был не долгим. В 4.33 командир отряда приказал следовать дальше, не обращая внимание на опасность. В Яде корабли прибыли в начале дня, кроме Зейдлица, который принял слишком много воды носом, и ему пришлось ожидать прилива, чтобы миновать банку Амрум.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

Корабли прошли над тремя английскими подводными лодками, имевшими приказ приступить к боевым действиям начиная со 2 июня. Но одна из лодок ослушалась приказа и проявила разумную инициативу. Это была Е-7.

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

«Рейнланд» подорвавшийся на мине
Кильватерная колонна дредноутов, растянувшаяся на несколько миль, шла встречным курсом и ходом в пятнадцать узлов; дистанция быстро сокращалась, и вскоре командир «Е-7», понял, что не ошибся: это были немецкие линейные корабли. Он видел перед собой врага и готовился его атаковать. Взаимное положение германских дредноутов и субмарины не слишком благоприятствовало успешной атаке — они сближались на острых курсовых углах, однако вскоре, к великой радости командира «Е-7», немецкие линкоры начали последовательно поворачивать, меняя курс.
Волны захлёстывали стекло перископа, субмарина то проваливалась, то чуть ли не выскакивала на поверхность — удержать её на заданной глубине стоило больших трудов. А германские дредноуты разворачивались один за другим, и британский подводник начал уже опасаться, что не успеет ухватить врага за хвост. Но опасения были напрасными: он успел, и с дистанции тысяча двести ярдов выпустил торпеды по четырем замыкающим колонну дредноутам типа «Кениг». Из четырех торпед по одной попали в линкоры Маркгаф и Кронпринц. Ни один из них не получил серьёзных повреждений и они благополучно дошли до базы.
В «Маркграф» торпеда попала в корму с правого борта, взрывом заклинило и вывело из строя рули, внутрь корпуса начала поступать вода. Чуть позднее дредноут всё же смог самостоятельно следовать за эскадрой.
В «Кронпринц» торпеда попала между башнями главного калибра «А» и «В», что вызвало поступление внутрь корпуса 250 т воды, но несмотря на это, оба линкора смогли поддерживать скорость хода 17-19 уз. и удержать свое место в строю.
«Даже если ни один из них не затонет, то «Крест Виктории» мне обеспечен» — самодовольно подумал командир подводной лодки, уходя на спасительную глубину и ложась на курс отхода.
(В НР аналогичный случай произошел 4 ноября 1916, когда подводная лодка J-1 смогла одним залпом повредить линкоры Гроссер Курфюрст и Кронпринц )

Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.

Бремзе
 
Также в это же самое время шедшие на базу минзаги Бремзе и Бруммер столкнулись с 2 эсминцами Гарвических сил Тервита. В результате скоротечного боя эсминцы Нубиен и Линксбыли потоплены, поскольку англичане опасно сблизились с ними, приняв их за свои корабли. Нубиен был выведен из строя первым же залпом, прежде чем успел попросить о помощи по радио. Через несколько минут Линкс постигла та же участь. У англичан погибло 135 человек. Выпущенная англичанами торпеда попала в корпус Бремзе, но не взорвалась, а две другие прошли мимо. После этого германские корабли, чтобы не всупать в бой с английскими крейсерами, на полном ходу скрылись с места боя.
(В НР 17 октября 1916 года эти 2 минзага натолкнувшись на английские 2 эсминца смогли потопить их в течение очень короткого времени.)
 
 
Итоги утренних боев
 
В АР (НР) англичане получили +60 попаданий крупными снарядами:
 
 
381-мм
305-мм
280-мм
Всего
Аякс
+6
+12
+9
+27
Центурион
+4
+8
+12
Эрин
+4
+12
+16
Беллона
+5
+5
Всего
+14
+37
+9
+60
В АР (НР) немцы получили +7 попаданий крупными снарядами:
 
343-мм
Баден
+1
Кениг Альберт
+3
Байрен
+2
Гинденбург
+1
Всего
+7
Знаком + отмечены попадания, которых не было в НР.
За период утренних боев в АР английский флот потерял 6 линкоров: Аякс — артиллеия, Ценурион — торпеды и артиллерия, Эрин — артиллеря, Бенбоу — торпеды, Беллерофон — торпеды, Темерер — торпеды, 1 крейсер Беллона — артиллерия, 3 эсминца: Онслаутартиллерия, Харди — артиллерия и Линкс — артиллерия.
Германский флот потерял 2 эсминца: S-56 и V-76.
 Альтернативная история Ютландской битвы. Часть шестая. Утренние бои.
 Английский флот шел в свои базы, но на их пути были подводные лодки и минные заграждения, но об этом в заключительной части.   
Окончаеие следует
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account