Альтернативная бронетехника 30-х годов. Часть 2. Танк нового поколения УТ-37
Итак, вот мой четвёртый пост. Сразу хочу извиниться за длительное отсутствие, сдавал ненавистный ЕГЭ.
Содержание:
Введение
Итак, 1935 год. Планируется выпуск танка новой конструкции, а именно колёсно — гусеничного «КТ-3 — Агрессор». Однако, начавшаяся гражданская война в Испании (в моей вселенной она началась годом ранее) несколько изменила планы. Изначально СССР поставил силам Республики 50 танков РТ-1 и 5 КШМ. Однако, данные машины себя не оправдали. Слабая бронезащита легко пробивалась даже противотанковыми ружьями, не говоря уже о противотанковой артиллерии на любых реальных дистанциях боя. За первые месяцы боёв были подбиты 25 и захвачены 6 танков. Спустя 2 месяца Страна Советов отправила на помощь республиканцам 35 УТ-31 ранних выпусков. Данные машины проявили себя куда лучше, но всё равно несли потери. УТ-31 поражались 75-мм полевыми орудиями в лоб и лёгкими противотанковыми средствами в борта. Сказалось отсутствие должного опыта взаимодействия пехоты с машинами такого типа. Следующим неприятным сюрпризом стали новейшие немецкие танки «Зигфрид», о которых я, возможно, как-нибудь расскажу.
Так что, вырисовывалась следующая картина: эра лёгких пулемётных танков постепенно подходит к концу. Танк, в первую очередь как средство прорыва, должен иметь мощное круговое бронирование. Для бронированных транспортёров же достаточно и фронтального.
В начале 1936 года началось проектирование новой машины в массе 20 — 22 тонн и экипажем 4 человека. Бронирование должно давать эквивалент 65 мм во лбу и 40 мм в бортах.
Разработка велась до 1937 года, ещё год длились испытания и доработки. Так, к концу 1938 года машина поступила на вооружение Красной армии.
Бронирование
Лоб корпуса имеет толщину 35 мм и угол наклона 60 градусов.
Борт — 25 мм, притом верхний пояс прикрывал дополнительный 10-мм экран под углом 45 градусов, за которым располагался бак.
Крыша, днище и корма защищены 12-мм листами.
Башня состоит из двух гнутых листовых конструкций. Лобовой лист имеет толщину 60 мм, бортовой и кормовой — 30.
Люк механика — водителя получил дополнительное усиление 12-мм листом.
Данный танк стал прорывом во многих смыслах именно благодаря сочетанию тяжёлого бронирования и подвижности.
Подвижность
С учётом возросшего бронирования выросла и масса. Так, на прототипе она составляла 19,8 тонн, а на серийных образцах — 20.3 тонны.
Двигатель остался прежним, М-5, мощностью 320 л.с. Начиная с 1938 года начались активные эксперименты по установке перспективного V- образного двигателя.
Удельная мощность 15,7 л.с./т хоть и уступала таковой у предшественников, но в сочетании с более современной планетарной трансмиссией обеспечивала вполне достойные ходовые качества.
Запас хода составил 450 км, максимальная скорость вперёд — 45 км/ч, назад — 22.
Торсионная подвеска стала существенным шагом вперёд по сравнению с открытыми пружинами на ОТ-33.
Вооружение
УТ-38 вооружался специально модифицированной пушкой 20-К-М1. Ствол был удлинён на 6 калибров, а также были переработаны откатные части. Для неё был разработан новый катушечный боеприпас с увеличенным пороховым зарядом. Очень эффективной оказалась спарка пулемётов ДТ во лбу башни. Кроме того, в корме имелась шаровая бойница.
В задней части башни имелось 32 снаряда к пушке, 20 — по бортам и 80 — на днище корпуса в огнеупорных ящиках. В забашенной нише также располагалось 4000 патронов для пулемётов.
Кроме этого имеется 8 дымовых мортирок калибром 76 мм с возможностью стрельбы осколочными, дымовыми и осветительными снарядами.
Средства наблюдения и связи
В танке имеется танковое переговорное устройство и радиостанция среднего радиуса действия.
В распоряжении командира находится двукратный прибор наблюдения и 6 триплексов кругового обзора.
Наводчик имеет перископический прицел, как и механик — водитель. У заряжающего приборы наблюдения отсутствуют.
Тактическое применение
Данная машина стала классическим танком прорыва. Ими комплектовались гвардейские штурмовые батальоны, в распоряжении которых также имелось большое количество бронетранспортёров.
Машины с наилучшей стороны показали себя во время Советско — Финской войны, отличаясь высокой проходимостью и защитой. Именно тогда были выработаны требования для более совершенной машины, о которой будет рассказано позже.