1

Альтернативная атомная подводная лодка пр.680. CCCР

 

Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования подводных лодок. Постоянное повышение боевых возможностей противолодочных сил, а также средств противовоздушной и противоракетной обороны надводных кораблей стран НАТО, требовало адекватного совершенствования и советских противокорабельных сил (в том числе и подводных лодок). Эксплуатация ПЛАРК 670 проекта выявила ряд существенных недостатков корабля. Так, слабое гидроакустическое вооружение не позволяла использовать ракетный комплекс на полную дальность, при этом сам «Аметист» требовал замены.Показатели шумности так же не удовлетворяли современным требованиям, хотя лодка считалось одной из самых малошумных в Советском флоте. Требовалась замена радиоэлектронного оборудования, средств связи и навигации.
 
 В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР "Аметист". В 1964 году "челомеевская" фирма приступила к разработке нового комплекса -120 "Малахит" с ракетой 4К85 (при этом ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса "Аметист"). Новый комплекс должен был иметь и значительно большую дальность стрельбы — до 150 км.
 
 В конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112 начались работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр "Чайка". Главным конструктором усовершенствованной лодки первоначально являлся В.П. Воробьев. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен В.Р. Мастушкин.
 
 Параллельно началась разработка принципиально нового корабля проекта 680,получившего шифр «Мурена». В основу легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения-мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, автоматизированного комплекса радиосвязи, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Главным конструктором нового проекта стал С.Ю.Муранов. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Г.И.Литвиненко.
 
 Учитывая большое количество нового вооружения и оборудования, а так же перспективы дальнейшей модернизации, было решено отказаться от развития проекта 670М и все усилия направить на новый корабль.
 
 Возросшие массогабаритные характеристики нового оборудования, а также значительно увеличенный запас минно-торпедного вооружения привели к росту размерений и водоизмещения корабля по сравнению с проектом 670.
 
 По своей конструкции проект 680,в отличие от предыдущих кораблей серии 670,является двухкорпусным. Конструкция легкого корпуса выполнена из немагнитной стали, на поверхность нанесено нерезонансное противигидролакационное и звукоизолирующее резиновое покрытие. Прочный корпус состоит из цилиндров различного диаметра, соединенных коническими вставками. При изготовлении прочного корпуса использована сталь АК-29,толщина листов достигает 35мм. Внутренние стальные водонепроницаемые переборки рассчитаны на давление 10 кгс/см.кв. Они делят прочный корпус на 7 отсеков:
 
1-торпедный, жилой, аккумуляторный;
2-жилой;
3-центральный пост, аккумуляторный;
4-жилой, электромеханический;
5-реакторный;
6-турбинный;
7-электромеханический.
Носовые горизонтальные рули изготовлены из титана и смещены к ограждению выдвижных устройств. Кормовое оперение крестообразное, на высоком вертикальном руле находится выходное устройство для буксируемой антенны ГАС. Ограждение выдвижных устройств изготовлено из алюминия.
 
Главная энергетическая установка лодки (мощность на валу 31.000 л.с.) была фактичес        Главная энергетическая установка лодки (мощность на валу 40.000 л.с.) была модернизированным вариантом ГЭУ ПЛА проектов 671-РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4М тепловой мощностью 90 МВт и четыре парогенератора ПГ-4ТМ, один турбозубчатый агрегат ГТЗА-615. В электроэнергетическую систему корабля входят два автономных турбогенератора ОК-2 мощностью 2000 кВт, вырабатывающих переменный ток напряжением 380 В, 50 Гц. Лодка имеет также дизель-генератор мощностью 460 кВт, который при вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обеспечивает движение в подводном перископном положении под гребными электродвигателями или подзарядку аккумуляторных батарей.
 
  В качестве резервного средства движения (как и на лодках предыдущей серии) имеются два электродвигателя постоянного тока ПГ-138 мощностью по 275 л. с. Каждый двигатель, расположенный на горизонтальном оперении, приводит в движение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. В качестве основного движителя использован низкооборотный (290 об/мин) семилопастной гребной винт большого диаметра. В подводном положении лодка развивает наибольшую скорость хода 34 узла, в надводном – 10 узлов.
 
 Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности ПЛАРК за счёт внедрения принципиально новых решений по амортизации (т.н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций. Турбозубчатый агрегат и автономные турбогенераторы со вспомогательными механизмами установлены на общей раме в едином агрегате с высокоэффективной двухкаскадной амортизацией: амортизаторы использованы при креплении агрегатов на раме, а рама изолирована от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами.
   На корабле установлен ГАК «Скат-Б», обеспечивающий обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Он позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию. Были применены бортовые приёмники шумов (гидрофоны), работающие в пассивном режиме, а также протяжённая буксируемая инфразвуковая антенна.Впервые была реализована возможность электронного обнаружения сигнала с автоматическим обнаружением дискретных составляющих. По своим возможностям комплекс «Скат-Б» вчетверо превосходил ГАК предшествующего поколения и фактически являлся аналогом американского комплекса AN/BQQ-5,уступая ему лишь по массогабаритным характеристикам.
   Низкий уровень шума (лодка получилась самой малошумной в ВМФ)и,особенно, в сочетании с совершенным ГАК, привели к небывалой скрытности корабля.Так,уже во время первого выхода головной ПЛ К-85 под командованием к.2р.Кобзарева С.Ю.на здачу задачи Л-2, была обнаружена американская АПЛ типа «Стерджен» недалеко от входа в Кольский залив.Дистанция составила около 150 каб.Заняв позицию слежения было определено,что ПЛА держит курс в залив.При пересечении границы тер.вод Кобзарев приказал дать активную посылку на американца.Нарушитель резко изменил курс и стал,маневрируя,выходить из наших вод.Даные об обнаружении были переданы на ЦКП флота и «гостем» занялась авиация.Контакт с американцем был утерян на дистанции 376 каб.И это в Баренцевом море..
 
 Боевая информационная управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой.
 
 Корабль был оснащён новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», а также специальным разведывательным комплексом.
 «Главным калибром» подводной лодки стал ПКРК»Малахит». Твердотопливная ракета 4К85 имела стартовую массу 3180 кг и несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150 км, скорость ее полета соответствовала М=1. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска, как из подводного, так и из надводного положения. По сравнению с ПКР "Аметист" была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. "блок доведения" — инфракрасный датчик, установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий" РЛС на конечном участке траектории. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась с использованием цифровой ЭВМ, которая могла проверять все восемь ПКР одновременно. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.
 
 Торпедное вооружение ПЛАРК пр.680   включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата комплекса «Ладога 1В-680» с системой подготовки ТА «Кальмар». На кораблях этого проекта появились новые противолодочные комплексы «Водопад» и «Ветер» с ракетами 83-Р и 84-Р. Кроме того, ПЛА могла нести специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства «спец-назначения».
 
 
 Наиболее важным усовершенствованием, внедрённым на ПЛА пр.680, стал принципиально новый тип оружия – стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км (аналог американских «Tomahawk»). Так К-255 была достроена по изменённому проекту 680К – с комплексом вооружения, дополненным КР. После отработки комплекса ещё шесть корпусов ленинградской постройки: К-245, К-291, К-389, К-139, К-415 и К-449 были также достроены по пр.680К, в состав вооружения которых уже штатно входили ракеты 3М10В2. В дальнейшем в процессе модернизации крылатыми ракетами были дооснащены ещё две лодки: К-525 (в 1986-96 гг.) и К-503 (1988-92 гг.).
 
 Оснащение ПЛАРК пр.680К крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-мм торпедных аппаратов. Внешне корабли пр.680К, практически не отличались от предшественников, так как все отличия коснулись внутреннего расположения оборудования, приборов и систем управления стрельбой. Кроме того, на большей части ПЛА пр.680К гидроакустический комплекс «Скат-Б» был заменён на усовершенствованный «Скат-Б2М».
 Строительство подводных лодок проекта 680 было решено одновременно организовать на Ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе «Звёздочка») и в Комсомольске-на-Амуре на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом Камне). Головную ПЛАРК этого проекта – К-525 – заложили на ССЗ им. Ленинского комсомола в 1974 году. Всего до 1984 г. на этом заводе было построено 15 ПЛА (и ещё одна снята со строительства) и столько же на Адмиралтейском судостроительном заводе, где они строились до 1992 года.

 

Основные тактико-технические характеристики.
Водоизмещение-6214/9425 т.
Длина наибольшая-121 м.
Ширина-12,1 м.
Скорость хода-34/
10 уз.
Глубина погружения-320
/400 м.
Автономность-100 суток.
Экипаж-101 чел.
Вооружение:
ПКРК «Малахит»-10 ПУ.
650 мм.ТА-2(8 торпед 65-73 или 65-76)
533 мм.ТА-4(20 торпед (53-65К,СЭТ-65,УСЭТ-80,ПЛУР 83/84Р,СКР 3М10В2))



Альтернативная атомная подводная лодка пр.680. CCCР

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account