Содержание:
Лучший воин марокканского султана и опора кастильского трона дон Алонсо де Гусман был самым известным наёмником Испании XIII века. Его карьера пришлась на пик христианского наёмничества в странах Магриба — а неожиданная гибель от рук собственных солдат изменила историю.
Deus Vult!
Повсюду был раскалённый песок. Вражеские силуэты с трудом угадывались на горизонте. Чувствовалось дыхание пустыни.
Не было никакого «солдаты, сорок веков взирают на вас с вершин пирамид». Под огромным стягом с крестом и с крестами на шлемах воины дона Алонсо де Гусмана, лучшего полководца маринидского султана Абу Юсуфа, с криками Deus Vult! и «Аллах Акбар!» неслись на врага. Очередное кочевое племя навеки исчезло в раскалённой пустыне.
Вряд ли сеньор Гусман, который в 1276 году сражался под флагом Кастилии против султана Абу Юсуфа, думал, что спустя четыре года окажется у него на службе. Или что в 1280 году, считаясь его лучшим полководцем, станет укреплять власть султана в Марокко и Алжире. Или — что его имя станет нарицательным, и им будут пугать кочевников Сахеля.
Везучий бастард
Гусманы были известным кастильским семейством, к которому принадлежали даже королевы Кастилии и Португалии, не считая мажордомов правящей кастильской династии. Но вот у Алонсо дела сразу же не задались — он был бастардом дона Педро де Гусмана. Хорошо хоть мать оказалась благородных кровей.
Став рыцарем, Гусман-бастард участвовал в 1276 году в очередной войне кастильского короля Альфонсо X с султаном Абу Юсуфом. Там он блестяще себя проявил: грамотно руководил отрядами наёмников-хинетов, несколько раз разбил арабов и заслужил настолько большое уважение у короля, что тот доверил ему мирные переговоры с султаном.
Времена стояли простые, шёл XIII век. Рыцари Кастилии или Арагона вместе с мусульманскими феодалами Андалусии часто искали славы и богатства при дворах султанов и королей. Религия не была помехой: к услугам иноконфессиональных наёмников прибегали часто и с огромной охотой.
Время централизованных королевств, когда «одно истинное вероучение» насаждалось книгой и мечом, ещё не наступило.
Султан сделал ход конём — предложил дону Алонсо перейти к нему на службу.
Тот поначалу колебался. Но перспектив у бастарда (даже очень удачливого и успешного) при дворе было немного, поэтому спустя какое-то время Алонсо продал свои земли и с 50 людьми откочевал к султану.
И не пожалел об этом. Султан сделал его главой своих личных телохранителей, а потом назначил командующим всеми христианскими наёмниками в государстве. Кастилец выставил условия: войска под его руководством можно выставлять только против мусульман. Против христиан он воевать не желает и не будет. Султан, бывший тогда союзником Кастилии, радостно согласился.
Так главной задачей Гусмана стало подавление набегов и мятежей кочевников, а также сбор с них дани.
Отношение жителей магрибского побережья к «воинам пустыни» было хуже некуда. Они готовы были сожрать свинину, упиться вином и обратиться в христианство, лишь бы избавиться от опустошительных рейдов кочевников. Тем более что раньше за этими разбойниками часто стояли соперники маринидов — халифы из рода Альмохадов.
Впрочем, сыновьям последнего альмохадского халифа Абу Даббуса Гусман оказал помощь, когда те хотели в 1280-х годах захватить Тунис. Правда, у них ничего не вышло, но тут уж кастилец был не виноват. Сложно, знаете ли, вести войну, когда тебе отдают дурацкие приказы.
На крутом вираже судьбы
Карьера при дворе султана складывалась прекрасно: Гусман стал богатым и известным человеком. И тут судьба преподнесла ему огромный подарок. В 1282 году сын кастильского короля Альфонсо дон Санчо поднял восстание.
Король и султан в том же году заключили военный союз, и лучший полководец — сеньор Гусман — вместе с арабо-берберскими войсками поспешил на помощь королю. Мятеж успешно задавили (не без активной помощи Алонсо).
Если несколько лет назад Алонсо уезжал из Кастилии бастардом, то теперь — владельцем городка Алькала-Сидония, многих замков и богатых поместий.
И всё бы у дона Алонсо было хорошо, но в 1286 году умер султан Абу Юсуф. Его преемник Абу Якуб быстро избавился от советников предшествующего правителя. Ну а уж главу султанских телохранителей сам Аллах велел менять.
Жалел ли об утрате должности Гусман? Навряд ли: между 1288 и 1290 годом он вернулся в Кастилию богатым человеком и быстро стал важной фигурой при дворе нового короля, дона Санчо IV, хотя всего несколько лет назад подавлял его мятеж против отца.
Но он был ценным военным кадром, и на такие мелкие прегрешения никто внимания не обратил. Мало ли с кем и за кого воевал дон Алонсо? Таких как он — христианских искателей удачи — в Испании было пруд пруди.
За пригоршню динаров
Уже во времена Омейядских халифов в VIII–XI веках н. э. дворцовая стража, или мамалики, состояла из галисийских и франкских наёмников. Коллапс халифата и период феодальной раздробленности в XI веке резко увеличили спрос на христианских солдат удачи. Самым известным из них был Родриго Диас де Вивар, более известный как Эль-Сид. Прежде чем стать героем Испании и защитником христианской веры, Сид воевал на стороне мусульманского правителя Сарагосы. Немало христиан отправилось на тот свет благодаря ему.
Берберийские династии Альморавидов и Альмохадов, пришедшие на смену ожесточённо грызущимся между собой андалузским феодалам, не только установили некое подобие централизованного государства, но и вновь увеличили число христианских наёмников. На этот раз практика найма кастильских или арагонских рыцарей докатилась до Африки.
В XI веке большинство христианских солдат у берберов составляли обращённые в рабство пленники, но уже в начале XII века всё резко поменялось. Между 1135 и 1137 годами главой христианских наёмников у Альморавидов стал Беренгар Ревертер, виконт Барселоны.
Добровольно присоединившись к ним, он погиб в битве Альморавидов против Альмохадов. Его сыновья отожгли похлеще отца: один стал тамплиером и участвовал в Крестовых походах, а вот второй предпочёл обратиться в ислам и служил уже Альмохадам.
Альмохады поставили на поток наём христианских солдат. Правивший в первой трети XIII века халиф аль-Мамун нанял 12 тысяч кастильцев — благодаря соглашению с королём Фернандо III. Тот, в свою очередь, мог свободно набирать воинов-мусульман в альмохадской Андалусии. Дело зашло так далеко, что Альмохады умудрялись нанимать даже принцев кастильской династии.
Почему бы благородным донам не повоевать за блистательных халифов?
Христианских наёмников было так много, что в Марракеше им даровали право соорудить свою церковь. Наёмникам разрешили молиться и причащаться по своим обычаям. Из них стали формироваться не только отряды дворцовой стражи, но и ударные части армии мусульманских властителей, и даже налоговая стража.
Кто-то ведь должен был жёстко и эффективно собирать подать в мусульманских королевствах — так кто, как не христиане?
Их возросшее влияние при дворах султанов и эмиров привело к тому, что католическая церковь резко изменила взгляды на наёмничество у мусульман. Если во время битвы при Лас Навас де Толоса папа римский Иннокентий III отлучил от церкви всех христиан, кто посмел выступить на стороне Альмохадов, то теперь курия вела переговоры об условиях проведения христианских обрядов при мусульманских дворах. Папа Николай IV вообще заявил, что само наличие христианских наёмников должно облегчить обращение мусульман в истинную веру.
Правители Кастилии и Арагона быстро стали покровителями наёмников и обставили их приём на работу своими условиями: как и сколько платить; договорились о допуске к ним духовных лиц, а также о строительстве мест для моления и даже экстерриториальных кварталов в городах, где стояли наёмники-христиане. Все пытались с их помощью получить влияние при дворах африканских правителей: Хафсидов Туниса, Маринидов Феса и Альвадидов Тлемсена.
Но начиная с XIV века активному христианскому наёмничеству в Африке постепенно пришёл конец. Правда, ещё в 1446 году брат Хуан Галликант, прибывший в Тунис для проведения переговоров с местными властями о выкупе пленных-христиан из рабства, успешно воспользовался помощью капитана местной христианской милиции Моссена Герау де Киральта.
Вплоть до покорения Туниса османами в конце XVI века многочисленные европейские послы, путешественники и посланцы церкви постоянно говорили о христианской милиции — хорошо ассимилированной, но при этом влиятельной при дворе местных мусульманских властителей.
С приходом османов и завершением реконкисты в Испании христианское наёмничество в мусульманской северной Африке исчезло.
У подножья геркулесовых столбов
К счастью для дона Алонсо, на дворе было самое начало XIV века. Поэтому ничто не помешало достославному сеньору Гусману в 1303 году нанять в мусульманской Гранаде более тысячи конных воинов-хинетов. Командирами являлись знакомые Гусману по войнам в Северной Африке маринидские феодалы. Под его управлением хинеты жёстко потрепали войска Арагона, с которыми Кастилия, чисто по-соседски, начала очередную войну.
Уж в который раз успехи сеньора Гусмана помогли его стороне победить.
И всё-таки новые веяния внесли коррективы в дальнейшую судьбу кастильца. В 1309 году король Санчо бросил Гусмана на осаду Гибралтара. Уже тогда все понимали стратегическое значение этой крепости. И тут произошло неожиданное. Вчерашние соратники Гусмана, хинеты-мариниды, массово дезертировали из его войска и переметнулись на сторону врага. Религиозная принадлежность пересилила — мусульмане присоединились к мусульманам.
Во время одной из стычек с «маврами», среди которых было много его наёмников, Гусман погиб. Экспедиция провалилась — Гибралтар христиане захватили только в 1462 году. Смерть Гусмана стала началом постепенного увядания христианского наёмничества в Испании.
источник: https://warhead.su/2020/01/24/alonso-de-gusman-samyy-izvestnyy-nayomnik-staroy-ispanii