Алексей Хлопотов «Другой Т-90»
Об опытном основном боевом танке «Объект 187» на сайте уже была статья. Данный материал дополняет представленную ранее информацию.
Танк «Объект 187» был создан в Уральском КБ транспортного машиностроения под руководством главного конструктора В. И. Поткина в 1987-1993 годах в рамках ОКР «Совершенствование Т-72Б» и «Совершенствование-88». Ведущим темы являлся заместитель главного конструктора А. С. Шелгачев. Задуманный как дальнейшее развитие конструкции нижнетагильских боевых машин, он, по сути, стал образцом перспективного танка переходного поколения. Работая над «Объектом 187», уральские конструкторы вышли на новый уровень массогабаритных показателей, защиты, подвижности, огневой мощи и интеллекта боевой машины. Этот танк воплотил в себя самые передовые наработки отраслевой науки конца 1980-х – начала 1990-х годов, значительно опережая по военно-техническому уровню все стоящие на вооружении, а также перспективные танки стран НАТО.
Конечно, технологии тех лет были далеки от современных, что прежде всего сказывалось на массогабаритных характеристиках агрегатов и элементов СУО. Тем не менее, комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш» являлся лучшим на тот момент. Сейчас можно снисходительно усмехаться над применением приборов, основанных на фотоумножителях и электронно-лучевых трубках, но необходимо признать, что ночные прицелы «Буран-ПА» и «Агава-2» имели характеристики, вполне сопоставимые с западными аналогами. Одним из новшеств, впервые внедренных в отечественном танкостроении, стало применение микроразъемов в электроцепях управления, что существенно снизило объем и массу кабельных трасс. К сожалению, из-за отсутствия тогда в стране необходимой элементной базы не удалось реализовать информационно-управляющую систему (ИУС) «верха» или, используя современные термины, – систему тактического межобъектового взаимодействия. Однако ИУС шасси, предложенная специалистами УКБТМ совместно с СКВ «Ротор», была признана удачной и послужила основой для дальнейших разработок.
Талант уральских конструкторов проявился в создании унифицированного МТО, способного вместить моноблочную силовую установку как с дизелем, так и с ГТД. При этом основная часть трансмиссии и БКП были также унифицированы. Построили и испытали опытные экземпляры с Х-образным 12-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем 2В-12-2 (1200 л.с.), с его развитием – прототипом дизеля 2В-12-3 (1500 л.с.) и с самым мощным на то время газотурбинным двигателем ГТД-1500Г (1500 л.с.).
Моноблок представлял собой дизель с центральным редуктором, в который можно было поставить гидротрансформатор, гидротормоз и механизм поворота (а можно было и не ставить) или ГТД с гидротормозом и механизмом поворота (который также можно было не ставить). При этом БКП прекрасно совмещались с характеристикой того или иного варианта моноблока и, при необходимости, самостоятельно обеспечивала функции механизма поворота. Таким образом, на практике был реализован быстрозаменяемый силовой блок с выверенными тяговыми характеристиками, с использованием дизеля или ГТД, а также с универсальной трансмиссией, встроенной в шасси. Такая весьма эффективная концепция позволяла «таскать» машину большой массы. Разработка этого шедевра выполнялась совместно с ВНИИТМ.
Боевая масса танка «Объект 187» достигла порядка 50 тонн, причем основную прибавку дало удлинение корпуса за счет более объемного МТО и, главное, за счет более мощной и габаритной защиты в носовой части. При этом конструкция защиты была кардинально переработана. К ее особенностям можно отнести новую, более оптимальную, геометрию, применение более прочных сталей электрошлакового переплава, возможность быстрой замены преграды, включающей высокопрочные пластины (в том числе из броневого титана), и универсальную динамическую защиту. Корпус в носовой части был лишен так называемых «ослабленных зон»: шахты приборов наблюдения механика-водителя располагались за его люком. При этом в боевом положении кресло сдвигалось, при этом изменялся наклон его спинки. Кроме того, наклон верхнего листа был оптимизирован для работы броневой конструкции на рикошет.
Башня, согласно рекомендациям НИИ Стали, выполнялась сварной из листов более прочного проката. Она отличалась большой физической толщиной брони, высоким удельным содержанием спецбронирования (до 60%) и удачным баллистическим профилем. В частности, ее борт в пределах углов безопасного маневрирования был недосягаем для обстрела. Сварная башня отличалась и увеличенным внутренним объемом, позволившим разместить радиоэлектронное оборудование и выполнить места экипажа более эргономичными. Для защиты от средств массового поражения машина оснащалась ФВУ повышенной производительности. Башня, как и корпус, была прикрыта динамической защитой. В башне и на ней был смонтирован комплекс оптико-электронной защиты «Штора», успешно противодействовавший ПТУР и препятствовавший работе лазерных дальномеров противника. В качестве эксперимента на одном из опытных экземпляров применили взрывозащищенные так называемые «мягкие» наружные топливные баки.
Танк «Объект 187» должен был получить пушку 2А66 (Д-91Т) улучшенной баллистики с более высокими энергетическими характеристиками и новыми боеприпасами (35М39), которые разрабатывались в ОКБ-9 и НИМИ, соответственно, по теме «Анкер». 125-мм гладкоствольное орудие высокой баллистики 2А66 создавалось на основе 2А46М как переходный вариант между Д-81Т и 125-мм пушкой нового поколения 2А82. Дульная энергия 2А66 увеличилась настолько, что потребовалась установка дульного тормоза. Длина ствола по сравнению с 2А46 не изменилась: прирост характеристик был обеспечен за счет модификации казенника – увеличения объема каморы под более мощный заряд. Была повышена жесткость ствола, уменьшена его разностенность, усовершенствованиям подверглись люфтовыбирающие устройства, отрабатывалась технология частичного хромирования.
Оперенный бронебойный подкалиберный снаряд ЗБМЭ9 с коэффициентом удлинения более 20 представлял собой урановый ОБПС-моноблок с новым отделяемым поддоном: если предыдущие снаряды имели примитивное ведущее устройство в виде одиночной контактной катушки (вторым центрующим элементом служило оперение с калиберным размахом, крайне неудачное с точки зрения аэродинамики и изнашивающее ствол), то «Анкер» получил ведущее устройство, состоящее из калиберной и легкой композитной подкалиберной катушек. При этом оперение выполнялось из легких сплавов и размахом в разы меньше калибра. Для новой пушки также разрабатывалась и новая ракета 9М125.
Однако в процессе испытаний выяснилось, что дульный тормоз существенно влияет на точность стрельбы. В дальнейшем на часть опытных образцов установили пушку 2А46М. В целях увеличения огневой мощи велась проработка установки в башню 152-мм гладкоствольной пушки ЛП-83, разработанной ЦНИИ «Буревестник» и СКБ Мотовилихинских заводов в рамках темы «Таран», с новым автоматом заряжания. При этом танк для лучшей развесовки получил удлиненный корпус с 7-опорной ходовой частью. Этот вариант имел обозначение «Объект 187А», однако в металле не строился.
Всего собрали и испытали шесть опытных образцов танка «Объект 187». Каждая машина существенно отличалась от предыдущей, наглядно демонстрируя эволюцию типа и направления поэтапной отработки узлов, механизмов, агрегатов и систем.
Образец №1 вышел на заводские конструкторско-доводочные испытания уже в августе 1988 г. За год он прошел более 3000 км, после чего был списан. Образец №2 откатал почти 1800 км, затем его дооборудовали и расстреляли на полигоне НТИИМ. Результаты реального воздействия современными противотанковыми средствами продемонстрировали выдающиеся показатели уровня защиты. Расстрелянный образец вскоре утилизировали. Между тем, списанный образец №1 ожидало второе рождение: после разборки и дефектовки его корпус использовали для изготовления образца №3.
Опытный образец №3 изначально предназначался для разнообразных «варварских» экспериментов, связанных с возможностью разрушения конструкции, и по этой причине никогда не был полностью комплектным.
Самым интересным экспериментом стала установка МТО с ГТД-1500Г («изделие 39», «Объект 195Г»). Впервые в России для танка с ГТД уральскими конструкторами была разработана полноценная система ИУС шасси.
В таком виде танк прошел испытания на стенде в Нижнем Тагиле и в последующем катался на полигоне в подмосковной Кубинке. Образец №3 также проходил комплексные испытания ПАЗ в ядерном центре в Арзамасе. Надо сказать, что установка турбины на эту машину была скорее вынужденным шагом, попыткой выживания в сложившейся к тому моменту политической ситуации и преследовала две цели. Во-первых – выбить козыри у «турбинного» лобби. Показать, что у Нижнего Тагила также есть почти готовая машина с популярным у тогдашнего руководства МО СССР газотурбинным двигателем. Причем, машина более совершенная. Во-вторых – доказать сторонникам газотурбинной силовой установки преимущества новых дизелей повышенной мощности, так как не только испытания, но и теоретические расчеты показывали явный проигрыш газотурбинной СУ по многим параметрам.
Конструкция образца №4 существенно отличалась от первых трех машин. Прежде всего, по корпусу и ряду систем. Кроме того, четвертую машину уже оснастили ИУС-В. Изменились форма и конструкция сварной башни, возросли ее габариты в миделе и кормовой части. Традиционная для нижнетагильских конструкций вентиляторная система охлаждения имела два центробежных вентилятора, смещенных от центра кормовой части, соответственно, вправо и влево. Выхлопные патрубки дизеля располагались побортно с разворотом вдоль надгусеничной полки и отводом газов в корму в низ. При этом существенно удлиненный тракт экранировался с боковых проекций агрегатами на полках, а сверху – специальными экранирующими щитками, тем самым обеспечивалось снижение тепловой заметности. Машина оснащалась газотурбинным агрегатом питания, сопряженным с турбодетандерным кондиционером.
На первые испытания танк вышел в июле 1990 г., а завершился их цикл в декабре 1991-го. При этом машина прошла более 12000 км и выполнила 180 выстрелов.
Опытные образцы №5 и №6 претерпели наиболее существенные изменения, став самыми совершенными машинами данного типа. Танк №5 серьезно отличался от образцов №1-3 как по конструкции корпуса, так и башни. На нем смонтировали СУО 1А45М с ночным прицелом наводчика «Агава-2» и командирским ПНК «Агат-М». В качестве КУВ применили «Рефлекс». Машина имела механическую трансмиссию с БКП и гидрообъемным механизмом поворота. Ее испытания продлились с апреля 1992 г. по январь 1993-го. Танк отработал почти 370 ч и преодолел за это время 6400 км.
Следом на испытания вышел самый совершенный из собранных в металле образцов – №6. Во многом он был похож на «пятерку», однако имел отличия по СУО и МТО. В качестве командирского прицела-прибора наблюдения он получил несколько измененный «Агат» – Т01-К04А, а в качестве ночного прицела наводчика – «Буран-М». Особенностью его МТО стала гидромеханическая трансмиссия с ГМТ и МПП. С июня 1992 г. по конец июля 1993 г. эта машина отработала более 500 ч и прошла более 10000 км.
На этой же машине были проведены испытания прототипа будущего двигателя 2В-12-3 мощностью 1500 л.с.. Поэтому в систему охлаждения машины были установлены дополнительные теплообменники для охлаждения наддувочного воздуха двигателя. Был выполнен цикл разгонных динамических испытаний с различной массой изделия.
Образцы №7 и №8 представляли собой уже «Объект 187А» и остались только в чертежах.
Летом 1992 г. в ходе конструкторско-доводочных испытаний образцов №5 и №6 стало ясно, что уже смело можно выходить на предварительные испытания (программа была к тому времени согласована), затем на государственные и принимать новый танк на вооружение. Для него было зарезервировано наименование «Т-90», а Президент России Б.Н. Ельцин пообещал финансовую поддержку для завершения ОКР.
Однако в это же самое время в ГАБТУ и главкомате Сухопутных войск, несмотря на развал СССР, все еще, как бы по инерции (и вопреки здравому смыслу) делали ставку на харьковский перспективный танк «Объект 477А», который на бумаге выглядел более футуристично, но на практике так и не смог себя показать. В итоге «Объект 187», успешно прошедший испытания и имевший более высокий боевой и технический потенциал, так и не поступил на вооружение. Вместо этого военные, сославшись в очередной раз на дороговизну машины и недостаток средств, предпочли полумеры, приняв в октябре 1992 г. под наименованием «Т-90» на вооружение танк «Объект 188» – симбиоз корпуса Т-72Б и некоторых систем «Объекта 187».
В очередной раз весьма перспективная машина уступала свое место в серии более простому и дешевому изделию. Тогда уральскому КБ было предложено скопировать и завершить работы над аналогом харьковского «Объекта 477А», для чего в Нижний Тагил передали всю соответствующую конструкторскую документацию. Изучив документы, главный конструктор В. И. Поткин категорически отказался от этой работы. Однако в 1993 г., после очередного этапа испытаний танков «Объект 187», работу по ним остановили, а в УКБТМ в рамках темы «Совершенствование-88» направили измененное ТТЗ, предполагавшее создание на базе «Объекта 187А» машины с безэкипажным боевым отделением, ставшей в последующем известной как «Объект 195».
Что касается опытных образцов «Объекта 187», то в настоящее время в «живых» остались четыре машины: опытные образцы №3, №4, №5 и №6. Все они находятся в распоряжении Музея бронетанковой техники в Кубинке и представляют собой весьма печальное зрелище. Машины стоят разукомплектованные, металлоломщиками украдены алюминиевые ящики ЗИПа, а с «турбинника» – даже титановая крыша МТО! На настойчивые просьбы тагильчан передать хотя бы один такой танк для реставрации и последующей демонстрации в музейном комплексе Уразвагонзавода, ГАБТУ вначале отвечало отказом, а затем и вовсе их игнорировало.
Стоит добавить, что по замыслу своего главного конструктора – Владимира Ивановича Поткина, «Объект 187» должен был стать базой для целого семейства боевых машин, составлявших боевой комплекс (например, БМП-Т «Объект 782», которую начали разрабатывать в челябинском ГСКБ-2 в рамках ОКР «Рамка»), а также послужить основой при проектировании перспективных, еще более мощных и совершенных танков.
История все расставила на свои места. Харьковский «Молот»/«Боксер» так и не родился, работы в «питерском» «Спецмаше» по перспективному «Объекту 299» тоже не вышли за стадию макета, а вот в Нижнем Тагиле из «Объекта 187» вырос «Объект 195», на базе ряда технических решений которого сейчас идет создание семейства боевых машин под шифром «Армата».
Использованы фото из архива А. Хлопотова.
источник: Алексей Хлопотов «Другой Т-90. О танке «Объект 187»» «Техника и вооружение» №6/2014 г.