Содержание:
Аэроглиссер – это судно с небольшой осадкой, которое использует тягу, создаваемую воздушным винтом, для движения по льду, траве или воде. Аэроглиссеры появились как способ испытания пропеллеров, но вскоре превратилась в почти незаменимый вид транспорта по болотистой местности. В Италии в 1930-х годах концепция аэроглиссера получила дальнейшее развитие.
Первые гонки на трассе Павия-Венеция были проведены в июне 1929 году; они представляли собой прибрежные гонки на моторных лодках на 433-километровой трассе. Год от года маршрут гонок менялся незначительно. Начинались гонки на реке Тичино в Павии, затем трасса шла по реке По, затем проходила через каналы и завершалась в Венеции. По всему маршруту трассы были предусмотрены остановки для заправки топливом. На разных участках трассы было много поворотов, скрытых песчаных отмелей и узких проходов. Гонки Павия – Венеция были детищем Винченцо Бальзамо (Vincenzo Balsamo) – инженером, моряком и главой группы водномоторных видов спорта Военно-морской лиги Милана (Gruppo Motonautico della Lega Navale di Milano). Трасса гонок 1929 года была пройдена победителем за 11 часов 26 минут 23 секунды со средней скоростью 35,670 км/ч.
Гонка 1930 года ознаменовала начало объединения мощных итальянских авиационных двигателей с имевшими малую осадку глиссерами, что привело к появлению аэроглиссеров (idroscivolante). Аэроглиссеры не только увеличили максимальные скорости по прямой, но и позволили без опасений перемещаться по мелким песчаным отмелям. В гонках 1930 года участвовал только один аэроглиссер. Это судно было оснащено двигателем Isotta Fraschini (IF) Asso 200, вращавшим четырехлопастный деревянный толкающий винт. Asso 200 был шестицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность 200 л.с. (149 кВт). Двигатель был установлен в задней части лодки с малой осадкой, изготовленной компанией SIAI (Società Idrovolanti Alta Italia). Управляемый пилотом графом Франко Маццотти (Count Franco Mazzotti) и вторым пилотом Гидо Каттанео (Guido Cattaneo) аэроглиссер SIAI-IF стал победителем гонок, пройдя трассу за 8 часов 20 минут 35 секунд со средней скоростью 50,633 км/ч. Занявшая второе место моторная лодка отстала от победителя почти на час.
В 1931 году аэроглиссер SIAI-IF под управлением Маццотти и Каттанео вновь стал победителем; время прохождения трассы составило 6 часов 52 минуты 54 секунды, средняя скорость – 61,653 км/ч. Однако в этих гонках у них были конкуренты в лице пилота графа Тео Росси (Count Theo Rossi) и второго пилота Альфредо Страччони (Alfredo Stracconi), составлявших экипаж аэроглиссера Passarin с двигателем FIAT A50. Силовая установка представляла собой семицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 105 л.с. (78 кВт). Росси и Страччони финишировали вторыми со средней скоростью 33,648 миль в час (54,151 км/ч).
В 1932 году Росси и Страччони приняли участие в гонках на аэроглиссере Passarin-FIAT, но были вынуждены сойти с трассы. Еще одним аэроглиссером, принявшим участие в гонках 1932 года, был SIAI с двигателем FIAT. Пилотом аэроглиссера SIAI-FIAT был Аттилио Бизео (Attilio Biseo), вторым пилотом – Джино Бертоли (Gino Bertoli). Радиальный двигатель FIAT A50 на стойках в центральной части лодки и вращал тянущий винт. Бизео и Бертоли выиграли гонку 1932 года с результатом 5 часов 27 минут 26 секунд при средней скорости 75,862 км/ч). Первая моторная лодка смогла пройти трассу Павия – Венеция спустя 2 часа 30 минут 1 секунду после того как финишировали Бизео и Бертоли.
В 1933 году Тео Росси и Гвидо Каттанео объединили усилия, став экипажем аэроглиссера SIAI-IF. Также в соревнованиях приняли участие пилот Марчелло Висконти ди Модроне (Marcello Visconti di Modrone) и второй пилот Франко Маццотти (Franco Mazzotti), но их SIAI-FIAT не смог дойти до финиша трассы. Росси и Каттанео одержали победу со временем прохождения трассы 6 часов 37 минут 14 секунд и средней скоростью 65,402 км/ч.Участок между Пьяченцей и Кремоной протяженностью 60 километров аэроглиссер SIAI-IF прошел со средней скоростью 90,946 км/ч.
В 1934 году два из трёх аэроглиссеров, принявших участие в гонках, не смогли финишировать. Одним из не смогших завершить гонку был был новый небольшой аэроглиссер SIAI с экипажем из Росси и Каттанео.Данный аэроглиссер был оснащен шестицилиндровым двигателем IF Asso 200 мощностью 200 л.с. (149 кВт), который размещался обтекаемом капоте и вращал тянущий винт. Вероятно, двигатель и воздушный винт были взяты с предыдущего аэроглиссера SIAI-IF. Другим аэроглиссером, который не смог преодолеть гоночную трассу, был глиссер Celli, оснащенный двигателем SPA 6A компании Società Ligure Piemontese Automobili. Этот рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 205 л.с. (153 кВт) был установлен в задней части лодки и вращал четырехлопастный деревянный толкающий винт. Экипажем аэроглиссера Celli-SPA были Альдо Салом (Aldo Salom) и Дино Челли (Dino Celli). Победителями гонок 1934 года стали пилот Аттилио Бизео и второй пилот Ренато Донати (Renato Donati), выступавшие на аэроглиссере SIAI, который был оснащен пятицилиндровым радиальным двигателем воздушного охлаждения Farina T.58, установленным в центральной части корпуса лодки. Двигатель Farina T.58 развивал мощность 135 л.с. (101 кВт) и вращал двухлопастный тянущий винт. Аэроглиссер прошел трассу за 5 часов 44 минуты 8 секунд со средней скоростью 75,942 км/ч.
В гонках 1935 года на трассу Павия – Венецичя вышли четыре аэроглиссера. Пилот Ренато Донати и второй пилот Федерико Борромео (Federico Borromeo) заняли шестое место в общем зачете. Их аэроглиссер, представлявший собой гладкий двухкорпусный катамаран, был разработан Экспериментальной лабораторией Королевских ВВС Италии (Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica) и. вероятнее всего, изготовлен компанией SIAI. Силовая установка состояла из семицилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Alfa Romeo Lynx, развивавшего мощность 200 л.с. (149 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический тянущий винт. Данный двигатель, представлявший собой изготовленный по лицензии двигатель Armstrong Siddeley Lynx, устанавливался на стойках в центральной части корпуса аэроглиссера. На четвертом месте в общем зачете оказались Альдо Салом и Дино Челли, выступавшие на Celli-SPA. Второе место заняли пилот Гоффредо Горини (Goffredo Gorini) и второй пилот Франческо Бертоли (Francesco Bertoli), выступавшие на аэроглиссере того же типа, что и Донати и Борромео; отличие заключалось в отсутствии соединявшей два корпуса палубы. Горини и Бертоли прошли трассу за 5 часов 12 минут 30 секунд со средней скоростью 83,126 км/ч. Победителями гонок 1935 года стали Росси и Каттанео на SIAI-IF. Из аэроглиссер получил топливными баками большего размера, которые «выпирали» из двух корпусов аэроглиссера. Росси и Каттанео завершили гонку за 5 часов 1 минуту 50 секунд со скоростью 86,073 км/ч. На 60-километровом участке от Пьяченцы до Кремоны их средняя скорость составляла 111,570 км/ч.
В 1936 году Тео Росси и Гвидо Каттанео одержали еще одну победу в своем SIAI-IF, пройдя трассу за 4 часа 45 минут 2 секунды со средней скоростью 91,051 км/ч. Первый обычный моторный катер пришел к финишу спустя более чем три часа после аэроглиссера Росси и Каттанео. Второе место заняли Вито Муссолини и Карло Маурицио Русполи (Carlo Maurizio Ruspoli) на SIAI-Farina. Вито Муссолини был племянником Бенито Муссолини, а Карло Маурицио Русполи – князем Поджо-Суаза (Poggio Suasa). Третьим и последним аэроглиссером, участвовавшим в гонке 1936 года, был Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica-Alfa Romeo Гоффредо Горини и Ренато Донати. Хотя они не смогли завершить гонку, на 69-километровом участке трассы между Павией и Пьяченцей они показали среднюю скорость 119,400 км/ч.
В 1936 году также проводилась гонка на реке Дунай между Веной и Будапештом. К сожалению, автору не удалось найти информацию относительно того какие конкретно аэроглиссеры в ней участвовали и каковы результаты этих гонок. Можно предположить, что в них принял участие SIAI-IF, поскольку на борту машины Росси и Каттанео, принимавшей учасие в гонках Павия – Венеция, была нанесена надпись «Vienna-Budapest». Дистанция гонок Вена – Будапешт имела протяженность около 285 километров, что составляло примерно две трети трассы Павия – Венеция.
В 1937 году в гонках Павия – Венеция победу одержали пилот Гоффредо Горини и второй пилот Ренато Донати. Их аэроглиссером, заменившим Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica, стал SIAI. Аэроглиссер по-прежнему оснащался двигателем Alfa Romeo Lynx, но стойки и моторная рама двигателя были переработаны. Двигатель вращал двухлопастный металлический винт с большой хордой лопастей. Победное время Горини и Донати составило 4 часа 47 минут 32 секунды при средней скорости 90,354 км/ч. Просперо Фрери (Prospero Freri) и Сальваторе Фламини (Salvatore Flamini), выступавшие на аэроглиссере того же типа, заняли второе место придя к финишу спустя всего 10 минут после победителя, показав среднюю скорость 87,186 км/ч. Их аэроглиссером, заменившим Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica, стал назывался CNA (Compagnia Nazionale Aeronautica – национальная авиационная компания). Катамаран Фрери и Фламини имел новые стойки, которые поддерживали девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Alfa Romeo D.2, развивавшего мощность 240 л.с. (179 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт. Цилиндры двигателя окружало кольцо Тауненда, предназначенное для снижения сопротивления и улучшения охлаждения двигателя. Победители прошлого года Тео Росси и Гвидо Каттанео заняли третье место на своем SIAI-IF.
В 1938 году в гонках Павия – Венеция участвовали пять аэроглиссеров. Гоффредо Горини и Марко Понзалино (Marco Ponzalino) выиграли гонку, показав рекордные время 4 часа 11 минут 28 секунд и среднюю скорость 103,308 км/ч. Просперо Фрери и Сальваторе Фламини на CNA-Alfa Romeo заняли второе место. Вито Муссолини и Лучано Агости (Luciano Agosti), выступавшие на SIAI-Farina, заняли третье место. Марко Челли и Альдо Тассинари (Aldo Tassinari) заняли в общем зачете восьмое место на на катамаране Celli с 115-сильным (86 кВт) двигателем Walter Venus. Двигатель на данном аэроглиссере был установлен на подкосах в задней части и вращал трехлопастный тянущий винт. Последний аэроглиссер занял девятое место в общем зачете. Это были Альдо Салом и Бруно Рокка (Bruno Rocca) на аэроглиссере Celli, оснащенным рядным шестицилиндровым двигателем IF Asso 200, установленным в задней части глиссера и вращавшим деревянный четырехлопастный толкающий винт. Тео Росси и Гвидо Каттанео, выступавшие на SIAI-IF, не смогли прийтик финишу.
В 1939 году Гоффредо Горини и Марко Понзалино снова выиграли гонки Павия – Венеция, но по сравнению с прошлым гоном показали несколько худший результат. Они прошли трассу за 4 часа 19 минут 16 секунд со среднюю скорость 100,205 км/ч. На 69-километровом участке трассы между Павией и Пьяченцей этот экипаж показал среднюю скорость 127,80 км/ч. Первая обычная моторная лодка завершила гонку спустя 3 часа 32 минуты 44 секунды после того как финишировали Горини и Понзалино. Согласно источникам аэролгиссером, на котором выступали Горини и Понзалино, был Gorini с двигателем Alfa Romeo. Однако на киноплёнке, снятой в августе во время скоростного пробега, показан катамаран, который был очень похож на тот, что использовался в прошлом году. Отличие заключалось в силовой установке: был использован девятицилиндровый радиальный двигатель Wright R-975 Whirlwind, развивавший мощность 330 л.с. (246 кВт) и вращавший двухлопастный металлический винт. Спустя 23 минуты после победителей финишировал аэроглиссер того же типа, который был обозначен как Gorini/Freri-Alfa Romeo. Экипаж аэроглиссера – пилот Просперо Фрери и второй пилот Сальваторе Фламини – показал среднюю скорость 91,970 км/ч. У двигателя аэроглиссера Фрери и Фламини больше не было кольца Тауненда, и цилиндра мотора Alfa Romeo D.2 оставались открытыми в потоке воздуха. Еще одним отличием была установка двухлопастного металлического винта. Фернандо Вентури (Fernando Venturi) и Паоло Мора (Paolo Mora) заняли третье место на катамаране Saliman (некоторые источники говорят, что Saimon) с двигателем FIAT A50. Двигатель этого двухкорпусного аэроглиссера был установлен в центральной части его корпуса и вращал двухлопастный деревянный тянущий винт. Аэроглиссер SIAI-Farina Вито Муссолини и Лучано Агости занял четвертое место.
В июле 1939 года Фернандо Вентури на аэроглиссере Saliman-FIAT на озере Браччано установил рекорд скорости в классе судов до 800 кг – 79,971 км/ч. Рекорд был побит в августе, когда Гоффредо Горини на упомянутом выше аэроглиссере Gorini с двигателем Wright Whirlwind разогнался до скорости 147 км/ч. Вероятно, это был новый аэроглиссер, поскольку машина с двигателем Alfa Romeo Lynx также участвовала в гонках. Горини разогнался до 155 км/ч, но технические проблемы не позволили ему поддерживать эту скорость. Также следует сказать, что у аэроглиссера Gorini с двиагтелем Wright на борту была нанесена надпись «Raid-Pavia-Venezia», сделанная во время участия в гонках двумя месяцами ранее
Гонки Павия – Венеция были приостановлены из-за начала Второй Мировой войны и были возобновлены только в 1952 году. Однако аэроглисеры больше не допускались до участия в соревнованиях. Победители гонок 1952 и 1953 годов были не такими скоростными как аэроглиссеры 1930-х годов, но технологии быстро развивались, и вскоре обычные моторные лодки опередили превзошли показатели аэроглиссеров. Большие и мощные авиационные двигатели позволяли аэроглиссерам развивать высокие скорости, но из-за ограниченного количества топлива на борту этих изящных машин им требовались более частые остановки для дозаправки. В общей сложности были изготовлено около дюжины аэроглиссеров, и суда данного типа выиграли все десять гонок Павия – Венеция, в которых они участвовали. На дистанции в 433 километра они опередили обычные моторные лодки более чем на три часа.
В августе 1951 года Франко Вентури, сын Фернандо Вентури, на озере Сабаудия установил рекорд скорости в классе судов до 800 кг – 156 км/ч. Аэроглиссер, использовавшийся в установлении рекорда скорости, тем же самым двухкорпусным катамараном, который использовал Гоффредо Горини в 1939 году, чтобы выиграть гонки Павия – Венеция и установить рекорд скорости в классе судов до 800 кг. Однако аэроглиссер был модернизирован за счет установки на вал двигателя Wright R-975 Whirlwind трёхлопастного металлического винта. Когда аэроглиссерам запретили принимать участие в гонках Павия – Венеция, Франко Вентури подарил машину миланскому Музею науки и техники «Леонардо да Винчи» (Museo della Scienza e della Tecnologia “Leonardo da Vinci”), где это судно сохраняется по настоящее время.
Просперо Фрери удалось спасти аэроглиссер, на котором он занял второе место в гонках в 1937, 1938 и 1939 годов. Состояние гоночного аэроглиссера, несшего сначала номер 108 и затем T-108, с годами ухудшалось. После смерти Фрери в 1965 году его наследники в 1967 году передали T-108 в дар расположенному в Милане Гражданскому музею морского образования (Civico Museo Navale Didattico). В 2006 году Т-108 прошел семимесячную реставрацию на верфи Далла Пьета (Dalla Pietà) в городе Мальконтента (Malcontenta). В начале реставрации на корпусе T-108 была надпись «XII Raid Pavia-Venezia», что указывало на то, что Фрери подготовил аэроглиссер к гонкам 1940 года (двенадцатым по счету). С целью исключения путаницы после реставрации корпус аэроглиссера был окрашен надписью «XI Raid Pavia-Venezia» (указание на гонки 1939 года). В настоящее время T-108 выставлен в миланском Музее науки и техники «Леонардо да Винчи».
К сожалению, информации о аэроглиссерах очень мало, а те крупицы, что были найдены, иногда противоречат друг другу. Хронология в данной статье была разработана путем сопоставления существующей информации с фотографиями и киносъемкой того времени. Несмотря на то, что были приложены все усилия для обеспечения точности, хотя нет никакой гарантии, что представленная статья полностью верна. Большая часть материала для данной статьи была взята из «Three Point Hydroplane», исторического архива итальянских гидропланов.
Результаты аэроглиссеров в гонках Павия – Венеция
1930 год
1) Франко Маццотти и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
8 часов 10 минут 35 секунд; средняя скорость 50,633 км/ч
1931 год
1) Франко Маццотти и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
6 часов 52 минуты 54 секунд; средняя скорость 61,653 км/ч
2) Тео Росси и Альфредо Страччони на Passarin-FIAT;
7 часов 38 минут 43 секунд; средняя скорость 54,151 км/ч
1932 год
1) Аттилио Бизео и Джино Бертоли на SIAI-FIAT
5 часов 27 минут 26 секунд; средняя скорость 75,862 км/ч
DNF) Тео Росси и Альфредо Страччони на Passarin-FIAT
1933 год
1) Тео Росси и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
6 часов 37 минут 14 секунд; средняя скорость 65,402 км/ч
DNF) Марчелло Висконти ди Модроне и Франко Маццотти на SIAI-FIAT
1934 год
1) Аттилио Бизео и Ренато Донати на SIAI-Farina
5 часов 44 минуты 08 секунд; средняя скорость 75,942 км/ч
DNF) Тео Росси и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
DNF) Aldo Salom и Dino Celli на Celli-SPA
1935 год
1) Тео Росси и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
5 часов 01 минута 50 секунд; средняя скорость 86,073 км/ч
2) Гоффредо Горини и Франческо Бертоли на Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica-Alfa Romeo
5 часов 12 минут 30 секунд; средняя скорость 83,126 км/ч
4) Альдо Салом и Дино Челли на Celli-SPA
6 часов 26 минут 18 секунд; средняя скорость 67,253 км/ч
6) Ренато Донати и Федерико Борромео на Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica-Alfa Romeo
7 часов 20 минут 28 секунд; средняя скорость 58,982 км/ч
1936 год
1) Тео Росси и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
4 часа 45 минут 02 секунды; средняя скорость 91,051 км/ч
2) Вито Муссолини и Карло Маурицио Русполи нав SIAI-Farina
5 часов 29 минут 02 секунды; средняя скорость 72,367 км/ч
DNF) Гоффредо Горини и Ренато Донати на Laboratorio Sperimentale Regia Aeronautica-Alfa Romeo
1937 год
1) Гоффредо Горини и Ренато Донати в SIAI-Alfa Romeo
4 часа 47 минут 32 секунды; средняя скорость 90,354 км/ч
2) Просперо Фрери и Сальваторе Фламини на CNA-Alfa Romeo
4 часа 57 минут 59 секунд; средняя скорость 87,186 км/ч
3) Тео Росси и Гвидо Каттанео в SIAI-Isotta Fraschini
5 часов 29 минут 22 секунды; средняя скорость 78,878 км/ч
1938 год
1) Гоффредо Горини и Марко Понзалино на SIAI-Alfa Romeo
4 часа 11 минут 28 секунд; средняя скорость 103,308 км/ч
2) Просперо Фрери и Сальваторе Фламини на CNA-Alfa Romeo
5 часов 34 минуты 40 секунд; средняя скорость 77,629 км/ч
3) Вито Муссолини и Лучано Агости на SIAI-Farina
6 часов 37 минут 32 секунды; средняя скорость 65,352 км/ч
8) Марко Челли и Альдо Тассинари на Celli-Walter
8 часов 13 минут 11 секунд; средняя скорость 52,678 км/ч
9) Альдо Саломе и Бруно Рокка в Celli-Isotta Fraschini
9 часов 25 минут 44 секунды; средняя скорость 45,922 км/ч
DNF) Тео Росси и Гвидо Каттанео на SIAI-Isotta Fraschini
1939 год
1) Гоффредо Горини и Марко Понцалино на Gorini-Wright
4 часа 19 минут 16 секунды; средняя скорость 100,205 км/ч
2) Просперо Фрери и Сальваторе Фламини в Gorini/Freri-Alfa Romeo
4 часа 42 минут 29 секунд; средняя скорость 91,970 км/ч
3) Фернандо Вентури и Паоло Мора в Saliman-FIAT
6 часов 10 минут 54 секунды; средняя скорость 70,045 км/ч)
4) Вито Муссолини и Лучано Агости в SIAI-Farina
6 часов 16 минут 13 секунд; средняя скорость 69,065 км/ч
DNF – сошел с трассы
Источники:
- http://www.threepointhydroplanes.it/raid-pavia-venezia_r1_en.htm (and numerous pages, images, and videos therein)
- http://www.museoscienza.org/museo/patrimonio/idroscivolanteT108.asp
- http://www.museoscienza.org/dipartimenti/catalogo_collezioni/scheda_oggetto.asp?idk_in=ST120-00498
- http://www.pionieredellanautica.it/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=55
- Fernando Venturi 1939 Record Run (YouTube)
- Geoffredo Gorini 1939 Record Run (YouTube)
- Franco Venturi 1951 Record Run (YouTube)
- Aerosphere 1939 by Glenn D. Angle (1940)
- Aeronuatica Militare Museo Storico Catalogo Motori by Oscar Marchi (1980)
источник: https://oldmachinepress.com/2016/01/24/idroscivolanti-and-the-raid-pavia-venezia/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-aeroglissery-i-gonki-paviya-veneciya