-
byakin wrote a new post 5 лет, 7 месяцев назад
Данный комментарий коллеги AlexandrK к статье «Что, если? Россия после победы Самозванца» мне показался очень интересным, и я разместил его отдельной статьей (byakin).
«Хотя первое время п […]
byakin wrote a new post 5 лет, 7 месяцев назад
Данный комментарий коллеги AlexandrK к статье «Что, если? Россия после победы Самозванца» мне показался очень интересным, и я разместил его отдельной статьей (byakin).
«Хотя первое время п […]
++++++++++
Хорошо прописано
Согласен. Но никто не мешает идеи, изложенные в АИ, реализовывать не столь радикально, а соразмерно и бюджетным возможностям и потребностям государства, причём не только насущным, но и на перспективу. Вектор-то в принципе, задан правильный.
Вектор задан правильный. Если его растянуть на три столетия и кое-что из перечисленного начать делать не ранее века 19-го.
И следует учитывать, что некоторые вещи, как например ликвидация крепостного права, без попаданческого послезнания просто не придут в головы ни Дмитрию, ни его ближайшим последователям в последмитриевские полтораста лет (как минимум), ни их советникам, какими бы разумными и дальновидными они не были.
Кстати, все подобные альтернативы в обязательном порядке следует рассматривать через призму реальных реформ, проводимых Алексеем и Федором Романовыми и, разумеется, Петром. Берем, к примеру, университет. Думали о его создании царь Алексей, царь Федор? Если да, то что надумали и каков результат. Создал ли Петр что-то подобное при всей его любви к западенским штучкам? Почему не создал? Почему университет возник только при Елизавете? Были ли от его деятельности какие-либо результаты до 19 века, окромя уничтожения горы исторических источников во славу норманнской теории? Если были, то какие, и стоит ли овчинка выделки? И так далее в том же ключе.
Ведь все описанные реформы проводились и в реальной истории. Те же гусарские хоругви создавались на Москве по крайней мере дважды.
Ну, Богословский факультет, это, пожалуй, даже хорошо… в тех условиях, ессно.
Именно на Богословском изучался такой предмет как философия, а в курс философии Аристотеля и входили все естественные науки кроме астрономии. А кроме того изучались все схоласты имевшие несчастье прокомментировать античного титана мысли:)))
М=До наших дней дошел рукописный учебник физики по Аристотелю написанный братьями Лихудами .
В первых девяти главах первой книги этого учебника разбирается и излагается учение о началах естественных , т.е.вся онтология Аристотеля с его учением об материи и форме .
В второй и третьей книге излагается и разбирается учение Аристотеля об четырёх основных видах причин и учение об страданиях тел — т.е. учение об количестве , качестве , движении , месте и времени .
Затем следуют книги посвященные «частной физике» , т.е. подробный и комментированный пересказ всех натуралистических сочинений Аристотеля о природе .
Здесь самым подробным образом излагается и комментируется вся космологическая система Аристотеля , объясняющая весь Мир-Космос , как шарообразную конструкцию из четырёх низших начал ( земли , воды ,воздуха и огня ) и высшего начала -эфира ( или квинтэссенции ) образующего небо .
Из которых шарообразная Земля , как самое твердое и тяжелое начало занимает центральное место во Вселенной .
Что изменится, когда появится университет? Да ничего!
Первые лет пять будут просто преподавать греческий и латынь с тем, чтобы по постижению оных приступить к изучению наук. Курс Славяно-Греко-Латинской академии был рассчитан на 12 лет и тут вряд ли меньше будет. Так что первые выпускники появятся не ранее чем лет через пятнадцать. И количество их будет исчисляться, в лучшем случае, десятками.
Взрослые люди туда ессно не пойдут, им служить надо. Помещики в общем тоже, разве что безземельные. То есть учится будут разночинцы, безземельные дворяне, дети священников, коим приход не светит и т.п.
Да, на службу их будут брать, ибо имелся дикий дефицит грамотных людей, кому-то светит прямая дорога в приходские священники. Но какая-то часть попадет на службу к боярам и начнет обучать их отпрысков, что рано или поздно даст эффект.
А вот дьяки оценят.
По городскому праву, не важно мекленбургскому, любекскому или еще какому — соглашусь. Просто переносить их на нашу почву не самая умная затея, хотя и ничего особо страшного не случится. Но если нечто подобное Соборному уложению 1649 года появится лет на 20-30 раньше, то это однозначно хорошо.
К полкам Нового строя переходили и при МФР. Дело это безальтернативное, но если Смутное разорение будет на порядок меньшим чем в реале, то и переход случится быстрее. Другое дело, что «боярских детей» в стрельцы калачом не заманишь. Вот в рейтары — вполне, в драгуны — возможно. В гусары… ну, попытки создать их были, но там строевые лошади арабской породы нужны, а их нету. Ногаи таких на торжище не пригоняют, а у турков не купить. Далековато. Они с поляками торгуют, а тех хоть и не семи пядей во лбу, но и не совсем идиоты в Москву перепродавать.
Вообще, следствием победы Лжедмитрия будет копирование польских порядков, что не есть гут.
Плюс к этому можно будет предположить неплохое такое удушение в обьятьях от польского короля с деликатной просьбой отдать немножко «кемска волость».
Да и подключившееся к процессу польское дворянство будет сильно желать каких-нибудь земель и хлопов. И чего государю Дмитрию при таких раскладах делать?