Почитал некоторые комментарии, поднял кое-какую информацию и вот что пришло в голову.
Текст канонической легенды гласит:
«…В середине 1916 года конструкторские бюро РБВЗ при успешно решаемых задачах по созданию новых образцов воздушных кораблей (и не менее успешному применению их на фронте) приступило к проектированию нового истребителя, получившего обозначение С-20. В его разработке и последующих стадиях освоения непосредственное участие принимал Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944). По конструкции и летным данным этот самолет находился на уровне самой передовой техники 1916-1917 гг. По максимальной скорости он превосходил все разновидности истребителей «Ньюпор», поставляемых в Россию, и несколько уступал лишь новому английскому истребителю «Виккерс». Вооружение С-20 состояло из синхронного пулемета типа «Кольт», имеющего ленточное боепитание.
Опытная серия самолетов С-20 в количестве 5 экземпляров была построена в сентябре-октябре 1916 года и предназначалась для всесторонних заводских и войсковых испытаний. Предусмотренный проектом мотор «Гном-Мо носу п пап» мощностью 100 л.с, был заменен на более мощный «Рон» в 120 л.с..
В общем и цепом примененная силовая схема и деревянная конструкция самолета с фанерой и полотняной обшивкой представляли собой слепок того опыта самолетостроения, который был накоплен конструкторами при создании одномоторных самолетов легкого класса. В этом аэроплане отразились черты летательных аппаратов предшествующих лет, которые принадлежали многим европейским школам авиастроения. Этим, по-видимому, и объясняются неплохие летные показатели С-20 вместе с простотой и надежностью его внешнего и внутреннего устройства. Без преувеличения этот истребитель И.И. Сикорского можно считать оптимальной моделью одноместного одномоторного боевого самолета для второй половины первой мировой войны.
Самолету РБВЗ С-20 недоставало одного принципиального элемента новизны — стационарного двигателя водяного или воздушного охлаждения. Динамика работы таких моторов существенно изменила бы конструкцию головной части фюзеляжа, в которой появилась бы моторная рама, а также упростила бы технику пилотирования самолета, поскольку он был бы лишен столь внушительного реактивного момента по крену, который возникает от вращения ротативного двигателя вместе с воздушным винтом. Кроме того, динамическая схема ротативного двигателя не позволяла увеличить его мощность более 110-120 л.с. без чрезмерного утяжеления его конструкции.
Перечисленные факторы, обрекшие ротативные моторы на бесперспективность, были учтены. На следующем истребителе РБВЗ-С-22 установлен уже стационарный двигатель воздушного охлаждения «Сальмсон» мощностью 150 л.с. Новый самолет представлял собой переделку одного из опытных экземпляров С-20, с некоторым увеличением по размерам и весу в соответствии с более мощной силовой установкой. Основные полетные показатели этого образца заметно улучшились. Так, максимальная скорость достигала 200 км/ч, значительно выросли скороподъемность и практический потолок. Неизменным осталось время пребывания нового аппарата в воздухе. Вооружение было усилено: два синхронных пулемета установлены поверх бортов головной части фюзеляжа непосредственно перед кабиной летчика. Тип пулеметов неизвестен.
С-22 был построен весной 1917 года. Его летные испытания проводились на Комендантском аэродроме летом 1917 года. Дальнейшая судьба этого наилучшего истребителя И.И. Сикорского неизвестна…» (http://www.airwar.ru/enc/fww1/s20.html).
На всех фотографиях — самолет С-20, фотографий С-22 не имеется.
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/s20/s20-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/s20/s20-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/s20/s20-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/s20/s20-c1.jpg
А между тем, возникают определенные сомнения относительно того, был ли С-20 «чистым» истребителем и существовала ли его усовершенствованная модификация (С-22) в природе вообще.
Несомненно в конструкции нового самолета РБВЗ уже заметны явные признаки опыта, полученного российскими пилотами в первую очередь при эксплуатации французских «Ньюпоров» — основных истребителей русской авиации в период Великой войны (не исключаю также что определенное воздействие на машину главного авиаконструктора РБВЗ, помимо решения Военного ведомства «О необходимости развития истребительной авиации в России» от 16 марта 1916 года, оказал самолета Сергея Модраха, чей СКМ строился и испытывался практически параллельно с самолетом И.И. Сикорского).
Самолет Модраха СКМ — http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/skm/skm-1.jpg
Первое на что обращаем внимание — явно недостаточное для полноценного истребителя вооружение. «Синхронный пулемет типа «Кольт» с ленточным питанием» — это не фюзеляжное оружие, а фактически выносное. Пулемет располагался справа от пилота, с выносом за пределы фюзеляжа и с жестким креплением на специальной раме вместе с синхронизатором Г.И. Лаврова.
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/russkij-imperatorskij-voenno-vozdushnyj-flot/istrebiteli/istrebitel-s-16/#foobox-1/15/Ustanovka-pulemeta-Colt-s-sinhr.-na-S-16..jpg
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/russkij-imperatorskij-voenno-vozdushnyj-flot/istrebiteli/istrebitel-s-16/#foobox-1/16/8a.Ustanovka-pulemeta-Colt-s-sinhr.-na-S-16..jpg
Эта «конструкция» была опробована ранее на С-16 и заменила в итоге более мощный, но конструктивно не подошедший «шестнадцатому» английский «Виккерс». Что тут можно сказать? И сам «кольт» — не ровня «виккерсу», и синхронизатор Лаврова — тот еще агрегат. В стране к тому времени имелся совершенный синхронизатор конструкции Виктора Дыбовского, но Сикорский по старой памяти продолжал использовать изобретение своего приятеля. Пристрастие же к «кольту» можно объяснить легкостью и компактностью этого пулемета и все равно остается вопрос — неужели нельзя было расположить его перед пилотом?
Следующий момент — это заявления относительно того, что С-20 якобы превосходил по своим параметрам все импортные «ньюпоры». Ой ли? У меня, при прочтении характеристик, сложилось впечатление, что зачастую ТТХ, приписываемые С-22, перетаскивают и на С-20, а реальных данных испытаний не имеется. Ну посудите сами — скорость С-20 определяют в 190 км/ч, а потолок — аж в 7000 метров! Это при 120-сильном «Роне»? У семнадцатого «ньюпора» при более мощном «клерже» и сходных с С-20 «массо-габаритах» максимальная скорость только около 175 км/ч, а забирался он лишь до 5600 м. Самолет Модраха, при тех же массо-габаритных характеристиках и том же самом 120-сильном «Роне» более 170 км/ч не показал, а максимальный потолок составил 6500 метров (что тоже сомнительно). В иных источниках указываются другие данные по высоте: для С-20 5600 метров (со 110-сильным «Роном») и для С-22 — 6200 метров.
Выскажу свое предположение. Сикорский ведь опыта в создании истребителей не имел (С-12 и С-16 стали таковыми «по нужде»). После того, как стало ясно, что С-16 как истребитель перспектив не имеет, и после выхода уже упомянутого постановления военного министерства, Сикорский, очевидно, решил создать легкий истребитель, отталкиваясь от
исходной идеи «скаута», которая в свое время была положена им в основу самолета С-16 (наш ответ Сопвичу «Таблоид»!) — а в итоге «скаут» и получил, пусть и более совершенный. Это стало ясно по результатам войсковых испытаний пяти опытных С-20 осенью 1916 года. После чего Игорь Иванович предпринял попытку создания полноценного истребителя путем переделки одного из опытных С-20. В первую очередь было принято решение заменить мотор на более мощный стационарный, ну и конечно же сменить «кольт» с лавровским синхронизатором на полноценный «виккерс» (или же «максим», но это уже сомнительно). Это то что реальности соответствует. А вот остальное, судя по всему, вымысел.
Стационарного радиального двигателя большей, нежели «Рон» или «Клерже» мощности, кроме Salmson R9 в стране не было (исключая «Сэнбим») и Сикорский якобы ставит на уже новый С-22 именно его. При этом, как указывается в ряде источников — без существенных переделок фюзеляжа. Вот это-то и вызывает сомнения.
Установка двигателя Salmson R9 с радиаторами «Хаязет» на гидросамолет М-9 — http://авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviamotorostroenie/aviamotory-rossijskoj-imperii/inostrannye-aviamotory/aviatsionnye-zvezdoobraznye-dvigateli-statsionarnogo-tipa-s-vodyanym-ohlazhdeniem-salmson-salmson/#foobox-1/4/3b.Ustanovka-dvigatelya-Salmson-na-samolet-M-9..jpg
Движок «селмсон» — это еще та «байда». В России он устанавливался в частности на двухместные разведчики «Лебедь-12» и «Анасаль», но те почти в три раза тяжелее «сикорского». Заявляемая сайтом airwar.ru (а также М.Масловым и В.Шавровым) масса пустого С-20 составляла 395 кг (что вполне правдоподобно, если оценить самолет зрительно). «Лебедь-12» в пустом варианте весил 820 кило, а «Анасаль» — 814 кг.
«Лебедь-12» с двигателем «селмсон» и радиаторами «хаязет» — http://www.airwar.ru/image/idop/other1/leb12/leb12-3.jpg
Самолет Анатра «Анасаль» конструкции Элизи Декампа с двигателем «селмсон» в пражском техническом музее. Обратите внимание на диаметр носовой части фюзеляжа — http://www.airwar.ru/image/idop/other1/anasal/anasal-12.jpg
Попытка французов установить двигатель «селмсон» в 150 л.с. на «ньюпор-24» не удалась, в итоге «ньюпор-27» вышел без этого двигателя — а ведь оба аппарата вполне сопоставимы с самолетом Сикорского по размерам. Мало того — не поставили этот же двигатель и на «ньюпор-28» — и все из-за габаритов. Как же удалось без проблем интегрировать французский движок на РБВЗ?
«Ньюпор-27» с двигателем «Рон 9jb” — http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/n27/n27-4.jpg
«Ньюпор-28» с двигателем «Гном Моносупап 9N” — http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/n28/n28-5.jpg
Современная реконструкция С-20 (модель Максима Былкина) выглядит гламурно — и не более.
https://dishmodels.ru/picture/glr/08/08448/g08448_4663953.jpg
Реальности эта модель соответствует мало, она больше напоминает истребитель Сопвич «Кэмел», а автор всеми силами, очевидно, пытался «подтянуть» свой аппарат к конструкции И-16.
Сопвич «Кэмел» — http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/camel/camel-1.jpg
Реальный С-20 несколько проще — модель сделана исключительно по имеющемуся чертежу.
http://forum.rcdesign.ru/attachment.php?attachmentid=1229162&d=1467910517
А вот как выглядит истребитель Первой мировой с установленным двигателем Salmson (это, правда, 9Z – несколько увеличенная и мощная модификация 9R, впрочем по габаритам они разнятся незначительно).
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/salmson3/salmson3-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/salmson3/salmson3-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww1/salmson3/salmson3-c1.jpg
Это истребитель Salmson Sal.3. Кстати, размерные характеристики у него вполне сопоставимы с С-20, несопоставима только масса — «француз» вдвое тяжелее — 697 кг в пустом варианте. Вот примерно так должен был выглядеть новый самолет Сикорского с новым двигателем и двумя пулеметами — но для этого нужно было создавать новую машину, переделка С-20 ничего не давала.
Судя по всему эту крамольную истину наконец осознали в наше время — и масса и габариты исходного С-20 в официальных источниках значительно подросли. Вес пустого самолета стал 550 кг при взлетной массе в 750 кг (ранее числилось 395 и 570 кг соответственно). Также «съехали» вниз показатели высотности истребителя — до 5600 метров (аккурат под «ньюпор-17») у С-20 и до 6200 метров — на С-22 (ранее — 7000 и 7500 метров соответственно). Сменилась кое-где и тональность в жизнеописании самого самолета.
«… Самолет С-22 первый полет – лето 1917 г. С-22 проект и опытный самолет, одноместный истребитель. Проектирование начато в конце 1916 или в начале 1917 г. по первому опыту испытаний самолетов С-20 под непосредственным руководством И.И. Сикорского силами Бюро проектов РБВЗ (в т.ч. участвовал Н.Н. Поликарпов). Сведений о самолете крайне мало. Это был биплан классической аэродинамической схемы со звездообразным мотором водяного охлаждения фирмы «Сальмсон» мощностью 150 л.с. В конструкции использованы решения, подобные примененным на С-20, но не идентичные им – самолет С-22 был несколько крупнее, значительно тяжелее из-за увеличившегося веса винтомоторной группы, ГСМ и вооружения, а также роста размеров и повышения прочности агрегатов. Самолет должен был вооружаться двумя пулеметами с синхронизаторами системы Лаврова. Самолет С-22 был построен РБВЗ весной 1917 г. и совершил первый полет летом 1917 г. – видимо, это был один из последних самолетов, сданных заводом перед тем, как он остановился. Самолет показал самые высокие значения скорости и скороподъемности среди всех аппаратов российской конструкции, но и он интереса ни у Военного министерства, ни у Увофлота не вызвал. На вооружение самолет принят не был и заказ на его выпуск завод не получил…» (https://naukatehnika.com/istrebiteli-sikorskij-s-20-i-s-22.html).
Тем не менее, скоростные показатели сохранились прежними — и такими же маловероятными. Посудите сами.
Максимальную скорость С-20 полагают в 190 км/ч, С-20 — в 200-205 км/ч. Очень сомнительные показатели, если учесть, что сопоставимый по массе и габаритам «ньюпор-28» с менее громоздким и более мощным «моносупапом» в 160 л.с. (против 120 л.с. на «роне» и 150 л.с. на «селмсоне») развивал скорость максимум в 190 км , а «фоккер d7” со 185-сильным BMW – 200 км/ч. Зато совершенно точно известно, что высокоплан «Торпедо» Ольховского со 110-сильным «Роном» больше 168,5 км/ч не показывал.
Выскажу свое мнение. Точных характеристик С-20 никто не знает, очевидно они колебались в районе показателей «ньюпор-17». Сикорский предпринял попытку улучшить показатели машины путем установки нового двигателя «селмсон», но эта попытка оказалась неудачной. По этой причине никто из создателей самолета к этой теме больше не возвращался. Сикорский создаст скоростной самолет за 200 км/ч с двигателем «Рон» (S-33), но это будет уже в 20-х годах, да и самолет будет спортивный и специализированный. Поликарпов же по зову Страны Советов «первой пробой» создаст гибрид «юнкерса» и двигателя «либерти». Все показатели С-22 высосаны из пальца уже в новейшее время.
И последний гвоздь в гроб «истребителя С-22». Дело в том, что такого истребителя в 1917 году, под таким заводским обозначением не могло существовать в природе. Просто потому что самолет под этой маркой уже существовал — это был построенный еще перед Великой войной бомбардировщик «Илья Муромец» (официальное обозначение РБВЗ С-22 «Илья Муромец»). А посему мне как-то более правдоподобной кажется история самолета в варианте М.Маслова:
«…С учетом опыта создания С-16, в 1916 г. Сикорский спроектировал и построил самолет-истребитель С-20. Это был биплан чистых аэродинамических форм с небольшим превышением размаха верхнего крыла над нижним крылом. Согласно данных В.Б. Шаврова всего изготовили пять экземпляров С-20 с двигателями «Рон» 120 л.с. Однако доподлинно известно только об одном таком аппарате, имеющем заводской № 267. Самолет испытали в Эскадре воздушных кораблей в начале 1917 г. летчики Романов и Нижевский. В одном из полетов Нижевский на С-20 потерпел аварию, после чего аппарат вернули на РБВЗ для ремонта. Ремонтом дело не ограничилось, машину установили на поплавки, однако далее история продолжения не имела…»(https://www.flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25707.html).
Словом, чудо-истребитель С-22, судя по всему, такой же фантом как и «танк (не вездеход) Пороховщикова», «трактор Блинова» или «торпеда Александровского обр. 1865 года». Вызвана эта фантазия, скорее всего тем, что «за державу обидно»! Великая страна, являвшаяся одним из мировых столпов в ту пору, практически не имела ни одного отечественного серийного истребителя (если не принимать за таковые С-16 и МБ-бис Франческо Моска). В период борьбы с «безродным космополитизмом и идолопоклонничеством Западу» появился целый ряд «не уступающих» или «не имеющих аналогов» изобретений, в реальности либо не существующих либо существующих в несколько более скромном варианте. Вот такая вот история.