Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

11
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

История первых боевых машин сопровождения танков Mark I Supply tank на поле боя

Первые британские танки были медленными боевыми машинами, перемещавшимися по полю со скоростью пехоты. Еще они были малонадежными и неповоротливыми. Условия обитания внутри железных «резервуаров» были ужасными. Находиться экипажу внутри бронекорпуса длительное время было просто невозможно. К этому стоит добавить прожорливый двигатель и огромный расход боеприпасов, особенно пулемётных патронов. Танки были хороши на поле боя, но не долго. Для того, что бы продлить активное время использования танки, нужно было «перезарядить» боевую гусеничную машину во всех смыслах этого слова. Если танки не могли выйти из боя и вернуться для перезарядки, то «перезарядка» должна была сама приехать к ним. Уже в ходе Битвы при Мессин Бридж в июне 1917-го года Танковым корпусом были использованы специальные танки поддержки — Supply tank или танки-тендеры.

British tanks supporting II Anzac Corps at Messines.

British tanks supporting II Anzac Corps at Messines.

Танковое наступление в 1917-м году шло неспешно. Медленные боевые машины со скоростью пешехода двигались вперёд. И хотя максимальная скорость танка составляла 6,4 км/час, в реальности скорости были ещё меньше. Бензин быстро заканчивался, патроны и снаряды расстреливались. В самих танках жара и отсутствие свежего воздуха быстро утомляли экипаж и через несколько часов боевых действий они становились не боеспособными. Самым правильным было отводить танки первого эшелона, и заменять их танками второго. Но во-первых танков было ещё просто мало, а во-вторых по не известным причинам британский генералитет даже не рассматривал возможность танковой атаки несколькими волнами, что потом крайне отрицательно скажется на итогах операции при Камбре осенью 1917-года, когда существовала реальная возможность стратегического успеха. Вопрос обеспечения боевой работы танков на поле боя решили путём создания специальных танков снабжения, невооружённых, но имеющих то же бронирование и подвижность, что и основные танки.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Первый раз танки снабжения применили в ходе наступления при Мессенах. Для операции было выделено 72 боевых танка Mark IV, сведенных в два батальона A и B. Для сопровождения боевых танков, у которых это был первый опыт боевого применения, использовали 14 танков поддержки, созданных на базе первых в истории танков, применявшихся в бою — Mark I. Став в сентябре 1916-года мировой легендой, танки Mark I не были боевыми машинами, предназначенными для длительной войсковой эксплуатации. Это были машины первой промышленной партии с относительно тонкой броней и множеством «детских болезней», которые не позволяли их эффективно применять. Ресурс танков был крайне мал, их активно использовали не только на поле боя, но и в учебных целях и к лету 1917-го года на ходу осталось немного машин первой серии. Как боевые единицы они были уже бесполезны, по этой причине 12 или 14 машин такого типа переделали в танки-грузовики — танки сопровождения, которые должны были в ходе боя полностью обеспечивать танки всем необходимым.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

По расчетам британских военных на каждые пять боевых танков предполагалось иметь один танк снабжения. В ходе переделки в танки снабжения с Mark I полностью снималось вооружение, артиллерийские и пулемётные спонсоны заделывались. Экипаж танка сокращался до 4-х человек, ответственных только за управление. На освободившееся внутри танка место размещались упаковки со снарядами и пулемётными патронами, запасы топлива и масел. В задней части крыши танка танка оборудовали импровизированный настил, на которым в основном размещалось в основном то, что в меньшей степени могло пострадать от огня противника в том числе запасные части, масло, еда для экипажей. Для отличия танков от боевых на бортах писали надписи — «Supply» или «Baggage». В ходе операции при Мессине применяли 12 танков поддержки.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Несмотря на то, что из 72 линейных танков до окопов противника дошло только 19 боевых машин, это была редкая в то время успешная для танков боевая операция, когда без преимущества (24,562 британцев против 26,087 германских солдат) было обеспечено решение боевой задачи. Танки не были основной ударной силой в ходе этой операции. Главными «бенефициарами» стали саперы, которые смогли подвести несколько мощнейших мин с несколькими сотнями тонн взрывчатки под германские окопы и взорвать укреплённые пункты противника. Тяжёлая артиллерии сделала проходы в минных и проволочных полях, а танки и пехота добили противника.

Одна из воронок-озёр от саперной мины, взорванной в ходе операции

Одна из воронок-озёр от саперной мины, взорванной в ходе операции

В ходе операции танки-снабжения показали себя достаточно удачно, каждый танк Mark I Supply tank нёс на себе пять «заправок» боевого танка. Одна заправка составляла дневной запас бензина, масла, боеприпасов, смазки и воды для одного танка. Обладая одинаковой с танками Mark IV подвижностью танки снабжения прямо на поле боя обеспечивали заправку и пополнение боеприпасами боевых машин. Пока проводилась заправка экипажи танков, укрывшись за ними отдыхали от чада и жары в аду боевых отделений и, как иногда упоминается в воспоминаниях, даже пили кофе, которое им «подгоняли» коллеги с танков снабжения.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Опыт использования танков-тендеров в ходе Мессинской операции был продолжен и дальше. При производстве танков Mark IV, каждая шестая машина сразу строилась как танк снабжения. Эти танки-тендеры приняли активное участие в Битве при Камбре, в которой танки, примененные наконец правильно, сыграли решающую роль в первоначальном успехе операции.

Mark I Supply tank

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 12 (14)

Производитель: William Foster & Co

Размеры без хвоста: 7925×4204×2430 мм

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса: 28 000 кг «самец»

Экипаж: 4

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Вооружение: не устанавливалось

Бронирование: 10-12 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-44-mark-i-supply-tank-tankgruzovik-na-pole-boia-61c1a7384b46c01ca713228d?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account