Многоразовый корабль с вертикальной посадкой.

0

1974-й стал переломным годом для отечественной космонавтики. Из множества значимых, и не очень, событий, случившихся в этом году, можно назвать смещение В.П.Мишина с поста руководителя королевского Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и назначение на это место В.П.Глушко.

Многоразовый корабль с вертикальной посадкой.

Валентин Петрович решительно отмежевался от Н-1, предложив взамен несколько собственных модульных вариантов тяжелого носителя. В этом ему удалось заручиться поддержкой руководства отрасли, чему во многом способствовали два обстоятельства.

С одной стороны, по мнению В.П.Глушко, ряд специально разработанных универсальных РН, образованных путем параллельного соединения различного числа стандартных блоков, должен был покрывать все нужды отечественной космонавтики от выведения на околоземную орбиту легких автоматических спутников до запуска тяжелых межпланетных, в т.ч. пилотируемых, кораблей. На каждом блоке предполагалось установить вновь разрабатываемый кислородно-керосиновый ЖРД тягой более 600 тс, в котором должны были найти воплощение все передовые решения в области двигателестроения и большой опыт КБ "Энергомаш", которое до 1974 г. возглавлял Валентин Петрович.Многоразовый корабль с вертикальной посадкой.

Многразовый орбитальный корабль МТК-ВП:
1 — стабилизаторы; 2 — хвостовой парашютный отсек; 3 — носовой парашютный отсек; 4 — отсек полезного груза;, 5остекление кабины экипажа; 6носовой блок двигателей системы ориентации; 7створки перепуска воздуха; 8 — выдвижные посадочные опоры (лыжи); 9балансировочный щиток; 10 — двигатели довыведения и орбитального маневрирования; 11РДТТ САС; 12 — хвостовой блок двигателей ориентации

С другой стороны, закрытие работ по Н-1 пришлось на период окончательного формирования облика американской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) Space Shuttle. Министерство обороны США, которое было вторым после NASA заказчиком системы, не скрывало желания использовать шаттл в военных целях. Советские военные, стремясь обеспечить стратегический паритет, заказали авиационным и ракетно-космическим предприятиям разработку орбитального корабля (ОК) многоразового использования с аналогичными задачами, возможностями и, как следствие, тактико-техническими характеристиками.

Из-за некоторого запаздывания по времени первоначально предполагалось создать систему по типу американской: многоразовый крылатый ОК крепился сбоку к большому одноразовому внешнему баку. Последний содержал топливо для мощных кислородно-водородных ЖРД корабля, а также служил центром связки из нескольких многоразовых ускорителей, играющих роль первой ступени. Масса и габариты предполагаемых полезных грузов (ПГ) диктовали размеры будущего ОК и, естественно, характеристики всей системы в целом. "Ряд" носителей, предложенных академиком В.П.Глушко, в общих чертах коррелировался с такой концепцией.

Специалисты ЦКБЭМ, ранее разрабатывавшие космические корабли (КК) типа "Союз", видели, что, помимо очевидных и широко известных преимуществ, крупные крылатые ОК имеют и существенные недостатки, главными из которых являются большая масса крыла и фюзеляжа, покрытых мощной теплозащитой, и необходимость постройки очень длинных высококачественных и дорогостоящих полос для горизонтальной посадки подобных систем. В то же время широко используемые в десантных войсках парашютно-ракетные системы мягкой посадки (ПРСП) показали не только высокую надежность при малой стоимости, но и приемлемые характеристики по точности приземления.

Преемник "Союза" виделся разработчикам как бескрылый летательный аппарат (ЛА) типа "несущий корпус", состоящий из кабины экипажа в передней конической части, цилиндрического грузового отсека в центральной части и конического хвостового отсека с ДУ для маневрирования на орбите.

Предполагалось, что после запуска с помощью мощной РН (сначала это была одна из ракет семейства Н-1, затем — после прихода В.П.Глушко — РЛА-130В, которую "привез с собой" новый руководитель предприятия) корабль выходит на орбиту, неся в своем грузовом отсеке блоки-модули для строительства большой станции. После работы на орбите аппарат входит в атмосферу и совершает маневр с заданной боковой дальностью 800-1800 км: его корпус в виде удлиненного сплюснутого с боков конуса с закругленной носовой частью имеет небольшое (около 1.0-1.25) аэродинамическое качество на гиперзвуковых скоростях. Для балансировки и управления при спуске используются воздушные и газодинамические рули. Многоразовый корабль с вертикальной посадкой.Планирует он, конечно, не так хорошо, как крылатый ОК, но вертикальную скорость посадки гасит парашютная система** с "холодным" резервированием (основной и запасной парашюты). Под куполами аппарат снижается в горизонтальном положении. Остаточная вертикальная скорость гасится двигателями мягкой посадки (ДМП), имеющими две ступени, остаточная горизонтальная скорость — выпускаемым лыжным шасси.

Наиболее важным отличием такой схемы многоразового транспортного корабля вертикальной посадки (МТК ВП) от крылатого ОК типа Space Shuttle явилась возможность крепления аппарата не сбоку РН, а сверху, по ее оси. Таким образом упрощалась конструктивно-компоновочная схема ракетно-космического комплекса, а маршевые двигатели можно было убрать из хвостовой части ОК и поставить в нижнюю часть кислородно-водородного бака; это позволяло убить сразу двух зайцев: улучшить устойчивость и управляемость корабля, изменив его центровку, и превратить всю транспортную систему в "классическую" РН с параллельным расположением ступеней и ПГ сверху.

Справа представлены эскизы различных вариантов МТК ВП в процессе проработки в НПО "Энергия".

В.П.Глушко быстро разглядел в этой идее рациональное зерно. Уже будучи в должности генерального конструктора нового Научно-производственного объединения (НПО) "Энергия", он поручил разработку маршевого кислородно-водородного ЖРД новой транспортной системы воронежскому КБ химической автоматики (КБХА). Он понимал, что, не имея такого богатого опыта создания двигателей целиком на криогенных компонентах, какой был у американцев, Многоразовый корабль с вертикальной посадкой.в скором времени сделать многоразовый ЖРД с нужными параметрами не удастся. А предлагаемая концепция носителя позволяла ограничиться созданием одноразового кислородно-водородного ЖРД, что было значительно легче. Кроме того, под носовым обтекателем РН можно было выводить на орбиту ПГ гораздо большей массы, чем у того, который вмещался в грузовой отсек многоразового ОК типа шаттла: для этого (в первом приближении) достаточно было варьировать количество ускорителей, монтируемых вокруг центрального кислородно-водородного блока, с двух до восьми (боковое расположение ОК ограничивало это число максимум четырьмя).

По замыслу создателей системы, в случае немедленного развертывания разработки, ее летно-конструкторские испытания могли начаться в 1980 г.!

С восемью стартовыми ускорителями и увеличенной второй ступенью носитель, получивший название "Вулкан", мог вывести на низкую околоземную орбиту ПГ массой 200 т, что позволяло реализовать идею, которую В.П.Глушко давно вынашивал, создать КК для прямой посадки человека на Луну.

Однако время было уже упущено. Советская "лунная программа" Н-1Л-3 провалилась. Американцы первыми высадились на Луну. Политическое руководство СССР не выделило денег на лунную программу, даже в новом ее варианте. Основным и приоритетным стало создание МТКС.

При более детальном анализе схемы МТК ВП к маю 1976 г. выяснилась необходимость повышения его гиперзвукового аэродинамического качества для увеличения боковой дальности. ЛА приобрел специальные треугольные "наплывы", увеличивающиеся к хвосту, в которых разместились удлиненные цилиндрические ДМП, лыжные посадочные опоры и приводы воздушных рулей.

Впоследствии схема крылатого корабля возобладала и от концепции МТК ВП отказались в пользу ОК, получившего название "Буран". Идеи, заложенные при проектировании МТК ВП, были использованы в разработке новой РН, названной "Энергия".

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account