Программа модернизации сторожевых кораблей Проекта 1135 в альтернативные 1980х — 1990х
Существует мнение что плачевное состояние нашего ВМФ во многом следствие того что большая часть его корабельного состава была потеряна в 1990-х годах, когда зачастую списывались довольно современные корабли которые при надлежащем обслуживании и ремонте прослужили бы еще длительное время. Это заставило меня задуматься над тем как могли бы выглядеть сегодня при условии своевременного ремонта и модернизации СКР пр.1135.
Развивая линию больших противолодочных кораблей океанской зоны руководство ВМФ приняло решение начать разработку кораблей меньшего размера для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны корабельных группировок и поиска подводных лодок в открытых морских районах. Создать проект корабля относительно небольшого водоизмещения, способного решать широкий круг задач по проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод, было поручено в 1964 году Северному ПКБ, главным конструктором назначили Н.П. Соболева, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 2 ранга И.М.Стецюра. Проектирование корабля было закончено в 1966 году. Корпус корабля имеющий смешаную схему набора выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Корабль имел удлиненный полубак, клиперский форштевень, сравнительно высокий надводный борт имеющий большой развал шпангоутов в носовой оконечности и малыми углами заострения ватерлиний, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Корпус имеющий смешаную схему набора был выполнен из стали марки МК-35 и разделен стальными поперечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков. Палубные надстройки расположенные на верхней палубе разделены на два блока и изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Главная энергетическая установка включала два газотурбинных агрегата М7К, каждый из которых включал маршевую газовую турбину мощностью 6000 л.с. и форсажную газовую турбину мощностью 18000 л.с. имевшие газовый реверс. Благодаря редуктору каждая из маршевых газовых турбин могла работать на оба валопровода. Гребные винты четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Время пуска турбин из холодного состояния составляло не более трех минут. Полный запас топлива составлял 550 тонн что обеспечивало дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Электро-энергетическая установка напряжением состояла из пяти дизельных генераторов по 500 кВт. Рулевое устройство с электрогидравлическими приводами и полубалансирным рулем. Система стабилизации включала бортовые кили и выдвижные управляемые рули успокоения качки. При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля были применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия и установлена система пузырькового облака «Пелена». При сравнительно небольшом стандартном водоизмещении в 2800 тонн корабль имел достаточно мощное противолодочное вооружение состоящее из счетверенной ПУ ПЛРК УРПК-3 «Метель» с автономной системой управления «Муссон», двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 стрельба из которых могла вестись торпедами СЭТ-65 или 53-65К и двух реактивных бомбометов РБУ-6000 «Смерч-2». В кормовой части палубы имелись минные рельсы, на которые можно было принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. В состав гидроакустического вооружения входили ГАС МГ-332 «Титан-2» в бульбовом обтекателе и буксируемую ГАС МГ-325 «Вега». Кроме этого имелись две станции обнаружения подводных лодок по кильватерному следу. Зенитное вооружение включало: два ЗРК самообороны «Оса-М» и две спаренные универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-726 с одной РЛС управления МР-105 «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС МР-310 «Ангара-А». Впервые на кораблях данного класса была размещена боевая информационно управляющая система. Мореходные качества обеспечивали использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их использованием, а буксируемую ГАС можно было использовать при волнении до 4 баллов. На западе этот корабль получил обозначение «Krivak-I class». Сторожевые корабли пр.1135 «Буревестник» разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения, средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах и позволило стать наиболее ходовыми и любимыми у военных моряков. Тем не менее у сторожевых кораблей пр.1135 было два крупных недостатка. Во-первых корабль не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией и торпедами. Во-вторых дальность обнаружения подводной лодки гидроакустическими средствами была намного меньше дальности стрельбы ПЛУР. Если на проектах пр.1134Б для поиска подводных лодок на больших дальностях имелся вертолёт Ка-25, то на этом корабле он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля считали, что они будут действовать парами во взаимодействии с базовой противолодочной авиацией и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР.
В процессе строительства сторожевых кораблей пр.1135 было решено усилить их артиллерийское вооружение путем установки новейших 100-мм универсальных одноствольных артиллерийских установок АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». ПЛРК УРПК-3 «Метель» был заменен более совершенным ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» который можно было применять как по подводным так и по надводным целям. ЗРК самообороны «Оса-М» были заменены более совершенными «Оса-МА». Остальной состав вооружения остался идентичным кораблям пр.1135. На кораблях установили более совершенную РЛС общего обнаружения МР-310У «Ангара-М» и ГАС МГ-332МС «Титан-2Т» с улучшенными параметрами обнаружения подводных целей. На крыше помещения лебедки буксируемой ГАС разместили взлетно-посадочную площадку для приёма грузов и посадки вертолета. Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 140 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились. По пр.1135.1 было построено 11 кораблей, кроме того по нему был модернзирован 21 корабль построеный ранее по пр.1135, на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-II class».
В дальнейшем в состав вооружения сторожевых кораблей пр.1135 был введен ПЛРК УРПК-6М «Водопад-НК» который обеспечивал поражение подводных и надводных целей и использовал в качестве пусковых установок штатные торпедные аппараты калибра 533-мм. Это позволило замнить счетверенную пусковую установку ПЛРК УРПК-5 «Раструб-Б» счетверенной пусковой установкой ПКРК П-270 «Москит». В качестве средства обнаружения и целеуказания ПКРК П-270 «Москит» использовался комплекс радиотехнических средств КРС-27 «Минерал». РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» была заменена РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА».
В конце 1980-х годов была проведена еще одна модернизация сторожевых кораблей пр.1135 направленая на оснащение кораблей современными средствами ПВО. В рамках данной программы рассматривалось три варианта такой модернизации. Первый предусматривал размешение на борту корабля двух боевых модулей и двух модулей управления ЗРАК 3М87 «Кортик».
Второй вариант предусматривал размещение на корабле одной однобалочной пусковой установки МС-196 универсального многоканального зенитно-ракетного комплекса средней дальности М-22 «Ураган» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630.
Третий вариант предусматривал размещение на корабле одной вертикальной пусковой установки 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95 «Кинжал» и одного зенитно-артиллерийского комплекса АК-630. В итоге предпочтение отдали третьему варианту.
Хорошие мореходные качества сторожевых кораблей пр.1135 обратили на них внимание морских пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 1970-х годов. По ТТЗ, выданному КГБ СССР в Северном ПКБ, был выполнен проект пограничного сторожевого корабля 11351. На нём вместо демонтированного комплекса ПЛУР была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев», вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм зенитно-артиллерийские комплексы АК-630 с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС МГК-335С «Платина-С» и буксируемая ГАС МГ-345 «Бронза». По этому проекту было построено восемь корпусов на западе эти корабли получили обозначение «Krivak-III class».
К концу 1980-х годов стало ясно, что базирование на кораблях вертолета превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. В связи с этим Северным ПКБ была разработан последний и наиболее совершенный проект модернизации кораблей пр.1135. На этих кораблях аналогично ПСКР пр.11351 вместо кормового комплекса вооружения была размещена новая надстройка с ангаром и ВПП, что позволило обеспечить постоянное базирование на корабле вертолёта типа Ка-27 который стал главным противолодочным оружием корабля. В кормовой части надстройки побортно установили по одному 30-мм зенитно-артиллерийскому комплексу АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Вместо демонтированной пусковой установки ПКРК П-270 «Москит» была размещена одна 100-мм универсальная одноствольная артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления огнём МР-145 «Лев». Перед носовой надстройкой размещялась вертикальная пусковая установка 3С95 многоканального зенитно-ракетного комплекса самообороны 3К95. На модернизированном корабле были установлены РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА». Предусматривалось вооружения корабля двумя спаренными пусковыми установками КТ-152М с ПКР П-270 «Москит» размешенными побортно в районе носовой надстройки и комплексом радиотехнических средств КРС-27 «Минерал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Корпус, энергоустановка, главные механизмы, оборудование и противолодочное вооружение корабля остались прежними. Принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей корабля, устанавливались малошумные пятилопастные винты.
Вышеперечисленные улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения СКР почти на 370 тонн, но благодаря удачной форме корпуса, динамические характеристики корабля практически не изменились, в итоге получился достаточно универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками. Впрочем спорным моментом является цена такой программы, поэтому для этого корабля был разработан альтернативный вариант вооруженя. Он отличался тем что вместо пусковых установок ПКРК П-270 «Москит» были установлены две четырехконтейнерных пусковых установки ПКР Х-35 «Уран» которые размещались перед носовой надстройкой перпендикулярно ДП корпуса и комплекс радиотехнических средств «Гарпун-Бал» РЛС которой размещалась на крыше вертолетного ангара. Кроме того стандартные 533-мм торпедные аппараты-пусковые установки ЧТА-53-113 заменили на две поворотные счетверенные пусковые установки ПЛРК «Медведка».