Юрий Пашолок. Педальные аэросани из города Орёл

16

Юрий Пашолок. Педальные аэросани из города Орёл

Проект аэросаней «Аэретка К-1», предложенный в начале 1941 года К.А. Галкиным с завода №9, г.Орёл

Аппараты на мускульной тяге занимают особое место. Если с одними особых вопросов нет (те же велосипеды), то другие вызывают целую массу вопросов. Например, находится немало мечтателей, которые пытаются покорить небо на аппаратах, приводимых силой человека. У некоторых это получается, мусколет даже перелетел через Ла-Манш. Но это скорее исключение, чем правило. Основная масса подобных аппаратов — это скорее удел чудаков. Что не мешало пытаться применять мускульную тягу даже на боевых машинах. Обычно речь шла о различных изобретениях, которые, по большей части, не доходили до стадии опытных образцов.

Общий вид педальных аэросаней

Общий вид педальных аэросаней

Одной из категорий аппаратов на мускульной тяге, которые являлись популярной темой среди изобретателей, были аэросани и похожие на них аппараты. В отделе изобретений ГАБТУ КА только за годы Великой Отечественной войны набралось больше десятка проектов подобных механизмов. Основная их масса выполнена крайне схематично, поэтому особого смысла о них рассказывать нет. Хотя такие названия, как «Педальные аэролыжи», звучат интригующе. Одним из проектов, который хотя бы минимально тянет на что-то стоящее внимания, датирован февралем 1941 года. Называется он «Аэретка К-1».

Автор видел своё детище как что-то вроде педального велосипеда

Автор видел своё детище как что-то вроде педального велосипеда

Про автора данного изобретения известно совсем немного. Как сложилась его судьба после начала Великой Отечественной войны, неизвестно. По состоянию на начало 1941 года Константин Алексеевич Галкин работал в отделе главного механика Завода №9 по производству машин для первичной обработки волокна. Находившийся в городе Орёл завод занимался производством текстильных машин. Определенное техническое образование Галкин явно имел, по крайней мере, своё детище он обосновывал графиками и формулами. Правда, если начать углубляться в эти расчеты, на ум приходит название рубрики «Время искать и удивляться» из журнала «Техника — молодежи». Сейчас поймете, почему.

Схема привода

Схема привода

Главной причиной, почему «Аэретка К-1» оказалась в отделе изобретений ГАБТУ КА, стало ее назначение. Автор идеи предполагал, что Красной Армии требуются простые и дешевые аэросани, которые по массовости могли бы конкурировать с велосипедами. В этом и был смысл мускульной тяги. «Аэретка К-1» виделась ее создателем как своеобразный велосипед для зимнего периода. В этом плане Галкин был совсем не одинок. Подобные мысли посещали многих изобретателей. Но если подобные изобретения обычно выглядели как велосипед с пропеллером и лыжами, то Галкин пошел дальше. Он предлагал делать что-то похожее на аэросани, но в габаритах велосипеда и с педальным приводом. Материалом для их изготовления предполагалось дерево, а также фанера.

Описание сопровождалось графиками, правда, близкими к фантастике

Описание сопровождалось графиками, правда, близкими к фантастике

Правда, если начать читать описание изобретения, сразу начинают возникать некоторые вопросы относительно того, как автор рассчитывал своё детище. Первые вопросы возникают по поводу того, какую скорость должна была развивать данная конструкция. А насчитал Галкин, на всякий случай, 50 км/ч. На педальной тяге. При этом полная масса конструкции на педальном приводе составляла 200 кг. Она оснащалась лыжами шириной 150 мм, то есть площадь опорной поверхности у «Аэретки К-1» была немаленькой.

Вот и в отделе изобретений решили, что ТТХ у "Аэретки К-1" фантастические

Вот и в отделе изобретений решили, что ТТХ у «Аэретки К-1» фантастические

Собственно говоря, сопоставление массы и скорости педальных аэросаней стали первым и главным моментом, на который обратили внимание в отделе изобретений ГАБТУ КА. А еще там обратили внимание на скорости велосипедов по асфальту. 50 км/ч обычный велосипед мог делать разве что с горки по асфальтовому шоссе. На этом фоне расчеты изобретателя по поводу кривой мощности и тому, как «Аэретки К-1» управляется, тут же терялись. Какой вывод был сделан, догадаться несложно.

Автор пытался доказать жизнеспособность своего изобретения

Автор пытался доказать жизнеспособность своего изобретения

Тем не менее, изобретатель не сдался. 2 марта 1941 года из Орла прибыл ответ, с кучей формул и предложением улучшенной версии «Аэретки К-1». Теперь ее масса составляла всего 30 кг, а полная масса, включая седока, ожидалась в районе 100 кг. Скорость также стала скромнее — 20 км/ч, то есть примерно как у велосипеда. Автор пытался доказать, что его творение будет иметь подвижность не меньшую, чем у велосипеда. Кроме того, для проверки расчетов он предлагал построить опытный образец «Аэретки К-1». Галкин просил для реализации своего детища авиационный лаки некоторое количество деталей, остальное он приобретал на собственные средства.

Впрочем, отдел изобретений это не убедило

Впрочем, отдел изобретений это не убедило

Впрочем, настойчивость техника-механика завода по производству текстильных машин не оценили. Ему посоветовали более внимательно изучить профильную литературу. Особенно что касается опыта разработки аэросаней. Возможно, что «Аэретка К-1» даже бы сдвинулась с места. Но ни про какие 20 км/ч, ожидавшиеся автором, можно было даже не мечтать. Финал истории оказался предсказуемым, как и в случае с целым рядом подобных проектов.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZupsiqB8YBx37ehT

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account