Юрий Пашолок. Шведский пониженный штурмовик с магазинным заряжанием

5

История шведской экспериментальной штурмовой САУ Bofors Sav 12 cm

В ходе Второй мировой войны целый ряд стран поставил на два типа самоходных артиллерийских установок — истребители танков и штурмовые САУ. В большинстве случаев речь шла о рубочных САУ с передним расположением боевого отделения. Нередко «штурмовик» и «истребитель» совмещались в одной САУ, так поступили, например, в Советском Союзе. Более широкая специализация расширяла спектр боевых задач. Практика показала, что такой подход является более верным. Обычно в войсках любят забивать гвозди микроскопом. Те же немцы были большими любителями отправлять САУ вроде Hummel в лобовые атаки. Вместе с тем, в ряде стран продолжали разделять «штурмовиков» и «истребителей». Касалось это и шведского танкостроения.

Опытная установка 10,5 cm kan m/44 sav L/21 на шасси Strv m/42

Опытная установка 10,5 cm kan m/44 sav L/21 на шасси Strv m/42

По состоянию на конец Второй мировой войны шведская армия имела в своём распоряжении не только танки, но и самоходную артиллерию. Несмотря на то, что шведам не пришлось воевать, они создали неплохие образцы бронетанковой техники. Причем наибольшего успеха удалось достичь на ниве самоходной артиллерии. Если шведские танки, к 1945 году, выглядели откровенно устаревшими, их САУ и во второй половине 40-х годов выглядели вполне неплохо. Также шведские фирмы занимались экспериментами по самоходной артиллерии. Одним из них стала Bofors Sav 12 cm, опытная штурмовая САУ, позже задавшая вектор развития шведских «штурмовиков».

Landsverk STAR, вторая попытка Landverk создать среднюю штурмовую САУ

Landsverk STAR, вторая попытка Landverk создать среднюю штурмовую САУ

Еще во время Второй мировой войны Bofors и Landsverk прорабатывали вопрос создания более тяжелой штурмовой САУ, нежели Sav m/43. Связано это было с тем, что во второй половине 1943 года возникла идея поставить более мощное орудие — 105-мм гаубицу. Изначально речь шла о том, чтобы адаптировать 10,5 cm haubits m/10, но вскоре стало понятно, что идея неразумная. В результате появилась 10,5 cm kan m/44 sav L/21, более компактная с точки зрения противооткатных механизмов. В ноябре 1943 года орудие поставили в опытный образец Sav m/43, но одновременно схожую установку проработали и для шасси pvkv m/43. Она получила более крупную рубку, изготовили опытный образец, но дальше от работ по данной теме отказались. Машина получилась слишком громоздкой, да и 10,5 cm kan m/44 sav L/21 вполне разместилась в рубке Sav m/43.

Патент Генри Алдрина, инженера AB Bofors, на механизацию заряжания

Патент Генри Алдрина, инженера AB Bofors, на механизацию заряжания

Дальнейшие работы по штурмовой самоходной артиллерии стали корректировать по опыту эксплуатации Sav m/43. Классический «штурмовик» с крепким лбом постепенно становился тупиковым решением. Развитие противотанковых средств достигло такого уровня, что требовалась очень толстая броня. А это означало перегруз передних опорных катков. Требовалось что-то подвижное, быстроходное и с низким силуэтом. Первой попыткой создать такую САУ стала Landsverk STAR. Разрабатывалась она на базе проектного танка Landsverk Leo. Предполагалось ставать два типа двигателей, мощностью либо 320, либо 380 лошадиных сил. При массе 20 тонн машина должна была развивать скорость до 55 км/ч. САУ отличалась небольшой высотой — 2100 мм. Аналогично Sav m/43, Landsverk STAR имела закрытое боевое отделение.

Система выброса гильз

Система выброса гильз

Можно сказать, что Landsverk STAR являлась промежуточным решением. На ней еще пытались сделать противоснарядную броню. Лобовой лист рубки имел толщину 60 мм. Откровенно говоря, мертвому припарка, поскольку такую броню уже не замечала даже дивизионная артиллерия. На экспортном рынке такая САУ тоже оказалась ненужной, поэтому Landsverk STAR так и осталась «бумажной». Между тем, Landsverk работала отнюдь не в состоянии монополиста. Конечно, в 30-е годы Bofors проиграла битву за создание танка, но с того времени прошло немало времени. Конкурентная борьба снова активизировалась, теперь на ниве самоходной артиллерии.

Эскизный проект Bofors Sav 12 cm, конец 1948 года

Эскизный проект Bofors Sav 12 cm, конец 1948 года

Еще в 1943 году шведские военные выдвинули идею механизации процесса заряжания. Совсем от заряжающего не отказывались, концепция заключалась немного в другом. Танк получал магазинное питание, за счет чего смог быстро сделать серию выстрелов. В теории такое решение позволяло танку выиграть артиллерийскую дуэль: пока противник перезаряжался, в его сторону улетало несколько снарядов. Первой практической реализацией идеи стала башня Delat torn для Strv m/42. По ряду причин башня осталась экспериментальной, но идею не забросили. Кроме того, в 1946 году Bofors начала работу по механизации заряжания для САУ.

Машина получалась очень низкой, особенно для столь мощного орудия

Машина получалась очень низкой, особенно для столь мощного орудия

Существенным отличием конструкции, разработанной инженером Генри Алдрином, стала система подачи боеприпасов. Теперь магазинная укладка находилась не сбоку, а сзади, с шарнирной системой. Благодаря этому удалось избавиться от громоздкой системы подачи сбоку от орудия, правда, при этом использовалось много места сзади. Это, впрочем, явно не было проблемой. Патент, заявка на которых была подана еще в ноябре 1946 года, явно подразумевал использование гибкой системы подачи в боевом отделении САУ. Время подачи заявки намекает на то, когда именно Bofors начала по ней работать. Переписка по первой САУ Bofors собственной разработки появилась позже — в 1948 году.

Двигатель Volvo A8B обеспечивал САУ удельную мощность около 20 лошадиных сил на тонну

Двигатель Volvo A8B обеспечивал САУ удельную мощность около 20 лошадиных сил на тонну

Аналогично Landsverk STAR, детище Bofors, получившее обозначение Bofors Sav 12 cm, являлось инициативной разработкой. На тот момент приоритетным направлением была 30-тонная САУ с вооружением в виде 152-мм пушки, имевшей магазинное питание. Позже этот проект получил обозначение 15 cm kanonvagn fm/49. Между делом, Bofors предложила проект штурмовой САУ, имевшей массу 17 тонн. Калибр 120 мм имел морское происхождение. Естественно, морскую пушку с длиной ствола 50 калибров Bofors ставить не собиралась. На ее основе была создана Automatkanon 120 mm, с длиной ствола 18 калибров. Вроде бы «окурок», а на самом деле не всё так просто. Во-первых, начальная скорость снаряда составляла 525 м/с, не так и мало. Во-вторых, приоритетом являлось использование кумулятивных снарядов, так что «плевок» из Automatkanon 120 mm не сулил ничего хорошего даже советским тяжелым танкам.

Продольный разрез Bofors Sav 12 cm

Продольный разрез Bofors Sav 12 cm

Уже в конце декабря был разработан эскизный проект Bofors Sav 12 cm. Со стороны KAFT к нему имел прямое отношение и Свен Берге, будущий создатель Strv 103. Орудийная часть Bofors Sav 12 cm полностью повторяла патент Генри Алдрина. Всего внутри магазинной укладки находилось 62 унитарных патрона. Гибкая система подачи снарядов позволяла добиться скорострельности до 50 выстрелов в минуту. При этом обеспечивались приличные углы наводки — от -10 до +25 градусов в вертикальной плоскости, а также по 15 градусов в горизонтальной.

Изготовили САУ в 1949 году

Изготовили САУ в 1949 году

Высота САУ составляла всего 2045 мм, при этом ее сделали открытой сверху. Экипаж составил 3 человека, по вполне понятным причинам, заряжающий не понадобился. Машина отличалась высокой подвижностью. На нее ставился тот же мотор Volvo A8B, что и на Strv m/42 EH (а также Landsverk STAR). При мощности 380 лошадиных сил он обеспечивал удельную мощность не менее 20 л.с. на тонну. Одной из особенностей Bofors Sav 12 cm стала небольшая толщина брони — 30 мм в лобовой части и 15 по бортам. Вроде бы мало, но уже говорилось — противоснарядная броня постепенно становилась обузой. Кроме того, в KAFT уже вовсю шло обсуждение схожей машины для поддержки пехотных частей.

Несмотря на вылезшие недостатки, Bofors Sav 12 cm сыграла вою роль в шведском танкостроении. Концепция шведских штурмовых САУ 50-х годов явно имела к ней отношение

Несмотря на вылезшие недостатки, Bofors Sav 12 cm сыграла вою роль в шведском танкостроении. Концепция шведских штурмовых САУ 50-х годов явно имела к ней отношение

Судьба опытного экземпляра Bofors Sav 12 cm оказалась несчастливой. Во-первых, вместо 17 тонн получилось 20, при этом максимальная скорость составила 52 км/ч. Вроде бы немало, но не при таком мощном моторе. Во-вторых, хитрая система заряжания сделала Bofors Sav 12 cm слишком дорогой. Тем не менее, бесполезной эту разработку назвать крайне сложной. Это была первая послевоенная шведская САУ, построенная в виде полноценной боевой машины. Кроме того, Bofors Sav 12 cm в полной мере повлияла на программу Tankette fm/49, позже превратившуюся в Ikv 72. Разница в том, что Ikv 72/102/103 были заметно легче и дешевле. С учетом того, что получали их пехотные бригады, которые не могли похвастаться большими бюджетами, немаловажный показатель. Наконец, это была первая шведская САУ с механизацией заряжания. Позже похожая система использовалась на целом ряде разработок Bofors, включая и Strv 103.

Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала

Список источников:

      1. tanks.mod16.org
      2. Архив Карла Бломстера
      3. www.ointres.se/pansar.htm

источник: https://dzen.ru/a/ZFTKuHdP7W015t78

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account