Испания на стороне Центральных держав. Часть первая. Обед в Париже
Содержание:
Среди сценариев победы Германии в Первой мировой, как не странно, очень редко рассматривается успешный план Шлиффена, хотя уже к 1914 году немцы стояли у Парижа и ,случись какая-либо мелочь, как неисправность парижских такси, Вильгельм ll мог бы позировать на фоне Эйфелевой башни. Впрочем, дело совсем не в примитивных автомобилях, а в транспортируемых ими бойцах марокканской дивизии, которая могла не успеть на выручку столице и по другой причине, например, потому что Марокко в 1914 году принадлежало бы Вильгельму Гогенцоллерну….королю Испании
А вышло это так:
Первый обед в Париже и тайны мадридского двора
Событий, предшествующих Первой мировой мы коснёмся вскользь и они не будут кардинально расходиться с реальной историей. Не большой секрет, что кризис престолонаследия в Испании и претензия на трон представителя католической линии Гогенцоллернов — Леопольда породила формальный повод для Франко-Прусской войны. Сам Леопольд, служивший в прусской армии, участие в кампании принимал, предположим, ему было доверено формальное руководство во время битвы при Седане и лавры пленителя Наполеона lll пресса возложила ему же. Мольтке, а уж тем более Бисмарк, использовавший прессу и дипломатический скандал, дабы начать саму эту войну, скромно уступили бы эту победу Леопольду, с прицелом на решение испанских кортесов отдать трон Гогенцоллерну.
16 ноября 1970 года новым королём Испании был избран Леопольд l.
Версальский мир был бы заключён на тех же условиях, а девятью годами позднее — в 1880 году на Мадридской конференции Марокко было включено в сферу влияния Испании.
Берлинский конгресс, двумя годами ранее также обернулся не в пользу России, наличие союзника на Пиренеях лишило Германию необходимости сближаться с Россией, сохранив её интерес к Балканам и Ближнему Востоку.
На пороге Вельткрига
С восхождением на трон Вильгельма ll, Германия усилила интерес к управляемой родственниками Испанией. С разгромом Франции, немецкая армия по праву считалась самой лучшей, оставалось довести до совершенства флот. Программа Вильгельма по развитию флота коснулась и Испании, куда в 80-е годы XX века потекли инвестиции немецких судостроительных концернов. Рассматривая Великобританию, как основного врага в грядущей войне, Вильгельм при формировании флота метрополии делал ставку на линкоры, в то время как колониальные флотилии, которые должны были блокировать поставки из азиатских колоний в Европу оснащались подлодками. Верфь подлодок была открыта в Ля-Корунье, Валенсии и даже в заморских Гаванне и Маниле, где также появились немецкие военные базы, с намерением ведения подводной войны в Атлантике и Юго-Восточной Азии.
Немецкий экспедиционный корпус сыграл ключевую роль в подавлении восстаний на Кубе и Филиппинах, в связи с чем вместо Испано-Американской войны разразился очередной дипломатический кризис, вызвавший напряжённость между Америкой и Германией, а Мак-Кинли, неожиданно спас жизнь… война с Испанией не сделала ему имиджа агрессора и Леону Чолгошу немного не хватило презрения к президенту, который успешно переизбирался на второй срок под ястребиными лозунгами и обещанием изгнать немцев, стоящих за испанцами из Нового Света и также приступил к созданию мощного флота и сухопутной армии, такие лозунги и поддержка промышленного лобби позволило занимать президентское кресло 2 срока и лишь в 1904 году уступить кресло вице-президенту Теодору Рузвельту, при котором США также поддерживало Японию, надеясь использовать её при боевых действиях на Филиппинах, а во время мексиканской революции армия США оккупировала мексиканскую Калифорнию и вела бои непосредственно с силами Диаса, получавшего поддержку с Кубы.
В Мексику из штатов ссылались различные левые радикалы, которых Белый дом использовал для помощи революционерам и гибридной войны с Германией. Среди американцев, сражавшихся под красным флагом в невидимом им противостоянии Рокфеллеров и Круппов прославился начинающий журналист, а теперь и полевой командир, соратник Панчо Вильи — Джон Рид, которого в левых кругах звали не иначе как «команданте».
Начинающий военный корреспондент Уинстон Черчилль также побывал на мексиканской междоусобице, пристрастившись к текиле и к более дурманящим веществам…
Прочие расхождения с реальной довоенной историей случились на Балканах, где управляемая родным братом Леопольда Испанского Румыния стала занимать открыто прогерманскую позицию и вступила в блок Центральных держав после Второй Балканской войны, позарившись на русскую Бессарабию. Этот факт вызвал антинемецкие настроения в без того поверженной Болгарии и в 1913 году ,прорусски настроенный генерал Ратко Дмитриев низложил царя Фердинанда, провозгласив себя регентом Болгарии и вступил в переговоры с Антантой по поводу пересмотра итогов Второй Балканской войны.
Соседняя Греция же, чей король был женат на сестре кайзера Вильгельма склонилась в пользу Берлина. Германия была рада союзнику на Балканах и подначивала Грецию к захвату Кипра и сербской Македонии, компенсируя тем самым несбыточные мечты об овладении также союзным Берлину Константинополем.
Усиление немцев на Балканах и в Восточном Средиземноморье подтолкнуло Италию к Антанте.
Возвращаясь к Пиренеям, после свержения португальской монархии в 1910 году , исторический союз с Великобританией теперь основывался не на королевских связях, а на стратегической необходимости. Со смертью Леопольда в 1904 году, его сын от брака с португальской принцессой -; Вильгельм l Испанский мог формально претендовать и на лиссабонский престол.
С 1910 года британский континент присутствовал в Португалии. По широкому фронту выкатывались траншеи, а на южном участке находилась усиленная бронемашинами кавалерийская группа, нацеленная на помощь Гибралтару.
С такой расстановкой сил 28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Блицкриг и послеобеденный сон
Убийство Франца Фердинанда спровоцировало мировую бойню и в этой альтернативной реальности.
Немецкая армия, согласно плану Шлиффена прошла сквозь Бельгию, лишь немного увязнув у Льежа и Антверпена и уже к сентябрю была в 40 км от Парижа. К несчастью для французов, выручившая их марокканская дивизия в этой вселенной ходила под испанским флагом и 4 сентября приступила к осаде Гибралтара. К тому же, французы были вынуждены держать 200 тысяч штыков на границе с Испанией. Армия Мадрида не обладала достаточной мощью для активного наступления во Франции, но сковывало их силы, укрывшись за естественной преградой — Пиренеями, где после мобилизации ,Испания сосредоточила треть (100000) своего личного состава На границе с Португалией стояла та же сотня тысяч плохо обученных и оснащённых штыков. Пока Португалия не вступала в войну, самые боеспособные части королевской армии вели бои за Гибралтар. Основную опасность для Антанты представляли испанские подлодки, за счёт эффекта внезапности захватившие господство в западном Средиземноморье и у побережья Вьетнама, топив французские колониальные конвои.
6 сентября 1914 года знаменитые Парижские такси стали символом паники и позора, ими пользовались беглецы, многие из которых поснимали и красные штаны с кепи, дабы покинуть Париж. Немецкое наступление превосходящими силами несло на юг мясорубку со штыковыми атаками, обстрелами из крупповских орудий и гибелью в лесах от меткого огня одетых в синие мундиры пехотинцев Третьей Республики.
Надвигающаяся военная катастрофа сопровождалась и неутешительными новостями с Востока, где после разгрома армии Самсонова немцам удалось вовлечь в войну с Россией Османскую империю, которая после фактического контроля Центральных держав над «Средиземноморской пробкой» в Гибралтаре чувствовала себя гораздо вальяжнее. Вслед за турецким наступлением на Кавказе и бомбардировками Одессы и Севастополя в войну с Россией вступила и Румыния. Бои на южных участках фронта несли локальный характер, но привели к казалось бы, незначительным изменениям, сильно повлиявшим на общий ход войны, так необходимость русским растянуть фронт вынудило снять осаду с Перемышля ,а немцам не только не пришлось перебрасывать войска с западного фронта на восточный, но и напротив, перебросить несколько дивизий для взятия Парижа.
Русские, отступив от Перемышля вовсе откатились к Днестру, дабы перебросить войска на румынский фронт. Известная немецкая шутка о полезности Бухареста, как союзника, оказалась правдой,18 сентября армия Брусилова остановила продвижение румын в Бессарабии и смелым контрударом достигла Дуная. Героическая оборона Сербии и русский прорыв в Добруджу склонил Болгарию 27 сентября объявить войну Германии. Регент Дмитриев, ставший главнокомандующим в первую очередь предпринял попытку разгрома Румынии, наступая как через Дунай, на Бухарест (атака захлебнулась), так и в незащищённую водной преградой Добруджу, на соединение с русскими войсками. Половина болгарской армии находилась на фракийском направлении, готовя плацдарм для совместного с русскими броска на Царьград.
«Забыв» про восточный фронт,немцы выиграли темп на западе. 26 сентября снаряды от Больших Берт рвались на улицах Парижа,а пехота гнала французскую армию. Испанские союзники проводили атаки местного значения в Алжире. Готовя столицу к уличным боям, правительство Третьей Республики паралельно эвакуировалось,принимая лихорадочные меры военного времени. Парламент был распущен,а власть перешла к тандему Пуанкаре-Фош. Была объявлена всеобщая мобилизация, шла замена обмундирования на тёмно-зелёное,а вдоль Сены : от Ла-Манша до Альп строилась неприступная линия окопов. 4 октября шли кровавые бои в центре Парижа, тогда началась переброска сил с испанской границы,но они уже окапывались на «Линии Фоша», а не бросались в штыковые схватки на Елисейских полях.
Гибралтар ,блокированный с суши и моря стал осаждаться массовыми легковооружёнными частями, а элита : королевская гвардия, морпехи, марокканские и филиппинские колониальные войска были переброшены для прорыва через французскую границу.
8 октября испанцы начали Гасконскую операцию, но через неделю боёв и продвижения на 10 км были выбиты контрударом. Но Париж уже было не спасти: 21 октября с боями город пал,что не означало капитуляцию Франции, где разгорелась народная война. Немецкие войска приблизились к Сене,исчерпав свой наступательный потенциал и эта река служила естественным оборонительным валом,пока строилась линия Фоша и пополнялись ряды пехотинцев.
Взяв Париж и вклинившись во французскую оборону, немецкая армия сама приступила к фортификации и восстановлению сил и ресурсов, сочтя план Шлиффена на западном фронте в целом выполненным
Обед в Париже стоил Вильгельму 128 тысяч погибших за полтора месяца активного наступления собственно во Франции. Теперь западный фронт ожидало затишье, позиционный характер войны позволил немцам вернуть подкрепления на восток для решительного наступления на Россию.