Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

25

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Содержание:

Предпосылки к созданию проекта

Недавно обнаружилась удивительная вещь. Господа модернизаторы-альтернативщики заальтернативели для нужд РККА целое семейство бронетранспортеров на шасси практически всех советских довоенных танков, но почему то обошли вниманием Т-35.

Что-то помешало товарищам реконструкторам разглядеть потенциал, заложенный в этой машине. Возможно, тут сыграла неудачная конструкция трансмиссии РИ Т-35, а также довольно бессмысленные вооружение и бронирование. Надо это исправить.

Большинство модернизаций Т-35 (РИ и АИ) сводится к установке одного более мощного орудия. Да, в таком виде пользы от машины может быть больше, но при этом изменяется ее предназначение. (Об этом в следующем разделе)

Мы же обратим внимание на отменные “бронетранспортерные” качества Т-35. Вместительный корпус. Большая длина, а следовательно – преодоление препятствий.
И главное, главное! – Востребованность такой машины. Танки и пехота должны наступать вместе. Но пехота физически не может угнаться за танками. Особенно по глубокому снегу. Особенно под огнем противника. Примеры тому – Халхин-Гол и Финляндия.
Танки могут пройти полосу обороны насквозь, но не смогут удержаться и лишь понесут бессмысленные потери. Можно сделать иначе – пустить танки вслед за наступающей пехотой, при этом теряется основное преимущество мотомеханизированных войск – быстрота и натиск. Для такой задачи (сопровождение пехоты) нужны танки ПП, или штурмовые танки, или арт.танки, или САУ. А Т-35 разрабатывался как тяжелый танк прорыва (вики), и его предназначение немного другое.

Вопросы классификации БТТ

Вопросы классификации часто допускают разночтения и различные точки зрения. Эта путаница происходит из-за объективных различий в критериях классификации. В случае с танками таковыми критериями могут быть масса танка, калибр орудия и так далее.
Но, все таки, главным качеством проектируемого устройства является его предназначение.
Соответственно:
Гусеничная машина с пушкой-гаубицей – это САУ
То же самое, работающее прямой наводкой – штурмовое орудие
То же самое, сопровождающее линейные танки — арттанк
Танк разведчик. Танк поддержки пехоты – это ясно из названия.
Танк качественного усиления – очевидно, танк, предназначенный для создания решающего перевеса на данном участке фронта.
А что такое танк прорыва? Каким он должен быть и какому предназначению соответствовать? Выполнять прорыв фронта!
Допустим, артиллерия и танки качественного усиления подавили на данном участке большую часть ПТО и огневых точек. Танки могут даже преодолеть линию обороны, но это лишь предпосылки к прорыву. Для прорыва необходимо доставить пехоту через простреливаемый коридор вглубь боевых порядков противника и в его оперативные тылы.
Говоря современным языком, для выполнения этой задачи требуется тяжелый бронетранспортер. А в 30-е годы это называлось “тяжелый танк прорыва”, но суть та-же — машина, способная перемещать пехоту по полю боя, обеспечивая ей защиту по крайней мере от ружейно-пулеметного огня, шрапнели и осколков снарядов.
Естественно, РИ Т-35 такую задачу выполнить никак не мог, даже если бы и мог нормально ездить, так как тупо не имел отделения для десанта.

Описание проекта

Иногда говорят, что Т-35 проектировался под влиянием британского “Индепендента”. Если и так, то конструктора, не понимая назначения танка, позаимствовали только внешнюю пятибашенную компоновку. А самое главное, что как раз и стоило бы позаимствовать, осталось незамеченным. Это двухпоточная планетарная трансмиссия. Говоря по простому, такая трансмиссия позволяет выполнять плавные повороты. Для легкой и короткой машины это может быть не так важно, а для тяжелой машины с отношением длинна/ширина – 3, это становится критичным. Так как даже в нормальных дорожных условиях разгружает агрегатную часть раза эдак в два, а в тяжелых условиях – вообще позволяет сохранить управляемость танка. РИ Т-35 при попадании, скажем, в глубокую лужу, становился неуправляемым. Поэтому в РИ инструкции был такой секретный пункт – “Эксплуатировать только на дорогах с твердым покрытием”. И это многое объясняет в биографии РИ Т-35. А нам нужен немного другой танк.
Итак – двухпоточная трансмиссия и передний привод. Передний привод дает некоторый выигрыш по компоновке, так как позволяет уменьшить длину моторного отделения.

В остальном используем по максимуму узлы от РИ Т-28 и Т-35.
Подвеску оставляем родную. Говорят, была очень неплоха.

 

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Гусеничные ленты – унифицированные с Т-28 шириной 380 мм.
Двигатель – М-17 на 400 лс. Такой же как у Т-28.
Размеры в плане оставляем прежние 9.7х3.2 м. Только высота уменьшится так как не будет такого нагромождения башен.
Масса танка – тут следует ориентироваться на массу Т-28, то есть 25 тон. Это, конечно намного меньше, чем у всех РИ моделей Т-35, и это хорошо для ходовых качеств, ресурса, проходимости, всякой там логистики и экономии денежных затрат.
При таких размерах и массе бронирование будет самое что ни на есть противопульное. А именно – лоб 20, борт 13+5, башня 13. За что машина получит прозвище “Картонный трамвай”. Картонный – за броню, трамвай – потому что возит пассажиров.

Вооружение

Поскольку основная задача позиционного танка это перевозка десанта, то вооружение будет довольно скромным. Хотелось бы, конечно, поставить универсальную зенитно-противотанковую 37-мм автоматическую пушку. Но она будет разработана только в 1939 году.
Поэтому ставим в башню сорокапятку 20-К, спаренную с 40,8 мм автоматическим гранатометом. Его как раз разработали в 1931 году. Причем нам не нужна модель с ленточным питанием и высокими показателями по дальности и скорострельности.
Будет довольно 5-ти зарядной модели со скорострельностью 120 выстрелов в минуту (боевая – 50…60) и умеренной баллистикой (начальной скорости 200 м/с будет вполне достаточно). Патрон предлагается самый простой безгильзовый, а автоматику на основе длинного хода ствола, естественно. Отсюда низкая скорострельность и, в целом, дубовость. В танковой версии гранатомета допустима масса устройства 20…40 кг. Особо надо отметить, что патрон должен существенно отличаться от РИ таубинского патрона в сторону бюджетности и технологичности. Основные материалы патрона – это Ст.3 и Ст.45, а основная мехобработка – прессовка и вальцовка. Поскольку одной из причин отказа от таубинской конструкции была дороговизна боеприпасов. См. рис.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Мы же предлагаем более технологичный боеприпас. Его устройство понятно из рисунка.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Метательный заряд расположен в хвостовой части и залит парафином. Имеется осколочная рубашка из сталистой проволоки Ø4,8 мм и два взрывателя – простейший ударный и 6-ти секундная дистанционная трубка. Масса снаряда 0,4 кг.
Корпус завальцовывается вокруг донца, и в задней части снаряда образуется тонкостенная выступающая закраина, которая служит ведущим пояском. Так как гранатомет нарезной. Фактически, это автоматическая пушка с низкой баллистикой. Для сравнения, у 37-мм Гочкиса начальная скорость снаряда была порядка 600 м/с. А здесь меньше, но и снаряд намного проще. По осколочному действию снаряд соответствует ручной гранате. Но, в отличии от ручной гранаты, его можно “закинуть” на километр. А учитывая возможность автоматической стрельбы, это будет довольно грозное оружие. Ну, и чисто теоретически, наличие дистанционной трубки позволяет вести заградительный зенитный огонь.
В реальной истории гранатомет так и не приняли на вооружение. Одна из причин была сложность конструкции, а другая – минометное лобби. Но в нашем случае, если заказ исходит от танковых констркуторов, то тут минометчики не смогут составить конкуренцию. Соответственно, высоки шансы того, что проект будет реализован.

Кроме пушки и гранатомета имеется два пулемета – курсовой у стрелка-радиста и в шаровой установке в башне у заряжающего. См.рис

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Итак, получаем проект Т-35-1:

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Десантное отделение на 20 человек расположено между боевым и отделением управления. Решение спорное, имеет очевидные недостатки – Отсутствие голосовой связи между членами экипажа, посадка/высадка десанта через верхние люки, увеличение передней мертвой зоны. Зато – лучший обзор с места командира назад, десант расположен подальше от пожароопасного мотора и выхлопных газов, для поворота башни предусмотрена коробка отбора мощности. И главная фишка компоновки – возможность установки 10-ти метрового танкового моста. См. рис.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Очевидным недостатком компоновки Т-35-1 было то, что высадка десанта производилась через верхние люки, которые к тому же располагались перед башней. То есть, десант в момент спешивания был уязвим от огня противника и перекрывал сектор обстрела своей собственной башни. Этот факт был учтен в альтернативном проекте Т-35-2.
Так как разработка Т-35 была поручена факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф. Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюротВОАО, то получилось два проекта.
Второй проект Т-35-2 имеет практически идентичные ходовую часть, двигатель и трансмиссию, но отличается компоновкой.

Десантное отделение расположено сзади, с выходом десанта назад. Мотор засунут на место стрелка-радиста. Башня перенесена вперед и поднята вверх, так как под полом башни расположены часть двигателя и трансмиссии (гитара), воздушный фильтр, бензобак и запасной боекомплект. Радиатор пришлось расположить НАД двигателем. Что, как нетрудно понять, затрудняет доступ к двигателю для ремонта и ТО. В целом, расположение двигателя спереди оказалось неудобным. Вокруг баши образовались пустые объемы, куда и были поставлены малые пулеметные башенки. Три башенки вокруг, а четвертая – на крышу главной башни. Таким образом, Т-35-2 стал пятибашенным. См. Рис.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Производство и модернизация

Итак, было разработано два проекта Т-35. Положительным фактором была их унификация по ходовой части. Но недостатки компоновки были у обоих. Особенно вызывающе и футуристично выглядел пятибашенный вариант Т-35-2. В нем угадываются черты современных нам БМП, но расположение силовой установки фактически в (и под) боевым отделением чуть не погубило проект.
Тут вмешался политический момент. В Британии уже был построен пятибашенный танк. Поэтому нельзя было допустить отказа от строительства пятибашенного советского танка. Поэтому руководство приняло соломоново решение – строить обе модели Т-35-1 и Т-35-2 одновременно.

Строились танки малой серией по 5 машин каждого типа в год. Предполагалось ввести их в состав ТТБР, каковых в РККА было четыре. В каждой бригаде предполагалось иметь по одной роте Т-35 (10 машин в роте). Таким образом, для укомплектации требовалось 40 машин.

В 1937 производство Т-35 было прекращено по причине изготовления требуемого количества машин. Однако, в 1936 году было принято решение, что бронирование Т-35 недостаточно. В связи с чем был разработан проект экранировки танков, доводящий их бронирование до уровня противоснарядного (см. таблицу ТТХ).
Поэтому еще до завершения производства танков началась эпопея по их экранированию.
К 1939 году (то есть к моменту первого боевого применения) экранирование Т-35 не было полностью завершено. Дальнейшие события заставили форсировать работы по экранированию танков.
Стоит отметить, что масса бронеэкранов составляла порядка 5 тон, что существенно увеличивало массу машины. По-хорошему, следовало бы привести трансмиссию и подвеску в соответствие с возросшей массой. Но этого сделано не было, исходя из наличия запаса прочности данных компонентов.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе Т-35 не применялись в виду отсутствия такой задачи.
Первое почти боевое применение Т-35 имело место во время освободительного похода в составе двух ТТБР. Машины успешно прошли несколько сотен километров не встречая противодействия противника. Фактически, это были полномасштабные учения, приближенные к боевой остановке.

Первое по-настоящему боевое применение Т-35 произошло при прорыве линии Маннергейма. То-есть именно там, для чего эти танки и предназначались.
Это если предположить, что в данной АИ будет Зимняя война. Хотя ее могло и не быть. Тот же Маннергейм докладывал своему правительству, что Финляндия не может вести длительную войну, надо идти на уступки.
Но, предположим, война была. Тогда она будет отличаться.
Во-первых, на карперешеек переброшены все 4 ТТБР, в составе которых находятся все 40 танков прорыва Т-35. Это радикально меняет характер боевых действий на данном участке фронта – “Картонные трамваи” (правда, по большей части уже экранированные) делают по несколько рейсов в день, захватывая ключевые пункты в глубине обороны.
Во-вторых, советская авиация не бомбит финские города, а сосредоточена на поддержке собственных войск. Сюда входит снабжение десантов и выполнение задач по указаниям авианаводчиков.

Помимо военной целесообразности 40 танков прорыва создают благоприятный фон для переговоров. Так как чтобы признать свою капитуляцию, проигравшая страна должна иметь убедительный повод. Для Германии это было взятие Рейхстага. Для Японии – Хиросима. Для Финляндии – советские позиционные танки, вышедшие к Выборгу.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Влияние на советское танкостроение

В данной АИ Т-35 отличаются не только своим предназначением (бронетранспортеры), но и, даже в большей степени – удачной ходовой частью. А при наличии таковой, она естественно становится базой для последующих проектов БТТ.

Как мы видели выше, на базе Т-35 возможно создание машины с противоснарядным бронированием путем увеличения боевой массы. Но это неполезно для ходовой части.
Вполне очевидным будет другой вариант — усиление брони за счет уменьшения размеров машины. В первую очередь – отказа от десантного отделения.

Именно такую задачу поставили перед слушателями ВАММ в качестве их дипломного проекта. На выходе получился проект Т-35-КВ. Или просто КВ.

Как и в РИ, для КВ была использована уже существующая трансмиссия. Но не тракторная, а гораздо более удачная трансмиссия от бронетранспортера Т-35. Двигатель и трансмиссия были использованы без изменений (не считая более короткого карданного вала). Но диаметр ведущих колес был уменьшен на 10%. Соответственно, максимальная скорость снизилась до 45 км/ч, а тяговые характеристики возросли.
В ходовой части было оставлено три тележки, а ширина гусеницы увеличена до 500 мм.
Габариты корпуса уменьшены до 7х1.8х1.2 метра, что позволило поднять бронирование до 50/30 мм лоб-борт, башня 50 по кругу, бортовые экраны 10 мм.

Таким образом, при массе 25 тон получился танк с противоснарядным бронированием. См.рис

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Вооружение

Понятно, что 45-мм 20-К, подходящая для бронетранспортера, для танка уже будет слабовата. Логичным (и, как мы знаем, неизбежным) будет переход на более крупный калибр пушки. Но студенты нашли другой вариант.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

К концу 1937 г на Кировском заводе была изготовлена 45-мм автоматическая зенитная пушка 49-К. В реальной истории эта пушка военных не заинтересовала. И это понятно – для пушек калибра 37 и 45 мм для поражения самолета требуется прямое попадание снаряда. Причем, для самолетов того времени будет фатальным попадание что 37, что 45 мм снаряда. При этом 37-мм зенитка весит две тонны, а 45-мм три тонны. И цена у 49-К выше. А эффективность больше у 61-К, так как у нее в магазине 5 патронов, а у 49-К — всего три. Получается, что 49-К дороже, а как зенитка – хуже.
Но в качестве танкового орудия 49-К может оказаться очень эффективным.
Особенно для борьбы с бронетехникой. Начальная скорость ББС – 926 м/c! Это значит, что для поражения любого тогдашнего танка, в него надо просто попасть. С любой дистанции. А если первым выстрелом не попали, то в магазине есть еще два патрона.
И плюс – возможность зенитного огня.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

С пушкой спарены автоматический гранатомет и пулемет. Наличие гранатомета в какой то степени компенсирует слабость 45-мм осколочного снаряда. Гранатомет также пригоден для ведения заградительного зенитного огня – при угле возвышения 60º граната взорвется примерно на высоте 800 м.

Также предусмотрена возможность перевозки десанта. Десант перевозится на броне, а для его защиты кормовая часть бортовых экранов разворачивается вверх. См. рис

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Однако, малая мощность 45-мм ОФС и сложности с производством этого орудия однозначно приведет к замене пушки на пушку большего калибра. КТ-28 вряд ли устроит военных из-за ее низкой бронепробиваемости. А более длинноствольные пушки калибра 76 (а потом – 85) мм обязательно поставят на танк, который будет называться КВ-2.
Гранатомет при этом также уберут, а вся остальная конструкция – без изменений.

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Таблица ТТХ танков

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Сравнение с РИ образцами БТТ

Опять 35. Тяжелый БТР Т-35. СССР

Предложенная конструкция Т-35 позволит использовать их как для парадов, так и для боевых действий.

Танки КВ, созданные на базе ходовой части Т-35, окажутся в одной весовой группе с Т-28 и Т-34. Но при этом будут превосходить Т-28 по бронированию и вооружению. С Т-34 бронирование и вооружение примерно равноценное. Но по надежности ходовой части танки КВ будут намного лучше тридцатьчетверки.

Подписаться
Уведомить о
guest

49 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account