Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

17

Другие части цикла

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации.

Часть 3. Т-34.

О проблемах начального периода выпуска среднего танка Т-34, наверное, все в курсе. У танка было столько конструктивных косяков, что тогдашний начальник АБТУ Павлов совсем не зря произнёс свою знаменитую фразу: «Мы очень дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных танков».

«Как в воду глядел»!

И пока те косяки не устранили в авральном порядке (более 600 только в первые полгода выпуска), немцы наш замечательный Т-34 на полях сражений, ну просто в упор не замечали… (хоть, объективно, конструктивные недоработки, это далеко не единственная причина).

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

Теперь вопрос – если для всех тогда, помимо проблем с шасси, были совершенно очевидны и крайняя неудачность конструкции башни, её теснота, слепота (а значит и слепота всего танка в целом), и недостатки в возможности эффективного использования вооружения (установка пушки неудобна, обзорность из башни плохая, вентиляция башни плохая и т. д.), то почему бы, хотя бы в качестве временного варианта, не попытаться сделать из недоработанного танка более-менее приличную САУ? Причём без каких-либо глобальных переделок? Хотя бы из части машин!

Какую САУ – вопрос, конечно же, дискуссионный. Но, поскольку суть данной АИ – «сотворять» САУ с минимальными переделками исходного шасси и с минимальными трудозатратами, предлагаю такой вариант:

От имеющейся крайне неудачной башни вообще отказываемся. Игнорируем и размер неудачно маленького погона. Но погон не снимаем! Варганим на том погоне ВРАЩАЮЩИЙСЯ настил площадки обслуживания орудия и прямо на этой хорошо подкреплённой (и по оси на днище БО и по погону) площадке, устанавливаем тумбу с банальной (и притом очень мощной!) 85-мм зенитной пушкой 52К со щитовым прикрытием.

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

Таким образом, на небольшой угол ГН, орудие можно повернуть на тумбовой установке. На большой угол – поворачиваем сразу всю площадку обслуживания. Но, тут надо не забывать зафиксировать ту площадку стопорами после доворота, иначе, при стрельбе, есть риск своротить отдачей всю установку. Как минимум поломать механизм поворота.

Щитовое прикрытие изначально противопульное. Но, наверное, можно довести толщину бронещита и до непробиваемости из немецких 7,92 мм ПТР, 13 мм крупнокалиберного пулемёта и 20 мм автоматической пушки.

Расчёт пушки располагается: двое (наводчик и командир) на сиденьях, закреплённых прямо на артустановке; ещё трое (заряжающий и подающие) на площадке обслуживания орудия. Механик-водитель и стрелок-радист – на своих штатных местах. Всего 5 человек.

Боекомплект первой очереди, перевозится в четырёх СПЕЦИАЛЬНЫХ ящиках на бортах корпуса. Там можно разместить, по крайней мере, 24 патрона калибра 85 мм. Ещё как минимум столько же, патронов второй очереди, размещаются в корпусе и подаются через люк механика-водителя. Это безусловно неудобно. Но, это «вторая очередь» и поэтому приемлемо.

Была мысль «нарисовать» большой ящик с Б/К на крайнем заднем срезе площадки обслуживания – он же, мог бы служить удобным походным сиденьем для части расчёта (до 3 артиллеристов). Но, скорее всего, такая «роскошь» появилась бы уже позже, по опыту эксплуатации, вместе с более толстобронным щитом.

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

На рисунке, сделаном на скорую руку, очень приблизительный внешний вид. И главное – я не предлагаю заменить выпуск танков Т-34 на такие САУ в полном объёме – без танков никуда! Но, по крайней мере, часть выпускать в виде таких САУ, ИМХО – вполне оправданно. Тут и просто артподдержка, и «длинная рука», и хороший обзор поля боя, и прекрасный манёвр, как огнём, так и самой машиной.

Эти САУ, если их применять с умом (не гнать в лобовые атаки как танки), возможно, могли бы оказаться даже более полезны, чем «недостаточно боеспособные» «тридцатьчетвёрки» обр. 40 года.

Кстати, никакой условный «велосипед» я не изобретаю. Вот хорошо известная немецкая конструкция в виде сочетания трофейного Т-34 и знаменитой 8,8 см. зенитки «ахт-кома-ахт» (которая, кстати, ещё более тяжёлая, мощная и без «дульника»):

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

(По рисунку и модели видно, что машина явно не очень-то удобная – площадки обслуживания орудия нет – расчёт (особенно в лице заряжающих), работал прямо с крыши корпуса)

Правильная САУ на минималках и проблемы реализьмизации. Часть 3. Т-34.

(А это уже фронтовая фотка. Да, линия огня достаточно высокая. Но, немцам это не мешало даже при отсутствии дульного тормоза на стволе орудия. Кстати, за орудийной установкой видны обычные ящики с патронами)

Суррогат – однозначно! Но суррогат полностью отвечающий требованиям данной АИ – дать армии САУ с минимальными переделками и трудозатратами. Причём такую, которая по эффективности может оказаться чертовски полезной.

Подписаться
Уведомить о
guest

75 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account