Паровые машины 21 века. Современные паровозы из Англии

16

В прошлых статьях мы поговорили о современных паровых машинах, которые производятся в континентальной Европе, а так же в США и в Индии.
Сегодня мы опишем о положении дел с современными паровыми машинами в Англии. Действительно- Англия это родина возникновения паровых машин в 18 веке и лидер индустриальной революции 19 века. И сегодня в Англии существует большое количество энтузиастов, которые увлечены идеей силы пара, которые пытаются возродить применение паросиловых установок в их малых и средних формах.

При упоминании Великобритании среди любителей силы пара, сразу вспоминается огромная, самая большая в мире, выставка- фестиваль старинной паровой техники в графстве Дорсет, на юге Англии.

Фестиваль проводится ежегодно с 1969 года. В последние десятилетия она длится целых 5 дней, проходит в августе, занимает площадь огромного поля в 2,5 квадратных километра, одновременно на этой площади находится около 30 тысяч человек, и за 5 дней выставку посещают до 200 тысяч человек. На фестивале собираются владельцы различных старинных паровых машин- тракторов, лебедок, автомобилей, малых паровозов, сельхоз молотилок и пр и др. Бесконечно идут соревнования и показательные выступления по перевозке больших грузов, поднятию тяжестей, вспахиванию земли и прочее. Отдельную часть выставки занимают старинные ярмарочные аттракционы- карусели и качели с паровым приводом, большие музыкальные органы с паровым приводом (были и такие) и прочая балаганная техника.

В общем- англичане во весь рост показывают пристрастие к старинной паровой технике. И это у них считается сохранением и популяризацией своего промышленно-индустриального исторического наследия. Что тут сказать- молодцы британцы!

Так же из достижений англичан в паросиловой технике стоит упомянуть проект рекордного автомобиля Inspiration (Вдохновение). Этот проект был задуман и осуществлено группой энтузиастов, которые объединились в команду Steam Car Challenge. Основной идеей и движущим мотивом этой акции было желание побить рекорд скорости для парового автомобиля, который оставался непревзойденным с 1906 года.

В 1906 году рекордный автомобиль с паровым мотором Stanley установил мировой рекорд по скорости прохождения автомобильной мили (28,2 секунды). Этот рекорд (127 миль в час или 204 км / ч) не был побит ни одним автомобилем до 1911 года. И вот к 2009 году команда британских энтузиастов спроектировала и собрала рекордный Inspiration. Этот автомобиль разогнался до 148,308 миль в час (239 км/ч).Заезды осуществлялись на поле высохшего соляного озера, на базе ВВС Эдвардс в пустыне Мохаве в Калифорнии, США.
Технически автомобиль был сделан только для осуществления рекордного заезда и не имел никаких перспектив для утилитарного применения и коммерчески осмысленной эксплуатации. Его длина 7,6 м, ширина 1,7 м и вес в 3 тонны. Главным двигателем была двухступенчатая турбина, приводимая в движение перегретым паром от 12 малых парогенераторов. Парогенераторы нагревались от горелок на сжиженном газе. Образующийся пар имел температуру 400 ° C и давление 40 бар. Двигатель развивал 288 кВт (392 л.с.) и потреблял около 40 литров. Отработавший пар шел на выхлоп, т.е. машина не имела конденсатора.

После завершения всех своих рекордных заездов автомобиль был передан на хранение и демонстрацию в экспозицию Национального автомобильного музея в графстве Хемпшир.

Если пытаться найти попытки создать малые современные паровые машины для коммерческой эксплуатации, то таких в Британии не удалось обнаружить. Только в недавнем историческом прошлом несколько групп любителей силы пара пробовали возродить интерес к современных железнодорожным паровозам. Этим людям, почему то, кажется что попытка возродить движение паровозов на угле- это хорошая и экономически перспективная затея. В одной из статей своего канала, я уже писал о попытках сделать технически совершенные паровозы с применением новейших достижений техники в конце 50-х и середине 60-х годов прошлого века. Вот ссылка на эту статью — ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ ПАРОВЫХ МАШИН. И как не удивительно такие попытки продолжаются и сегодня.
Наиболее известным является проект «Паровоз с передовыми технологиями 5AT», который возник в 2001 году. За десять лет работы проектировщики сделали основные расчеты чертежи паровоза. Предполагалось, мощность паровой машины будет составлять 2500 л.с., и что котел паровоза будет давать давление 21 бар, с перегревом на 450 град С. От этого планировалось получить КПД паровоза в 14%. Однако команда проекта не смогла найти серьезных инвесторов и финансирование под свою затею. Поэтому в 2012 году было заявлено о закрытии проекта. При всей современности проекта, там предполагался традиционный горизонтальный жаротрубно-дымогарный котел, поршневая паровая машина, и выпуск пара на выхлоп- в небо… По этой причине паровозу полагалось через каждые 350-360 километров пробега набирать несколько десятков тонн воды.

Похожие проекты были в США в 70-х годах прошлого века. Толчок этим разработкам для нефтяной кризис 1973 года (когда нефть подорожала в 4 раза), но после снижения цен на нефть к середине 80х годов, все эти проекты закрылись. История британского проекта 5AT напоминает судьбы американского проекта АСЕ 3000 – паровоз нового типа, от компании American Coal Enterprises (ACE) в 80 и 90-е года прошлого века. Так же этот проект долго разрабатывался на бумаге, но не был реализован в действующем паровозе.
Так же в Британии есть проект «TORNADO» , когда группа энтузиастов, которые в 1990 году объединились в благотворительный фонд «A1 Steam Locomotive Trust». Более 15 лет они собирали деньги проектировали и производили паровоз. В итоге были собраны деньги в размере 3 миллиона фунтов стерлингов, и в 2008 году построили паровоз.

При этом надо понимать, что они не ставили перед собой задачу применить в этом паровозе какие — то крайне передовые технические новшества. Задача была построить впервые за 60 лет настоящий паровоз и использовать его для развлекательно-экскурсионных целей. Из имеющихся новшеств- в паровозе широко применены электронные датчики и современные приборы контроля. Этот паровоз часто снимают в кинофильмах и для различных ТВ передач.

И, напоследок, если под Британией понимать и англоговорящие страны Британского союза, то стоит упомянуть энтузиаста новой волны паровозостроения из Новой Зеландии Сэма Маквелла.

Он в 2016 оду основал фирму Mackwell Locomotive Company Ltd и основная его идея состоит в возрождении применения паровозов на дорогах узкой колеи, как в Австралии и Новой Зеландии, так и в недалеких от него Индонезии, Индии и прочих подобных странах. Благо там (в Юго-Восточной Азии), таких узкоколеек со старинными паровозами сохранилось еще очень много. Эти узкоколейки проложены между плантациями сахарного тростника, кофе и проч сельхоз культур и топят паровозы свои котлы всякими отходами прямо с ближайшего поля. У этого энтузиаста с другого от нас конца света, на его предполагаемых паровозиках архаические дымогарно-жароторубные котлы заменены на прямоточный котел, но отработавший в машине пар всё так же идет на выхлоп в небо, и применяются традиционные тихоходные поршневые машины. Проект паровоза имеет обозначение ZeroLoco

При этом прямоточный водотрубный котел имеет горизонтальное положение, чтобы «вписаться» в компоновочную геометрию классической паровозной формы. Судя по содержанию сайта и видеоканалов фирмы Mackwell Locomotive Company Ltd — ни одного полноценного паровоза они еще не построили и не продали…

И единственное что создали и испытали для своего будущего паровоза Сэм Маквелл и его новозеландские помощники- это паровозный котел. Выглядит крайне аутентично.

Источник — https://dzen.ru/a/ZZO7NycKAQiqSv_d

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account