Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.
Содержание:
Этрусская цивилизация, зародившаяся на территории современной Тосканы в северо-западной части Италии, существовала на протяжении VIII–VI веков до н.э. Несколько возникших здесь крупных городских центров впоследствии объединились в союз двенадцати городов. Возвышение Этрурии ознаменовалось военной экспансией: на севере этруски колонизировали долину реки По, на юге завоевали Лаций и Кампанию.
На начальном этапе развития цивилизации большое влияние на этрусков оказывали греки. В VII–VI веках до н.э. этруски широко заимствовали у них элементы политической и социальной организации, обычаи, ремесленные технологии, предметы материальной культуры, украшения и многое другое. В это время этруски отказались от ранее использовавшегося ими оружия и переняли у греков их гоплитское военное снаряжение, а также построение фалангой и соответствующую тактику боя. Свидетельствами наличия у этрусков гоплитской фаланги в это время являются прямые указания Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского и Плутарха, многочисленные памятники изобразительного искусства, включая роспись ваз с идущими в атаку рядами воинов с круглыми щитами и копьями, терракотовые и бронзовые статуэтки воинов в гоплитских доспехах и, наконец, археологические находки самих доспехов и оружия, включая шлемы, панцири и круглые щиты.
Этруски не только закупали оружие у греков, но и научились производить его сами, внеся свои элементы в привычные типажи. И вооружение, и особенно используемая этрусками гоплитская тактика боя обусловили успешность их военной экспансии в Италии. Благодаря превосходству на поле боя этрускам удалось установить свою гегемонию над значительной частью Италии. Однако затем военное счастье их оставило. Соседние народы, прежде всего римляне, сами стали заимствовать у этрусков их военные секреты и в конечном итоге смогли одержать над ними верх. Диодор Сицилийский пишет:
«В древние времена, когда они (римляне), использовали большие щиты, этруски, которые сражались с круглыми бронзовыми щитами и строились в фалангу, побудили их принять похожее оружие и были в результате побеждены».
В интерактивном проекте Warspot предлагаем ознакомиться с оружием и снаряжением этрусского гоплита VII–VI веков до н.э.
Шлем
Этрусские шлемы VII–VI веков до н.э. как правило имели форму купола с ровным нижним краем. Такие шлемы произошли от горшковидных наголовий эпохи Вилланова и развились в самостоятельную группу, с минимальными изменениями просуществовавшую до конца IV века до н.э. Шлем на голове реконструированного этрусского воина относится к большой группе боевых наголовий. Такие экземпляры широко распространены не только на территории северной Италии, но также в альпийской зоне и даже в северо-западной части Балканского полуострова. Они ведут своё происхождение от шлема в форме круглой шапки с вывернутыми наружу краями.
Постепенно края шлема превратились в широкие горизонтальные поля. Купол шлема состоял из трёх частей, соединённых друг с другом при помощи заклёпок. Таким же образом сам купол соединялся с нижней частью шлема, обычно изготавливавшейся отдельно. Украшали шлем съёмным гребнем с волосяным султаном. Он крепился при помощи пары ременных петель, цеплявшихся за выступы в передней и задней частях шлема.
Наиболее известной моделью этрусского шлема являлся тип Негау, названный так по деревне на территории нынешней Словении. Здесь ещё в начале XIX века археологи нашли множество экземпляров подобных шлемов. Именно к этому типу принадлежит шлем из Олимпии с посвятительной надписью от имени сиракузского тирана Гиерона, в 474 году до н.э. одержавшего большую победу над этрусками в сражении у Кум.
Большинство подобных шлемов отливалось из бронзы, а затем они дополнительно отбивались по каменной форме. Типичными признаками такого шлема являются горловина в нижней части и широкая нижняя кромка, к которой изнутри крепился подшлемник. Последний был необходим, чтобы шлем плотно сидел на голове. Снизу шлем фиксировался при помощи подбородочного ремня. Как и другие подобные этрусские шлемы, его носили без нащёчников. Украшением шлема являлся съёмный волосяной султан.
Носили этруски также и греческие шлемы всех известных типов. Множество соответствующих находок, а также изображений на памятниках искусства свидетельствуют об их широкой популярности.
Панцирь
Двустворчатый панцирь нередко встречается на изображениях этрусских воинов VII–VI веков до н.э. Его упоминает римский историк Тит Ливий, когда описывает реформу царя Сервия Туллия (578–535 годы до н. э.) по перевооружению своего войска на этрусский лад. Согласно замыслу царя, самые богатые граждане должны были являться на службу, облачившись в бронзовый доспех и шлем и вооружившись копьём, мечом и большим круглым щитом для защиты корпуса.
По-видимому, к этрускам этот доспех попал от греков ещё в древности. В дальнейшем этруски научились сами изготавливать такие панцири и даже стали поставлять их на продажу варварам, жившим в Центральной и Западной Европе. Из-за высокой стоимости бронзовый панцирь был доступен лишь наиболее состоятельным воинам, которые носили его как символ богатства и высокого ранга. Рядовые воины предпочитали менее дорогостоящий льняной панцирь, также заимствованный у греков, или обычный для италийских народов нагрудник.
Панцирь состоял из двух половин, которые изготавливали, отбивая бронзовый лист по каменной форме. Обе половины скреплялись на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорези петель или ремней. Панцирь имел высокий воротник, закрывавший горло, и широкие вырезы для рук. По длине он защищал корпус воина лишь до пояса. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг. Он достаточно лёгок, практически не сковывает движений и обеспечивает приемлемую защиту от оружия противника.
Для защиты паховой области к нижнему краю панциря на паре проволочных колец иногда подвешивалась особая полукруглая пластинка — митра. Со временем она превратилась в своеобразный передник из стёганой ткани, иногда покрытый нашитой на нее чешуёй, который этруски носили с другими типами доспеха.
Поножи и набедренники
Форму поножей, как и панцирь, этруски переняли у греков в VII–VI веках до н.э. Самый распространённый тип находок этрусских поножей основывается на греческом архаическом стиле. Эти поножи защищают ногу от подъёма стопы до колена, но, в отличие от греческого прототипа, не имеют детальной проработки анатомии. Как и у греков, поножи крепились на ноге посредством пары ремней: один из них проходил под коленным выступом, другой — в области щиколоток.
Набедренники составляли часть греческого гоплитского доспеха и были хорошо известны также и этрускам. У самих греков к концу VI века до н.э. набедренники вышли из употребления. Этруски же, судя по скульптурным изображениям, продолжали носить их ещё и в следующем столетии.
Щит
В VIII–VII веках до н.э. этруски использовали большие круглые щиты диаметром от 0,6 до 1 м. Их хорошо можно представить по дошедшим до нас десяткам бронзовых церемониальных щитов, найденных в составе заупокойного инвентаря погребений знати. Реальные щиты этого времени изготавливались из дерева и снаружи могли покрываться листом бронзы. Его украшали чеканным орнаментом из концентрических кругов. Воин держал такой щит за единственную рукоять, располагавшуюся в центральной части щитового поля.
В VII–VI веках до н.э. этруски переняли у греков их форму гоплитского щита, а также научились у них сражаться, выстроившись на поле боя фалангой. В дальнейшем это стало характерной чертой военного дела самих этрусков, элементы которого у них заимствовали другие народы Италии, в том числе и римляне. Введя у себя в середине VI века до н.э. гоплитскую фалангу, римляне позаимствовали у этрусков также и характерную форму щита, которая получила латинское название clypeus. Именно из Этрурии происходят наиболее полные экземпляры гоплитских щитов VI–IV веков до н.э., ныне экспонирующиеся в Грегорианской коллекции музея Ватикана и Национальном музее виллы Джулии в Риме.
Гоплитский щит имел круглую форму и диаметр 0,8–1 м. Его основа изготавливалась из дерева и обтягивалась снаружи листовой бронзой или выбеленной бычьей кожей. Как свидетельствуют живописные изображения, поверхность щита ярко расписывалась. Изнутри в центре щита крепилась рукоять (порпакс), в которую воин просовывал руку до локтя. У обода щита находилась другая рукоять (антилабе), которую он держал кистью. Для переноса вне поля боя к его внутренней поверхности крепились петли для ремней. Хранился щит в кожаном чехле, из которого извлекался непосредственно перед боем. Вес современной реконструкции щита может колебаться от 7 до 10 кг.
Копьё
На территории Этрурии было найдено множество бронзовых и железных наконечников копий и подтоков различных размеров. Древки копий обычно не сохраняются и об их длине могут свидетельствовать лишь живописные изображения. По расстоянию между наконечником и подтоком положенных в погребальные склепы копий их длину можно примерно определить от 1,65 до 1,85 м. У дротиков она была меньше. Для изготовления древка использовалась древесина ясеня, ивы или тополя.
Меч
Этрусские мечи VIII–VII веков до н.э. происходят от клинков Бронзового века, имевших листовидную форму лезвия и рукоять «антенного» типа. Мечи и кинжалы отличаются друг от друга лишь своими размерами. В целом для мечей характерна длина клинка от 30 до 55 см. Кинжалы были ещё короче. Обильные украшения рукояти и ножен говорят о них как об оружии, призванном подчёркивать высокий статус и богатство своих владельцев.
Оружие этруски долго продолжали изготавливать из бронзы, но к VI веку до н.э. железо уже прочно вошло в оборот оружейников. Одновременно от греков этруски заимствовали характерную форму меча-ксифоса, находки которого на территории Этрурии весьма многочисленны. Листовидная форма этих мечей следует за греческим прототипом. Клинок имел длину не более 60 см. В нижней трети его лезвие слегка расширялось. Рукоять наиболее роскошных экземпляров изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Носили меч на левом боку в деревянных обтянутых кожей ножнах.
Ксифос был по преимуществу колющим оружием. Его остриём старались поразить противника в лицо, горло или верхнюю часть груди. В V веке до н.э. у этрусков появляется однолезвийный копис, который они, как и ксифос, переняли у греков. Широкий клинок кописа изогнутой формы имел длину 60–80 см и расширялся в нижней части, образуя силуэт двояковыгнутого лезвия. Такая форма была превосходно приспособлена для нанесения рубящего удара сверху наотмашь. Носили копис также в ножнах на портупее через плечо.
источник: https://warspot.ru/11418-ekipirovka-antichnyh-voinov-etrusskiy-goplit