Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия
История промежуточного варианта танка Medium Mark D*, еще не ставшего настоящей амфибией.
Осенью 1918-года на воду была спущена первая плавающая гусеничная боевая машина — Mark IX «The Duck». Mark IX был последовательным развитием тяжёлых танков типа «ромб». Фактически Mark IX был первым специализированным гусеничным бронетранспортёром с одинаковой оперативно-тактической подвижностью с танками. При подготовке планов ведения боевых действий на 1919-й год одной из проблем при введении танков в прорыв было преодоление водных препятствий, которые во многом в ходе операций 1917 и 1918-го годов были непреодолимы для боевой техники Танкового корпуса без наведения мостов. Чисто геометрические размеры бронекорпуса БТР Mark IX позволили предположить, что после соответствующей подготовки он сможет стать амфибийным БТР. Герметизация бронекорпуса и установка дополнительных бочек поплавком позволила амфибийному варианту БТР вполне уверенно плавать. Теперь дело было за танком, он то же должен был поплыть. Наиболее предпочтительным кандидатом на роль танка-амфибии стал танк Филипа Джонсона Medium Mark D.
Medium Mark D*/Medium Mark D Star/Средний танк Марк Д Стар
Страна: Британия
Производитель: Variable Speed Gear Co. at Crayford) (Vickers)
Год выпуска: 1919
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 14 500 кг
Экипаж: 3 чел
Размеры: 9144х2570х2807 мм
Бронирование: 8-10 мм
Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909
Двигатель: Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 250 л.с.
Скорость по шоссе: 38,4 км/час
Преодолеваемый ров: 3 м
Значок «*» присваивался новым модификациям машин в Британии, когда при проектировании принципиально не менялись узлы и агрегаты, вносились только геометрические изменения — например увеличивалась длина — как при создании танков Mark V* или Mark V**. Не было нужды даже менять инструкцию по эксплуатации, ведь изменений агрегатов не было. В случае с танками Medium Mark D изменили не длину, она и так была большой, а ширину — бронекорпус и боевая рубка стали шире на 35 см, что и увеличило заброневой объем бронекорпуса и улучшило управляемость из-за снижения соотношения длина к ширине, которое стало меньше 4-х.
Даже у британских историков танкостроения есть расхождения по поводу того, как выглядел Medium Mark D* — то ли он был похож на Medium Mark D, то ли на Medium Mark D**. Но так как опереться на что-то надо, то за основу взято мнение Давида Флетчера, что танк на стоянке на площадке прототипов это модель с одной звездой.
Различить танки Medium Mark D и Medium Mark D* не самое простое дело, так как боковые проекции практические не изменились. На оба танка не устанавливалось вооружение и водительские башенки. Все отличия в основном в виде рубки. Крыша рубки, которая на простом танке была овальной, на Д Стар стала собранной из двух наклонных частей, то же самое и в плане — округлый лоб стыковался у обычной машины с двумя плоскими бортовыми листами, по форме рубка напоминала трапецию с округлыми лобовой и кормовой частями. У машины со звездой из-за увеличения ширины рубка стала скорее трапециевидной с хорошо выраженным углом за боковой пулемётной установкой.