Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия

13

История промежуточного варианта танка Medium Mark D*, еще не ставшего настоящей амфибией.

Осенью 1918-года на воду была спущена первая плавающая гусеничная боевая машина — Mark IX «The Duck». Mark IX был последовательным развитием тяжёлых танков типа «ромб». Фактически Mark IX был первым специализированным гусеничным бронетранспортёром с одинаковой оперативно-тактической подвижностью с танками. При подготовке планов ведения боевых действий на 1919-й год одной из проблем при введении танков в прорыв было преодоление водных препятствий, которые во многом в ходе операций 1917 и 1918-го годов были непреодолимы для боевой техники Танкового корпуса без наведения мостов. Чисто геометрические размеры бронекорпуса БТР Mark IX позволили предположить, что после соответствующей подготовки он сможет стать амфибийным БТР. Герметизация бронекорпуса и установка дополнительных бочек поплавком позволила амфибийному варианту БТР вполне уверенно плавать. Теперь дело было за танком, он то же должен был поплыть. Наиболее предпочтительным кандидатом на роль танка-амфибии стал танк Филипа Джонсона Medium Mark D.

Mark IX "The Duck" перед заходов в воду

Mark IX «The Duck» перед заходов в воду

Скоростной танк Medium Mark D был заказан во второй половине 1918-года сразу у двух компаний — 4 танка у John Fowler из Лидса и 6 танков у Виккерс, которая выполняла сборку на своём дочернем заводе Wolseley. Инициатор создания нового танка был начальник штаба Танкового Корпуса полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller), один из ведущих теоретиков применения БТВ в войнах и конфликтах. Фуллер был автором «Плана 1919» (Plan 1919), по которому скоростные танки вводились в прорыв и заканчивали войну. Хотя это и не было задано напрямую, но Фуллер рассчитывал на то, что танки будут не только быстрыми, но и амфибийными. По этой причине у прототипа не устанавливалась в нижней части крупнокалиберный пулемет или пушка, которые изначально были на макете в нижней части. Первые прототипы, построенные на Фоулер в Лидсе, не могли, без риска сразу пойти ко дну, плавать из-за близкой к нулю плавучести и неудачному соотношению длины к ширине. Еще до окончания работ с первыми «живыми» Medium Mark D было принято решение часть заказанных танков в Виккерс достраивать в новом варианте — Medium Mark D Star или Medium Mark D*.

Medium Mark D*/Medium Mark D Star/Средний танк Марк Д Стар

Страна: Британия

Производитель: Variable Speed Gear Co. at Crayford) (Vickers)

Год выпуска: 1919

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 14 500 кг

Экипаж: 3 чел

Размеры: 9144х2570х2807 мм

Бронирование: 8-10 мм

Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909

Двигатель: Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 250 л.с.

Скорость по шоссе: 38,4 км/час

Преодолеваемый ров: 3 м

Значок «*» присваивался новым модификациям машин в Британии, когда при проектировании принципиально не менялись узлы и агрегаты, вносились только геометрические изменения — например увеличивалась длина — как при создании танков Mark V* или Mark V**. Не было нужды даже менять инструкцию по эксплуатации, ведь изменений агрегатов не было. В случае с танками Medium Mark D изменили не длину, она и так была большой, а ширину — бронекорпус и боевая рубка стали шире на 35 см, что и увеличило заброневой объем бронекорпуса и улучшило управляемость из-за снижения соотношения длина к ширине, которое стало меньше 4-х.

Даже у британских историков танкостроения есть расхождения по поводу того, как выглядел Medium Mark D* — то ли он был похож на Medium Mark D, то ли на Medium Mark D**. Но так как опереться на что-то надо, то за основу взято мнение Давида Флетчера, что танк на стоянке на площадке прототипов это модель с одной звездой.

Medium Mark D* на стоянке прототипов

Medium Mark D* на стоянке прототипов

Построенный в конце 1919-года незначительно отличался от прототипа и имело ширину в 2570 мм. К работе над танком был привлечен и Вилсон, что повлияло на танк положительно. Хотя масса танка выросла до 14,5 тонн использование новой 4-скоростной эпициклической (планетарной) коробки передач Вилсона вместо 3-скоростной дало возможность обеспечить лучшее согласование двигателя, который остался тем же -Siddeley Puma, и трансмиссии. В итоге динамические характеристики танка даже выросли — максимальная скорость на шоссе 38,4 км/ч, а с горки танк мог разгоняться и до 45 км/час.

Различить танки Medium Mark D и Medium Mark D* не самое простое дело, так как боковые проекции практические не изменились. На оба танка не устанавливалось вооружение и водительские башенки. Все отличия в основном в виде рубки. Крыша рубки, которая на простом танке была овальной, на Д Стар стала собранной из двух наклонных частей, то же самое и в плане — округлый лоб стыковался у обычной машины с двумя плоскими бортовыми листами, по форме рубка напоминала трапецию с округлыми лобовой и кормовой частями. У машины со звездой из-за увеличения ширины рубка стала скорее трапециевидной с хорошо выраженным углом за боковой пулемётной установкой.

Medium Mark D*

Medium Mark D*

Теоретически танк мог плавать, но после измерений и взвешиваний выяснилось, что сильно плавучесть не выросла — при водных процедурах любая волна захлестнула бы танк сверху и тот бы пошёл ко дну. Но идея умирает последней и танк решили ещё раз доделать — последний заказанный танк от Виккерс сделали еще шире и длиннее. А Medium Mark D* сначала оказался в музее БТТ, а затем пошел на шрот.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account