Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк
В 1919 году танк Medium Mark D с подвеской Джонсона был выпущен маленькой серией, но так и не был принят на вооружение
Первое Компьенское перемирие (Armistice de Rethondes), заключённое 11 ноября 1918, поставило крест на большинстве конструкций, которые должны были обеспечить победу какой-либо из сторон в 1919-м году. Полковник Фуллер в своём «Плане 1919» призывал не концентрироваться на уничтожении живой силы прямо здесь и сейчас, а обеспечить победу быстрым продвижением и занятием ключевых точек. Игра в Го по Фуллера требовала быстрых и маневренных танков, со скоростью минимум 30 миль в час. Ни Medium Mark B Уолтера Вилсона, ни лучший «ромб» Первой мировой Medium Mark С Уильяма Триттона и близко не могли обеспечить такой скорости по шоссе. А вот Филипп Джонсон, один из команды конструкторов Департамента Механических вооружений (Mechanical Warfare Department) на полигоне в Доллис Хилл (Dollis Hill), до войны работавший на ведущем производителе паровых машин John Fowler из Лидса, а во время войны в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции, предложил новый танк с подрессоренным гусеничным движителем со змейковой гусеницей, который должен был подойти военным. Первый макет был построен в ноябре 1918, после замечаний второй макет, уже крайне близкий с промышленной машине, был показан в начале весны 1919-го.
Страна: Британия
Производитель: John Fowler & Co. (3), Wolseley Motors Limited (Vickers) (2), Ruston & Hornsby Ltd (0)
Год выпуска: 1919
Кол-во выпущенных: 5
Боевая масса: 13 000 кг
Экипаж: 3 чел
Размеры: 9144х2210х2807 мм
Бронирование: 8-10 мм
Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909
Двигатель: Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 250 л.с.
Скорость по шоссе: 37 км/час
Преодолеваемый ров: 3 м
При изготовлении серийной машины отказались от мощного авиационного двигателя Роллс-Ройс Игл V12, который хотел поставить Джонсон. С одной стороны совершенно не подходил тепловой режим для длительного использования, в во вторых высокооборотистый двигатель не сопрягался ни с одной танковой трансмиссией. Это уже не говоря о незначительном ресурсе. Тем не менее и в случае двигателя военные не пошли к «новым танкостроителям» с их двигателем Рикардо, а подобрали более простой, но тяговитый мотор от Сидли, так же авиационный, но шестицилиндровый рядный — Siddeley Puma с объемом 18.832 см3 и мощностью 250 л.с. Трансмиссию использовали от Вилсона — трехступенчатая коробка передач и бортовые эпициклические коробки.
Инициатор создания быстроходного танка Фуллер отправил две боевые машины вместе с их конструктором в Индию (в некоторых источниках говорится об одной машине). Задачей было изучение возможностей применения танков в условиях жаркого климата и гористой местности. При подготовке к отправке в Индию борта танков были предварительно обшиты асбестовыми плитами для защиты от перегрева и начали задумываться о возможности опрыскивания танка водой, правда ничего таки и не внедрили. По отчетам Джонсона следовало, что танки его типа вполне могут применяться и в колониях, одновременно с этим Джонсон высказал идею создания комплекса из восьми машин на едином шасси, которые должны были быть сведены в одно подразделение.
В 1920-м году фактически танк Medium Mark D, вместе с его инновационным движителем был списан, тем не менее на этом история танка Джонсона не закончилась, было продолжено развитие амфибийных танков на базе решений Джонсона и средних танков на другой стороне океана с использованием его движителя. Французы так же попробовали создать первое послевоенное поколение танков поля боя с использованием гусениц Джонсона. Несмотря на высокую активность в направлении увеличения скорости движения идея движителя Джонсона проиграла соревнование подвескам Кристи, которые стали основой для создания лучших средних и крейсерских танков Второй мировой. В музее в Бовингтоне осталась только модель танка.