Сокрушительный удар по норманской теории. Забытая родословная Рюрика
По-прежнему не утихают споры сторонников норманской и славянской теории происхождения основателя русского государства Рюрика. Хотя о чём тут спорить. Ещё в позапрошлом десятилетии была защищена кандидатская диссертация Всеволодом Меркуловым, которая была составлена по итогам работы в архивах Мекленбурга с древними ободритскими генеалогиями, которая, на мой взгляд, расставила все точки над «И» в этом вопросе, ну или почти все.
В общем представляю вашему вниманию статью автора этой работы, датированную ещё 2009 годом.
Безусловно, вопрос о корнях русской правящей династии был напрямую связан с вопросом о происхождении её легенродоначальника — Рюрика. Исторические источники свидетельствовали о нём крайне скудно, и если о потомках его известно немало, то о предках — практически ничего. Откуда был призван первый русский князь? Где находилось то самое варяжское «Заморье»?
Обратиться к этим вопросам заставили политические обстоятельства. В 1716 году мекленбургский герцог Карл Леопольд женился на дочери Царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, — Екатерине. В разгар Северной войны русская дипломатия стремилась к усилению своего влияния на южном побережье Балтики, рассчитывая, что эти территории удастся эффективно использовать как плацдарм для борьбы со Швецией. Герцогство Мекленбург, также вступившее в войну против шведов, в свою очередь рассчитывало на военную помощь России. Но династический союз Карла Леопольда и Екатерины был обусловлен не только политическими, но и традиционными русско-мекленбургскими связями.
К высочайшей свадьбе печатный двор Мекленбурга выпустил юбилейную книгу торжественных поздравлений, стихов и генеалогий, составленную при непосредственном участии проректора местной гимназии. Её содержание было не только актуально политически, но вело и к целому ряду исторических параллелей. Династический брак, важный с политической точки зрения, был воспринят современниками не только таковым. Согласно принятой тогда родословной традиции, к нему относились как к продолжению многовековых династических связей, уходящих корнями в древние времена.
Свадьба правящего герцога Мекленбурга с дочерью русского царского рода воспринималась как важное историческое событие. В связи с женитьбой ликовала вся «вендская земля», как поэтически, по старой памяти, называли Мекленбург: «И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство, Что Рус и Венд соединились в браке вновь».
Династия мекленбургских правителей действительно вела своё происхождение от вендов — древнего населения северогерманского Поморья. Впоследствии они были вытеснены с этих земель или онемечены, но в Мекленбурге сохранили своё название и традиции. Исследователи и знатоки мекленбургских генеалогий выводили вендскую и русскую династии из одного корня. Более того, в одном из манускриптов их значилось имя князя Рюрика. Впоследствии оказалось, что это далеко не единственный документ такого рода, а в народной среде ещё была жива память о древнем князе Рюрике и его братьях, которые ушли править «на восток».
Согласно генеалогиям Рюрик был сыном варяжского князя, который правил в Мекленбурге и был убит при нападении датчан в 808 году. Родовым престолом варяжских правителей был город Рерик, расположенный на балтийском побережье. Словно напоминание о былом населении этих земель сохранившееся здесь по сей день название одной деревни: «Руссов». Это кажется удивительным — русские земли в северной Германии? Но ведь в истории известно немало случаев переселений племён и народов. Когда-то часть ныне «исконно» русских областей населяли финно-угорские племена, и никому это не кажется странным.
Датчане разрушили город Рерик, но на его месте сохранилось поселение, получившее название Старград. Не случайно, что спасшийся из него младенец Рюрик, когда стал полноправным князем, построил новый город — Новгород, который стал столицей северно-русских земель.
В средневековых хрониках часто упоминается дед Рюрика — вендский король Витслав.
В 782 году он разрушил Магдебург, участвовал в походах Карла Великого и был убит саксами. В одной из родословных таблиц есть пометка, что «брак с русской принцессой ещё более возвысил знатность его рода». Все эти факты, конечно, красноречиво свидетельствовали о связях Мекленбурга и России в глубокой древности. Историк Матиус фон Бэр писал, что у «короля вендов и руссов Витслава был сын Годелайв, у которого были сыновья Рюрик, Сивар и Трувор. Позднее Рюрик основал Новгород и стал великим князем руссов».
И всё-таки фигура Рюрика, первого новгородского князя, с правления которого летописец начинает изложение русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Первые сложности связаны с датой его призвания на княжение. Многие историки выражали сомнения относительно 862 года, указанного в летописи. Не раз отмечалось, что ранняя летописная хронология весьма условна. В немецких генеалогиях другая дата — 840 год. Если признавать Рюрика выходцем из южно-балтийского Поморья, то получается, что он родился не позднее 808 года (дата смерти отца), а по всей вероятности, около 800 года, так как после него должны были родиться ещё два брата. И несомненно, что он мог появиться в Ладоге лишь в зрелом и дееспособном возрасте, а не в глубокой старости.
Рюрик, по всей видимости, не имел отношения к Киевской династии. Указание летописи на то, что перед смертью он передал княжение своему сыну Игорю, не только не смягчает, но усиливает подозрения в реальной принадлежности его к киевскому великокняжескому дому. Поэтому некоторые авторы вполне обоснованно возводили правителей Киевской Руси к Игорю «Старому», а не к Рюрику. Сомнения подогревались ещё и тем, что как минимум одно звено в родословной между Рюриком и Игорем потеряно, так как слишком велик временной интервал между их смертями. В летописной легенде это компенсирует присутствие мифического «родича» Олега, но при внимательном рассмотрении этот персонаж оказывается призрачным. И странно, почему после смерти Рюрика Олег с младенцем Игорем оставляет Новгород и прибывает в Киев, после чего Новгород временно исчезает из списка русских городов, не упоминается в договорах, заключаемых Русью с греками при Олеге и Игоре.
Имена Олега и Игоря становятся традиционными у русских князей уже в конце X века (по сей день они встречаются почти в каждой семье), в то время как имя Рюрик мы находим в русских генеалогиях лишь во второй половине XI века. «Первый» Рюрик южнорусской династии был сыном Ростислава Владимировича, родоначальника Перемышльских князей, и умер в 1092 году. После него, кстати, имя также не пользовалось большой популярностью, его носил лишь ещё один из внуков Мстислава Великого.
Приводимые факты достаточно известны науке. Зачастую их используют, чтобы доказать мифичность князя Рюрика. Легенды всегда порождают сомнения. Но исторические источники свидетельствуют об ином. Безусловно, Рюрик реально существовал, что отражено в документах. Но время зачастую стирает историческую память, уничтожает письменные источники и служит хорошим поводом для появления легенд.
Одна из них связана с «Рюриковой могилой», так называют курган близ Ладоги. И будто бы там недавно обнаружили две каменные плиты, украшенные монограммой, похожей на «трезубец» Рюриковичей, известный по древнерусским печатям. Народная молва гласит, что Рюрик был похоронен в кургане в золотом гробу. Но проводимые в разное время археологические раскопки не дали никаких результатов. Легенда так и осталась легендой, в отличие от реальных немецких родословных, сохранивших свидетельство о первом русском князе.
Отрадно, что в популярном проекте «Имя Россия» снова вспомнили о князе Рюрике. Возможно, он представляется сейчас менее прославленным правителем, чем, например, св. Александр Невский. Но для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.
Автор — кандидат исторических наук Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ
Источник — http://russdom.ru/node/1270
Ну и то же самое но на видео: