Английские легкие танки сопровождения Vickers Mk.E в составе китайской армии
Эпоха танков в Китае началась в эпоху, которую часто называют эрой милитаристов. Первенцем стал Чжан Цзолинь, лидер бэйянского правительства. По разным источникам, всего Чжан Цзолинь закупил 36 французских легких танков Renault FT. Случилось это в 1926-27 годах, но воспользоваться ими генералисимус не успел. 4 июня 1928 года поезд, в котором он ехал, подорвали, преемником стал его сын, генерал армии Чжан Сюэлян. Запомнился он тем, что был противником Красной Армии в конфликте на КВЖД. Интересно, что как раз там впервые был применен МС-1 (Т-18), первый советский танк собственной разработки. У китайцев же с применением танков дела как-то не задались. Самое смешное, что теоретически танков у них было больше, чем у сил Красной Армии, воевавшей на КВЖД, но с их использованием как-то совсем не получилось. В довершение ко всему, некоторое количество бывших китайских танков захватили японцы. Это лишний раз показывает, насколько всё было запущено в тогдашнем, раздробленном Китае с армией. На этом фоне удивительно то, что параллельно работали арсеналы, которые, в том числе, выпускали орудия, на которые перевооружали китайские Renault FT.
Фактическое развитие китайских танковых частей происходило не в Маньчжурии, а совсем в другом месте, и позже периода Чжан Цзолиня. В 1927 году в Нанкине было формировано правительство, которое сформировал Чан Кайши. Формально это было правительство Китайской Республики, фактически же страна всё равно оставалась раздробленной. Дополнительная проблема образовалось в 1931 году, когда Япония начала интервенцию в Маньчжурию. Было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го с Пу И во главе. В такой ситуации Чан Кайши форсировал сотрудничество с Германией, которое генералисимус не прекращал еще с 20-х годов. В 1933 году сотрудничество в военной сфере форсировали, впрочем, Германия могла помочь чем угодно, кроме как танками. В области бронетанковой техники однозначно наблюдался английский след.
В конце 20-х годов образовался новый крупный игрок на рынке экспортной бронетанковой технике. Им стала английская Vickers-Armstrongs, Limited. Связано это оказалось с целым рядом причин. Во-первых, компанией было создано целое семейство удачных танков и танкеток, основную роль в этом сыграли партнеры Vickers — Джон Карден и Вивиан Лойд. Во-вторых, английская армия на некоторое время перестала быть основным заказчиком. Больше того, часть вполне удачных разработок Vickers английскими военными оказалась забракована, причем порой под весьма нелепыми предлогами. В-третьих, на рынке экспортных танков образовался вакуум. Вечно покупать Renault FT было бессмысленно, а новые французские разработки оказались далеко не идеальными. В результате к 1930 году началась эра экспортной бронетехники от тандема Vickers-Carden-Loyd. Довольно быстро к английским танкам пригляделись и в Китае. Сначала правительством Чан Кайши было приобретено 12 танкеток Carden-Loyd Mk.VI. В дальнейшем последовало несколько заказов на разведывательные танки-амфибии Light Amphibious Tank M.1931 (Vickers-Carden-Loyd M.1931). Всего было закуплено 32 танка-разведчика данного типа. Впрочем, наибольшей удачей стала закупка более солидных танков — Vickers Mk.E. Эти боевые машины стали едва ли не символами китайских танковых подразделений довоенного периода.
Надо сказать, что отчасти английские военные, которые забраковали Vickers Mk.E, были правы. Двухбашенный пулеметный танк оказался мало кем востребованным. В СССР изначально закупали пушечно-пулеметный вариант, лишь проблемы с производством пушек привели к тому, что основная часть двухбашенных Т-26, советской версии Vickers Mk.E Type A, была пулеметной. Примерно то же самое можно видеть и с польскими Vickers Mk.E Type A. Имелась и вполне очевидная проблема, связанная с перегревом двигателя, по крайней мере на ранних машинах. Вместе с тем, если внимательно посмотреть на то, что далее заказали английские военные, возникают смешанные чувства. Вместо легкого танка сопровождения пехоты получился танк-разведчик. Хорошим он был ровно до того момента, пока не приходилось решать задачи, свойственные любому без исключению танку. Пехоте без разницы, для чего так или иная машина предназначена, ей нужен танк, который будет поддерживать ее огнем. И вот тут Vickers Mk.E оказывался однозначно лучше скоростных 5-тонных танков, которые заказали себе англичане. Как и лучше 4-тонных экспортных танков, которые стали производной VCL M.1931. История китайских «Виккерсов» является наиболее показательным примером.
Китай не стал первой страной в регионе, которая закупила Vickers Mk.E. В ноябре 1932 года партию из 10 танков заказал Сиам, причем Vickers сработал весьма оперативно, поставив их в период с декабря 1932 по март 1933 года. К тому моменту вместо двухбашенной версии Type A, окончательно сошедшей со сцены, производились более удачные однобашенные Type B. Данная версия оснащалась двухместной башни в форме усеченного конуса, которую сместили к левому борту. Она получила вооружение в виде 47-мм пушки Vickers QF с длиной ствола 20 калибров, которая была спарена с пулеметом водяного охлаждения той же марки. Орудие имело более скромные характеристики бронепробития, нежели системы, устанавливаемые в Medium Tank Mk.II, но как средство борьбы с танками вполне годилась. Пробития 25 мм на дистанции 500 метров хватало для борьбы с танками, имевшими противопульную броню. Конечно, были и Renault NC с 30 мм брони, но на самом деле данных танков можно было не бояться. Японцы, единственные их операторы, перестали использовать свои Renault NC-27 в первой линии с 1932 года. Более важным было то, что в боекомплект экспортной 47-мм пушки входили осколочно-фугасные снаряды. Также была проведена работа над ошибками с точки зрения обзорности. По периметру башни появилось 3 смотровых прибора, довольно примитивных по конструкции, но у Light Tank Mk.III, который выпускался примерно тогда же для английской армии, не было и их. Получился вполне приличный, хотя и довольно дорогой, танк поддержки пехоты. Боезапас, правда, получился не поражающий воображение — 50 патронов к 47-мм пушке.
Переговоры о закупке Vickers Mk.E начались в начале 1934 года. Итогом стало подписание 9 марта 1934 года соглашения о поставке 12 танков. Данные машины получили серийные номера в пределах V.A.E.800-V.A.E.811. Поскольку было известно о проблемах с перегревом мотора, для Китая провели доработки. В остальном же машины полностью соответствовали тем, что получал Сиам. Впрочем, имелась еще одна деталь — окраска. Специально для Китая еще на заводе танки получили 3-цветный камуфляж с обводкой пятен. Это стало характерным признаком танков Vickers для Китая. Заказ был выполнен довольно оперативно: машины сдали в период с 29 сентября по 13 ноября 1934 года. При этом еще до сдачи первых машин был решен вопрос об изготовлении дополнительной партии танков.
Практически с самого начала производства Vickers Mk.E была доступна радийная версия. Правда, размещалась радиостанция Marconi SB 4 крайне неудобно — в нише за правой пулеметной башне. В однобашенной версии радиостанцию не ставили. Между тем, полезность радиосвязи становилась всё более очевидной, тем более что на наличии радиосвязи настаивали и немецкие советники, которые находились в Китае. В результате второй контракт, подписанный 25 мая 1934 года, подразумевал 4 радийных танка с серийными номерами V.A.E.845-V.A.E-848. Радиостанцию Marconi SB 4a разместили в кормовой нише башни, что было куда удобнее. Тем более что теперь расчет башни не стоял, как в Vickers Mk.E Type A, а сидел на сиденьях. Также танки второй серии получили фары в кожухах и несколько измененный состав шанцевого инструмента. Сдали эти машины в период с 13 марта по 10 мая 1935 года. Третий заказ, также на 4 машины, оформили 12 сентября 1935 года. Машины с серийными номерами V.A.E.1148-V.A.E.1151 практически ничем не отличались от предшественников. Итого 20 танков, негусто, но тем не менее.
О том, как именно себя проявили китайские «Виккерсы», обычно пишется немного. В данном случае довольно интересно услышать мнение немцев, которые вот многом являлись организаторами китайских танковых подразделений. Немалую лепту в это внес генерал Йоханнес Фридрих Леопольд фон Сект, который с 1933 по 1936 годы был советником Чан Кайши. Первым подразделением, которое было организовано, являлся 1-й танковый батальон. Он состояла из 32 танка-разведчика VCL M.1931, а также 3 Vickers Mk.E. Основная же масса танков данного типа попала во 2- танковый батальон, где находилось 17 Vickers Mk.E, плюс танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Оба батальона находились в Шанхае. Еще один, 3-й танковый батальон, был позже сформирован в Нанкине, там оказались La.S. (так в тот момент назывались Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обучение китайских танкистов велось немецкими, а также английскими инструкторами, причем качество обучения самими китайцами оценивалось низко. Это же указывали и советские специалисты в 1938 году.
По большому счету, информация по эксплуатации английских танков в китайской армии в период с 1936 по 1937 годы известна только по отчетам Krupp. Отчеты крайне интересные, поскольку по ним явно видно превосходство английских танков. Даже VCL M.1931 оказался более полезной боевой единицей, нежели Pz.Kpfw.I. Немецкие танки оказались попросту не готовы к эксплуатации в Китае. Совсем иначе дела обстояли с английскими танками. Они оказались тем самым, что требовалось в регионе. Особенно это касалось подвески, на которую в других местах порой ругались. Очень сложная местность как нельзя лучше подходила для 8-катковой ходовой части конструкции Кардена и Лойда. Машина весьма уверенно ездила по рисовым полям. Адекватным было названо и вооружение. По большому счету, для Krupp полученная информация была лишь еще одним из звоночков по поводу боевых качеств Pz.Kpfw.I Ausf.A. Первый такой звоночек прозвучал в конце 1936 года из Испании. Там легкому танку пришлось столкнуться с советским аналогом Vickers Mk.E — легким танком Т-26. Причем советская машина была лучше английского прародителя.
Боевым дебютом китайский танков стало сражение за Шанхай, начавшееся 13 августа 1937 года. Танковые батальоны действовали совместно с 36-й и 87-й дивизиями, которые были обучены немецкими инструкторами и имели преимущественно немецкое вооружение. Впрочем, с самого начала имелось несколько существенных проблем, которые самым прямым образом повлияли на исход применения китайских танков. Во-первых, уровень обучения китайских танкистов был невысоким, особенно это касается слаженности действий. Во-вторых, сама по себе идея отправить танки в город, тем более такой, как Шанхай, являлась самоубийственной. В-третьих, общее взаимодействие танков с пехотой было, как обычно — никакой.
Все эти проблемы самым ярким образом проявились еще в ходе первой фазы сражения за Шанхай. Основная часть китайских танков «сточилась» еще в августе 1937 года. Прорвав японскую оборону, далее пехота от танков отстала. В результате воевать китайским танкам приходилось один на один с японской пехотой. В условиях городских боёв финал немного предсказуемый. Кроме того, часто вести огонь приходилось по баррикадам, а против них мощи 47-мм пушки было маловато. Результатом стало то, что значительная часть китайских танков погибла в первые недели боев. Тем не менее, общая оценка применения Vickers Mk.E оказалась весьма высокой. Это было лучшее, чем располагали китайские силы. Это же в своих докладах указывают и немцы. Кроме того, «Виккерсы» имели хотя бы какой-то эффект от применения, в отличие от Pz.Kpfw.I. В Нанкине они вообще себя никак не проявили: из 15 танков подбили 3, остальные просто бросили.
К началу 1938 года из 96 танков и танкеток китайской армии осталось 48. Общий состав выживших машин неизвестен, но среди них имелись и Vickers Mk.E. Таким образом, рассказы о том, что все «Виккерсы» погибли в Шанхае, не соответствуют действительности. В начале 1938 года немецкая помощь Китаю прекратилась, но свято место пусто не бывает. Уже весной 1938 года прибыли первые Т-26, всего СССР поставил 82 таких танка. В конце 1937 года была сформирована 200-я дивизия, куда попали останки двух танковых батальонов. Далее два танковых полка стали пополняться новой матчастью — легкими танками Т-26 и итальянскими малыми танками Carro Armato L 3. Vickers Mk.E свели в отдельную роту. В июле 1938 года из состава 200-й дивизии выделили танковую группу (10 Т-26, та самая рота «Виккерсов» и рота L 3), которую отправили на фронт. Летом 1938 года они использовались в сражении под Кайфыном (в документах именовался Кай-Фын-Фу).
Советская оценка английских танков оказалась совсем другой. Для начала, Vickers Mk.E проигрывал Т-26 по мощности мотора, а заодно и в проходимости. Отчасти это можно списать на то, что танки уже довольно долго эксплуатировались. Также жалобы были и на перегрев мотора, что не являлось большой новостью в случае с Vickers Mk.E. В ходе маршей мотор довольно быстро нагревался до 100-110 градусов, после чего требовалась остановка. Справедливым оказался и плохой отзыв по поводу маленького боекомплекта. Наконец, английскую броню раскритиковали. По словам советских специалистов, при попадании пуль и снарядов она часто раскалывалась, нанося дополнительные увечья экипажам. Данный факт подтвердился в 1940 году, когда производили обстрел башни польского Vickers Mk.E. Выяснилось, что английская броня хуже польской (одновременно обстреливали башню 7TP). Оценка самими китайцами Vickers Mk.E в ходе боев под Кайфыном была невысокой. По сути это был последний случай массового применения данных танков китайской армией. На некоторое время основным танком китайской армии стал Т-26.
Список источников:
- Vickers 6-ton Mark E/F vol.II, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 325, 2009
- РГВА
- Фотоархив автора
- eBay
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/luchshii-iz-kitaiskih-tankov-608e625a87bf2977fcdbbaba