***
Договорившись встретиться на Никитской Сечи, основная группа и группа Соколенка проделали свой путь примерно за две недели. Соединившись, пошли к калмыкам Ягура, стоявшего ордой к северо-востоку от Азовского Моря. Оставили на сечи треть лошадей, на кош. Из ценного имущества треть дали на церковь. Ясырь взяли с собой, посадив верхом.
Калмыки были ярые противники ислама, исповедовали буддизм и часто помогали православным в войнах против мусульман.
Проделав путь за три недели, сразу же атаковали ногайские улусы. Ногаи, не ожидая нападения, не приняли бой, большинством ушли на лошадях, бросив стойбища. Хитрый Джамба Ягур, взяв в уплату ясырь, дал лишь пятьсот воинов, для похода против Выговского.
Сразу же вышли, рассчитывая, чтоб меньше, чем через три недели соединиться с небольшим войском воеводы Шереметьева, стоявшего в Киеве, пока Трубецкой и Беспалый под Путивлем, маневрируя, отступали с боями к Белгороду, теснимые основными силами гетмана и ханской ордой.
Через неделю, после выхода атамана Сирка к калмыкам, на Никитскую Сечь прискакал молодой казак-подросток со страшной вестью.
На село Капуливку, где жила жена Ивана Сирка София, напали посланные калгой Кырым Гиреем четыре сотни янычар во главе с Искандер-пашой.
— Напали на Капулівку, Роман з ними рубитися, а Сірчиха з дочками у очереті заховалась.
Погиб Роман Сирченко, младший сын Сирка. Софии с дочерьми удалось уйти.
Поколебавшись, Демьян Многогрешный отправил посыльных с тяжёлой новостью к Сирку.
За Бахмутом дозорный отряд войска Ивана Сирка встретил вестовых из войска атамана Беспалого. Те сообщили, что уманьский полковник Тимош с полком в три тысячи сабель, с двумя хоругвями польских гусар, около тысячи человек, и пять тысяч татарского войска идут навстречу, чтоб упредить Сирка. Также собирают из растянувшихся ханских войск отряд, около трёх тысяч человек, который подойдёт днём позже.
Беспалый выслал сотню Петра Сирченка, чтобы предупредить Сирка. Тимош узнал об этом, послал хоругвь Понятовского перехватить его. У реки Тор отряд Понятовского настиг Петра. Сирченко направил полсотни к Ивану Сирку, с другой половиной остался сам, чтоб задержать гусар. Те, что остались, все погибли.
Войско шло скорым шагом, расчётливо сохраняя силы лошадей.
В полдень, посыльные от Многогрешного догнали отряд Сирка.
Узнав страшную весть, атаман не проронил ни слова, сцепив зубы, указал рукой двигаться дальше.
Под вечер казаки головного дозора вернулись с вестовыми от Беспалого.
Шли на рысях. Сирко невидящими глазами мрачно глядел перед собой. Лицо Ивана почернело.
Казаки шли, держась немного поодаль.
И сердце болело у них за атамана.
В полночь остановились переменить лошадей.
Иван Сирко, несколько придя в себя, свыкнувшись с утратой, созвал командиров на совет.
Было решено тотчас же на свежих лошадях, не делая привала, налегке двигаться в сторону местечка Соляной Тор. Часть лошадей с припасом и маленькие пушки оставили с двумя сотнями.
Войско Ивана Сирка насчитывало почти пять тысяч сабель.
К востоку от горы Карачун стояло ночёвкой войско полковника Тимоша. Небо уже стало сереть и воины, поправляя сбрую, готовились двинуться в путь.
Татарская лёгкая конница, как правило, шла в авангарде. Встретив крупные силы противника, разворачивалась, изображала отход. Разделившись, уходила на фланги. Основные силы, изготовившись, встречали противника огнём.
Татары, державшиеся особняком от лагеря Тимоша, первыми попали под удар.
Они вовремя обнаружили приближающееся войско, и вовремя изготовились к привычному манёвру.
Казаки Тимоша, спешившись, сняли с лошадей навьюченные пушки. Много его казаков имели по два мушкета.
По флангам разместили польские хоругви.
Войско Сирка быстро приближалось к изготовившемуся войску Тимоша.
Выйдя на расстояние прямой атаки, казаки развернулись в лаву, с рыси перешли в галоп.
Набирая скорость стремительно приближались к татарам.
Те до последнего не верили, что атаман пойдёт в заранее приготовленную ловушку и запоздали на несколько секунд с началом манёвра.
Конница татар стала раздаваться в стороны, но те, что были посередине, вовремя не успели уйти из-под атаки казак. Они поворачивали к польским хоругвям. Некоторые ещё оставались по центру.
Лава врубилась в их ряды, некоторых погнав на казаков Тимоша. Те, не желая стрелять в неуспевающих вовремя уйти татар, чуть замешкались с залпом.
Решившись открыть огонь, они немного задели татар, но и казаков многих не стало.
Казаки Сирко не дали противнику сделать второй залп, принялись тех рубить.
Татары мешали гусарам вступить в бой. Когда поляки смогли атаковать, с центральной группой закончили.
Разделившись, казаки стали рубиться с поляками. Те были знатные шляхтичи и не побежали, все полегли в отчаянной рубке. Оставшиеся татары ушли к хану. Полковник Тимош ушел с тремя штабными казаками.
В войске Сирка осталось меньше половины казаков.
Столько крови людской пролилось тогда, что кровь та пропитала землю до самого ада.
***
Как-то, году эдак в две тысячи двадцатом от Рождества Христова по нашему времени, и неведомо, сколько от Сотворения Мира, в ад поступило распоряжение из Небесной Канцелярии о пересмотре дела осужденного за тяжкие прегрешения раба божьего некоего Ивана Сирка.
В распоряжении предлагалось Начальнику Ада передать осужденного прибывшему спецпосланнику архангелу Михаилу для доставки его к высшему руководству.
Архангел Михаил должен был доставить грешника на Суд Божий для рассмотрения апелляции, поступившей из Мира, где указывались новые факты со стороны защиты.
Видно люди больше стали молиться за его душу.
А в аду, значит, вот какое устройство.
В самом аду холодно. Так холодно, что невозможно и минуту вытерпеть. И стоят там котлы, подогреваемые огнём. И грешники в те котлы прыгают, чтобы согреться. Но и там им так горячо, что долго пробыть нельзя. Так и прыгают туда-сюда.
А в котлах тех налито вод нечистых, чтобы грешники не могли те воды пить.
Огонь поддерживают черти своими чарами. А над ними стоит сам Хозяин.
И вот, архангел Михаил схватил раба божьего Ивана за чуб, чтобы не испачкаться, и понёс его на Седьмое Небо в Небесную Канцелярию.
За то время как они летели, воды небесные семь раз омывали раба божьего и отмыли с него всё нечистое, чтобы как полагается предстать тому перед Всевышним.
***
Вот и подошло к завершению наше повествование. Всё в нём рассказано как было. Если что и упущено, на то есть причины.
Як кажуть: то єсть наша козацька воєнная тайна.
Посвящается Дмитрию Ивановичу Яворницкому