В последнее время неожиданно злободневным стал вопрос о связи украинского и русского народов. Так, весьма громко прозвучало заявление президента Порошенко о том, что Анна Ярославна- украинка. С другой стороны, и русском инете нередко появляются высказывания обвиняющие Украину.
Здесь надо отметить следующее- Древняя или Киевская Русь знала деление на славянские племена, и включала в свой состав как территорию Киева, Чернигова, так и такие княжества (и земли) как Полоцкая, Смоленская, Ростовская, Новгородская.
Но абсолютно бессмысленно искать на ее территории границы современных государств.
Верхушка государства со времен Рюрика и Олега Вещего, бывшим, по видимому скандинавами, включала и их соотечественников (среди русских послов в Византию упоминаются скандинавы), а так же местных уроженцев, не говоря уже о том, что потомки скандинавов конечно обрусели. Кстати говоря, И Владимир Святой и Ярослав Мудрый начинали править в Новгороде, так что киевская элита при них безусловно пополнялась их сторонниками из этих городов. То же самое касалось и простых людей- торговля, служба, паломничество и т.д.- все это перемешивало людей.
С развитием технологий, расширением территорий (в том числе за счет лесостепных районов на юге) и усилением Древнерусского государства (что вело к сокращению войн и набегов) растет количество его жителей. Начинается колонизация, т.е. заселение Северо-Западной Руси, которую тогда называли Ростовской или Ростово-Суздальской землей. Заселение естественно, наиболее активно шло с юга, там где были наиболее плодородные земли, т.е. было больше всего людей. Именно в этот период появляются такие города как Москва, Тверь и т.д. Тогда же летописцы начинают говорить Южной Руси (Киевское, Черниговское, Переславское, Турово-Пинское княжества), как отдельном регионе и центре политической жизни страны.
В XIII в. происходит татаро-монгольское нашествие. Первый удар приходится на Северо-Западную Русь, второй- на Южную Русь. Основной удар приходится на города, хотя деревни конечно то же грабят по полной программе. В дальнейшем происходит сбор дани, набеги и т.д. Папские послы, проезжая через Киев, замечают что в городе спустя несколько лет после нашествия живет не больше двухсот жителей. Все эти бедствия происходят на всех завоеванных землях. В обоих случаях летописцы пишут о серьезных опустошениях и запустении.
Но дальше ситуация развивается по разному. Районы, близкие к степям, т.е. Южная Русь и Рязанское княжество, намного более свободные от лесов, представляют для татаро-монголов интерес еще и как пастбища для скота. То есть кочевники начинают пасти там свои стада. И дело даже не в том, что попутно они грабили земледельцев, хотя это то же важно. Но и в том, что ордынские кони вытаптывали и поедали поля, разоряя земледельцев.
На северо-западе этот вопрос затронул только Рязанское княжество, которое серьезно слабеет в это время. А вот на Юге происходит резкое сокращение населения, причем возрождения после нашествия практически не происходит. Так, в 1299 г. летописец описывая переезд общерусского митрополита Максима во Владимир, отмечает- весь Киев разъехался.
То есть жители тогдашнего Киева, как и других городов и деревень Южной Руси, вслед за крестьянами покидают свои родные земли. Ведь если нет земледелия, то практически нет и основы экономики. Киев, Чернигов, Переславль превращаются в небольшие городки, стоящие на границе со степью.
И здесь надо понять, куда уходят жители разоренных земель. Конечно, были те кто уходили в Галицию и Волынь, чьи князья в первой половине 13 в. становятся хозяевами Южной Руси на фоне разорения и опустошения более южных земель. Были и те, кто уходил в Смоленск, Полоцк и т.д. Но именно в это время Москва, Тверь и другие земли из относительно малоосвоенных и бедных людьми (а, следовательно деньгами, воинами и т.д.) земель превращаются в богатые и влиятельные княжества.
Причем речь идет не только о переселении простых крестьян, но и влиятельных людей. Известно семь бояр Даниила Москвского, первого московского. Поскольку в то время московское летописание только зарождалась, то их происхождение известно только для троих. Как выяснил историк А. Горский, из этих троих родов один был местным, второй из Чернигова, третий- из Киева. Как замечает историк, судя по косвенным данным, выходцами с южной Руси были и многие другие бояре из окружения московского князя.
Не забудем, что и московский князь, как сын Александра Невского, правнук Юрия Долгорукого и пра-правнук Владимира Мономаха, был выходцем с Южной Руси.
В дальнейшем этот процесс перехода людей с юга на север-восток продолжался, вспомним хотя воеводу Боброка Волынского.
В конце 14 в., с разгромом татаро-монгол у Синих вод (1362 г) начинается обратный процесс, который наиболее активно идет в 15-16 вв. Именно в этот период земли бывшей Южной Руси, которую в то время все чаще стали называть Украиной (т.е. окраиной, впрочем так называли и другие районы на границе со степью, например рязанская украина), начинают заселятся заново.
И вновь вопросу- а откуда эти переселенцы? Судя по православной вере и русскому языку, это выходцы из тех земель, куда уходили их предки в прошлые века. Не будем забывать, что 15-16 вв. это время, когда крестьяне были свободными, а в условиях феодальной раздробленности границы никак не охранялись, за исключением мест, где собирались таможенные пошлины. Даже с объединением Руси и введением Юрьева дня как закона, т.е. ограничения передвижения, это все таки было ограничение а не запрет. А границы представляли собой не современные четкие линии, дополненные контролем пограничников, специальными полосами и т.д., а просто власти той или иной страны, живущие в городе. То есть если вы шли с семьей, скотиной и на телеге- вам нужно было ехать по более менее налаженным маршрутам и платить налоги. Да и то, дороги тогда были скорее хоженными тропами в современном понимании, т.е. шанс был. Если же вы шли пешком- то любую границу можно было пересечь без проблем.
Украинская народность зарождается именно тогда, впрочем, как и российская. И как мы видим, зарождается на основе многочисленных переселений людьми с одной территории на другую. Так что выражение братские народы, это, к добру или к худу, не просто красивые слова, а просто констатация факта.